Статья на тему: «Игровые методы обучения в преподавании специальных дисциплин»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОТРОИЦКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
Выступление на тему:
«Игровые методы обучения в преподавании специальных дисциплин»
Подготовила: преподаватель Шестакова О.Ю.
ст. Новотроицкая
2014 г.
В течение долгого времени преподаватели исследуют различные формы обучения учащихся; от простых традиционных, до более сложных. Ведутся поиски новых форм обучения и анализируются традиционные, с целью создания высокого уровня образования учащихся. Но до сих пор нет единого мнения, какие уроки целесообразнее применять, при обучении учащихся.
Личностно-ориентированная педагогика выдвигает на передний план нетрадиционные подходы к организации процесса обучения. Содержание образования составляет систему знаний, умений, навыков, черт творческой деятельности, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями общества и к достижению которых должны быть направлены усилия обучающих и обучающихся. Если при традиционной трактовке цели и содержание обучения оказываются фактически совпадающими с (главная цель обучения - усвоение основ наук, содержание обучения - сами эти основы, представленные в знаковой форме учебной информации), то в инновационной они расходятся.
Но, если преподаватель подберёт такую формы организации процесса обучения как инновационные уроки, и умело их подготовит, то можно будет сказать, что данный процесс должен стать интересным, полезным. Обучающиеся будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения учащихся.
Большее внимание сегодня уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту. Преподавателям необходимо обеспечивать учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным развитием и формированием личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Поэтому мы всё чаще прибегаем к использованию нетрадиционных форм обучения, если быть точнее к инновационным урокам.
Новация (лат. novation изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новое явление, открытие, изобретение, новый метод удовлетворения общественных потребностей и т.п. Инновационные уроки рационально использовать, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний студентов. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех студентов, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей:
- осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
- обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
- предусматривается минимальное участие на занятии преподавателя.
Инновационные уроки больше нравятся студентам в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть в арсенале каждого преподавателя, чтобы вызвать интерес учащихся и активировать их умственную деятельность.
Игра является одной из эффективных средств пробуждения у учащихся интереса, развития фантазий, выработки умений и навыков, позитивных эмоций и расширения кругозора. В игровой деятельности наиболее полно раскрываются индивидуальные особенности каждого учащегося. Игровые ситуации дают возможность преподавателю привлечь внимание учащихся и в течение продолжительного времени поддерживать интерес к предмету. Исходя из этого можно выделить следующие функции игры: развлекательная, коммуникативная, познавательная и функция самореализации. Игровую технологию можно использовать как:
- самостоятельные элементы для усвоения темы или раздела предмета;
- урок или его часть;
- внеклассную работу.
В своей работе я часто использую игровые формы проведения урока, например для обобщения материала по спецдисциплине Правила безопасности дорожного движения по теме: «Оказание первой доврачебной медицинской помощи».
Заранее учащимся даётся задание в форме докладов самостоятельно изучить данные темы
Учащиеся выступают в роли людей, оказывающих первую медицинскую помощь. Им предлагается несколько ситуаций, в которых они должны продемонстрировать свои знания по данной теме.
Например, ситуация №1 – « у человека, попавшего в ДТП механическая асфиксия, в результате этого произошла остановка дыхания». Действия учащихся – на тренажёре нужно правильно провести сердечно-лёгочную реанимацию.
Ситуация №2 – «находясь долгое время в салоне автомобиля в жаркое время, у пассажира случился тепловой удар». Действия учащихся – привести пострадавшего в чувства (вынести на свежий воздух, ослабить сдавливающие части одежды, обрызгать лицо и шею холодной водой, дать питьё, контролировать дыхание и пульс).
Ситуация № 3 – «у пострадавшего закрытый перелом голени». Действия учащихся – если есть шина наложить её, фиксируя 2 сустава (голеностопный и коленный), если шины нет, то в качестве шины использовать здоровую ногу.
Следующий этап это наложение бинтовых повязок. Каждой группе предлагается перевязочный пакет и учащиеся должны наложить разные виды повязок, при этом оценивается качество и быстрота выполнения заданий.
Таким образом эффективность учебного процесса во много зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нестандартные формы проведения занятий дают возможность не только поднять интерес обучающихся к изучаемому предмету, но и обучить работе с различными источниками знаний.
Список используемой литературы
1.Первая доврачебная медицинская помощь В.Н. Николенко, Г.А. Блувштейн, Г.М. Карнаухов.-7-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2009.-160 с.
2. Основы управления и безопасность дорожного движения.: Учеб. Пособие. 2-е изд., изменённое и дополненное.ю А.А. Тимовский, В.Б. Нестеренко, - К: Арий, 2008 – 144 с., ил.
3. http://gigabaza.ru/doc/119605.html
4.http://kattkk.ru/images/document/metodrabota/razrabotki/metodichka_okazanie_pmp.doc
15