Статья: Игровое обучение в преподавании экономических дисциплин, как фактор повышения мотивации
Статья: Игровое обучение в преподавании экономических дисциплин, как фактор повышения мотивации
Экономическое образование в средней школе призвано сформировать систему рационального мышления и поведения современной молодёжи в условиях рыночной экономики, сформировать у каждого учащегося компетенции, достаточные для профессиональной ориентации, а также ориентации своего поведения и защиты своих интересов при взаимодействии с различными видами экономическими институтами, осознание своей роли как потребителя, вкладчика, работника, налогоплательщика. Цель экономического образования определяет его основные задачи:
в сфере обучения – освоение учащимися основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях её функционирования и развития, умений экономической (трудовой, предпринимательской) деятельности;
в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального экономического потенциала, формирование осознанного экономического поведения;
в сфере мотивации – развития интереса к проблемам экономики, постоянной потребности в экономическом знании, стремление к цивилизованному предпринимательству и адаптации к рынку.
Возникает вопрос об уровне мотивации и его повышении. Ведь старшеклассники чаще полагают, что экономическое образование лишь даст некое преимущество при обучении в вузе или поможет включиться в самостоятельную профессиональную экономическую деятельность, а некоторые оценивают как «досадную необходимость».
Возникают самые сложные вопросы, что должны изменить в своей работе учителя, чтобы повысить познавательный мотив, желание узнать, открыть, научиться. Учитывая, что больший интерес к экономическим знаниям проявляют учащиеся младших классов, так как экономический блок в интересной, увлекательной, игровой форме позволяет дать ответы на вопросы, которые возникают в рыночной реальности наших дней. Делаем вывод: в вопросах повышения мотивации огромную роль может сыграть игровая деятельность. Так как игровое обучение выгодно отличается от других педагогических технологий тем, что: - игра хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста, одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры:
- игра мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность, позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений, позволяет увлекать, убеждать.- игра многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
Игра - преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата). В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается учащимся через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
Всем известны виды обучающих игр, применяемых на уроках:
- Организационно-деятельностные игры, предусматривают организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания содержания обучения в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа ( кроссворды или соревнование двух групп, выполнения практических заданий).
- Ролевые игры, характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками ее решения. Разыгрывание ролей создает на уроке взаимозависимость учащихся и тем самым активизирует их познавательно - творческую деятельность. Это достигается следующими средствами:
Постановкой общей для группы достаточно сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия учащихся;
Обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы (например, заказчики и закройщик, закройщик и модельер, покупатели и продавец и т.д.);
Дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с их ролями;
Обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце урока.
- Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст. Например, и др.
- Игровое проектирование – может быть связано с решением конструкторской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и исходные условия к ней для каждой группы. В зависимости от сложности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии. Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс.
- Деловые игры, представляют собой имитационное моделирование реальных процессов и механизмов. Это форма воссоздания предметного и социального содержания, какой-либо реальной деятельности (профессиональной, социальной, технической и т.п.).
Деловая игра
Постановка задачи, введение учащихся в игру
Формирование команд и распределение заданий
Изучение ситуаций, уяснение правил игры
Распределение ролей в командах
Процесс игры
Подведение итогов игры учителем и ученическим жюри
Разбор оптимального варианта
Заключение
Типовая структура проведения деловой игры
В моделирующие игры желательно включать определенные противоречия интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие выполнение задания. Важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации, согласовать действия, подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого участника в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.
Лучшим примером является игра «Биржа» - модель ситуации рыночного равновесия. В ходе торгов «Продавцы» и «Покупатели» должны найти друг друга, договорится о цене, совершить сделку. После игры провести графический анализ, определив точку пересечения графиков спроса и предложения, как точку с координатами равновесной цены.
Урок моделирование, урок рассуждение, урок-задача, урок – лаборатория и др. Игры – дело вовсе не шуточное. Наряду с достоинствами игрового обучения необходимо вспомнить и о недостатках. Ведь они требуют длительной и сложной подготовки учителя (личной и материально технической), ограниченность ситуаций применения, длительность процедуры игры. В этом случае достойным выходом могут послужить мини - игры, игровые моменты.
Вот уже несколько десятилетий этот метод активно используется во всем мире для обучения серьёзных и взрослых людей. Участие в деловых играх может дать не только знания, но и бесценный опыт. Кроме того, с помощью деловых игр можно тренировать такие качества, как коммуникативность, лидерство, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации. Моделирующие, дидактические и ролевые игры и игровые моменты позволяют активизировать познавательную деятельность учеников и превратить обучение интересный и результативный процесс, позволяющий реализовать один из основных принципов школьного преподавания экономики «актуализация экономического мышления, а не освоение углублённого курса экономической теории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. – М.: Сентябрь, 2003
2. Травин Е.Н. Уроки экономики в школе: Пособие для учителей экономики и обществознания. – Ярославль: Академия развития. Академия Холдинг, 2003.
3. Крутилин В.А. Интерактивные методы в практике преподавания маркетинга: Методическое пособие. - М.: РосНИИкадры, 2003.