Статья по теме:Психологический аспект применения информационных и коммуникационных технологий в преподавании естественнонаучных дисциплин.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРЕПОДАВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Бурное развитие технических средств обучения привело к возникновению нового педагогического понятия - « информационные технологии в образовании». Это совокупность современной компьютерной техники, средств коммуникационной связи и инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение обучения.
Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии[4].
Особую роль играют современные информационные технологии в формировании качественных знаний по предметам естественнонаучного цикла, так как они позволяют:
рационально организовывать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-познавательного процесса;
использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования;
представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические и биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.
Информатизация процесса обучения, в том числе и обучения естественнонаучным дисциплинам, представляется как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией.
Информационная технология характеризуется средой, в которой она реализуется и компонентами, которые она содержит:
техническая среда (вид используемых технических средств);
программная среда (набор программных средств);
предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Применение информационных технологий, оснащенных всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными технологиями обучения и использованием активных методов обучения становится базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания[2].
В отличие от обычных технических средств, информационные и коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных и соответствующим образом организованных знаний, но и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации [1].
Обучение основам естественнонаучных дисциплин, наряду с познавательной функцией – передачей учащимся знаний, реализует психологическую функцию – создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учётом уникальности, ценности и непредсказуемости психологической возможности каждого ребёнка. Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто освоение биологии, физики, химии, но и расширение, и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности, средствами биологии, физики, химии.
Информационные технологии позволяют учащимся получать не усредненную, а индивидуально-личностную познавательную информацию, что позволяет преподавателю проследить продвижение каждого ученика в процессе обучения.
Информационные и коммуникационные технологии постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования и решить следующие дидактические задачи:
усвоение базовых знаний по предметам естественнонаучного цикла;
систематизация усвоенных знаний;
формирование навыков самостоятельной работы с учебным материалом;
формирование мотивации к учению в целом и к естественнонаучным дисциплинам в частности;
формирование навыков самоконтроля;
оказание учебно-методической помощи учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
формирование у учащегося общеучебных умений и навыков.

Происходит позитивное развитие личности ребёнка, развитие общих интеллектуальных специальных академических способностей, повышается способность к высокому уровню выполнения учебной деятельности, формируется творческое и продуктивное мышление, повышается гибкость и вариативность педагогической системы, которая отвечает потребностям развития каждого ученика[5].
Однако пока большинство учителей использует информационные и коммуникационные технологии лишь фрагментарно, от случая к случаю, не понимая в полной мере огромного значения данных технологий. Между тем вопрос стоит более остро: может ли современный учитель обойтись без использования информационных и коммуникационных технологий? Возможно, ли без них реализовать современные принципы организации учебного процесса?
Основные современные принципы организации учебного процесса (принцип психологической комфортности, принцип целостного представления о мире, принципы творчества, вариативности, деятельности и минимакса) могут быть реализованы только с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
Используя на уроке информационные и коммуникационные технологии, учитель имеет возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребёнка, может внести коррективы и оценить деятельность учащихся. Каждый ученик работает в темпе, соответствующем его природным задаткам, и не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что он выводится из соревнования, в котором ему всегда отведена роль аутсайдера. Таким образом, реализуется принцип психологической комфортности (возникает положительная мотивация к учебной деятельности, сохраняется психическое и физическое здоровье).
Реализация принципа формирования целостного представления о мире заключается в процессе познания любого природного явления в естественных или экспериментальных условиях, первичном моделировании, то есть выделении существенного, составлении описания на языке изучаемой науки ( с использованием новых терминов и определений) и фиксации новых знаний. Данный принцип успешно реализуется именно с использованием информационных или коммуникационных технологий через:
демонстрацию на уроке видеофрагментов, показывающих изучаемое явление с синхронным его комментированием;
демонстрацию анимационных моделей, раскрывающих сущность изучаемого явления и сохраняющих его динамичность;
организацию для каждого ученика процесса вербализации нового понятия с параллельным самоконтролем, что существенно улучшает процесс его запоминания;
сопоставление схемы «модель - термин - знак», что способствует изучению нового явления.
Предоставление на уроках естественнонаучных дисциплин дополнительной зрительной и слуховой информации с мультимедийных носителей или из Интернета позволяет реализовать принцип творчества, то есть учащиеся имеют шанс решить задания, для выполнения которых необходимо придумать собственный способ.
Актуальным является приём, когда учащимся предлагается большой объём заданий (формул, объектов), из которых они должны выбрать те, которые соответствуют определённым требованиям (принцип вариативности). Применение информационных и коммуникационных технологий в данном случае не только возможно, но и необходимо.
Применение информационных и коммуникационных технологий значительно ускорит подготовку индивидуальных заданий для учащихся с разными способностями и природными задатками к приобретению новых знаний, умений и навыков, что и будет способствовать реализации принципа деятельности [3].
Применение информационных и коммуникационных технологий не заменяет учителя, а позволяет ему разрешить противоречие между трудностями усвоения учебного материала у детей с низким познавательным интересом к учёбе и необходимостью обеспечить выполнение обязательного образовательного стандарта, а также включить учащихся в активный познавательных процесс. Библиографический список
1.Информационные технологии в учреждениях дополнительного образования детей // Серия: « Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»/Отв. редактор Моисеенко В.П.-М.: Центр «Школьная книга».2003.-116с.
2. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Звуч.-2005.-№3.-С.4-14.
3.Кудряшова Т.Г. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над традиционным? // Директор школы.-2004.-№7.- С.57-59
4. Селюков Р.В. Новые информационные технологии в обучении. Информационные технологии в российском образовании. - М.:Эврика,2003.-118с.
5. Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы , методы, результаты исследований и практики. М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.-С.3-50.