Презентация к методическому семинару


Самостоятельная работа на уроках математикиЛызлова Е.А.Учитель математикиМАОУ Большеченчерская СОШ Н.А.Половникова называет три уровня развития познавательной самостоятельности учащихся, положив в основу степень владения методами самостоятельной познавательной деятельности.На первом уровне – копирующая самостоятельность Второй уровень – воспроизводяще-выборочная (репродуцирующая) самостоятельностьТретий уровень познавательной самостоятельности – творческая самостоятельность школьников Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Цели:Целистимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели; развитие и тренинг творческого мышления;формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения; регулярный контроль за успеваемостью учащихся по предмету. задачи:использование современных приемов, средств и методов обучения, ориентированных на повышение познавательной активности школьников;создание условий для приобщения школьников к самостоятельной познавательной деятельности;использование наряду с традиционными формами учебных занятий индивидуальных и групповых занятий в рамках внеурочной деятельности;отслеживание эффективности использования применяемых приемов, средств и методов обучения. Структура самостоятельной работы Самостоятельная работаМатематические диктантыТестыРабота с учебникомТворческие работыРабота с карточками-заданиямиВ классеДомаКроссворд ДокладЗанимательные вопросыПрофилированные Разноуровневые Работа с дополнительным материаломВыпуск стенгазетыНаучнаяИнформационные Научные знанияСправочная литератураИсторические факты Методы, приемы и средства обучениясредства методы приемыТаблицы, учебники,карточки для устной работыЧертёжные, измерительные и вычислительные инструменты.Таблицы, схемы, рисунки, модели фигур, учебники, справочная литература.Описания, инструкции, учебники, проекты.Фронтальный опрос, устные контрольные работыПостроение графиков, их чтение. Построение фигур и работа с ними.Работа с перфокартами, по образцам, по алгоритму, работа с моделями, творческие работы.Практические и лабораторные работы, создание проектов.УстныйСловеснографическийНаглядныйПрактический Формы и виды самостоятельной работыПо дидактическим целямПо источнику и методу приобретения знанийПо уровню самостоятельности учащихсяОбучающиеТренировочныеЗакрепляющиеПовторительныеРазвивающиеТворческиеКонтролирующиеРепродуктивныеЭвристическиеРеконструктивно-вариативныеИсследовательскиеРабота с книгойРешение и составление задачЛабораторные работыПрактические работыПодготовка докладов, рефератов По степени индивидуальностиПо месту выполненияПо форме выполненияКлассныеДомашниеУстныеПисьменныеТестыОбщеклассные (вариантовые, дифференцированные)ГрупповыеИндивидуальныеФормы и виды самостоятельной работы Виды проверки: предварительная; текущая; периодическая; итоговая. Формы контроля: по способу предъявления; по числу проверяемых; по месту проведения; по степени дифференцируемости;по объему контролируемого материала; по характеру предъявляемых знаний. Вывод: самостоятельная работа позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на выполнение заданий различного типа, выполнение исследовательских работ и других видов работ творческого характера. Пример: методика "Выделение существенных признаков математических понятий"Цель:Определить умение выделять существенные признаки математических понятий. Ход эксперимента:Учитель предлагает ученикам ряд математических терминов. Ученикам необходимо выбрать из пяти предложенных математических терминов два, которые наиболее точно определяют математическое понятие. Задания:Уравнение (корень, равенство, сумма, неизвестная, произведение); Сумма (слагаемое, равенство, плюс, делитель, множитель); Периметр (разность, сторона, сумма, фигура, прямоугольник); Дробь (делимое, числитель, частное, знаменатель, произведение); Координата (плоскость, абсцисса, ось, ордината, прямая).Правильные ответы задания выделены курсивом. Спасибо за внимание!