Презентация к методическому семинару«Развитие самостоятельности обучающихся на уроках физики посредством технологии проблемного обучения»


Кузнецова Ирина Валериевна,учитель физикиМКОУ СОШ № 2 г. Омутнинска 2015 г. Снижение интереса к изучению физики Приоритет технического образования Нехватка кадров на технических предприятиях ТЕНДЕНЦИИ СОВРЕМЕННОСТИ Актуальность эффективности изучения физики в школе * развить у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;научить обучающихся самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. * Анализ результатов анкетирования ПРОТИВОРЕЧИЕ Низкий уровень самостоятельности обучающихся Требования общества к выпускнику школы * Новизна опыта :организация самостоятельной познавательной деятельности на уроках физики через создание проблемных ситуаций;создание дополнительного дидактического материала, содержащего измерительные, экспериментальные и исследовательские задания, которые реально можно выполнить с использованием традиционного оборудования кабинета физики;ведение пропедевтического курса физики в 5, 6 классах.Уровень новизны: рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей). * * Деятельность педагога Деятельность обучающегося Анализ Самоанализ Планирование Самопланирование Организация Самоорганизация Контроль Самоконтроль Оценка Самооценка Компетенция Деятельность Компетентность Определения проблемного обучения Джавдат Валеевич Вилькеев «Проблемное обучение - такой характер обучения, когда ему придают некоторые существенные черты научного познания». Это определение имеет тот недостаток, что, во-первых, черты научного познания придаются всему процессу обучения; во-вторых, определение не раскрывает суть типа обучения, а только указывает на один из его признаков.Исаак Яковлевич Лернер «Сущность проблемного обучения состоит в том, что "учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы». В этом определении дается неточная трактовка роли ученика в проблемном обучении: ученик не только принимает участие в решении проблем учителем, но и главным образом решает их самостоятельно (под руководством учителя или с его помощью). Мирза Исмаилович Махмутов «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки». * Задачи педагогической деятельности Проанализировать содержание учебников физики по выявлению функциональности заданий, их соответствие требованиям к результатам обучения. Проанализировать познавательные потребности и мотивы обучения физике обучающихся на начальном этапе (в 7 классе) и на конечном этапе (в 11 классе).Создать рабочую программу по пропедевтическому курсу «Физика. Естествознание» в 5-6 классах в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике с учётом возможности изучения тем по физике на более ранних этапах.Описать систему работы по развитию самостоятельности, метапредметных умений обучающихся через технологию проблемного обучения при решении учебных и практических задач на уроках физики при изучению нового материала. * Функции учебника Типы задания Учебник А. Е. Гуревич (5-6 класс) А. В. Перышкин(7 класс) Информативная предметно-ориентированные, репродуктивные (что?) В меньшейстепени Наибольшеечисло ценностно-ориентированные (какое? , зачем?) Слабо представлены Слабо представлены инструментально-ориентированные (как?) Наибольшее число Содержатся Развивающая Содержатся Содержатся Воспитательная Содержатся Содержатся * Вопрос Класс 7 11 Интерес к изучению физики 83% 30% желание поступить в ВУЗ 13% 20% изучают ее для познания физических явлений 30% 4% желание знать больше для получения специальности 40% 6% Физика нравится более других предметов 61% 50% Нравится наблюдать демонстрации опытов, проводимых учителем 74% 45% Нравится самостоятельно проводить опыты 65% 45% Отдаёте предпочтение рассказу учителя 50% 65% Испытываете трудности при самостоятельной работе 74% 65% * 1- й уровень - педагог ставит проблему, формулирует ее и направляет обучающихся на самостоятельный поиск путей решения проблемы.2- й уровень - педагог указывает на проблему, обучающиеся самостоятельно формулируют и решают ее.3- й уровень - обучающиеся сами обнаруживают, формулируют и решают проблему.Способы организации процесса проблемного обучениямонологический; - рассуждающий;диалогический; - эвристический;исследовательский; - метод программированных заданий.Основные формы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность при выполнении эксперимента, самостоятельная исследовательская деятельность. * анализ проблемной ситуации,осознание сущности затруднения,словесная формулировка проблемы. Способы создания проблемных ситуаций (приёмы) ситуация несоответствия; ситуации, возникающие при выполнении обучающимися практических заданий ;ситуация опровержения ;ситуация на объяснение явления ;ситуация предположения ;ситуация неожиданности ;ситуация сравнения; ситуация конфликта ;ситуация - организация межпредметных связей;ситуация неопределенности . * Обучающийся:понимает возникшую перед ним задачу; видит пути её решения; составляет план решения, выдвигает: а) первоначальную идею,б) предположительный ход решения,в) гипотезы, логический процесс её выдвижения,г) обоснования и доказательства. Учитель: сообщает учащимся необходимые факты для анализа и размышления; направляет их мысли на анализ, сравнение и выводы; ведет от неправильных догадок, предположений и прямых заблуждений к правильным предположениям, к обоснованию гипотез, их подтверждению к фактам. * 1. Мотивационный2. Определительный3. ДеятельныйОбучающиеся:практически завершают доказательство выдвинутой гипотезы;проверяют решения проблемы;обнаруживают, что решение одной проблемы может перерасти в другую проблему; добытое знание непосредственно прилагают к учебно-практической деятельности.4. КоррекционныйУчитель: корректирует работу;указывает на ошибки;помогает преодолеть затруднения;вносит уточнения в решение. * Обучающиеся самостоятельно(в зависимости от ситуации):делают выводы и обобщения,формулируют (с помощью учителя) определения понятий, правила, теоремы, законы, применяют известные знания в новой ситуации (изобретают, конструируют, планируют, мастерят), художественно отражают действительность (пишут стихи, сочинения, рисуют, играют). * Ситуация на объяснение явленияМасса тела (7 класс) Масло Вода Раствор соли Почему одно тело ведет себя по-разному? Предлагают ход решения Приходят к предварительному выводу sin= 1,33х0,7070= 0,9400; = 420sin= 1,33х0,5000= 0,6650; = 710sin= 1,33х0,7660= 1,0188; sin 1!ПАРАДОКС!!! Задача на повторениеЛуч света падает из воды на границу раздела «вода- воздух» (из среды более оптически плотной в менее плотную) под углами: 300, 450, 500. Найти углы преломления.Предложение: посчитать с большей точностью; учесть показатель преломления воздуха. Результаты исследовательской работы в 9-х классах "4", "5" "3" "2" 2013 - 2014 уч. год 45% 43% 12% 2012 – 2013 уч. год 26% 55% 19% Справились с заданием Пытались выполнить Не приступали 2013 – 2014 уч. год 30% 45% 25% 2012 – 2013 уч. год 13% 40% 47% Домашняя экспериментальная задача в 9-х классах * Результаты анкетирования по изучению познавательных потребностей и мотивов обучения физике обучающихся Вопрос Класс 9а 9б Интерес к изучению физики 80% 80% желание поступить в ВУЗ 50% 45% изучают ее для познания физических явлений 30% 45% желание знать больше для получения специальности 40% 33% Физика нравится более других предметов 49% 70% Нравится наблюдать демонстрации опытов, проводимые учителем 100% 100% Нравится самостоятельно проводить опыты 100% 100% Отдаёте предпочтение рассказу учителя 35% 39% Испытываете трудности при самостоятельной работе 25% 30% *