Рабочая программа по русскому языку 7 класс ФГОС (по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской)
Рабочая программа курса «Русский язык» .
Пояснительная записка.
Основная цель: формирование коммуникативной , языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций
Основные задачи данного курса:
овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания, сопоставлять и описывать различные объекты и процессы;
обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры;
воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентного подхода, который обеспечивает формирование и развитее коммуникативной, языковой и лингвистической и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе в общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения.
В курсе реализован коммуникативно-деятельный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельной форме. Каждый раздел курса представлен в виде двух блоков. В первом дается перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления и особенности их функционирования. Во втором перечисляются основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Курс «Русский язык» является составной частью предметной области «Филология», преподавание ведется по учебнику Т.А. Ладыженской «Русский язык 7 класс». Авторская программа курса рассчитана на 170 ч (5ч. в неделю) и предполагает вести преподавание по I варианту тематического планирования ФГОС, рассчитанного на хорошо подготовленных учащихся классов гуманитарной направления.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В курсе «Русский язык» выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование компетенций (коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой).
Первая представлена разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность».
Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Лексика. Фразеология. Культура речи», «Словообразование и орфография. Культура речи», «Морфология и орфография. Культура речи», «Повторение изученного.Синтаксис и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.
Указанные содержательные линии взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями, совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, углубляют представления о родном языке. Такой подход делает процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка неразрывно связанным.
Планируемые результаты освоения курса «Русский язык»
Личностные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса
Учащиеся должны иметь представления о:
конструировании монологического высказывания;
ведении диалога;
инсценировании художественного произведения;
соотношении жизненных наблюдений с читательскими впечатлениями;
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств.
Учащиеся должны знать:
виды речевой деятельности;
словесные средства устного и письменного общения.
Учащиеся должны знать:
нормы построения текста;
как найти значения непонятных слов и словосочетаний по словарю;
различные виды анализа слов;
как найти грамматические и речевые ошибки, исправлять их;
как аргументировать свой ответ;
как создать тексты различных жанров;
как рассказать историю по аналогии с прочитанной;
приемы работы с книгой;
как сопоставлять описания.
Учащиеся должны уметь:
осмысленно воспринимать слово и уместно употреблять его в речи;
строить общение в соответствии с общепринятыми правилами речевого поведения;
правильно пользоваться формулами речевого этикета;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Учащиеся должны уметь:
отвечать на вопросы словами текста, устно составлять предложения на заданную тему;
определять цели предстоящей учебной деятельности;
извлекать информацию из различных источников.
Учащиеся должны уметь:
выразительно читать художественное произведение;
определять главную мысль произведения;
выделять нужные фрагменты текста;
сравнивать персонажей произведения;
рассказывать о прочитанном;
сравнивать речевые высказывания;
осуществлять речевой самоконтроль;
объяснять переносное значение слов;
определять особенности жанра.
Учащиеся должны владеть:
всеми видами речевой деятельности;
выдерживанием пауз с опорой на знаки препинания;
изменением силы голоса и интонации;
разными видами чтения;
способностью к преобразованию, сохранению и передачи информации.
Учащиеся должны владеть:
пересказом фрагментов текста;
умением учить наизусть стихотворения;
различными видами диалога и монолога;
умением объяснять смысл названия произведения.
Могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к родному языку, потребность сохранения чистоты русского языка как явления национальной культуры
Могут научиться:
планировать собственную читательскую деятельность
применять приобретенные знания, умения, навыки в повседневной жизни
Получат возможность научиться:
создавать творческий пересказ;
создавать текстовые иллюстрации к произведениям;
осознавать эстетическую функцию родного языка
основам научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязь его уровней и единиц.
2. Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7 класса:
Учащиеся должны знать:
К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
составлять предложения с причастным и деепричастным оборотами;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии:
По пунктуации:
По связной речи:
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
4. Контроль уровня обученности
Учебный период
Учебный раздел
Вид контроля
Формы контроля
Тема контроля
1 четверт
Повторение изученного в 5-6 классах
Текущий
Диктант
Повторение изученного
Текущий
Тест
Повторение изученного
Причастие
Текущий
Выборочное изложение
2 четверт
Причастие
Текущий
Контрольный диктант
Причастие
Деепричастие
Текущий
Сочинение – рассказ по картине
Текущий
Контрольный диктант
Деепричастие
Наречие
Текущий
Диктант
Наречие
Текущий
Сочинение по картине
Картина Е.Широкова «Друзья»
3 четверт
Наречие
Текущий
Контрольный диктант
Наречие
Текущий
Изложение
Пересказ исходного текста с описанием действий
Предлог
Текущий
Сочинение по картине
Картина А.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Текущий
Тест
Предлог
Союз
Текущий
Контрольный диктант
Союз, предлог
4 четверт
Частица
Текущий
Сочинение по картине
Картина К.Юона «Полдень.Конец зимы»
Текущий
Сочинение - рассказ
Текущий
Тест
Частица
Текущий
Контрольный диктант
Частица
Повторение изученного в 7 классе
Текущий
Сочинение на выбранную тему
По упр.549
Итоговый
Итоговый контрольный диктант
Повторение изученного в 7 классе
5. Учебно – тематический план
Тема
Кол-во
часов
Введение
1
1. Повторение изученного в 5 -6 классах
14
2. Причастие
31
3. Деепричастие
12
4. Наречие
34
5. Категория состояния
6
6. Предлог
14
7. Союз
18
8. Частица
22
9. Междометие
4
9. Повторение изученного в 6 классе
14
Итого:
170 часов
Содержание программы
I. Введение (1ч)
Русский язык как развивающееся явление.
II. Повторение пройденного в V-VI классах (12ч.+ 3 р.р)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности
III. Морфология.Орфография. Культура речи.
Причастие (25ч. + 6 р.р)
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия .Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
НЕ с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы Н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква Н в кратких причастиях.
Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности. Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности.
Деепричастие 13ч.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.
Наречие 33 ч.
Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание НЕ с наречиями на -о и -е; НЕ и НИ в наречиях. Одна и две буквы Н в наречиях на -о и -е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква Ь после шипящих на конце наречий.
Категория состояния 6 ч.
Категория состояния как часть речи. ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
IV. Служебные части речи 54 ч.
Предлог
Предлоги как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов. Дефис в предлогах.
Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.
Союз
Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов ЗАТО,ТОЖЕ,ЧТОБЫ от местоимений с предлогом и частицами и союза ТАКЖЕ от наречия ТА с частицей ЖЕ.
Частица
Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Различение на письме частиц НЕ и НИ. Правописание НЕ и НИ с различными частями речи.
V. Междометие. Звукоподражательные слова. 5 ч.
Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
VI. Повторение и систематизация пройденного в VII классе 12 ч.
Тематическое планирование
№ урока
№ урока по теме
Тема
Дата
По плану/по факту
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Метапредметные
1
1
Русский язык - один из развитых языков мира
1.9
умение выделять ключевые фразы в тексте
Умение объяснять орфограммы, подбирать синонимы
представления об особенностях русской речи
2
2
Синтаксис. Синтаксический разбор.
2.9
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
умение конструировать предложения
осмысленно выбирать способы и приемы действий
3
3
Пунктуация. Пунктуационный разбор.
3.9
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Повторить знаки препинания при обращении и конструировать предложения
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме
4
4
Лексика и фразеология
4.9
Обогащение словарного запаса
Повторить и расширить основные лексические понятия
повторение общих сведений с помощью словарей
5
5
Лексика и фразеология (продолжение темы)
7.9
самопроверка умения правильно писать слова на заданную орфограмму
Повторение различных видов разбора
осмысленно выбирать способы и приемы действий
6
6
Фонетика и орфография.
8.9
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Повторить основные фонетические понятия
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме
7
7
Фонетика и орфография (продолжение темы).
9.9
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Овладение орфографическими умениями и навыками
систематизация и расширение знаний с помощью таблиц
8
8
Словообразование и орфография.
10.9
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Представление об «однокоренных словах», о разных формах одного и того же слова
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой форме
9
9
Морфемный и словообразовательный разборы.
11.9
планировать свои действия для реализации задач урока
Умение производить морфемный и словообразовательный разборы
систематизация и расширение знаний с помощью схем
10
10
Морфология и орфография. Морфологический разбор.
14.9
планировать свои действия для реализации задач урока
Овладение орфографическими навыками;
систематизация и расширение знаний с помощью таблиц, схем
11
11
Морфология и орфография.
15.9
формулировать собственное мнение и позицию
умение производить морфологический разбор частей речи
систематизация знаний с помощью таблиц
12
12
Морфология и орфография (продолжение темы).
17.9
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
расширить представление о частях речи
способность к составлению предложений и ведению диалога
13
13
18 – 21.9 Контрольный диктант
14
14
Текст
22.9
планировать свои действия для реализации задач урока
Изучение основных признаков текста, умение анализировать текст
учить извлекать информацию по рисункам, углубить работу над повествовательным текстом
15
15
Стили речи литературного языка.
23.9
Умение составлять тест, вести диалог
Понятие о стилях литературного языка
способность к самооценке успешности во владении языковыми средствами в устной и письменной речи
16
16
Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Бродского «Летний сад осенью». Упр.44
24.9
решение практических задач в письменном пересказе текста
Умение составлять связный текст, подбирать синонимы, эпитеты, сравнения
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
17
17
Причастие как часть речи.
25.9
работа в парах, группах
Знакомство с причастием; умение находить причастие в тексте
Умение строить предложения с причастиями
18
18
Морфологические признаки глагола у
причастия
28.9
Работа в парах
Умение определять признаки глагола у причастия
умение строить словосочетания на заданную тему
19
19
Морфологические признаки прилагательного у причастия.
29.9
познавательный интерес к изучению курса русского языка
Умение определять признаки прилагательного у причастия
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
20
20
Публицистический стиль речи.
30.9
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Уметь определять тексты публицистического стиля
умение строить монологическое высказывание на заданную тему
21
21
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.
1.10
договариваться и приходить к общему решению
Научить определять гласные в окончаниях причастий; уметь склонять причастия
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
22
22
Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
2.10
формулировать собственное мнение и позицию
Уметь определять главное и зависимое слово в словосочетании
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
23
23
Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте.
5.10
работа в парах
Уметь графически обозначать причастный оборот на письме, находить в тексте
систематизация и расширение знаний с помощью таблиц, схем
24
24
Описание внешности человека.
6.10
Активизировать словарный запас учащихся
Уметь определять типы текстов
представления об образности русского слова и богатстве русского язык
25-26
25-26
Сочинение – описание по картине В.Хабарова «Портрет Милы»
Работа над ошибками
7.10
8.10
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
презентация своей работы
редактирование письменных текстов
27
27
Действительные и страдательные причастия.
9.10
работа в парах
Уметь находить действительные и страдательные причастия в тексте
уметь работать с таблицами
28
28
Действительные причастия настоящего времени.
12.10
Работа в парах, группах
Уметь отличать виды причастий друг от друга
Уметь работать с таблицами, схемами
29
29
Действительные причастия прошедшего времени.
13.10
работа в группах
уметь находить в тексте действительные причастия настоящего и прошедшего времени
систематизация и знаний с помощью таблиц, схем
30
30
Страдательные причастия настоящего времени.
14.10
работа в парах
уметь находить в тексте страдательные причастия
умение строить монологическое высказывание на заданную тему
31
31
Страдательные причастия прошедшего времени.
15.10
оценка и самооценка
уметь отличать действительные и страдательные причастия друг от друга
учить извлекать информацию из различных источников
32
32
Краткие страдательные причастия.
16.10
работа в группах
уметь находить в тексте краткие страдательные причастия
повторение общих сведений с помощью схем, таблиц
33
33
Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.
19.10
работа в парах
Уметь выбирать гласную перед Н в полных и кратких страдательных причастиях
уметь работать со словарями и справочниками
34
34
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастиях прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.
20.10
формулировать собственное мнение и позицию
Формирование навыка написания Н и НН в страдательных причастиях
расширение словарного запаса
повторение общих сведений с помощью схем, таблиц
35
35
Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
21.10
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
Упражнения в написании Н и НН в прилагательных
повторение общих сведений с помощью таблиц
36
36
Формирование орфографических умений и навыков.
22.10
договариваться и приходить к общему решению
Закрепление полученных знаний о причастии
планировать свои действия для реализации задач урока
37
37
Отличие причастий от отглагольных прилагательных.
23.10
Работа в парах
Уметь отличать причастия от отглагольных прилагательных
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
38-39
38-39
26 – 27.10 Контрольный диктант и его анализ
40
40
Морфологический разбор причастия.
28.10
способность к самооценке
Уметь выполнять морфологический разбор причастий
учить извлекать информацию из различных источников
41
41
Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
29.10
формулировать собственное мнение и позицию
Формирование навыка написания НЕ с причастиями
планировать свои действия для реализации задач урока
42
42
Выборочное изложение. Упр.130
30.10
мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Уметь работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы
планировать свои действия для реализации задач урока
43
43
Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
9.11
планирование своих действий для достижения результатов урока
работа в группах
Формирование навыка написания букв е-ё в суффиксах страдательных причастий
работа с таблицами
44-45
44-45
Повторение темы «Причастие
10 – 11.11
работа в парах, группах
Систематизация знаний о причастии
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
46-47
46-47
12 – 13.11Контрольный диктант по теме «Причастие» и его анализ
48
48
Деепричастие как часть речи.
16.11
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Иметь представление о деепричастии как части речи
использовать полученные знания при решении практических задач
49
49
Морфологические признаки деепричастия. Признаки глагола и наречия у деепричастия.
17.11
работа в парах, ответственность за выполнение своей части задания
Уметь определять морфологические признаки у деепричастий
планировать свои действия для реализации задач урока
50
50
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.
18.11
работа в группах
Формирование навыка постановки запятой при деепричастном обороте
использовать полученные знания при решении практических задач
51
51
Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
19.11
оценка и самооценка
Уметь распознавать частицу НЕ и приставку НЕ- в деепричастиях
осмысленно выбирать способы и приемы действий
52
52
Деепричастия несовершенного вида.
20.11
работа в парах
Уметь распознавать деепричастия несовершенного вида
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
53
53
Деепричастия совершенного вида.
23.11
планировать свои действия для реализации задач урока
Уметь распознавать деепричастия совершенного вида
уметь работать различными источниками знаний
54-55
54-55
Сочинение по картине В.Григорьева «Вратарь».
Работа над ошибками
24 – 25.11
Обогащение словарного запаса
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в письменной форме с помощью ключевых слов
при выполнении заданий следовать алгоритмам
56
56
Морфологический разбор деепричастий
26.11
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Уметь производить морфологический разбор деепричастия
использовать полученные знания при решении практических задач
57
57
Повторение темы «Деепричастие»
27.11
мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре
Обобщение сведений о деепричастии
использовать полученные знания при решении практических задач
58
58
Резервный урок
30.11
59-60
59-60
1 – 2.12Контрольный диктант по теме «Деепричастие» и его анализ
61
61
Наречие как часть речи.
3.12
оценка и самооценка
Уметь определять синтаксическую роль наречия
осмысленно выбирать способы и приемы действий
62-63
62-63
Смысловые группы наречий
4 – 7.12
договариваться и приходить к общему решению
Уметь определять смысловые группы наречий
осмысленно выбирать способы и приемы действий
64
64
Способы образования наречий
8.12
оценка и самооценка
уметь определять способы образования наречий
использовать полученные знания при решении практических задач
65-66
65-66
Сочинение по картине И.Попова
«Первый снег»
Работа над ошибками
9.12
10.12
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Формировать навык построения связного рассказа
презентация творческих работ, работа над речевыми недочетами
67-68
67-68
Степени сравнения наречий.
11 – 14.12
оценка и самооценка
уметь образовывать наречия в сравнительной и превосходной степени
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач
69
69
Морфологический разбор наречия
15.12
формулировать собственное мнение и позицию
Формировать навык морфологического разбора наречия
учить извлекать информацию из различных источников
70-71
70-71
16 – 17.12Контрольный диктант по теме «Наречие» и его анализ
72-73
72-73
Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.
18 – 21.12
формулировать собственное мнение и позицию
Формировать навык написания НЕ с наречиями на О-, Е-
учить извлекать информацию из различных источников
74-75
74-75
Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий
22 – 23.12
работа в группах
Уметь различать на письме буквы е-и в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий
умение работать в группах
76-77
76-77
Изложение с элементами сочинения.
24 – 25.12
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Уметь писать сочинение-рассуждение
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач
78
78
Одна и две буквы Н в наречиях на –О и –Е.
11.1
договариваться и приходить к общему решению
Формировать навык написания Н и НН в наречиях на о-, е-
осмысленно выбирать способы и приемы действий
79
79
Описание действий.
12.1
работа в парах, ответственность за выполнение своей части задания
Уметь составлять цепочку действий
планировать свои действия для реализации задач урока
80
80
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
13.1
оценка и самооценка
Формирование навыка написания букв о,е на конце наречий
осмысленно выбирать способы и приемы действий
81-82
81-82
Буквы О и А на конце наречий.
14.1
15.1
Работа в парах
Формировать навык написания букв о , а на конце наречий с приставками –из,-до,-с
работа с таблицами
83-84
83-84
Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».
Работа над ошибками
18 – 19.1
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Формировать навык построения связного текста
презентация творческих работ, работа над речевыми недочетами
85-86
85-86
Дефис между частями слова в наречиях.
20 – 21.1
способность к самооценке успешности во владении языковыми средствами в устной и письменной речи
Формировать навык написания дефиса в наречиях
решение практических задач в письменном текста
87-88
87-88
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных
22 – 25.1
оценка и самооценка
Научить правилам слитного и раздельного написания приставок в наречиях
работа со схемами
89
89
Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
26.1
формулировать собственное мнение и позицию
правила правописания мягкого знака в наречиях
учить извлекать информацию из различных источников
90-91
90-91
Повторение темы «Наречие»
27 – 28.1
работа в группах
учить систематизировать и обобщать умения и навыки
умение работать в группах
92-93
92-93
29.1 – 1.2Контрольная работа по теме «Наречие» и его анализ
94
94
Категория состояния.
2.2
договариваться и приходить к общему решению
Уметь определять значения слов категории состояния , отличать их от кратких прилагательных
осмысленно выбирать способы и приемы действий
95
95
Морфологический разбор категории состояния.
3.2
работа в парах
Уметь производить морфологический разбор слов категории состояния
использовать полученные знания при решении практических задач
96-97
96-97
Изложение (описание действий).
Работа над ошибками
4 – 5.2
планирование своих действий для достижения результатов урока
Уметь определять роль наречий в текстах-описаниях
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач
98
98
Повторение темы «Категория состояния»
8.2
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Систематизировать знания по теме
умение работать в парах
99
99
Резервный урок
9.2
100
100
Служебные части речи.
10.2
формулировать собственное мнение и позицию
Закрепление навыков о служебных частях речи
использовать полученные знания при решении практических задач
101
101
Предлог как часть речи.
11.2
договариваться и приходить к общему решению
Уметь выделять предлог в тексте
осмысленно выбирать способы и приемы действий
102
102
Употребление предлогов.
12.2
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Уметь употреблять предлог с существительными и числительными
использовать полученные знания при решении практических задач
103
103
Производные и непроизводные предлоги.
15.2
работа в парах, ответственность за выполнение своей части задания
Уметь отличать производные и непроизводные предлоги
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
104
104
Простые и составные предлоги.
16.2
работа в парах
Уметь отличать простые предлоги от составных
умение работать в парах
105
105
Морфологический разбор предлога
Работа в группах
Формировать навык морфологического разбора предлога
использовать полученные знания при решении практических задач
понятие о неопределенной форме глагола
106-107
106-107
Сочинение по картине А.Сайкиной «Детская спортивная школа»
Работа над ошибками
17 – 18.2
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Уметь писать сочинение-репортаж
использовать полученные знания при решении практических задач
108-109
108-109
Слитное и раздельное написание производных предлогов.
19 – 22.2
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Формирование навыков слитного и раздельного написания предлогов
уметь работать со словарями и справочниками
110
110
Повторение темы «Предлог
23.2
работа в парах
Систематизация знаний о предлоге
умение работать в парах
111
111
Резервный урок
24.2
112-113
112-113
25 - 26.2Контрольный диктант и его анализ
114
114
Союз как часть речи.
29.2
формулировать собственное мнение и позицию
Понятие о союзе как служебной части речи
Составлять блок-схемы
115
115
Простые и составные союзы.
1.3
работа в группах
Уметь отличать простые союзы от составных
умение работать в группах
116
116
Сочинительные и подчинительные союзы.
2.3
оценка и самооценка
Уметь отличать сочинительные союзы от подчинительных
использовать полученные знания при решении практических задач
117-118
117-118
Запятая в сложном предложении.
3- 4.3
договариваться и приходить к общему решению
Формировать навык постановки запятой в сложном предложении
осмысленно выбирать способы и приемы действий
119-120
119-120
Сочинительные союзы
оценка и самооценка
Уметь находить сочинительные союзы в предложении
планировать свои действия для реализации задач урока
121-122
121-122
Подчинительные союзы
7 – 8.3
формулировать собственное мнение и позицию
Уметь находить подчинительные союзы в предложении
использовать полученные знания при решении практических задач
123
123
Морфологический разбор союза.
9.3
решение практических задач в письменном пересказе текста
Научить правилам морфологического разбора союза
способность к самооценке успешности во владении языковыми средствами в устной и письменной речи
124-125
124-125
Сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик»
Работа над ошибками
10 – 11.3
планирование своих действий для достижения результатов урока
уметь составлять текст сочинения-рассуждения
Презентация своих работ
126-127
126-127
Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ,
ЗАТО.
14 – 15.3
работа в группах
Уметь отличать союзы ТОЖЕ,ТАКЖЕ,ЧТОБЫ,ЗАТО от сочетаний ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО, ЧТО БЫ
использовать полученные знания при решении практических задач
128
128
Повторение темы «Союз».
16.3
оценка и самооценка
Уметь систематизировать полученные знания
осмысленно выбирать способы и приемы действий
129-130
129-130
17 – 18.3Контрольный диктант и его анализ
131
131
Частица как часть речи.
21.3
формулировать собственное мнение и позицию
Уметь отличать частицу от других частей речи
учить извлекать информацию из различных источников
132
132
Разряды частиц. Формообразующие частицы.
22.3
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Уметь находить частицы в тексте, определять формообразующие частицы
использовать полученные знания при решении практических задач
133
133
Смысловые частицы.
23.3
договариваться и приходить к общему решению
Уметь определять смысловые частицы
осмысленно выбирать способы и приемы действий
134
134
Сочинение «Как мне стать чемпионом?»
24.3
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Уметь писать сочинение на заданную тему
использовать полученные знания при решении практических задач
135-136
135-136
Раздельное и дефисное написание частиц.
25.3- – 4.4
формулировать собственное мнение и позицию
Формировать навык раздельного и дефисного написания частиц
использовать полученные знания при решении практических задач
137-138
137-138
Изложение.
Работа над ошибками
5- 6.4
планирование своих действий для достижения результатов урока
Уметь излагать текст
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач
139
139
Морфологический разбор частиц
7.4
работа в группах
уметь производить морфологический разбор частиц
учить извлекать информацию из различных источников
140-141
140-141
Отрицательные частицы НЕ и НИ.
8 – 11.4
оценка и самооценка
Уметь писать отрицательные частицы НЕ и НИ
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
142-143
142-143
Различение частицы и приставки НЕ .
12 – 13.4
формулировать собственное мнение и позицию
Уметь различать отрицательные частицы НЕ и НИ
использовать полученные знания при решении практических задач
144
144
Сочинение по данному рассказу.
14.4
Развивать речевую изобретательность
Уметь использовать в тексте сложные конструкции предложений
презентация творческих работ, работа над речевыми недочетами
145
145
Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ
15 – 18.4
оценка и самооценка
Уметь различать частицу НИ, приставку НИ, союз НИ-НИ
146-147
146-147
Повторение темы «Частица»
19 – 20.4
оценка и самооценка
Систематизировать знания
планировать свои действия для реализации задач урока
148
148
Резервный урок
21.4
149
149
Повторение правописания служебных частей речи
22.4.
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Расширение знаний и формирование орфографических навыков
уметь работать со словарями и справочниками
150
150
Резервный урок
25.4
151-152
151-152
26 – 27.4Контрольный диктант и его анализ
153
153
Междометие как часть речи.
28.4
оценка и самооценка
Понятие междометия
работа с таблицами
154
154
Дефис в междометиях и знаки препинания при междометиях.
29.4. – 2.5
работа в парах
Уметь определять междометия в предложениях
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
155
155
Урок-игра по теме «Междометие».
3.5
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка
Уметь определять междометия в тексте
использовать полученные знания при решении практических задач
156-157
156-157
Контрольное изложение.
Работа над ошибками
4 – 5.5
планировать свои действия для реализации задач урока
Уметь писать изложение
планировать свои действия для реализации задач урока
158
158
Повторение: разделы науки о языке.
6.5
планировать свои действия для реализации задач урока
Знать разделы науки о языке
уметь работать с дополнительной литературой
159
159
Повторение: текст, стили речи.
9.5
работа в парах
Уметь определять стили речи
работа с таблицами и схемами
160
160
Написание рецензии.
10.5
адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач
Строить высказывание в устной и письменной формах
осмысленно выбирать способы и приемы действий при решении языковых задач
161
161
Повторение: фонетика и графика.
11.5
оценка и самооценка
Уметь использовать основные орфографические умения и навыки
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
162
162
Повторение: лексика и фразеология.
12.5
работа в парах
уметь определять лексическое значение слов
планировать свои действия для реализации задач урока
163
163
Повторение: морфемика и словообразование.
13.5
16.5
договариваться и приходить к общему решению
Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы
осмысленно выбирать способы и приемы действий
164
164
Повторение: морфология
17.5
оценка и самооценка
Уметь производить морфологические разборы частей речи
при выполнении заданий следовать инструкциям учителя и алгоритмам
165-166
165-166
18 – 19.5Контрольный диктант и его анализ
167-168
167-168
Повторение: орфография
20 – 23.5
формулировать собственное мнение и позицию
уметь применять орфографические умения и навыки
использовать полученные знания при решении практических задач
169
169
Повторение: синтаксис и пунктуация
24.5
оценка и самооценка
Уметь конструировать предложения с различными знаками препинания
использовать полученные знания при решении практических задач
170 - 175
170 - 175
Итоговый контрольный диктант
Работа над ошибками.
Резервные уроки
25 – 31.5
15