Статья Теория и практика развития творческих способностей учащихся в начальной школе
Теория и практика развития творческих способностей учащихся в начальной школе.
Аспирантки Громовой Натальи Владимировны учителя начальных классов МАОУСОШ №2 п. Хвойная Новгородской области.
Жан Жак Руссо писал: «Почти во всех делах самое трудное – начало». Начальная школа всегда была и останется началом всех начал. Именно начальная школа формирует портрет будущего подростка, юноши, молодого человека, закладывает в нем нравственные ориентиры, зажигает маяки ближайших и далеких целей. Именно начальная школа имеет уникальную возможность раскрыть, увидеть, распознать первый, еще еле заметный росточек творческого начала. Но именно начальная школа не имеет права на ошибку: то есть пройти мимо и не заметить творческой искорки в маленьком человеке, а еще хуже затушить ее своей некомпетентностью или просто нежеланием замечать что-либо. [7 ,16]
Любая образовательная система, обладает определенным потенциалом, какими- то возможностями в реализации социальных потребностей людей. Эти возможности могут быть использоваться полностью или частично. Они могут быть достаточны для реализации какой- то одной цели и недостаточны для достижения двух разных целей. Данная система находится в состоянии постоянных изменений. [7,16-17]
Перемены, происшедшие в нашей стране за последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике, пересмотр основ теории и практики образования.
В настоящее время в связи с данными изменениями в образовании, школы, получили больше возможностей для воплощения своих творческих замыслов. [5,66]
Проведено много исследований в области организации и управления процессом развития творческих способностей учащихся начальной школы (Константинова Л. Б, И.Э.Унт, Лебедев О. Е и т.д.). Каждый исследователь уделяет огромное значение управлению персоналом учреждения, а в образование- прежде всего, педагогам.
Так, по словам исследователя И. Э. Унта, любую деятельность, в том числе и творческую, должна представляться в виде работы творческого педагога через организацию выполнения определенных заданий с детьми. Эти задания «… требуют от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в определенных новых условиях, в новой обстановке, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [10 ,151].
Решение творческих задач способствует конкретизации основных природоведческих понятий, которые следует распознавать в различных жизненных ситуациях.
По словам Константиновой Л. Б., уделяет работе педагога через организацию им процесса проектной деятельности, ибо она:- «..способствует осуществлению разностороннего развития, обучения и воспитания, развитию творческих способностей и активности учащихся»;
- формирует познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвышает их в собственных глазах и вызывает желание совершенствовать свои знания, умения и личностные качества. [5,66 ]
Практический опыт школы убеждает, что как общее развитие ученика, так и развитие его творческих способностей, может идти в процессе учебной и внеурочной деятельности. При решении проблемы развития творческих способностей учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств.
Так, в школе п. Сосновка Омской области, Кормиловского района , проводится огромная работа по организации работы, связанной с развитием творческого потенциала ученика начальной школы. Творческая работа основана на организации работы с кадрами по повышению квалификации, уровня развития педагога. Те самым, важная роль в этом процессе отводится использованию педагогом, на основе своих знаний, умений, именно решению познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей, что вытекает из необходимости познания и преобразования действительности, и использованию технологий игровых форм обучения в урочной деятельности. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являются инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.[ 8]
Творчество, по словам педагогов школы, всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Развивать творческие способности детей нужно не только на уроке, но и при подготовке и проведении классных часов, внеклассных мероприятий школьного и районного уровня.
В каждом ребенке учитель видит личность, индивидуальность. Вот почему, американский ученый Розенталь утверждал, что в ситуации, когда педагог ожидает выдающихся успехов у детей, они действительно этих успехов добиваются, даже если раньше считались не очень способными. Уровень развития творческих способностей зависит от условий и правильного содержания и методов организации в школе. То есть вся деятельность должна быть в системе. [11]
Системность предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.
Системный подход в организации и управлении в школе - это прежде всего видение объекта и процесса управления как системы, осознанное, мыслительно- конкретное представление той или иной проблемы.
Так при развитии творческой личности ребенка, работа должна быть построена лаконично, последовательно.
Под системой, в том числе и педагогической, понимается «целеустремленная целостность взаимодействующих элементов, имеющая новые свойства, отсутствующие у этих элементов, и связанная с внешней средой» [6, 16-20].
К образованию и управлению применительно несколько определений понятия «педагогическая система»:
- это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей [9 , 55]
- это социально – обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности [12, 9].
- это «относительно устойчивая совокупность элементов, организационное соединение людей, сфер их действия, порядка выполнения функций, пространственно-временных связей, отношений, способов взаимодействия и структуры деятельности в интересах достижения определенных воспитательно-образовательных целей и результатов, решения запланированных культурно-развивающих задач воспитания и обучения человека» [3, 7].
Таким образом, системы, в которых протекают педагогические процессы, определяются как педагогические системы, обладающие определенными элементами или объектами и их взаимосвязями или структурами и функциями.
В рамках системного подхода (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, В.И. Зверева, Ю.А. Конаржевский, П.И. Третьяков, Т.К. Чекмарева, Т.И. Шамова, С.В. Яблонский и др.) образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система, т. е. как совокупность взаимосвязанных между собой элементов. В ней можно выделить большое разнообразие образовательных систем. Так, целостный педагогический (образовательный) процесс представляет собой систему. Процесс обучения, являясь подсистемой целостного образовательного процесса, также рассматривается как образовательная система. Учебное занятие – подсистема процесса обучения и, в свою очередь, представляет собой сложную образовательную систему.[2, 124]
Системный подход в управлении школой побуждает руководителя иметь ясное представление о школе как системе, ее основных признаках, составляющих эту систему в целостности, что и является ее (системы) первым признаком. Однако в управлении школой важно видеть не только ее основные части, но и те связи и отношения, которые возникают, складываются или разрушаются между этими частями. Иначе говоря, какова структура этой системы, какие компоненты выступают в качестве системо-образующих, такова и перспектива развития этих связей и отношений. [1]
Приведем в пример системную деятельность школы оп развитию творческого потенциала учащегося начального образования г. Санкт- Петербург.
В школе №300 г. Санкт- Петербурга, реализована целая социально- педагогическая инициатива по построению новой образовательной модели (системы) начальной школы, сориентированной на раскрытии и развитии творческих потенциальных возможностей детей младшего школьного возраста. Создавая школу, все субъекты образования (администрация, педагоги, семья) стремились прежде всего разрешить противоречие, существующее между традиционной системой обучения и богатейшими возможностями, которые присущи младшему школьному возрасту. Как известно, именно этот период жизни ребенка отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности.
Школа №300- самостоятельная начальная школа. Ее девизом стали слова выдающегося педагога наших дней В. А. Сухомлинского о том, что: очень важно, чтобы изумительный мир природы, красоты, музыки, фантазии, творчества, окруживший детей до школы, не закрылся перед ребенком классной дверью. [4,66].
Основная черта педагогов школы, которой руководит отличник народного просвещения, специалист высшей категории В. В. Колчик,- вера в ребенка. Уважение его как индивидуальной личности, стремление помочь ему в достижении успеха. «Все дети способны»- вот принцип деятельности школы. Поэтому создание условия для развития индивидуальных способностей ребенка- главная цель школы. [4 ,67].
Коллективном школы создана целая система работы с учащимися на уроках литературного чтения, через умение анализировать литературные произведения, что, по словам педагогов, умение творческое, и учитель должен найти решение сам, создать структуру работы.
В отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство) творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Конечно, творчески работающий педагог, а тем более педагог-новатор, создает свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата. Так творческий потенциал педагога в школе №300 формируется на основе двух компонентов:
- педагогического профессионального;
- социального опыта. [4,68]
Без специальной подготовки и знаний успешное педагогическое творчество невозможно. Только эрудированный и имеющий специальную подготовку педагог на основе глубокого анализа возникающих ситуаций и осознания сущности проблемы путем творческого воображения и мысленного эксперимента способен найти новые оригинальные пути и способы ее решения.
Мы считаем, что данная характеристика творческого потенциала педагога заключается в неповторимости, своеобразии, уникальности, необычности, оригинальности, проявляющихся в поведении, деятельности и ее результатах.
Большое внимание уделено творческой индивидуальности педагога. Так, И.Н. Ларченко (1998) понимает творческую индивидуальность как характеристику определенной личности, которая проявляется только в социально значимой деятельности, реализующей свой внутренний потенциал. [7,9]
Н.Ф. Вишнякова считает творческую индивидуальность высшей характеристикой педагогического творчества, личностной характеристикой, которая включает: интеллектуально-творческую инициативу, творческие способности, широту и глубину знаний, чуткость к противоречиям, склонность к творческому сомнению, способность испытывать внутреннюю созидательную борьбу, информационный голод, чувство новизны, необычного в проблеме, жажда познания [1,7–38].
Как выявить уровень творческого потенциала педагога? Форм для решения данной проблемы много и выбрать то, что подходит к данному учреждению и коллективу- очень сложно. Поэтому диагностикой послужит то. Как педагог организует свою деятельность, как участвует он в жизне класса и школы?
В процессе анализа теории и практики развития творческих способностей детей в начальной школе, исходя из мнений научных деятелей, педагогов, психологов (Константинова Л. Б Б, И.Э.Унт, Лебедев О. Е и т.д.)..), опыта школ п. Сосновка и г. Санкт- Петербург, выявлено, что какая бы деятельность в школе не проводилась, какие бы методы и формы в работе не использовались, должна быть четкая система организации, на основе определенных условий. Как деятельная система находится постоянно в непрерывном развитии, обладая колоссальной способностью к совершенствованию при условии четкой, научной организации управления им и наоборот, – проявляет склонность к деградации при отсутствии или плохой организации управления этим процессом.
Таким образом, развитие творческих способностей детей- задача многих школ и один из главных аспектов в исследованиях психологов, педагогов, научных деятелей.
Организационно-управленческая деятельность школ оказывает значительное влияние на эффективность всей вышеизложенной работы. Она позволяет проводить диагностики, беседы, консультации, разработку и реализацию мер, направленных на их совершенствование, что в конечном итоге и позволяет решать сложные задачи по развитии и детей и педагогов.
Список литературы:
Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения. Минск, 1995., 124 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994.- 145 с.;
Головин Г.В. Педагогические мастерские как средство профессионально-личностной подготовки учителя: Автореф. … канд. пед. наук. –М., 1997. – 121 с
Князев М. М. Формирование психолого-дидактической культуры учителя в процессе повышения квалификации knyazev-shkola.ru.
Константинова Л. Б. Развитие творческих способностей младших школьников. Начальная школа / Под ред. Горецкого В.Г.- Москва: Начальная школа, 2000, №7- 144 с.
Конаржевский Ю.А. Системный подход – методологическая основа управления. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики. – М., 1991. – 167 с.
Ларченко И.Н. Условия и способы стимулирования творческой индивидуальности преподавателей в педагогическом колледже: Дисс. …канд. пед. наук. Тюмень, 1998. -319 с.
Официальный сайт МОУ "Сосновская ООШ" sosnovka-1.ucoz.ruРындак В.Г. Школа в условиях обновления. - М.: Инст. ПТиМИ, 1993. – 167 с.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. Кибанова А.Я. - М.: ИНФРА-М, 2001. – 296 с
Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: Уч. пос. – М.: Академия, 2002. – 384 с