Рабочая программа по русскому языку. 5 кл.(по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,мН.М.Шанского), с учётом требований ФГОС.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР «МБОУ
« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»________________________
/Глушенкова Л..А./
«__»________________2016 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
« СОШ с. Александровка 3-я Калининского района Саратовской области»__________________
/Стасевич О.В../
Приказ № _______ от «__»_______________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку в 5 классе
педагога первой квалификационной категории
Закутней Елены Юрьевны
Рассмотрено на заседании
методического совета
Протокол № ____от «__»______________2016 г.
с. Александровка 3-я
2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы и рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других.
Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Русский язык в современном мире — один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо обеспечить преподавание русского языка на уровне, соответствующем потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
• воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и пунктограмм.
Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями . Усиление практической направленности обучения русскому языку в школе требует особого "внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков: деление слова по составу, различение частей речи, определение грамматической основы предложения, умение устанавливать связи слов в предложении и т. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, морфемного, словообразовательного, морфологического, синтаксического, орфографического, пунктуационного и других видов языкового анализа.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при изучении всех без исключения разделов и тем школьного курса русского языка, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания.
Достижение личностных результатов освоения курса русского языка невозможно без формирования культуроведческой компетенции.
Кулыпуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метарпедметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать.
Основные содержательные линии программы
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы. В ней выделяются три сквозные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций: содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции; содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции; содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Материал школьного курса русского языка по классам представлен следующим образом: в 5, 6 и 7 классах изучаются фонетика и графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология и орфография. Систематически курс синтаксиса является предметом изучения в 8 и 9 классах. Однако первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации вводятся пропедевтически уже в 5 классе. Это позволяет организовать систематическую работу над синтаксическими и пунктуационными навыками учащихся и изучать морфологию на синтаксической основе.
Материал в программе дается с учётом возрастных возможностей учащихся. В соответствии с этим изучение некоторых тем курса русского языка проводится в два этапа. Например, темы «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» даются в 5 и 6 классах. Работа по речевым темам и культуре речи рассредоточена по всем классам.
В каждом классе предусмотрены вводные уроки о русском языке. Эти уроки дают учителю большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению. Знания, полученные на этих уроках, обобщаются и систематизируются в разделе «Общие сведения о языке», которым заканчивается школьный курс русского языка в 9 классе.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению изученного материала.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи . Темы по развитию речи пропорционально распределяются в течение учебного года, что создает условия для более эффективного речевого развития школьников.
При реализации программы могут использоваться следующие формы обучения:
урок-коммуникация,
урок- исследование,
урок-практикум,
урок развития речи и т.д.
Формы и виды контроля: контрольный диктант,тест,зачёт,контрольные упражнения,сочинения,изложения,контрольные срезы и проверочные работы,самоконтроль и взаимоконтроль.
Достижению целей программы обучения будет способствовать
использование элементов современных образовательных технологий:
Активные методы обучения
Игровые технологии
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Метод проектов
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Информационно-коммуникационные технологии
Здоровьесберегающие технологии
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе — 105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Данная рабочая программа рассчитана на 175 часов и предназначена для реализации в 2016-2017 учебном году в 5 классе МБОУ «СОШ с.Александровка 3-я», 35 учебных недель, в неделю – 5 часов.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Содержание тем учебного курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции.
Речь и речевое общение
Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и письма.
2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).
Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлечённой из различных источников.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План текста и тезисы как виды информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Функциональные разновидности языка
1.Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.
2. Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).
Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций.
Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского народа государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
Русский язык как развивающееся явление. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.»
Русский язык — язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире.
Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном.
Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.
Фонетика и орфоэпия
1.Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [J'].
2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в структуре слова Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского -языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.
Лексика русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса, происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов : толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др., ииспользование её в различных видах деятельности.
Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.
Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложненной и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение, вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация
1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Знаки препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографическими и пунктуационными навыками. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
В календарно-тематическом планировании реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий указание не только темы и основных содержательных единиц урока, но и видов деятельности учащихся. В предлагаемом планировании учебного материала указаны лишь те виды деятельности, которые отражают предметную специфику конкретного занятия. Виды деятельности, связанные с формированием универсальных учебных действий: регулятивных (целеполагание учебной деятельности, самооценка и коррекция), коммуникативных (формулирование и аргументация собственного мнения, использование адекватных языковых средств, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками и т.д.), познавательных (смысловое чтение, осуществление операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, построение умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей и т.д.) — отрабатываются на каждом уроке.
Планируемые результаты обучения
Результаты обучения содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Календарно-тематическое планирование
№
урока Наименование разделов и тем Дата по плану Дата факти
чес. Корректи
ровка
плана Проектная деятельность ИКТ
Формирование УУД
1
Язык и общение (2+1ч)
Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и анализ текстов о языке. Озаглавливание текста. Обобщение результатов наблюдения. Написание мини-сочинений.
2 Читаем и слушаем на уроке. Чтение и анализ текста. Отработка приёмов изучающего чтения и навыков аудирования.
3 РР. Стили речи. Презентация «Стили речи» Осмысление понятия стиль речи, роли и основных стилистических особенностей разговорного, художественного и научного стилей речи. Анализ текстов разговорного, художественного и научного стилей с точки зрения их языковых особенностей.
4
Повторение изученного в начальных классах (18+5 ч.)
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Чтение и анализ текста. Осознание соотношения между произношением и написанием.
5
Орфограмма. Тест, слайды Анализ несоответствия в произношении и написании слов. Овладение способами решения орфографических задач.
6
Правописание безударных гласных в корне слова. Составление алгоритма выбора написания безударной гласной в корне слова. Использование алгоритма при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова.
7
Входной диктант. Текст диктанта,задания (слайды) Выбор написания проверяемой согласной в корне слова.. Морфемный и орфографический разбор слова.
8
Анализ к/р.
Правописание согласных в корне слова.
Составление алгоритма выбора написания проверяемой согласной в корне слова..Морфемный и орфографический разбор слова.
9
Буквы И, У, А после шипящих. Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений..
10
Разделительные Ъ и Ь. Анализ орфографического правила, его отработка при выполнении упражнений. Морфемный и орфографический разбор слова..
11
Раздельное написание предлогов с другими словами. Чтение и анализ учебного текста, составление на его основе алгоритма применения правила. Решение поставленных орфографических задач.
12
Контрольный тест по теме «Орфография». Тест интерактивный Выполнение тестовых заданий. . Морфемный и орфографический разбор.
13
Анализ результатов контрольного теста и работа над ошибками. Группировка типичных ошибок по видам орфограмм. Выявление причин ошибочных написаний. Комментирование условия выбора правильного написания слов.
14-15 РР. Текст. Обучающее изложение по тексту Г.А.Скребицкого.. Осмысление основных признаков текста. Чтение и анализ текста. Написание подробного изложения по тексту Г.А. Скребицкого.
16
Части речи. Презентация «Части речи» Систематизация изученного в начальной школе по морфологии. Распознавание имён существительных, прилагательных, местоимений, глаголов и наречий. Совершенствование приёмов чтения и аудирования. Комплексная работа с текстом. Составление связного текста.
17
Глагол. Презентация «Глагол»
Повторение и систематизация изученного о глаголе в начальной школе. Определение морфологических признаков глагола, его роли в речи.
18
ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Составление алгоритма правила написания ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Выполнение упражнений с использованием алгоритма.
19
РР. Тема текста. Сопоставление узких и широких тем. Анализ и переработка текста. Написание сочинения на заданную тему.
20
Личные окончания глаголов. Таблица, слайды Активизация знаний о личных окончаниях глаголов. Определение спряжения глаголов по результатам анализа условий их написания.
21
Имя существительное. Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных. Совершенствование умения осуществлять правильный выбор окончания имен существительных.
22
Имя прилагательное. Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Совершенствование умения осуществлять правильный выбор окончания имен прилагательных.
23
РР. Сочинение по картине. Устное описание картины А.А. Пластова "Летом". Иллюстрации, слайды Составление текста-описания по картине. Выявление отдельных признаков и деталей предмета, составление рабочих материалов. Работа с синонимическими рядами прилагательных.
24
Местоимение. Определение морфологических признаков местоимений. Языковой анализ материала. Чтение и пересказ текста.
25
РР. Основная мысль текста. Определение способов выражения основной мысли текста. Установление связей между темой и основной мыслью текста. Осмысление способа выражения темы и основной мысли текста. Редактирование текста. Создание связного текста на тему «Летние радости».
26 Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в начальных классах». Тест интерактивный Самостоятельное выполнение тестовых заданий.
27 Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.(26+3ч.)
Синтаксис. Пунктуация Осмысление роли синтаксиса и знаков препинания для понимания смысла предложения. Чтение и анализ текста. Сжатый пересказ текста.
28 Словосочетание Распознавание словосочетаний в составе предложения. Определение смысловых и грамматических связей между главным и зависимым словами в словосочетании.
29 Разбор словосочетания. Анализ словосочетания по морфологическим признакам и средствам грамматической связи.
30 Предложение. Мини-проект «Что мы называем предложением?» Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонации предложений.
31 РР. Сжатое изложение по тексту В.П. Катаева. Работа над собранным материалом. Коррекция. Чтение и анализ текста. Составление плана. Дифференциация главной и второстепенной информации. Сжатый пересказ текста.
32 Виды предложений по цели высказывания. Презентация мини-проекта, обсуждение Распознавание видов предложений по цели высказывания. Анализ смысловых и интонационных особенностей повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
33 Восклицательные предложения. Распознавание видов предложений по эмоциональной окраске. Соотнесение эмоциональной окраски и цели высказывания предложения.
34 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Главные члены предложения. Презент-я Различение главных и второстепенных членов предложения. Выделение грамматической основы предложения. Определение признаков и способов выражения подлежащего.
35 Сказуемое. Определение видов и способов выражения сказуемого. Написание мини-сочинений. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.
36 Тире между подлежащим и сказуемым. Схемы, слайды Анализ языкового материала. Формирование навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым.
37 Нераспространенные и распространенные предложения. Различение нераспространённых и распространённых предложений. Распространение предложений с помощью второстепенных и однородных членов..
38 Второстепенные члены предложения. Дополнение. Распознавание видов второстепенных членов предложения. Распознавание дополнений. Анализ графических схем. Чтение текста.
39 Определение. Распознавание определения как второстепенного члена предложения. Анализ текстов, содержащих определения.
40 Обстоятельство. Распознавание обстоятельства как второстепенного члена предложения. Чтение и анализ текстов, содержащих обстоятельства.
41 Предложения с однородными членами. Осмысление признаков однородных членов предложения. Дифференциация однородных членов предложения по синтаксическим признакам. Комплексная работа с текстом.
42 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Схемы, слайды Наблюдение за интонационными и пунктуационными особенностями предложений с однородными членами и обобщающими словами при них. Расстановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Комплексная работа с текстом.
43 Предложения с обращениями. Схемы, слайды Наблюдение за интонационными и пунктуационными особенностями предложений с обращениями. Расстановка знаков препинания в предложениях с обращениями. Анализ выразительных и стилистических особенностей предложений с обращениями.
44 РР. Письмо. Анализ текста эпистолярного жанра с точки зрения цели, назначения и стилистических особенностей. Написание письма товарищу.
45 Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простых предложений.
46 РР. Основная мысль в сочинении по картине Ф. П. Решетникова "Мальчишки". Иллюстрации, слайды . Установление связей между темой и основной мыслью картины. Осмысление способа выражения основной мысли средствами изобразительного искусства. Написание сочинения по картине на одну из предложенных тем..
47-48 Простые и сложные предложения. Схемы, слайды Анализ простых и сложных предложений с точки зрения их структуры. Определение средств связи в сложных предложениях. Написание мини-сочинения.
49 Синтаксический разбор сложного предложения. Характеристика сложного предложения. Выполнение устного и письменного разбора предложений. Составление схем. Комплексная работа с текстом.
50-51 Прямая речь. Презентация «Прямая речь».
Схемы, слайды Анализ предложений с прямой речью. Составление алгоритма постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью.
52 Диалог. Схемы, слайды Различение предложений с прямой речью и диалога. Оформление диалога в письменной речи. Комплексная работа с текстом . Составление диалогов.
53 Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Повторение и систематизация изученного по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Синтаксический и пунктуационный анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом Написание сжатого изложения.
54 Контрольный диктант с грамматическим заданием или тестирование по изученной теме. Текст к/р, задания, слайды Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий.
55 Анализ контрольной работы. Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.
56 Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.(11+2 ч.)
Фонетика. Гласные звуки. Презентация «Гласные и согласные звуки»
Овладение основными понятиями фонетики. Наблюдение за произносительными особенностями гласных звуков Использование элементов транскрипции для обозначения гласных звуков.
57 Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. . Наблюдение за произносительными особенностями согласных звуков Использование элементов транскрипции для обозначения согласных звуков. Распознание сильных и слабых позиций для гласных и согласных звуков.
58 Согласные твердые и мягкие. Распознание твердых и мягких согласных .Фонетический анализ.
59 РР Повествование. Обучающее изложение по тексту К. Г. Паустовского. Чтение и анализ текста. Осмысление особенностей повествования как функционально-смыслового типа речи. Написание изложения.
60 Согласные звонкие и глухие. Таблица, слайды
Распознание звонких и глухих согласных .Фонетический анализ.
61 Графика. Алфавит. Активизация алфавита. Анализ звукового и буквенного состава слова. Расположение слов в алфавитном порядке. Поиск слов в словаре. Наблюдение над изобразительно-выразительными возможностями звукописи.
62 РР Описание предмета. Типы текс-
Та (табл.), слайды Чтение и анализ текста. Осмысление особенностей описания как функционально- смыслового типа речи. Написание сочинения.
63 Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Чтение учебного текста. Опознание роли мягкого знака в слове. Орфографический анализ.
64 Двойная роль букв е, е, ю, я. Чтение учебного текста. Фонетический и орфографический анализ слов.
65 Орфоэпия. Осмысление основных орфоэпических норм русского языка. Анализ и оценка речи с точки зрения орфоэпической нормы. Работа с орфоэпическим словарем.
66 Фонетический разбор слова. Звуко-буквенный анализ слова. Выполнение фонетического разбора слова.
67 Повторение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия». Интерактивный тест Повторение и систематизация изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия.» Звуко-буквенный анализ слова. Выполнение фонетического разбора слова Устное описание картины..
68 Контрольное тестирование по теме. Тест контрольный, слайды Самостоятельное выполнение тестовых заданий на основе фонетического, орфоэпического, орфографического анализа.
69 Лексика. Культура речи.(10+2ч)
Слово и его лексическое значение. Проект «Тайна слова». Планирование Презентация «Лексика». Овладение базовыми понятиями лексикологии. Чтение и анализ текста. Определение лексического значения слова. Работа с толковыми словарями.
70 Однозначные и многозначные слова. Сбор информации . Чтение и анализ текста. Определение лексического значения слова. Различение однозначных и многозначных слов. Работа с толковыми словарями.
71 Прямое и переносное значение слов. Сбор информации, консультации Чтение учебного текста. Определение лексического значения слова. Различение прямого и переносного значений слов. Работа с толковыми словарями
72 Омонимы Корректировка, обработка информации Опознание омонимов. Работа со словарями омонимов.
73-74 Синонимы. Опознание синонимов. Установление смысловых и стилистических различий синонимов. Подбор синонимов. Чтение учебного текста. Комплексная работа с текстом.
75 РР Сочинение по картине И.Э. Грабаря « Февральская лазурь». Иллюстрации, слайды Работа с синонимическими рядами слов Составление рабочих материалов. Написание сочинения.
76 Антонимы. Опознание антонимов. Работа со словарями антонимов.
77 Повторение изученного по теме «Лексика» Проект «Тайна слова». Презентация проекта Повторение и систематизация изученного по теме «Лексика». Лексический анализ слова. Комплексная работа с текстом.
78 Контрольное тестирование по теме «Лексика» Тест интерактивный Самостоятельное выполнение тестовых заданий на основе лексического анализа языкового материала.
79 РР Подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского « Первый снег ». Написание подробного изложения.
80 Анализ контрольного тестирования и изложения. Анализ контрольного тестирования и изложения. Работа над ошибками.
81 Морфемика. Орфография. Культура речи.(19+3ч.)
Морфема как наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Презентация «Измене
ние и образование слов» Овладение основными понятиями морфемики. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Комплексная работа с текстом.
82 Окончание. Основа слова. Чтение и анализ учебного текста. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. Выделение основы слова.
83 Корень слова. Выделение корня в слове. Определение его значения. Подбор однокоренных слов. Написание сочинения.
84 РР Рассуждение как функционально- смысловой тип речи. Чтение и анализ текста. Осмысление особенностей рассуждения как функционально- смыслового типа речи. Написание сочинения.
85 Суффикс Выделение суффикса в словах, определение его значения Комплексная работа с текстом.
86 Приставка. Выделение приставки в словах, определение ее значении Комплексная работа с текстом.
87 РР Выборочное изложение текста с изменением лица. Выборочное изложение текста с изменением лица.
88 Чередование звуков. Чтение учебного текста. Анализ таблицы .Опознание чередований в словах.
89 Беглые гласные. Варианты морфем. Чтение учебного текста. Анализ таблицы. Опознавание чередований в словах. Чтение и реконструкция текста.
90 Морфемный разбор слов. Выполнение письменного и устного морфемного разбора слов.
91 Правописание гласных и согласных в приставках. Анализ орфографического правила и его применение. Работа с орфографическим словарем.
92 Буквы з и с на конце приставок. Составление алгоритма правила и его применение. . Комплексная работа с текстом.
93 Буквы а-о в корне лаг-лож. Составление алгоритма правила и его применение. Работа с орфографическим словарем.
94-95 Буквы а-о в корне раст-рос. Тест, слайды Составление алгоритма правила и его применение. Работа с орфографическим словарем. Написание сочинения-миниатюры.
96 Буквы е-о после шипящих в корне слова. Составление алгоритма правила и его применение. Работа с орфографическим словарем. Составление словарного диктанта.
97 Буквы ы-и после ц. Составление алгоритма правила и его применение . Чтение и анализ текста.
98-99 Повторение изученного по теме «Морфемика. Орфография.» Тест, слайды Повторение и систематизация изученного по теме «Морфемика. Орфография.». Морфемный и орфографический анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом.
100 Контрольный диктант с грамматическим заданием. задания к
/р(слайды) Самостоятельное выполнение предложенных контрольных заданий.
101 Анализ контрольной работы. Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.
102 РР Сочинение-описание по картине П.П. Кончаловского «Сирень» Иллюстрации,слайды Работа с синонимическими рядами. Составление рабочих материалов. Написание сочинения.
103 Морфология. Орфография. Культура речи.(49+10ч.)
Имя существительное как часть речи. Презентация «Имя существительное» Систематизация знаний об имени существительном как части речи. Определение морфологических признаков имён существительных и роли существительных в речи. Комплексная работа с текстом. Мини-сочинение по картине.
104 РР Доказательства в рассуждении. Сочинение-рассуждение. Анализ текста-рассуждения с точки зрения его структуры. и содержания. Подбор доказательств, подтверждающих тезис. Написание сочинения-рассуждения.
105 Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Распознавание одушевленных и неодушевленных существительных . Комплексная работа с текстом.
106 Имена существительные собственные и нарицательные. Распознавание существительных собственных и нарицательных. Чтение и анализ текста.
107 Род имен существительных. Определение рода имен существительных. Составление словосочетаний. Работа с текстом.
108 Имена существительные, имеющие форму множественного числа. Распознавание существительных, имеющих только форму множественного числа. Чтение и пересказ текста.
109 РР Сжатое изложение по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница». Чтение и анализ текста. Составление плана. Дифференциация главной и второстепенной информации. Сжатый пересказ текста.
110 Имена существительные, имеющие форму только единственного числа. Распознавание существительных, имеющих форму только единственного числа. Чтение и анализ текста.
111 Три склонения имен существительных.. Таблица, слайды
Определение типа склонения имен существительных. Склонение имен существительных. Составление таблицы на основе учебного текста.
112 Падеж имен существительных. Таблица, слайды
Определение падежа имен существительных. Комплексная работа с текстом.
113-114 Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных в единственном числе. Составление алгоритма применения правила и его использование. Комплексная работа с текстом.
115 РР Изложение текста с изменением лица. Написание изложения текста с изменением лица.
116 Множественное число имен существительных. Склонение имен существительных по падежам во множественном числе. Нормативное образование и использование в речи форм именительного и родительного падежа множественного числа имен существительных. Комплексная работа с текстом.
117 Правописание о-е после шипящих и ц в в окончаниях имен существительных. Карточки
Составление алгоритма применения правила и его использование. Составление текста словарного диктанта.
118 Морфологический разбор имени существительного. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен существительных.
119-120 Повторение изученного по теме «Имя существительное». Тест (слайды) Повторение и систематизация изученного по теме «Имя существительное» Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен существительных. Применение на практике изученных орфографических правил. Комплексная работа с текстом.
121 Контрольный диктант с грамматическим заданием.. Самостоятельное выполнение контрольных заданий.
122 Анализ контрольной работы. Анализ орфографических, пунктуационных ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.
123 Имя прилагательное как часть речи. Презентация «Имя прилагательное» Систематизация знаний об имени прилагательном как части речи. Определение морфологических признаков имён прилагательных. Наблюдение за ролью имён прилагательных в речи. Комплексная работа с текстом.
124-125 Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом. Написание сочинения-миниатюры.
126 РР Описание животного. Изложение. Чтение и анализ текста . Написание подробного изложения.
127 .Прилагательные полные и краткие. Распознавание полных и кратких прилагательных. Образование кратких форм и использование их в речи.
128 РР Описание животного на основе изображенного на картине А.Н.Комарова «Наводнение». Иллюстрации, слайды Написание сочинения-описания с элементами повествования.
129 Морфологический разбор имени прилагательного. Учебный проект «Такое занимательное Имя прилагательное» Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен прилагательных. Написание сочинения по заданному плану.
130 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». Анализ темы, работа с литературой. Тест (слайды) Повторение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» Выполнение устного и письменного морфологического разбора имен прилагательных. Применение на практике изученных орфографических правил.
131 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» Самостоятельное выполнение контрольных заданий.
132 Анализ контрольной работы. Работа с источниками информации. Анализ орфографических ошибок, а также ошибок, связанных с грамматическим анализом языкового материала. Самостоятельная работа по устранению ошибок.
133 РР Сочинение-описание «Мой четвероногий друг». Написание сочинения-описания животного.
134 Глагол как часть речи. Написание проекта Презентация «Глагол» Систематизация знаний о глаголе как части речи. Определение морфологических признаков глаголов. Наблюдение за ролью глаголов в речи Комплексная работа с текстом..
135 Не с глаголами. Практическая отработка орфограммы. Комплексная работа с текстом.
136 РР Рассказ Практика выполнения проекта Выяснение основных особенностей рассказа как повествовательного жанра. Составление рассказа по рисункам.
137 Неопределенная форма глагола. Различение личных и неопределенной форм глагола .Образование неопределенной формы. Устное изложение текста.
138 Правописание тся и ться. Составление алгоритма применения правила и его использование. Составление связного текста на заданную тему.
139 Виды глагола. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Образование видовых форм. Комплексная работа с текстом.
140-141 Буквы е-и в корнях с чередованием. Тест (слайды)
Составление алгоритма применения правила и его практическое использование.
142 РР Невыдуманный рассказ о себе. Чтение текста и его анализ. Составление устного рассказа на тему «Как я однажды…»
143 Контрольная работа Самостоятельное выполнение контрольных заданий.
144 Анализ контрольной работы. Защита проекта Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе, и работа над ними.
145 Время глагола. Таблица, слайды
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Различение временных форм глагола.
146 Прошедшее время глагола. Распознавание форм глагола прошедшего времени, их образование, правописание, употребление в речи.
147 Настоящее время глагола. Распознавание форм глагола настоящего времени. Составление связного рассказа на тему «Сегодня на улице» или «Новости дня».
148 Будущее время глагола. Распознавание форм глагола будущего времени. Комплексная работа с текстом. Написание сочинения с использованием форм будущего времени глагола.
149 Спряжение глагола. Презентация «Спряжение глагола». Определение спряжения глаголов. Спряжение глаголов с ударными личными окончаниями.
150-152 Правописание личных безударных окончаний глаголов. Таблица, слайды
Определение спряжения глаголов по неопределенной форме. Составление алгоритма на основе орфографического правила и его практическое применение .Комплексная работа с текстом. Составление мини-текстов на заданную тему.
153 Морфологический разбор глагола. Выполнение устного и письменного морфологического разбора глаголов. Комплексная работа с поэтическим текстом.
154 РР Сжатое изложение с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт». Написание сжатого изложения с изменением формы лица по тексту А.Ф.Савчук «Шоколадный торт».
155 Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа. Практическое применение правила написания мягкого знака после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Комплексная работа с текстом.. Самодиктант.
156 Употребление времен. Таблица, слайды
Наблюдение над особенностями употребления различных временных форм в переносном значении. Выполнение творческих заданий, связанных с продолжением текста.
157-158 Повторение изученного по теме «Глагол». Тест (слайды) Повторение и систематизация изученного по теме «Глагол». Выполнение устного и письменного морфологического разбора глагола. Применение на практике изученных орфографических правил. Комплексная работа с текстом.
159 Контрольная работа по теме «Глагол». Самостоятельное выполнение контрольных заданий.
160 Анализ контрольной работы. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
161 РР Сочинение-рассказ по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку». Написание сочинения-рассказа по рисунку О.Попович «Не взяли на рыбалку».
162-163 Повторение и систематизация изученного.(13+1ч.)
Разделы науки о языке. Систематизация знаний, полученных при изучении разделов науки о языке. Фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический анализ языкового материала. Комплексная работа с текстом.
164 РР Сочинение на одну из тем по выбору. Написание сочинения на одну из тем..
165-166 Орфограммы в приставках и корнях слов. Тест (слайды) Повторение и обобщение материала по орфографии. Составление словарного диктанта на изученные орфограммы. Комплексная работа с поэтическим и прозаическим текстами.
167 Орфограммы в окончаниях. Повторение и обобщение материала по орфографии. Написание словарного диктанта..
168 Употребление букв ъ и ь. Повторение и систематизация знаний об употреблении букв ъ и ь. Составление текста словарного диктанта.
169-170 Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью. Систематизация материала о пунктуации простого и сложного предложения. Практическая работа по постановке знаков препинания. Комплексная работа с поэтическим и прозаическим текстами.
171 Итоговое тестирование. Тест (слайды) Самостоятельное выполнение тестовых заданий.
172 Анализ результатов итогового тестирования. Анализ затруднений, возникших при выполнении итогового тестирования.
173 Итоговое занятие. Осознание роли языка в жизни человека. Оценка собственной успешности в изучении родного языка.
174-175 Резервные уроки. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения по русскому языку
• знать роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства
межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения; основные признаки стилей языка;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения; нормы речевого этикета;
уметь:
различать разговорную речь и другие стили;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоватьсялингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;.
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обменмнениями);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,последовательность, связность, соответствие теме и др.);
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русскоголитературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета;
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка;
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке наоснове наблюдения за соб. речью; использования языка как средства получения знаний по другим предметам и продолжения образования.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
–по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
– по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
– по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
– по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
– по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем суще-ствительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;
– по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Предмет Название примерной учебной программы (авторской программы) Вид программы Кем
утверждена Наличие учебно-методического обеспечения
программы
Учебники Учебно-методические пособия
Русский язык (ФГОС) Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженс-
кой, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский и др. М.:Просвещение, 2013 г. общеобразовательная МО РФ (ФГОС) Русский язык.5класс. Учеб. для общеобразоват. учрежде-
ний. В 2 ч./ (Т.А.Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростен-
цова и др.; науч. ред. Н. М.Шанский). М.:Просвеще
ние, 2013 1.(ФГОС) Н.В.Егорова. Поурочные разработки. Русский язык. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений к учебникам Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. – М.: Просвещение, 2014 г.
2.Соловьёва Н.Н. Русский язык. Диктанты и изложения. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012г.
3.(ФГОС) Тростенцова Л. А. Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Экзамен , 2013г
4.Орфографический словарь русского языка, толковый и другие виды словарей русского языка.
5. 2.Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык, 5 кл. М.Вако, 2009
6.Нормативный аспект культуры речи. Теория и практика./Под ред. Громовой В.И.Саратов,ООО Издательский центр «Наука», 2013
7.Настольная книга учителя русского языка, 5-11кл./под ред. С.И.Львовой. М.Эксмо,2007
8.Казбек-Казиева М.М.Школьные олимпиады: русский язык. 5-11 классы. М.Айрис-пресс,2014
9.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
Мультимедийные пособия:
1.Электронный репетитор-тренажер «Интенсивный тренинг-курс. Все предметы (русский язык)»
2.Диктанты, изложения, тренировочные упр-я(компакт-диск). – Издательство «Учитель»
3.Русский язык. 5-11 кл./тематическое планирование. – Издательство «Учитель», 2013г.
4. Русский язык. 5-7 кл./поурочные планы. – Издательство «Учитель», 2013г.