Рабочая программа по русскому языку 6 класс под. ред.Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
II. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, в соответствии с Примерной программой основного общего образования по русскому языку, утвержденной Министерством образования и науки РФ для образовательных учреждений Российской Федерации и авторской программой по русскому языку для основной школы (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012.)Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ СОШ №1 Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 6 классе.
Программа рассчитана на 245 часов и адресована учащимся 6а класса, изучается на базовом уровне.
Программа рассчитана на 245 часов в год (7 часов в неделю)
Из них р. р. - 44 часа (24+20)
Из них к. р. 22часав (12+10)
Актуальность рабочей программы состоит в формировании компетентной личности, способной к самостоятельному самоопределению в информационном обществе. Школьное образование в современных условиях призвано прежде всего обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального выбора и личностного развития. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к самостоятельному самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного пути.
Обоснование выбора УМК. Выбор УМК обусловлен тем, что учебник М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцевой
( науч.ред. Н.М. Шанский )продолжает непрерывный курс русского языка, подаёт в единстве содержание языкового и речевого материала.
В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Специфика рабочей программы - реализация деятельностного, практико-ориентированного подхода, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни. Достижение указанных целей будет осуществляться в процессе формирования и развития коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.
Новизна программы: Данная программа соответствует авторской. Изменения, внесённые в программу: добавлено 6 часов на уроки развития речи (за счёт резервных часов) в связи с необходимостью выполнения в классе анализа и редактирования творческих работ учащихся. Программа ориентирована на изучение русского языка в общеобразовательном классе. Автор данной программы реализует принцип диалога через использование проблемного метода с целью создания диалогических ситуаций и интерактивных форм обучения для формирования активной учебной позиции ученика в образовательном процессе.
Используемые технологии носят здоровьесберегающий характер, что соответствует реализации программы «Здоровье».
Отличие данной программы от примерной состоит в том, что уроки предусматривают постоянную работу по подготовке к экзамену в 9 классе и предэкзаменационному сочинению в 11 классе, отрабатываемые умения и навыки направлены на формирование и развитие критического мышления через чтение и письмо, что является определяющим в авторской программе Т.А.Ладыженской. Программа составлена для 6а класса, в котором находятся учащиеся «смешанных» способностей. Разделение на тех, кому нужна помощь и «одаренных» происходит внутри класса. В такой модели учитель имеет возможность самостоятельно регулировать, координировать и индивидуализировать процесс обучения в течение урока, используя личностно-ориентированные технологии и дифференцирование.
Цель программы: качественная реализация Федерального государственного образовательного стандарта; формирование у учащихся на базе усвоения ими системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи программы:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
- формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- применение полученных знаний и умений на практике.
УМК выбран и утверждён на заседании МО 29.03.2014 (протокол № 12), соответствует принципам развивающего обучения, обеспечивает учителю условия для вариативного использования дидактического материала УМК, реализации практической направленности в обучении.
Учебно-методический комплект
для учителя:
1. Русский язык.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.-31-е изд.-М.: Просвещение, 2013.
2.Рабочая тетрадь по русскому языку:6 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 6 класс» / Л.А. Тростенцева, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.- 5-е изд.дополненное.-М.: Издательство «Экзамен», 2013.
3. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 6 классе: 6-е изд.- М.: Творческий Центр « Сфера», 2013.
4. Русский язык.6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразовательных организаций: 2-е издание- М.: Просвещение, 2014
5. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М.Стракевич. Русский язык. 6класс. Дидактические материалы. .-7-е изд.-М.: Просвещение, 2012.
для учащихся:
1. Русский язык.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч. ред. Н.М. Шанский.-31-е изд.-М.: Просвещение, 2013.
2.Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 6 класс» / Л.А. Тростенцева, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.- 5-е изд. дополненное.-М.: Издательство «Экзамен»,2013.
Формы и методы преподавания:
1. Работа с учебником, лингвистическими словарями.
2. Проблемный диалог, беседа.
3. Элементы анализа текста.
4. Лингвистический эксперимент.
5. Редактирование.
6. Творческие задания.
Используемые технологии: информационно-коммуникационные, дифференцированного обучения, личностно-ориентированные
Основные виды и формы контроля:
-диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупредительный, схематический, графический);
- комплексный анализ текста;
- защита проекта;
- зачетная работа;
- проверочная работа;
- сочинение;
- изложение с творческим заданием;
- тест;
- устное высказывание;
- тренировочные упражнения разных видов.
На изучение программного материала выделяется в год - 245 часов, в неделю – 7 часов, из них р. р. – часа 44 (17+17), к. р. –ч. (8+8)
Основным методом обучения русскому языку в 6-м классе остается проблемно- диалогический, в основе которого лежит практическая деятельность учеников под руководством учителя. Этот вид деятельность проявляется только в условиях самостоятельной работы учащихся, что может быть источником знаний, способом их проверки, совершенствования и закрепления, а по отношению к умениям и навыкам самостоятельная работа является путём их формирования. Обучение происходит с применением инфомационно-коммуникационной и модульной технологий, в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей учащихся класса. Для применения модульной технологии, способствующей личностно-ориентированному обучению, применяются вариативные карточки-задания разного уровня.
Применяемые технологии обучения: проблемное обучение, уровневая дифференциация;; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных эвристических олимпиадах); коллективные способы обучения; РКМЧП, модульные технологии и КСО.
Подготовка к аттестации организуется на каждом уроке через систему заданий для контроля знаний, при объяснении нового материала учителем, через поиск информации учащимися при изучении нового материала и закреплении изученных сведений. Методом опережающего обучения учащимся предлагается комплексная работа с текстом по типу ГИА, ЕГЭ.
1. Использование тестирования как одной из форм контроля.
2. Обучение учащихся навыкам составления текстов разных типов речи.
3. Изучение, повторение, углубление и обобщение знаний по всем разделам языкознания: « Фонетика», « Лексика», «Морфемика». « Морфология», « Синтаксис и пунктуация».
Виды контроля:
Текущий, тематический
входной, рубежный, итоговый
Формы контроля:
тестовые работы (по типу ГИА, ЕГЭ); словарные, творческие, объяснительные, буквенные диктанты, тест, тренировочные упражнения, устное высказывание, изложение, сочинение, комплексный анализ текста, защита проекта.Виды самостоятельной работы учащихся:
изучение материала учебника;
работа с дополнительной, справочной литературой и другими информационными источниками;
составление синквейнов, написание сочинений
составление плана, тезисов, таблиц для систематизации учебного материала;
составление кроссвордов, ассоциативных рисунков на изученную орфограмму.
III. Учебно-тематический план
№ урока Наименование глав и тем уроков Кол-во часов Дата урока Цели и задачи урока Педагогические
технологии/ тип урока Примечание (виды самост работ, д/з)
ЗУН ОУУН 1 Русский язык - один из развитых языков мира. 1 Знать: о красоте и богатстве русского языка.
Уметь: приводить примеры, доказывающие развитость языка, его богатство работа с учебником
учебное моделирование ИКТ
урок изучения нового материала работа в парах сменного состава
2 Язык, речь, общение 1 Знать и понимать роль речевого общения Работа с учебным текстом, составление плана РКМЧП
работа по алгоритму Система упражнений,
Творческая работа
3 Ситуация общения 1 Знать основные правила речевого этикета,
Уметь создавать монологи и полилогиРабота с иллюстративным материалом, составление текста по картине, редактирование работ Развивать навыки работы с худ текстом Информацион. технологии Раб с учебник,
тренир. упражнения
4-5 Р.р. Поздравление учителя в День знаний; сочинение - рассуждение 2 Знать: типы речи
Уметь: высказывать и обосновывать свою точку зрения, грамотно и логично строить письменное высказывание Работа по плану, отбор речевого материала Развитие навыков устной и письменной речи
ИКТ
РКМЧП Раб с учебник,
Упражнения 9, 10
6 Повторение изученного в 5кл
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. Орфография 1 Знать: что изучает фонетика, о различии гласных и согласных звуков
Уметь: записывать звуки слова, различать звуки и буквы работа с учебником
план
Анализ звучащей речи
повторительно-обобщающий Словарный диктант, анализ словосочетаний и предложений
7 Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов 1 Знать: виды орфограмм в корне слова и в приставка
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограмм Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП
работа с таблицей языковая разминка, тренир упр8-9 Части речи. Морфологический разбор слова
2 Знать: морфологические признаки самост ч рУметь: определять морфологические признаки самостоятельных частей речи. анализ обобщение РКМЧП
Метод ОСТ Д/з устный рассказ на тему «Незаменимые труженики языка»
10-11 Р.р. Сочинение
«Интересная встреча»
Анализ творческих работ 1+1 Знать: понятие о типе речи - повествовании
Уметь: вычленять из широких тем узкие, расширять узкие темы. Умение планировать ход выполнения задания
урок развития речи Сочинение, упр 38
12 Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания .1 Знать знаки препин при обращ, ВС, ОЧП, прямой речи
Уметь владеть способом действия при выборе пунктограммыклассификация Опорный рисунок-схема Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала «Карточка другу»
13-14 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении Синтаксический и пунктуационный разбор предложений
2 Знать: виды пунктограмм в сложном пр-ииУметь: владеть способом действия при выборе пунктограммы
Знать: порядок синтаксич разбора пр-й
Уметь: выполнять синт разбор пр-яобобщение
анализ , систематизация РКМЧП
алгоритм
объяснит-иллюстртренинг
графический диктант инд и коллект работа
15-16 Прямая речь. Диалог. Знаки препинания в предложениях с прямой речью 2 Знать: пунктограммы при пр речи и диалоге
Уметь: выполнять пунктуац разбор пр-явыразит чтение Модуль, работа по схемам инд работа
17 Р.р.
Составление диалога на тему( по выбору) 1 Знать: признаки текста, способы связи пр-й в тексте
Уметь: свободно излагать свои мысли в письменн форме самоорганиза циясамопроверка урок развития речи практическая работа
Д/з сочинение( диалог) по выбору, упр 59
18-19 Текст, его особенности.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. 2 Знать признаки текста, приводить примеры текстов разных стилей и типов речи.
Уметь определять тему и идею текста, подбирать заголовок к исходному тексту Работа по алгоритму, комплексный анализ текста Развитие навыков устной и письменной речи Личностно-ориентировТворческая работа, работа по плану
20 Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста 1 Знать признаки текста, приводить примеры текстов разных стилей и типов речи.
Уметь выделять ключевые слова Работа по алгоритму, комплексный анализ текста Развитие навыков устной и письменной речи Личностно-ориентировТворческая работа, работа по плану
21 Р.р. Составление продолжения текста по данному началу 1 Знать композиционные элементы текста
Уметь составлять продолжение текста по исходному началу Работа по плану, отбор речевого материала Развитие навыков устной и письменной речи Личностно-ориентировТворческая работа, работа по плану
22-23 Р.р.Сочинение- рассказ
Анализ творческих работ 2 Знать жанры сочинения, особенности рассказа
Уметь отбирать материал к рассказу, излагать текст по плану, уметь редактировать написанноеРабота по плану, отбор речевого материала Развитие навыков устной и письменной речи Личностно-ориентировТворческая работа, работа по плану
24 Тест и стили речи Официально-деловой стиль речи 1 Знать: признаки офиц-делового стиля речи
Уметь: определять признаки офиц-делового стиля речи
конкретных текстов самоорганиза циясамопроверка урок развития речи практическая работа
Д/з сочинение-описание
25 Входной контроль. Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5 кл» 1 Знать: изученные правила орфографии и пунктуации
Уметь: соблюдать изученные правила в практике письма самоорганиза циясамопроверка урок контроля знаний Д/з
лингвистич сказка
26
Слово и его лексическое значение
1 Знать: предмет изучения лексики
Уметь: определять стилист принадлежность слова Работа с учебными текстами
анализ
классификация Лаборат работа Опорная схема
27-28 Р.Р. Собирание материалов к сочинению-описанию картины А.М.Герасимова «После дождя» Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя» 1+1 Знать: правила и способы структурирования материала
Уметь: собирать материал к сочинению Совершенст-ть навыки описания картины (тема, идея, композиция) Совершенствовать умение пересказывать по плану (сжато, выборочно) Система творческих заданий коллект работа
29 Общеупотребительные слова
1 Знать: нейтральные и стилистически окрашенные слова
Уметь: различать слова по сфере употребления анализ
классификация ИКТ устные сообщения
работа с текстом
30 Профессионализмы.
1 Знать: нейтральные и стилистически окрашенные слова
Уметь: различать слова по сфере употребления анализ
классификация ИКТ устные сообщения
работа с текстом
31 Диалектизмы
1 Знать: нейтральные и стилистически окрашенные слова
Уметь: различать слова по сфере употребления анализ
классификация ИКТ устные сообщения
работа с текстом
32 Р.р. Сжатое изложение
1 Знать: способы сжатия текста
Уметь: пользоваться различными способами сжатия на практике развитие связной речи Система творческих заданий инд работа
Групповая работа, упр 119
33-34 Исконно- русские и заимствованные слова
2 Знать: лексику с точки зрения её происхождения
Уметь: работать со словарями анализ
классификация РКМЧП устные сообщения
работа с текстом
35 Новые слова
( неологизмы)
1 Знать: нейтральные и стилистически окрашенные слова
Уметь: различать слова по сфере употребления анализ
классификация ИКТ РКМЧП устные сообщения
работа с текстом
36 Устаревшие слова
1 Знать: нейтральные и стилистически окрашенные слова
Уметь: различать слова по сфере употребления анализ
классификация ИКТ устные сообщения
работа с текстом
37 Словари
Практикум по лексике 1 Уметь применять полученные знания в практической( тестовой) работе Работа по алгоритму, тест работа со словарём Личностно-ориентиров лаборат работа Работа в парах
38 Повторение.
Проверочная работа 1 Уметь правильно отвечать на контрольные вопросы по изученному разделу Работа с модулями на печатной основе Модульная технология Индивидуальная работа
39-40 Фразеологизмы. Источники фразеологизмов
2 Знать: содержание термина
Уметь: находить фразеологизмы в речи, толковать их значение, употреблять в речи работа со словарём лаборат работа работа в парах
41 Р.р. Составление сообщения о возникновении фразеологизма 1 Знать: нейтральные и стилистически окрашенные слова группы слов по происхождению и употреблению
Уметь: различать слова по сфере употребления пользоваться словарями, отбирать информацию для сообщения Классификация, отбор материала, составление плана выступления Проектная технология Д/з
подгот сообщ о происхожд слова или фразеологизма
42 Контрольная работа-тест по лексике, фразеологии и культуре речи
Анализ контрольной работы 1 Знать: изученный по разделу материал
Уметь: применять полученные знания в контрольной работе самоорганиза циясамопроверка урок контроля знаний Д/з личный словарь трудностей
43-45 Морфемика и словообразование
3
1 Знать: порядок морфемного разбора, способы словообразования в рус яз
Уметь: выполнять разбор по составу и сл-обр разбор умение работать в группе игровая технолурок-путешествие
46 Р.р. Описание помещения
1 Знать как строится соч-описание
Уметь составлять простой и сложный план самоорганиза циясамопроверка Система творческих заданий Творческая работа
47-49 Основные способы образования слов в русском языке
3 Знать: Основные способы образования слов в русском языке
Уметь: определять способ образования слова по словарю и без него классификация Опорный рисунок-схема Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала «Карточка другу»
50-51 Этимология слов
2 Знать: группы слов по происхождению и употреблению
Уметь: пользоваться словарями классификация
работа со словарями объяснит-иллюстратСоставление мини- этимол словаря
52-53 Р.р. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план
2 Знать: правила и способы систематизации материала
Уметь: создавать сложный план Систематизация
Сложный план
урок творчества колл работа
54-55 Буквы О и А в корне -КОС- и КАС-
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогробобщение элементы игровой технологии Опорная схема, рисунок, таблица
56-58 Буквы О и А в корне -ГОР- и -ГАР-
3 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрнаблюдение
анализ
обобщение элементы игровой технологии Опорная схема, рисунок, таблица
59 Контрольная работа 1 Уметь находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами самоорганизация
самопроверка урок контроля знаний Диктант с гр заданием
60-61 Буквы А и О в корне
–ЗАР-, - ЗОР- 2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрсхематизация материала, структурирование Коллективная, индивидуальная работа, технология модульного обучения Опорная схема, рисунок, таблица
62-63 Буквы Ы и И после приставок
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрсхематизация материала, структурирование работа в парах Опорная схема, рисунок, таблица
64-67 Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
4 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогробобщение (как легче запомнить?) элементы игровой технологии Опорная схема, рисунок, таблица
68-69 Контрольный диктант
Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1+1 Знать: определения изученных терминов, условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрУрок контроля знаний контроль ЗУН Диктант с гр заданием
70-71 Соединительные О и Е в сложных словах
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогробобщение элементы игровой технологии Опорная схема, рисунок, таблица
72-73 Сложносокращенные слова
2 Знать: что такое сложносокр слова
Уметь: видеть изученный материал в тексте анализ объяснит-иллюстрвикторина
74 Контрольный словарный диктант 1 Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрУрок контроля знаний контроль ЗУН Словарный диктант
75-76 Р.р. Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро»
2 Знать: как создавать текст-повествование с элементами описания, сохраняя его композиционные элементы
Уметь: описывать картину связная речь урок развития речи колл и инд работа
77-78 Морфемный и словообразовательный разбор слова
2 Знать: порядок разбора слова по составу
Уметь: выполнять морфемный и словообразоват разбор умение действовать по алгоритму объяснит-иллюстратколл и инд работа
79 Повторение.
Закрепление изученного по разделу «Словообразование. Орфография»
1 Знать: порядок разбора слова по составу, изученные орфограммы
Уметь: выполнять морфемный и словообразоват разбор умение действовать по алгоритму модульный урок колл и инд работа
80 Проверочная работа
1 Знать: осн способы словообразования
Уметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Д/з словарные слова
Морфология и орфография. Культура речи. 81-82 Повторение изученного в 5 классе 2 Знать: общее грамм знач, морфол признаки, синт роль сущУметь: определять морфол признаки сущ, соблюдать в практике письма основные правила орфографии по теме работа в группе игровая технолязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
83 Р.р. Составление письма другу 1 Знать: требования к написанию письма
Уметь: составить дружеское послание развитие речи урок творчества инд работа
84-85 Разносклоняемые имена существительные
2 Знать: о разносклоняемых именах сущУметь: склонять сущ на -мядиалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
86-87 Буква Е в суффиксе -ЕН-существительных на –МЯ
Практикум по теме
1+1 Знать: о правописании разносклоняемых имён сущУметь: склонять сущ на -мяУметь пользоваться сокращёнными видами записи (план, таблица, схема и т. д.) Дифференц-я Д/з «Карточка другу»
88-89 Р.р. Составление устного публичного выступления о происхождении имен
Защита проекта
1+1 Знать: методику проекта, правила составления текстов для публичного выступления
Уметь: составлять тексты для публичного выступления
развитие речи
рецензирование Проектная технология инд работа
90-91 Несклоняемые имена существительные
2 Знать: как правильно употреблять в речи несклон имена сущУметь: правильно употреблять в речи несклон имена сущдиалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
92-93 Род несклоняемых имен существительных
2 Знать: правила определения рода имён сущУметь: согласовывать имена сущ в роде диалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
94 Имена существительные общего рода
1 Знать: об именах существительных общего рода.
Уметь: правильно употреблять в речи имена сущ общего рода Уметь аргументировать высказывание на лингвистическую тему объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
95-96 Морфологический разбор имени существительного
Самостоятельная работа по схеме разбора
2 Знать: порядок морфол разбора слова
Уметь: выполнять морфологич разбор умение действовать по алгоритму Частично- поисковый метод колл и инд работа
97 Р.р. Сочинение-описание по личным впечатлениям
1 Знать как раскрыть тему сочин, составить план
Уметь пользоваться эмоц лексикой развитие речи урок творчества инд работа
98-99 НЕ с существительными
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрсистематизация модульн урок инд работа
100-101 Буквы Ч и Щ в суффиксах -ЧИК и -ЩИК
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогробобщение элементы игровой технологии Опорная схема, рисунок, таблица
102-103 Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрОтвечать на вопросы различного х-ра; учиться ставить различные по х-ру вопросы к тексту игровая технология - элементы Опорная схема, рисунок, таблица
104-105 Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы наблюдение обобщение ИКТ
РКМЧП лаборат работа
106 Повторение
Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»
1 Знать: изученный по теме материал
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрсистематизация модульн урок инд работа
107-108 Контрольная работа по разделу «Имя существительное»
Анализ контрольной работы
2 Знать: изученные орф и пунктограмУметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации
самоорганизация
самоконтроль Д/з словарные слова
109 Р.р. Употребление существительных в речи. Анализ текста Знать особенности употребления существительных в речи
Уметь составлять тексты с существительными конктретными и отвлеченными Комплексный анализ текста, составление оригинального текста по плану Система творческих заданий Подготовка к домашнему сочинению
110-111 Имя прилагательное
Повторение изученного в 5 классе
2 Знать: общее грамм знач, морфол признаки, синт роль прилУметь: определять морфол признаки прил, соблюдать в практике письма основные правила орфографии по теме работа в группе объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
112 Р.р. Сочинение-описание природы
1 Знать как раскрыть тему сочин, составить план, подобрать лексику
Уметь пользоваться планом при составлении текста, эмоц лексикой развитие речи урок творчества инд работа
113-114 Степени сравнения имен прилагательных. Сравнительная степень
2 Знать: как образуются степени сравнения имён прилУметь: образовывать степени сравнения имён прилнаблюдение
анализ
обобщение РКМЧП план-схема
115-116 Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные
2 Знать: Разряды имен прилагательных по значению.
Уметь: определять разряд прилнаблюдение
анализ
обобщение составление кластера языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
117 Рубежный контроль. Контрольный диктант с грамм заданием 1 Знать: изученные орф и пунктограмУметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Д/з словарные слова
118 Относительные прилагательные
1 Знать: Разряды имен прилагательных по значению.
Уметь: определять разряд прилнаблюдение
анализ
обобщение объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
119 Р.Р. Выборочное изложение «Ужасная метель» (по повести А.С.Пушкина «Метель»)
1 Знать: как выбрать из текста необходимый материал
Уметь выбрать из текста необходимый материал, расположить его в нужной последовательности развитие речи урок творчества инд работа
120 Притяжательные прилагательные
1 Знать: Разряды имен прилагательных по значению.
Уметь: определять разряд прилобъяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
121 Морфологический разбор имени прилагательного
1 Знать: порядок морфологического разбора
Уметь: выполнять морф разбор Уметь рецензировать учебный материал, ответ одноклассника ИКТ работа с текстом
122-123 НЕ с прилагательными
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрнаблюдение
анализ
обобщение объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
124-125 Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрнаблюдение
анализ
обобщение объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
126-127 Р.р. Сочинение-описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» 2 Знать: как описать пейзаж по картине
Уметь: владеть навыком создания текста-описания развитие речи урок творчества инд работа
128-130 Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
3 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрнаблюдение
анализ
обобщение объяснит-иллюстратД/з лингвистич сказка
131-132 Различение на письме суффиксов прилагательных -К- и -СК-
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрнаблюдение
анализ
обобщение РКМЧП план-схема
133-134 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогрнаблюдение
анализ
обобщение РКМЧП план-схема
135 Повторение
Закрепление изученного по разделу «Имя прилагательное»
1 Знать: изученный по теме материал
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы систематизация модульн урок инд работа
136 Проверочная работа по разделу «Имя прилагательное»
1 Знать: изученные орф и пунктограммыУметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Д/з словарные слова
137-138 Р.р. Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла
Рецензия на публичное выступление 1+1 Знать: особенности публичного выступления, составления плана публичного выступления
Уметь: отбирать нужный материал по теме Работа учебной, и научно- популярной литературой
самоорганизация
самоконтроль Проектная технология Д/з сообщение по теме
139-140 Имя числительное как часть речи
2 Знать: общее грамм знач, морфол признаки, синт роль числит
Уметь: определять морфол признаки прил, соблюдать в практике письма основные правила орфографии по теме работа в группе объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
141 Простые и составные числительные
1 Знать: деление числит на группы по составу
Уметь: определять разряд Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП распределит диктант
142-143 Мягкий знак на конце и в середине числительных
2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфогробобщение
анализ ИКТ тренинг
144 Контрольный словарный диктант 1 Знать: изученные орфограммы
Уметь: применять на практике полученные знания самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Словарный диктант
145-146 Порядковые числительные 2 Знать: деление числит на группы по составу, разряду
Уметь: определять разряд Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП Практикум, система упражнений
147 Разряды количественных числительных
1 Знать: деление числит на группы по составу и значению
Уметь: определять разряд числит Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП тест
148-150 Числительные, обозначающие целые числа
3 Знать: Значение, склонение, правописание, употребление в речи
Уметь: определять разряд числит Анализ звучащей речи
выразит чтение конкурс дикторов Д/з
подобрать дидактич материал
151 Дробные числительные
1 Знать: Значение, склонение, правописание, употребление в речи
Уметь: определять разряд числит Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП самодиктант, свободный диктант
152 Р.р Составление юмористического рассказа по рисунку 1 Знать: как описать картинку
Уметь: владеть навыком создания юмористического рассказа Работа по плану Система творческих заданий Сочинение- описание
153 Собирательные числительные
1 Знать: Значение, склонение, правописание, употребление в речи
Уметь: определять разряд числит Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП работа с деформир текстами
154 Морфологический разбор имени числительного
1 Знать: порядок морфологического разбора
Уметь: выполнять морф разбор Уметь рецензировать учебный материал, ответ одноклассника модульный урок тренинг
155 Повторение Знать: изученный по теме материал
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы Систематизация Модульная технология Работа в парах
156 Зачет по теме
1 Знать особенности числительного как части речи, разряды числительных самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Устный и письменный зачет
157 Р.р. Публичное выступление « Берегите природу!» 1 Знать: особенности публичного выступления, составления плана публичного выступления
Уметь: отбирать нужный материал по теме Работа учебной, и научно- популярной литературой
самоорганизация
самоконтроль Частично- поисковый метод, методика проекта Подготовка сообщение
158-159 Контрольный диктант и его анализ 2 Знать: изученные орфограммы и пунктограммыУметь: применять на практике полученные знания
самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Диктант с гр заданием
160 Местоимение
Местоимение как часть речи
1 Знать: общее грамм знач, морфол признаки, синт роль местоимУметь: определять морфол признаки местоим, соблюдать в практике письма основные правила орфографии по теме систематизация
работа в группе объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
161-162 Личные местоимения
2 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой систематизация
работа в группе объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
163 Возвратное местоимение СЕБЯ
1 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой работа с учебником РКМЧП работа в парах
Д/з лингвистич сказка
164 Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица « Как я однажды помогал маме»
1 Знать: особенности жанра «рассказ»
Уметь: правильно построить рассказ развитие связной речи, творческоговоображения Система творческих заданий инд работа
165-167 Вопросительные местоимения Относительные местоимения
3 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в устной и письменной речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой систематизация
работа в группе Частично- поисковый метод, объяснит-иллюстратязыковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
168-170 Неопределенные местоимения
3 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в устной и письменной речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП
ИКТ языковая разминка, работа с таблицей и текстом, тренир упр171-173 Отрицательные местоимения
3 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в устной и письменной речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП
ИКТ языковая разминка, работа с таблицей и текстом, тренир упр174-175 Притяжательные местоимения
2 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в устной и письменной речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП языковая разминка, работа с таблицей и текстом, тренир упр176 Р.р. Сочинение-рассуждение
1 Знать: признаки текста-рассуждения
Уметь: создавать текст-рассуждение самоорганиза циясамоконтроль урок развития речи Д/з закончить дома
177 Указательные местоимения
1 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в устной и письменной речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП языковая разминка, работа с таблицей и текстом, тренир упр178-179 Определительные местоимения
2 Знать: значение, морфол признаки, особенности употребления в устной и письменной речи
Уметь: пользоваться местоимениями в речи в соответствии с языковой нормой
Восприятие и переработка (структурирование) учебной информации
РКМЧП языковая разминка, работа с таблицей и текстом, тренир упр180-181 Местоимения и другие части речи
Морфологический разбор местоимения
2 Знать: порядок морфологического разбора
Уметь: выполнять морф разбор Уметь рецензировать учебный материал, ответ одноклассника Частично- поисковый метод
ИКТ инд и групп работа
182-183 Р.р. Сочинение-рассказ по картине Е.В.Сыромятникова «Первые зрители»
2 Знать: особенности жанра «рассказ»
Уметь: правильно построить рассказ по картине развитие связной речи, творческое
воображение урок творчества инд работа
184-185 Повторение,
закрепление изученного по разделу «Местоимение»
Р.р.Употребление местоимений в речи.
2 Знать: изученный по теме материал
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы систематизация модульн урок инд работа
186-187 Контрольная работа по разделу «Местоимение»
Анализ контрольной работы 2 Знать: изученные орф и пунктограммыУметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации самоорганизация
самоконтроль контроль ЗУН Д/з словарные слова
188-190 Глагол
Повторение изученного в 5 классе
3 Знать: Значение, образование, изменение глаголов наст времени. Усвоение значений 1, 2, 3 лица, правописание форм 2л., ед ч
Уметь: определять время, лицо и число глаголов Отвечать на вопросы различного х-ра; учиться ставить различные по х-ру вопросы к тексту, рассказу учителя. Дифференц-я
РКМЧП Метод опорных схем тренинг
тест
191 Р.р. Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста 1 Знать: особенности жанра «рассказ»
Уметь: правильно построить рассказ по картине развитие связной речи, творческое
воображение урок творчества инд работа
192-194 Разноспрягаемые глаголы
3 Знать: особенности изменения разноспрягаемых глаголов
Уметь: отличать разноспряг глаголы, правильно писать орфограммы Учиться вести диалог в целях получения новой информации. Дифференциация Работа в парах
195-197 Глаголы переходные и непереходные
3 Знать содержание понятий «переходность-непереходность»
Уметь различать данные глаголы Отвечать на вопросы разл х-ра; учиться ставить различные по х-ру вопросы к тексту, рассказу учителя. Дифференциация
РКМЧП Метод опорных схем тренинг
тест
198-200 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение
3 Знать: Значение, образование, изменение гл в изъявительном наклонении
Уметь: находить глаголы и определять признаки глагола в изъявит наклон обобщение
наблюдение диалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
201 Проверочная работа 1 Уметь определять вид, время глаголов в изъявит наклонении, употреблять глаголы одного времени в значении другого Работа по алгоритму, схеме Модульная технология тест
202-203 Р.р. Изложение 2 Знать особенности повествования как типа текста
Уметь излагать подробно тексты повеств х-раразвитие связной речи, творческоговоображения урок творчества инд работа, упр 541
204-205 Условное наклонение
2 Знать: Значение, образование, изменение гл в условном наклонении
Уметь: находить глаголы и определять признаки глагола в условном наклон обобщение
наблюдение диалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
206-208 Повелительное наклонение. Правописание глаголов в форме повелит наклонения
3 Знать: Значение, образование, изменение гл в повелит наклонении
Уметь: находить глаголы и определять признаки глагола в повелительном наклонении Уметь аргументировать высказывание на лингвистическую тему Модуль
Метод опорных схем инд и групповая работа
209 Р.р. Рассказ по сюжетным рисункам
1 Знать особенности повествования как типа текста
Уметь соблюдать законы жанра при составлении собственных текстов развитие связной речи, творческоговоображения урок творчества инд работа, упр561
210-212 Употребление наклонений
3 Знать о том, что различные формы наклонений м. употребляться в несвойственном ему значении
Уметь видеть переносное употребление наклонений обобщение
наблюдение диалог
монолог лаборат работа работа с текстом в парах
213-214 Безличные глаголы
2 Знать: значение и
функции в речи
Уметь: отличать безличные глаголы от личныхобобщение
наблюдение диалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
215-216 Морфологический разбор глагола 2 Знать: порядок морфол разбора глагола
Уметь: определять морфологические признаки глагола Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации Технология уровневой дифференциации инд и групповая работа
217-218 Р.р. Рассказ на основе услышанного2 Знать особенности повествования как типа текста
Уметь соблюдать законы жанра при составлении собственных текстов-рассказов развитие связной речи, творческоговоображения урок творчества инд работа
219-220 Правописание гласных в суффиксах глаголов. 2 Знать: условия выбора орфограммы
Уметь: владеть способом действия при выборе орфограммы диалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
221-222 Повторение
Закрепление изученного по разделу «Глагол»
2 Знать текстообразующую роль глаголов, словообразование и правописание глаголов
Уметь соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации Технология уровневой дифференциации инд и групповая работа
223-224 Контрольный диктант по разделу «Глагол»
Анализ контрольного диктанта 2 Знать: изученные орф и пунктограммыУметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации самоорганизация и самоконтроль Д/з
Личный словарь трудностей
Повторение и систематизация изученного в 6 кл225-226 Разделы науки о языке
Урок-конференция 2 Знать разделы науки о зыке, их единицы
Уметь доказать взаимосвязь всех разделов языка диалог
монолог объяснительно-иллюстративный
ИКТ языковая разминка, тренир упражнения, работа с текстом
227-229 Орфография. Орфографический
Разбор 3 Знать порядок разбора
Уметь выполнить орф разбор систематизация и обобщение игра-путешествие «В стране Орфографии»
230-231 Пунктуация. Пунктуационный разбор
Знать порядок разбора
Уметь выполнить пунктуац разбор систематизация и обобщение Модульная технология Работа в парах
232 Итоговый контроль
Контрольный диктант с грамм заданием 1 Знать: изученные орф и пунктограммыУметь: соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации Самоорганизация и самоконтроль Д/з
Личный словарь трудностей
233-235 Р.р. Сочинение на тему..( по выбору)
Анализ творческих работ 2+1 Знать особенности повествования и описание как типов текста
Уметь соблюдать законы жанра при составлении собственных текстов развитие связной речи, творческоговоображения Система творческих заданий сочинение
236 Лексика и фразеология
1 Знать: определения всех групп слов
Уметь: характеризовать слово по его лексич и стилистическим свойствам обобщение
систематизация деловая игра «Редактор» инд и групповая работа
237-238 Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор
2 Знать: роль морфем в образовании новых слов
Уметь: выполнять морфемный и словообразовательный разбор обобщение
систематизация ИКТ
модульная технология Д/з
мини-соч («О чём расскажут морфемы»)
239-240 Морфология 2 Знать: морфологические признаки изученных частей речи
Уметь: различать самостоят и служебные части речи Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации Технология учебного моделирования Самостоятельный подбор уч-ся дидактического материала «Карточка другу»
241-242 Синтаксис. Синтаксический разбор
2 Знать: порядок синт разбора простых и сложных пр-й
Уметь: определять синтаксич признаки изученных частей речи Развитие навыков самоконтроля, самоорганизации Технология уровневой дифференциации инд и групповая работа
243-245 Резервные уроки 3 Итого: 245
Р.р. - 44 (24+20)
Контр и провер работы и их анализ. – 22 (12+10)
IV. Содержание курса
№ Раздел Кол-во часов Содержание раздела Теория Практика
1 Вводные уроки. Русский язык - один из развитых языков мира. Язык, речь, слово. 3 На вступительном уроке будем говорить о красоте и богатстве русского языка, о роли родного языка в духовной жизни человека, значении красиво звучащей русской речи 1 2
2
Повторение изученного в 5 классе
13 На уроках повторения будут обобщены и систематизированы знания, полученные учащимися в нач школе. 3 10
3 Лексика и фразеология. Культура речи
12 В данном разделе уч-ся познакомятся с общеупотребительными и необщеупотребительными словами, нейтральными и стилистически окрашенными словами. Предусмотрены лабораторные уроки работы со словарями. 6 6
4 Словообразование. Орфография. Культура речи 28 Данный раздел знакомит уч-ся с основными способами образования слов в русском языке. Показана связь орфографии и словообразования. 6 22
5 Морфология. Орфография. Культура речи 107 Данный раздел знакомит уч-ся с частями речи, их грамматическим значением, морфологическими признаками, ролью в предложении. На уроках развития речи углубляются сведения обо всех типах речи. Школьники познакомятся с описанием природы, помещения. будут совершенствоваться умения, связанные с написанием изложения (подробного, краткого, выборочного). 8 20
Имя существительное 22 12 10
Имя прилагательное 21 10 11
Имя числительное 15 7 8
Местоимение 21 9 12
Глагол.
28 10 18
6 Повторение и систематизация
изученного в 6 классе
16 На уроках повторения и систематизации предусмотрены различные формы проверки знаний: диктант, тест, игра, модульные уроки. - 16
7 Уроки развития речи 44 - 44
8 Контрольные и проверочные работы и их анализ. 22 Итого 245 V. Требования к уровню подготовки учащихся 6-го года обучения
По окончании курса учащиеся должны знать:
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры, разновидности и условия речевого общения; нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; структуру сочинений разных типов/ жанров, изученных в 6 классе.
Учащиеся должны уметь:
– по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи;
– по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; пользоваться разными видами словарей;
– по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор изученных частей речи; составлять словообразовательную цепочку; образовывать новые слова при помощи характерных для изученных частей речи средств;
– по морфологии: образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи; давать определения изученных частей речи;
– по синтаксису: образовывать словосочетания с именем существительным, прилагательным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; составлять простые и сложные предложения, предложения с однородными членами; составлять предложения с разными видами сказуемого;
– по связной речи: использовать в речи изученные группы слов, исходя из их текстообразующей функции, стиля речи; правильно использовать варианты форм имен существительных, прилагательных, глаголов. Использовать в речи синонимические формы изученных частей речи; различать широкие и узкие темы, составлять простой и сложный план текста, подбирать эпиграф; определять научный, художественный, разговорный стили речи; видеть в тексте художественного стиля описание, повествование, рассуждение; собирать и систематизировать (в зависимости от стиля речи и темы) материал к сочинению; писать сочинения-описания, сочинения-рассуждения, повествования, рассказ о себе; находить и устранять повторы-недочеты;
– по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 6-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
– по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и тексте; правильно оформлять предложения изученных типов в соответствии с пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки.
Общеучебные умения и навыки:
- анализировать, классифицировать, сопоставлять предложенный учебный материал;
- работать с учебной и справочной литературой;
- читать учебно-научные тексты просмотровым и изучающим чтением;
- подробно и выборочно пересказывать (устно и письменно) тексты изученных стилей и типов речи;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.
Виды самостоятельной работы учащихся:
работа с толковым, словообразовательным, орфографическим словарём;
подготовка сообщений на лингвистическую тему;
составление простого и сложного плана, опорных схем, таблиц для систематизации учебного материала;
анализ учебного и художественного текста;
выполнение упражнений различного типа, зачётных работ, тестов в форме государственной итоговой аттестации.
Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации
Организация подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации. Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации предполагается на каждом уроке. На уроке изучения нового материала с целью повышения мотивации учащихся обращается внимание на значимость данной темы, на изучение особо важных тем отведено большее количество учебного времени. На уроках повторения и обобщения изученного материал по повторению и подготовке к государственной итоговой аттестации достаточно равномерно распределён по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 6 класса. На уроках развития речи отрабатываются речеведческие умения и навыки, необходимые для успешного выполнения экзаменационных творческих работ. В итоговом повторении в конце года предусмотрены специальные уроки культуры речи.
Формы, приёмы и методы подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации
- анализ учебно-научных текстов учебника («диалог с текстом», поиск и подбор аргументов);
- анализ художественного текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;
- устные и письменные высказывания на лингвистические темы;
-различные виды тренировочных упражнений и диктантов;
- зачётные работы, тесты по типу государственной итоговой аттестации;
-творческие задания, связанные с формированием умений и навыков построения мини- и макси-текстов, соответствующие возрастным особенностям школьников.
Средства обучения
Печатные пособия. Таблицы:
Грамматика русского языка (в таблицах и схемах) С. К. Каменовой (2002, 96 с.). Таблицы по русскому языку «Орфография и пунктуация» Л. П. Абросимовой (15 шт., 70x50 ламинированные).
Таблицы «Грамматика русского языка» Е. Г. Чендулаевой (8 шт.).
2. Информационно-коммуникационные средства:
1С : Репетитор. Тесты по орфографии. - М. : ЗАО «1С», 2009.
1С : Репетитор. Тесты по пунктуации. - М. : ЗАО «1С», 2009.
1С : Репетитор. Русский язык. - М. : АОЗТ «1С», 2009
Фраза : обучающая программа-тренажер по русскому языку / Гуру-Софт. - М. : ЗАО «Новый диск», 2010.
3. Технические средства обучения: Компьютер мультимедийный; Мультимедийный проектор; Экран проекционный.
4. Учебные пособия
- Гайбарян, О. Е. Диктанты с грамматическими заданиями / О. Е. Гайбарян, А. В. Кузнецова. -М.: Ростов н/Д.: МарТ, 2009.
- Егорова, Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс / Н. В. Егорова. - М. : ВАКО, 2013.
- Исаева, Н. А. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» 6 класс : пособие для учащихся / Н. А. Исаева. - М. : Баласс, 2013.
- Лекант, П. А. Справочник школьника по русскому языку : 5-11 классы / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов ; под ред. П. А. Леканта. - Изд. 2-е, испр. - М.: Оникс : Мир и образование, 2006.
- Розенталь, Д. Э. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку : 5-11 классы / Д. Э. Розенталь. -М. : Оникс : Мир и образование, 2012.
VII. Список литературы
1. Новые государственные стандарты школьного образования, М.: АСТ. Астрель, 2009
2. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения. М.: «Просвещение» 2009.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год.
4.Русский язык. 5-11 классы: рабочие программы к учебникам М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского / авт.-сост. С.В.Клецкая. – Волгоград: Учитель, 2013
Приложение.
Работа по развитию речи обучающихся для обучения написанию допускного сочинения
Обоснование проблемы
Мониторинг состояния работы по подготовке обучающихся общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа к допускному сочинению, проведённый в апреле-мае 2014 года, показал, что сочинение как вид ученической работы сохраняется, но оно изменилось: статус выпускного и, следовательно, объёмного, логически завершающего литературное образование труда обучающегося, утрачен. Во многих общеобразовательных учреждениях проводятся специальные занятия (факультативы, элективные курсы) по обучению написанию сочинения.
Выявленные в ходе названного мониторинга типичные проблемы в обучении написанию сочинения и обобщение их для всех общеобразовательных организаций определило диапазон проблем, сформулированных муниципальными образованиями по каждой параллели классов по русскому языку и литературе.
В 6–х классах такими проблемами стали
– речевая недостаточность/избыточность в изложении своих мыслей при написании сказки, рассказов на юмористические темы, в выборе средств выразительности языка;
– затруднения в отборе требуемого для работы материала и его логическом построении, в выделении микротем при написании сжатого изложения;
– односложные выводы (без обоснования), неумение отделять главные детали от второстепенных; при выборе доказательств – смешение глаголов 1-го и 3-го лица; затруднения в составлении различных видов плана (сложного, цитатного, плана эпизода);
– отсутствие интереса к чтению, неумение выражать собственную точку зрения, обосновывать её;
– нарушение стилевого единства текста; речевая избыточность, употребление слова в несвойственном ему значении.
Исходя из этого в рабочей программе по русскому языку в 6 классе предусмотрено проведение 44 уроков развития речи, что обеспечит систематическую работу по развитию связной устной и письменной речи обучающихся, по оптимизации деятельности при обучении написанию сочинения на литературную и общегуманитарную тему, при проведении последующих мониторинговых исследований в 2014/2015 учебном году. Виды деятельности и тематика этих уроков представлены в таблице.
№ урока Тема урока Количество часов Дата проведения Примечание
4-5 Поздравление учителя в День знаний; сочинение - рассуждение 2 10-11 Сочинение«Интересная встреча» Анализ творческих работ 2 17 Составление диалога на тему( по выбору) 1 21 Составление продолжения текста по данному началу 1 22-23 Сочинение- рассказ Анализ творческих работ 2 27-28 Собирание материалов к сочинению-описанию картины А.М.Герасимова «После дождя» Написание сочинения-описания картины А.М.Герасимова «После дождя» 2 32 Сжатое изложение 1 41 Составление сообщения о возникновении фразеологизма 1 46 Описание помещения 1 52-53 Систематизация материалов к сочинению. Сложный план 2 75-76 Сочинение-описание картины Т.Н.Яблонской «Утро» 2 83 Составление письма другу 1 88-89 Составление устного публичного выступления о происхождении имен
Защита проекта 2 97 Сочинение-описание по личным впечатлениям
1 109 Употребление существительных в речи. Анализ текста 1 112 Сочинение-описание природы 1 119 Выборочное изложение «Ужасная метель» (по повести А.С.Пушкина «Метель») 1 126-127 Сочинение-описание природы по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер» 2 137-138 Составление устного публичного выступления о произведениях народного промысла Рецензия на публичное выступление 2 152 Составление юмористического рассказа по рисунку 1 157 Публичное выступление « Берегите природу!» 1 164 Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица « Как я однажды помогал маме» 1 176 Сочинение-рассуждение 1 182-183 Сочинение-рассказ по картине Е.В.Сыромятникова «Первые зрители» 2 185 Употребление местоимений в речи 1 191 Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста 1 202-203 Изложение 2 209 Рассказ по сюжетным рисункам 1 217-218 Рассказ на основе услышанного2 233-235 Сочинение на тему..( по выбору) Анализ творческих работ 3 Всего часов 44