Программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся. «Мир- спасет красота».
Наименование
программы
Программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся.
«Мир- спасет красота».
Основания для
разработки программы
1. Система работы по художественно-эстетическому воспитании;
2. Осуществление межпредметных связей в художественно-эстетическом воспитании учащихся;
3. Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;
4. Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями;
5. Организация практической деятельности школьников по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
6. Разработка и реализация спецпроектов с привлечением родителей и общественности
7. Проведение регулярных тематических мероприятий
Разработчик Воспитатель КС «К» ОУ «Калининская
программы специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-
интернат» Воинова Е.С.
Цель программы 1 воспитание гармоничной личности ребёнка
2 воспитание ценностного отношения к искусству,
эстетического вкуса
Задачи программы 1. формирование образного мира ребёнка,
2. приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
3. развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное.
4. использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
5. обучение этическим нормам и правилам
6. привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями
Сроки реализации на 2014-2016 учебный год
программы
Перечень приоритетных 1. Индивидуальная работа с учащимися
мероприятий 2. Проведение классных часов
3. Внеклассные мероприятия: предметные
кружки, конкурсы сказок, стихотворений,
рисунков; выставка поделок; смотр художест-
венной самодеятельности; спортивные
кружки (теннис, шашки); проведение
информационных часов; участие в
соревнованиях, проводимых в классе
4. Внешкольные мероприятия, проводимые в
районе: конкурс рисунков, выставка поделок,
смотр художественной самодеятельности
Объемы и источники Государственное обеспечение
финансирования
Ожидаемые результаты 1 создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка,
2 организация взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленная на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников.
Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры).
«Чтобы воспитать человека чувствующим
и думающим, его следует, прежде всего,
воспитать эстетически»
(Ф. Шиллер)
Пояснительная записка.
Здоровье, Семья, Отечество, Культура, Человек, Труд, Природа - это общечеловеческие ценности, которые являются основой воспитательного процесса.
Культура - великое богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Задача педагога - помочь воспитанникам приобщиться к культуре своего народа, к ее мировым сокровищам. Мерой культуры и воспитанности можно считать интеллигентность.
Художественно-эстетическое образование и воспитание – одно из ведущих путей гуманизации воспитания. Важность и значимость художественно-эстетического образования и воспитания школьника особенно актуальна в наше время, когда нигилизм, товарно-рыночная психология, псевдокультурная продукция отодвинули истинные человеческие ценности, разрушают нравственные идеалы, зомбируют умы школьников низкопробными, развращающими, низменными потребностями, когда ценность заменяется ценой, а грубая сила, изворотливость и ложь становятся "достоинствами".
Задача художественно-эстетического образования в школе - развивающее обучение, оно рассматривается не в свете достижения престижных образцов, а сточки зрения творческой самореализации учащихся.
Искусство в школе - это не только комплекс отдельных дисциплин, но и художественная, творческая деятельность учащихся в изучении предметов, а также вся внеклассная деятельность, направленная на формирование внутреннего мира растущего человека, его нравственного облика.
Учебная, воспитательная и художественно-эстетическая работа школы представляет собой единый, неразрывный процесс. Такое взаимодействие составляющих элементов работы школы базируется на убеждённости педагогического коллектива в огромной воспитательной роли искусства, в его благотворном влиянии на учебно-воспитательный процесс в школе.
Основная направленность работы преподавателей по художественно-эстетическому образованию и воспитанию - предоставление разнообразных возможностей для раскрытия природных задатков и способностей ребёнка (в театрализованных постановках, рисовании, пении, танцах и др.) - формирование творческой личности, что является конечной целью работы всей школы.
Особенностью внеклассной работы является её добровольность. И чем интереснее, содержательней и разнообразнее форма внеклассной работы, тем больше школьников становятся её участниками.
Целью Программы - является воспитание гармоничной личности ребёнка,
воспитание ценностного отношения к искусству,
эстетического вкуса.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- формирование образного мира ребёнка;
- приобщение школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;
- развитие интуиции с творческой интеллектуальной деятельностью, способность понимать и ценить прекрасное;
- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях саморазвития, самосовершенствования ребенка, самореализации его творческих способностей;
- обучение этическим нормам и правилам.
- привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями
- развитие духовной потребности в общении с природой, осознание ее облагораживающего воздействия, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера;
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2 ближайших года. Она определяет содержание и основные пути развития системы художественно-эстетического воспитания школьников, ее основных компонентов и направлена на дальнейшее становление нравственной, духовной, свободной и творческой личности; воспитание ценностного отношения к искусству, эстетического вкуса, приобщение к культуре, развитие умения видеть и ценить прекрасное, обучение этическим нормам и правилам.
Программа реализуется в три этапа:
1. диагностико-проектный - 2014 учебный год
2. содержательно-деятельностный – 2014-2015учебный год
3. рефлексивный – 2015-2016 учебный год
Содержание деятельности на каждом этапе:
1. Диагностико-проектный:
· обобщение опыта школы в организации художественно-эстетического воспитания;
· проведение рейтинга внеклассных мероприятий
· разработка групповых проектов по развитию отдельных аспектов художественно-эстетического воспитания отдельными классами, внешкольными объединениями и т. п.;
· сбор информации о численном составе учащихся, занимающихся в кружках художественно-эстетического направления и кружка ДК.
2. Содержательно-деятельностный:
· реализация комплекса проектов – как вновь созданных, так и традиционных как внутри, так и внешкольных.
3. Рефлексивный:
· выявление результативности реализуемых программ (общешкольной программы и программ классных коллективов) посредством комплексной диагностики, обобщение итогов, определение перспектив.
Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват художественно-эстетическим воспитанием всех учащихся школы – с 8 по 9 –ый класс.
· Развитие форм и методов художественно-эстетического воспитания на основе новых информационных технологий для совершенствования процесса художественно-эстетического воспитания.
· Развитие методических основ художественно-эстетического воспитания предусматривает:
Ш разработка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] по проблемам
формирования нравственной, духовной и творческой личности
и приобщению школьников к ценностям культуры, искусства и
лучшим образцам народного творчества;
Ш изучение и обобщение педагогического опыта в области
художественно-эстетического воспитания для его внедрения в
практику.
· Координация деятельности основного, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], внеклассной деятельности и работы общественных организаций в интересах художественно-эстетического воспитания.
Участие классных коллективов в программе
Каждый классный коллектив конкретизирует данную программу. Исходя из особенностей жизни и традиций класса, интересов и возможностей школьников и их родителей, в каждом классе разрабатывается своя собственная система дел по ее реализации.
В школе уже сложилась система КТД. Коллективные творческие дела - это и труд, и общение, и искусство, и различные формы досуговой деятельности. Эти дела вносят в жизнь школы определенный ритм и упорядоченность; праздники знаний активизируют деятельность интеллектуалов школы, фестивали искусств - удовлетворяют детскую потребность в сценическом самовыражении. От педагогов во время проведения КТД требуется умелое и тактичное соучастие.
Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и развивать индивидуальные особенности учащегося и сплачивает классные коллективы. Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «я».
Принципы художественно-эстетической деятельности
1. Принцип развития
2. Принцип индивидуальности
3. Принцип творчества и успеха
4. Принцип поддержки и доверия
5. Принцип ответственности
Социокультурная среда – единое пространство по художественно-эстетическому воспитанию.
Калейдоскоп
возможных форм работы с детьми
Праздники:
- праздник «День знаний»
- праздник «День учителя»
- праздник «День матери»
-новогоднее представление у елки
- День защитника Отечества
- праздник «8 Марта»
- неделя здоровья
- праздник «День Победы»
- праздник последнего звонка
Устные журналы:
· «Очевидное - невероятное».
· «Моя родословная».
· «Семейные традиции».
Диспуты:
· «Можно ли изменить свой характер?».
· «Что значит владеть собой?».
· «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?».
· «Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?».
· «Можно ли стать красивым?».
· «Что такое духовность человека?».
· «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?».
· «Сеющий неправду пожнет беду».
· «Разумное и нравственное всегда совпадают».
· «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
· «Надо ли любить всех?».
Игры:
· «Добро пожаловать!» .
· «Школа, которую мы строим».
· «Тайны вокруг нас».
· «По каким правилам мы живем?».
· «Твои гражданские права».
Вечера:
· «Молодость наших бабушек».
· «Орден твоего деда».
· «Моя малая Родина».
Викторины:
· «Классики литературы о добре и зле».
· «Новогодняя. По странам и континентам».
· «Братья наши меньшие».
Беседы:
· «Расскажи мне обо мне».
· «Как изучить самого себя».
· «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
· «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».
· «Расскажи мне о себе».
· «В дружбе - сила».
· «Чтобы иметь друга, надо быть им».
Выставки поделок:
· «Праздник Урожая».
· «Наша лучшая кормушка».
Встречи с интересными людьми:
· «Встреча с ветеранами педагогического труда».
· «Моя родословная».
Игры-путешествия:
· «Имена путешественников на карте нашей страны».
· «По маршрутам Колумба».
· «Доброе утро, ветеран».
· «Праздничный сюрприз».
· «Подарок моим друзьям».
· «Снежная сказка» (для малышей).
Ожидаемые результаты
Воспитывая красотой, мы учим детей тонким наблюдениям, глубокому проникновению в мир искусства, воспитываем стремление своими руками творить прекрасное вокруг себя. Главное здесь - создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка, создание взаимосвязи искусства и учебных предметов, направленной на обеспечение целостного художественно-творческого развития школьников. Мы считаем, что жизнь детей в школе должна быть яркой, красочной, эмоциональной, что детей должны окружать музыка, произведения искусства, цветы. Важно, чтобы дети были включены в этот процесс, были активными участниками. Необходимо, чтобы все пели, все танцевали, создавали произведения искусства (пусть не шедевры). Занятия вокалом, театром, танцами, ИЗО должны стать для школьников средством самовыражения, самоутверждения. Концерты и фестивали искусства и литературные салоны, музыкальные гостиные и выставки рисунков, фото, изящных поделок, должны стать в школе традиционными.
13PAGE 15
Рисунок 2Рисунок 4Заголовок 115