Рабочая программа по русскому языку в 6 классе под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Долгобудская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
Рассмотрена
на заседании ШМО учителей гуманитарных наук
Протокол №1
от 30 августа 2016 г. Принята
на заседании
педагогического совета
Протокол №1
от 30 августа 2016 г. Утверждена
приказом по школе
№ 30/4 от 01 сентября 2016г.
Директор школы
Л.Н.Мищенко
Рабочая программа
по русскому языку
6 класс
Разработал: учитель I квалификационной категории
Колесникова Елена Владимировна
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по русскому (родному) языку и Рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011.)
В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программаминачального общего образования. Целями изучения русского (родного) языка в 6 классе являются:
• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
• освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Формирование функциональной грамотности, совершенствование речевой деятельности учащихся строится на основе знаний об устройстве русского языка и об особенностях его употребления в разных условиях общения. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее в соответствии с речевой ситуацией и нормами литературного языка и этическими нормами общения. Таким образом, обучение русскому (родному) языку в основной школе должно обеспечить общекультурный уровень человека, способного в дальнейшем продолжить обучение в различных образовательных учреждениях: в старших классах средней полной школы, в средних специальных учебных заведениях.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Учебный план Долгобудской СОШ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 6 классе в объёме 204 часов.
Планируемые предметные результаты
освоения предмета «Русский язык»
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание учебного предмета.
Язык. Речь. Общение(2 ч)
Русский язык — один из развитых языков мира.
Язык, речь, общение. Устное и письменное общение.
Ситуация общения. Компоненты речевой ситуации.
Повторение изученного в 5 классе(16 ч + 1 ч)Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые (опорные) слова.
Основные признаки текста.
Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи, его особенности, сфера употребления.
Сочинение о памятном событии. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению. Сочинение-рассказ. Устное сообщение о русском первопечатнике.
Лексика.Фразеология. Культура речич + 3 ч)
1.Повторение пройденного по лексике в 5 классе.
Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова.
Основные пути пополнения словарного состава русского языка.
Словари русского языка: толковые словари; словари синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, этимологические и т. д.
2.Умение определять по лексическим словарям, из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшим, диалектным или профессиональным словам.
3.Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Сжатый пересказ исходного текста. Сочинение-рассуждение .
4.Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.
Фразеологический словарь.
5.Умение пользоваться фразеологическим словарём.
6.Сообщение о происхождении фразеологизмов (на выбор).
Словообразование. Орфография. Культура речич + 4 ч)1.Повторение пройденного по морфемике в 5 классе.
Основные способы образования слов в русском языке:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный. Сложение как способ словообразования (основ, слов, полных и сокращённых слов, аббревиация). Переход одной части речи в другую как способ словообразования. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.
Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
Понятие об этимологии. Этимологические словари.
Правописание чередующихся гласных а и о в корнях
-кас-кос-, -гар-гор-, -зар-зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные, гласных в приставках пре- и при-. Правописание соединительных гласных о и е.
Морфемный и словообразовательный разбор слова.
2.Умение согласовывать со сложносокращёнными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.
Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
3.Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Рассказ по рисункам. Сочинение по картине.
Морфология. Орфография. Культура речиИмя существительное
(19ч+ 2ч)
1.Повторение сведений об имени существительном, полученных в 5 классе.
Склонение существительных на -мя. Несклоняемые существительные. Существительные общего рода. Текстообразующая роль существительных. Словообразование имён существительных.
Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и -ик; буквы о и е после шипящих в суффиксах.
Морфологический разбор существительного.
2.Умение правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -мя, правильно употреблять в речи несклоняемые существительные, определять их род, согласовывать прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени с существительными общего рода.
Умение определять значения суффиксов существительных (увеличительное, пренебрежительное и уменьшительно-ласкательное) .
Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
3.Выражение благодарности в форме письма. Публичное выступление о происхождении имён. Сочинение-описание по личным впечатлениям.
Имя прилагательное(25ч + 5 ч)
Повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе.
Степени сравнения прилагательных; образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные. Словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и If в суффиксах прилагательных; гласные и согласные в суффиксах прилагательных -ан- ( ян-), -ин-, -онн- ( енн ); различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.
Морфологический разбор прилагательного.
Умение правильно образовывать степени сравнения прилагательных, соблюдать правильное ударение при образовании степеней сравнения; определять значения суффиксов прилагательных (уменьшительно-ласкательное и неполноты качества).
Умение употреблять в речи прилагательные в переносном значении.
Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
Описание природы; структура данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Продолжение текста по заданному началу.
Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы. Описание пейзажа по картине.
Описание игрушки. Публичное выступление о произведениях народного промысла.
Имя числительноеч + 1 ч)
Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль имён числительных в предложении. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа, дробные и собирательные. Текстообразующая роль числительных.
Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях; буква ь на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных.
Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях порядковых числительных.
Морфологический разбор числительного.
Умение правильно употреблять числительные для обозначения дат (в устной и письменной речи), числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными.
Умение выражать приблизительное количество с помощью сочетания количественного числительного и существительного (например, минут пять, километров десять).
Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
Юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности. Пересказ исходного текста с цифровым материалом.
Местоимение(23ч+ 4ч)
Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды местоимений. Склонение местоимений. Текстообразующая роль местоимений.
Раздельное написание предлогов с местоимениями. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределённых местоимений. Дефис в неопределённых местоимениях перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-. Не в неопределённых местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях.
Морфологический разбор местоимения.
Умение употреблять личные местоимения 3-го лица в соответствии со смыслом предшествующего предложения. Умение правильно использовать местоимения как средство связи предложений и частей текста.
Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица.
Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности; сочинение-рассуж дение.
Сочинение по картине.
Глагол(28ч+5ч)
1.Повторение сведений о глаголе, полученных в 5 классе.
Разноспрягаемые глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Изъявительное, условное и повелительное наклонения. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Употребление личных глаголов в значении безличных. Текстообразующая роль глаголов. Словообразование глаголов.
Раздельное написание частицы бы (б) с хлпаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах в повелительном наклонении. Правописание гласных в суффиксах -ова- (-ева-) и -ыва- ( ива-).
Морфологический разбор глагола.
2.Умение употреблять формы одних наклонений в значении других и неопределённую форму (инфинитив) в значении разных наклонений.
Умение соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила.
3.Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го или от 1-го лица.
Рассказ на основе услышанного; его строение, языковые особенности.
Сообщение о творчестве скульптора.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах
(10ч + 2ч)Устное сообщение на тему «Разделы науки о языке». Сообщение о происхождении фамилии.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема Кол-во часов Дата проведения Примечание
план факт ЯЗЫК. РЕЧЬ. ОБЩЕНИЕ (2 Ч)1 Русский язык — один из развитых языков мира. Язык, речь, общение.
1 2 Ситуация общения
1 ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (16Ч + 1Ч)
3 Фонетика. Орфоэпия 1 4-5 Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов 2 6 Части речи. 1 7 Орфограммы в окончаниях слов 1 8 РР
Сочинение на тему «Интересная встреча» 1 9 Словосочетание. 1 10 Простое предложение. Знаки препинания 1 11-12 Сложное предложение. Запятые в сложном предложении.
2 13 Синтаксический разбор предложений 1 14 Прямая речь. Диалог 1 15 Контрольный диктант «Повторение изученного в 5 классе». 1 16 Анализ контрольного диктанта 1 17 Текст, его особенности.
Тема и основная мысль текста. Заглавие текста 1 18 Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста 1 19-20 Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи 2 ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (13+3)
21 Слово и его лексическое значение 1 22-23 РР
Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова «После дождя» 2 24 Общеупотребительные слова 1 25 Профессионализмы 1 26 Диалектизмы 1 27 РР
Сжатое изложение (упр.119) 1 28 Исконно русские и заимствованные слова 1 29 Новые слова (неологизмы) 1 30 Устаревшие слова 1 31 Словари 1 32 Фразеологизмы 1 33 Источники фразеологизмов 1 34 Повторение и обобщение изученного по лексике и фразеологии. 1 35 Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология». 1 36 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 СЛОВООБРАЗОВАВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (24+4)
37-38 Морфемика и словообразование 2 39-40-41 Основные способы образования слов в русском языке 3 42 Этимология слов 1 43-44 РР
Описание помещения. Систематизация материалов к сочинению. Сложный план 2 45 Буквы а и о в корне – -кас- кос- 1 46 Буквы а и о в корне – -гар-гор- 1 47 Буквы а и о в корне – -зар-зор- 1 48-49 Буквы ы и и после приставок
2 50-51-52 Гласные в приставках пре- и при-
3 53 Контрольный диктант
1 54 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 55 Соединительные о и е в сложных словах
1 56-57 Сложносокращённые слова
2 58-59 РР
Сочинение-описание по картине Т. Н. Яблонской «Утро» 2 60-61 Морфемный и словообразовательный разбор слова 2 62 Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография. Культура речи» 1 63 Контрольный диктант по теме «Словообразование и орфография. Культура речи 1 64 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (19+2)
65-66 Повторение изученного в 5 классе 2 67 Разносклоняемые имена существительные 1 68 Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя 1 69 Несклоняемые имена существительные 1 70-71 Род несклоняемых имён существительных 2 68 Имена существительные общего рода 1 72 Морфологический разбор имени существительного 1 73-74 РР
Сочинение-описание по личным впечатлениям 2 75-76 Не с существительными 2 77-78 Буквы ч и щ в суффиксе -чик (-щик) 2 79 Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик 1 80-81 Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных 2 82 Повторение по теме «Имя существительное» 1 83 Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
1 84 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (25+5)
85-86 Повторение изученного в 5 классе 2 87-88 РР
Описание природы. Сочинение-описание пейзажа 2 89-90-91 Степени сравнения имён прилагательных 3 92 Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные 1 93 Относительные прилагательные 1 94 РР
Выборочное изложение «Возвращение Владимира в отчий дом»
(по отрывку из повести А. С. Пушкина «Дубровский») 1 95-96 Притяжательные прилагательные 2 97 Морфологический разбор имени прилагательного 1 98-99-100 Не с прилагательными 3 101-102 Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных 2 103-104 РР
Сочинение — описание природы по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер» 2 105-106-107 Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных 3 108-109 Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- 2 110-111 Дефисное и слитное написание сложных прилагательных 2 112 Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» 1 113 Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
1 114 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (17+1)
115-116 Имя числительное как часть речи 2 117 Простые и составные числительные 1 118 Мягкий знак на конце и в середине числительных 1 119-120 Порядковые числительные 2 121 Разряды количественных числительных 1 122-123-124 Числительные, обозначающие целые числа 3 125 Дробные числительные 1 126 РР
Составление юмористического рассказа по рисунку 1 127-128 Собирательные числительные 2 129 Морфологический разбор имени числительного 1 130 Повторение изученного по теме «Имя числительное» 1 131 Контрольный диктант по теме «Имя числительное»
1 132 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 МЕСТОИМЕНИЕ (23 + 4)
133 Местоимение как часть речи 1 134-135 Личные местоимения
2 136 Возвратное место- имение себя
1 137 РР
Рассказ по сюжетным рисункам от 1-го лица на тему «Как я однажды помогал маме» 1 138-139-140 Вопросительные и относительные местоимения 3 141-142 Неопределённые
местоимения 2 143-144-145 Отрицательные
местоимения 3 146-147 Притяжательные
местоимения 2 148 РР
Рассуждение. Сочинение-рассуждение 1 149-150 Указательные местоимения 2 151-152 Определительные
местоимения 2 153 Местоимения и другие части речи 1 154 Морфологический разбор местоимения 1 155-156 РР
Сочинение по картине Е. В. Сы- ромятниковой «Первые зрители» 2 157 Повторение изученного по теме «Местоимение» 1 158 Контрольный диктант по теме «Местоимение»
1 159 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 ГЛАГОЛ (28+5)
160-161-162 Повторение изученного о глаголе в 5 классе 3 163 РР
Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Степа колет дрова» (с включением части готового текста) 1 164-165 Разноспрягаемые
глаголы 2 166-167-168 Глаголы переходные и непереходные 3 169-170 Наклонение глагола. Изъявительное наклонение 2 171 РР
Изложение «Витькина гайка» 1 172-173 Условное наклонение 2 174-175-176 Повелительное
наклонение 3 177 РР
Составление рассказа по рисункам «Соблюдайте чистоту» 1 178-179-180 Употребление
наклонений 3 181-182 Безличные глаголы 2 183-184 Морфологический разбор глагола 2 185-186 РР
Сочинение-рассказ на основе услышанного 2 187-188 Правописание гласных в суффиксах глаголов 2 189-190 Повторение изученного по теме «Глагол» 2 191 Контрольный диктант по теме «Глагол»
1 192 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 И 6 КЛАССАХ
(10Ч + 2Ч)193 Разделы науки о языке 1 194-195 Орфография 2 196 Пунктуация 1 197 Административный контрольный диктант за курс 6 класса 1 198 Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 1 199 Лексика и фразеология 1 200-201 Словообразование 2 202 Морфология 1 203 Синтаксис 1 204 Заключительный урок (резервный) 1