ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА (Факультатив по теории менеджмента для учащихся старших классов образовательных учреждений)



ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТАСущность и цели инновационного менеджмента.
Основные задачи и принципы инновационного менеджмента.
Инновационный потенциал современной организации.
Основные подходы к оценке инновационного потенциала организации.
Диагностический анализ инновационной среды организации по методу SWOT – анализа.
Формы малого инновационного предпринимательства.
Сущность и цели инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – это такое управление, целью которого является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:
разработку планов и программ инновационной деятельности;
наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
рассмотрение проектов создания новых продуктов;
проведение единой инновационной политики (координация деятельности в производственных подразделениях);
обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;
обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем.
Цели процесса инновации можно свести к следующим:
нахождение нового технического решения задачи - создание изобретения;
проведение НИОКР;
налаживание серийного производства продукции;
параллельная подготовка и организация сбыта;
внедрение нового товара на рынок;
закрепление на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышения конкурентоспособности продукта.
Основные этапы процесса инновации:
систематизация поступающих идей (сбор информации о технологических изменениях в отрасли/подотрасли, о потенциальных возможностях фирмы, о сегментах рынка и тенденциях их развития);
отбор выявленных идей и выработка идей нового продукта;
анализ экономической эффективности нового продукта, разработка программы маркетинга;
создание нового продукта;
тестирование на рынке;
внедрение нового изделия в производство на основе программы маркетинга по продукту.
2.Основные задачи и принципы инновационного менеджмента
Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Понятие "инновация" применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим экономию затрат.
Управление нововведениями представляет собой сочетание различных функций (маркетинг, планирование, организация, контроль), каждая из которых направлена на решение специфических вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого спектра конкретных мероприятий. Основные задачи, решающиеся в рамках менеджмента продуктовых инноваций:
исследование рынка для новых продуктов (потребности, емкость, предпочтения потребителей, выбор целевых сегментов рынка, стратегии продвижения товара к потребителям);
прогнозирование деятельности, характера и стадий жизненного цикла нового продукта;
определение способов продажи нового продукта;
исследование конъюнктуры рынка ресурсов;
нахождение субподрядчиков на освоение и поставку комплектующих изделий, оборудования;
проработка возможных вариантов кооперации с конкурентами по поводу разработки и освоения технически сложного или рискового продукта;
осуществление комплексного анализа затрат, цены, объемов производства и продаж нового продукта;
оценка эффективности и планирование инновации как инвестиционного проекта;
анализ рисков, определение методов их минимизации и страхования;
выбор организационной формы создания, освоения и размещения на рынке нового продукта;
исследование целесообразности и планирование наиболее адекватных форм передачи технологии в процессе создания, освоения, размещения на рынке и поддержания необходимого объема продаж нового продукта.
Огромное значение для повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование принципов менеджмента:
создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;
нацеленность всей инновационной деятельности на потребителя;
определение приоритетных направлений инновационной деятельности исходя из целей и задач фирмы;
сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса "исследование – производство – сбыт";
максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений, организация работы не по "эстафетному" принципу, а на основе параллельного решения инновационных задач.
3. Инновационный потенциал современной организации
Инновационный потенциал организации – это мера готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений. От состояния инновационного потенциала зависит выбор инновационной стратегии, поэтому его оценка –необходимая операция процесса разработки стратегии. Задача менеджмента состоит в том, чтобы перевести потенциал из одного состояния в другое, достаточное для достижения целей фирмы.
Развитие инновационного потенциала предприятия как целого может осуществляться только через развитие компонентов его внутренней среды, поэтому необходим анализ внутренней среды. Внутренняя среда организации построена из элементов, образующих ее производственно-хозяйственную систему. Элементы сгруппированы в следующие блоки:
продуктовый (проектный) блок – направления деятельности фирмы и их результаты в виде продуктов и услуг (проекты и программы);
функциональный блок – оператор преобразования ресурсов, оргструктуры и управления в продукты и услуги в процессе трудовой деятельности сотрудников предприятия на всех стадиях движения изделий, включающих НИОКР, производство, реализацию и потребление;
ресурсный блок – комплекс материально-технических, трудовых, информационных и финансовых ресурсов;
организационный блок – организационная структура, технология процесса по всем функциям и проектам, организационная культура;
блок управления – общее руководство фирмой, система и стиль управления.
Оценка инновационного потенциала осуществляется по схеме "ресурс – функция – проект". Под проектом или программой понимается выпуск и реализация нового продукта, направление деятельности. Задачи оценки инновационного потенциала могут быть поставлены в двух плоскостях:
частная оценка готовности организации к реализации одного нового проекта;
интегральная оценка текущего состояния организации относительно всех или группы реализуемых проектов.
Состояние инновационного потенциала определяется состоянием совокупности потенциалов проектов. Состояние потенциала каждого проекта зависит от способности фирмы выполнить все производственные и управленческие функции по объему, качеству, своевременности и экономичности. Потребности практики выдвигают необходимость в двух схемах оценки инновационного потенциала: детального и диагностического.
4. Основные подходы к оценке инновационного потенциала организации
Детальный анализ внутренней среды и оценки инновационного потенциала организации из-за большой трудоемкости проводится редко, в основном на стадии обоснования инновационного проекта. Схема оценки потенциала такова:
описание проблемы развития предприятия;
постановка задачи, входящей в программу решения проблемы;
описание системной модели деятельности (раскрывается внутренняя и внешняя среда, группы факторов влияния на инновационную деятельность);
оценка ресурсного потенциала относительно поставленной инновационной задачи;
оценка организационного потенциала;
оценка способности достичь заданные результаты деятельности;
интегральная оценка потенциала организации, ее готовности решить поставленную задачу, формулировка общих выводов по анализу;
определение основных направлений проекта подготовки предприятия для достижения требуемого потенциала, составление задания на разработку проекта.
Диагностический подход реализуется в анализе и диагностике состояния фирмы по ограниченному и доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров. Условия качественного проведения анализа:
должны использоваться знания системной модели и в целом системного анализа исследуемого объекта;
необходимо знать взаимосвязь диагностических параметров с другими важными параметрами системы, чтобы по состоянию диагностического параметра определить состояние всей системы либо ее части;
информация о значениях отобранных диагностических параметров должна быть достоверной, так как при ограничении количества параметров возрастает риск потерь из-за неточного диагноза состояния системы.
Диагностическими параметрами могут быть входные и выходные (относительно системы) показатели эффективности использования ресурсов; локальные (указывающие на один дефект системы), комплексные (указывающие на ряд дефектов); зависимые (когда для выявления дефекта внутреннего состояния системы требуется несколько диагностических параметров) и независимые (достаточно одного параметра).
Внутреннее состояние системы описывается структурными параметрами, которые делятся на ресурсные (характеризуют износ, остаточную мощность, запас ресурса и организационных средств) и функциональные (характеризуют рациональность, эффективность функционирования системы по отношению к использованию ресурсов, организационного потенциала и управляющему воздействию). Схема диагностического анализа такова:
ведение каталога управляющих воздействий на организацию, а также каталога ситуаций и состояния внешней среды;
ведение каталога диагностических параметров, характеризующих внешние проявления организации;
ведение каталога структурных параметров, характеризующих внутреннее состояние организации;
установление взаимосвязи структурных и диагностических параметров системы организации;
наблюдение диагностических параметров и обработка статистических данных;
оценка структурных параметров;
оценка состояния частных параметров организации и определение интегральной оценки ее потенциала.
Диагностический анализ инновационной среды организации по методу SWOT – анализа
Инновационная среда складывается из инновационного потенциала, дающего оценку состояния ее внутренней среды, и инновационного климата, дающего оценку состояния ее внешней среды. Анализ внешней среды фирмы осуществляется с целью:
выявления в ее потенциале силы (S);
выявления в ее потенциале слабости (W);
установления возможностей, предоставляемых организации ее внешней средой (О);
выявления угроз для фирмы со стороны внешней среды (Т).
После составления списка сильных и слабых сторон потенциала организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней среды между ними устанавливаются связи.
Осмысление возможных ситуаций осуществляется по матрице, которая строится на двух векторах: состоянии внешней среды и состоянии внутренней среды:
Складываются следующие группы ситуаций:
поле SO – "сила - возможности". Фиксируются те сильные стороны потенциала организации, которые обеспечивают ей использование представившихся возможностей. Если в целом по некоторой открывающейся возможности ее позиции очень сильны, то это может вылиться в соответствующую стратегию их использования;
поле ST – "сила - угрозы". Фиксируются те слабые стороны организации, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности. Могут рассматриваться стратегии по развитию потенциала;
поле WT – "слабость - угрозы". Наихудшее сочетание для организации, требующее особого внимания. Снижение угроз возможно лишь посредством разработки стратегий развития потенциала;
поле WO – "слабость - возможности". Руководству организации следует определить целесообразность использования возможностей при наличии таких слабых сторон состояния организации или целесообразность поиска стратегии развития потенциала.
6. Формы малого инновационного предпринимательства
Новые фирмы в рамках старых компаний – прогрессивный элемент образования молодых компаний. Корпорации субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.
Обычный способ организации молодых компаний таков: материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем по меньшей мере 80% новой фирмы, которая числится как филиал, но фактически является отдельной компанией. Убытки от деятельности новой фирмы ложатся на материнскую компанию, которая к тому же не может получить 100% прибыли. Чтобы обойти данную проблему, некоторые фирмы делают новую компанию своей 100% собственностью. Основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене, получая доходы от прироста капитала; акции вскоре выкупаются.
Венчурная фирма (риск-фирма) представляет собой предприятие, создаваемое для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском. При организации риск-фирмы группа лиц, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для организации производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами) через посредника, руководителя малого предприятия, убежденного в перспективности идеи. Руководство этого предприятия должно быть компетентно не только в научно-технической сфере, но и в области производства и реализации продукции.
Риск-фирма создается на базе существующего малого предприятия. Руководитель риск-фирмы обеспечивает частичное финансирование проекта из средств возглавляемого предприятия и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности проекта до того момента, когда риск-фирма передает наработки более мощной финансовой группе.
Под "фирмой-инкубатором" понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений, лабораторий, испытательных стендов и т.п., и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим и юридическим вопросам. Фирмы-инкубаторы бывают трех типов.
бесприбыльные. Субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона;
прибыльные - частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. Не предоставляют сниженных тарифов за услуги, но позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те услуги, которыми арендатор фактически воспользовался;
филиалы высших учебных заведений. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможности пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.