Выступление на семинаре по преемственности на тему «Проблемы преемственности между детским садом и школой».
Выступление на семинаре по преемственности на тему
«Проблемы преемственности между детским садом и школой».
Цель: способствовать активизации работы по решению проблем преемственности МОУ «СОШ» пгт Кожва, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» пгт Кожва и родителей, выявить эффективные механизмы сотрудничества.
Задачи:
Проанализировать результаты работы по преемственности в звене ДОУ и школа. Выявить достижения и проблемы, определить возможные причины возникновения проблем, а так же наметить пути их решения.
Укреплять сотрудничество воспитателей, учителей и родителей; способствовать взаимному эмоциональному расположению между участниками, зарождению доверия.
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».
Л.С. Выготский
I часть.
В переходный момент между детским садом и школой – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений. Что же такое преемственность? Преемственность – это последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий и результатов обучения и воспитания.
Преемственность дошкольного и начального образования предполагает:
Непрерывность в обучении и воспитании ребёнка
Наличие общих и специфических целей для каждого возрастного периода
Сохранение, развитие, качественное преобразование при переходе к новому состоянию.
С 1 сентября 2011 годы наша школа работает по ФГОС, а с 1 января 2014 года и детские сады тоже работают по ФГОС. Разработаны новые программы, конечно, наполнение каждого раздела Программы начальной и дошкольной ступени различно, имеет свою специфику. В чём же наблюдается преемственность?
Элемент
преемственности
Дошкольная ступень
Начальная ступень
содержание
Образовательные сферы: социально-коммуникативная
познавательная
речевая
Художественно-эстетическая
физическая
Предметные области:
филология, математика, естествознание (окружающий мир) технология, искусство, физическая культура;
Направления внеурочной деятельности:
познавательное, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное
Формы работы
совместная деятельность детей
совместная деятельность взрослого и детей
самостоятельная деятельность детей
совместная деятельность детей (работа в парах, группах на уроках и во внеурочной деятельности)
совместная деятельность взрослого и детей (фронтальная работа на уроках; совместная проектно исследовательская работа)
самостоятельная деятельность детей (выполнение самостоятельных заданий на уроках и во внеурочной деятельности);
Методы и технологии
Общение, игра, познавательноисследовательская деятельность, конструирование
обучение на основе деятельностного подхода (предполагает активность обучающихся, когда знание не передается учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной деятельности):
игровая деятельность;
проектная деятельность;
проблемное обучение;
обучение в диалоге;
система вопросов и заданий технологии оценивания; организация рефлексивной деятельности; технология портфолио; -создание ситуаций, направленных на информационный поиск; создание ситуации выбора и т.д.
Преемственность результатов
Таким образом, ФГОС ДО говорит нам о том, что основная задача детского сада заключается в формировании у детей предпосылок универсальных учебных действий.
Существует два подхода к проблеме преемственности на этапе «дошкольный возраст - младший школьный». Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных ЗУНов, с которыми ребенок приходит из детского сада. Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы. В итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка дошкольника (от игры до разных видов художественного творчества). Они либо уступают место «обучению на занятиях», либо сами существенно изменяются («дидактизируются», по справедливому выражению В.Т. Кудрявцева) в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. ФГОС ДО нацеливает нас на отказ от знаниевой парадигмы в образовании: не ЗУН, а формирование умений учиться.
В соответствии с концепцией ФГОС, развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Но и дошкольное и начальное образования должны обеспечивать полноценное развитие личности ребенка. Нельзя вырастить красивое, приносящее пользу, растение, если не вкладывать в него душу, поливать, питать, растить. Так и ребенок, должен иметь возможности для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяют 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный (по А.Г. Асмолову).
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. (Смотри таблицу).
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Сформированность универсальных учебных действий – и есть тот результат, которого необходимо достичь обучающимся при освоении ООП. Работа по формированию у учащихся УУД строится педагогами поэтапно, учитывая возрастные возможности учащихся: от преобладающей совместной деятельности в 1 классе к увеличению доли самостоятельности в последующих классах. (Пример на слайде).
Также каждый возрастной период имеет свои приоритетные задачи. Так, в 1 классе образовательной потребностью возраста является – быть принятым в новом образовательном пространстве, следовательно, на первый план выходит формирование коммуникативных и личностных УУД. А вот предпосылки учебной деятельности формируются у детей на этапе завершения ими дошкольного образования и представляют собой ряд социальных и психологических характеристик, являющихся целевыми ориентирами освоения Программы, которые и являются основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Наша задача - совместно разрабатывать и реализовывать модели взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивать преемственность в применении образовательных программ и технологий, форм и методов работы педагогов с детьми, в осуществлении сотрудничества с родителями.
Чтобы корректировать возможные проблемы в преемственности в нашей школе разработана программа, позволяющая создать условия для благоприятной адаптации детей в школе. Свою деятельность мы ведем по трём направлениям:
· методическая работа;
· работа с родителями;
· работа с детьми.
Анализируя школьные планы, надо отметить направления работы школы по обеспечению преемственности ДОУ – начальная школа.
№
Наименование мероприятия
Сроки проведения
Ответственные
1
1.Посещение ДОУ учителями 4 классов
апрель-май
Классные руководители 4-х классов
2
Приглашение воспитателей дошкольных групп к первоклассникам с целью ознакомления со школьными программами и требованиями
октябрь
Руководитель методического объединения
3
Проведение теоретических семинаров и открытых уроков и мероприятий учителями начальных классов для воспитателей детского сада
октябрь
Руководитель методического объединения, классные руководители 1-х классов
4
Индивидуальные беседы с родителями первоклассников об особенностях развития ребёнка 6-7 лет.
В течение года
классные руководители 1-х классов
5
Проведение открытых занятий и тренингов для родителей будущих первоклассников
Апрель-май
классные руководители 4-х классов
6
Организация работы Школы будущего первоклассника с целью обеспечения достижения воспитанниками психологической и личностной готовности к школе
Апрель-май
Воспитатели подготовительной группы Классные руководители 4-х классов
7
Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Май сентябрь
классные руководители 1-х, 4-х классов
8
Анкетирование родителей для выявления уровня адаптации ребёнка к школе.
сентябрь
классные руководители 1-х классов
школьный психолог
9
Заполнение учителями опросника по психологической адаптации первоклассников.
Сентябрь-октябрь
классные руководители 1-х классов
школьный психолог
10
Обработка психологами опросника.
Сентябрь-октябрь
школьный психолог
11
Проведение коррекционной работы с детьми.
В течение года
классные руководители 1-х классов
школьный психолог
12
Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы
Апрель-май
Воспитатели подготовительной группы Классные руководители 4-х классов
13
Консультации с педагогами ДОУ и школы
В течение года
Воспитатели МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» пгт Кожва
14
Работа кружка по социально-преобразующей добровольческой деятельности «Мы тоже были малышами
В течение года
Педагог школы Маркевич Л. Ю.
В новом 2015-2016 учебном году в нашей школе появилось 38 малышей первоклассников: 26 человек-детский сад пгт Кожва (68%) (МДОУ "Детский сад" пгт. Кожва), 11 человек – детский сад п. Озерный (29%) (МДОУ "Детский сад" п. Озерный), 1 человек – детский сад п Красный Яг (3%) (МОУ «Начальная школа-детский сад» п Красный Яг).
Результаты педагогической и психологической диагностик, определяющих готовность детей к обучению в школе.
Для каждого из вас мы подготовили, по-нашему мнению, материалы, которые вы можете использовать в своей работе. На одном из листов вы видите такие портфельчики, в который нужно “положить” (написать) свои ожидания: что вы ждёте от сегодняшней встречи.
Программа семинара: по буклету.
II часть. (после открытых уроков и выступления учителей)
Особенностью новых государственных стандартов образования как в ДОУ, так и в начальной школе, является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Дети овладевают ключевыми компетентностями или формируются предпосылки к их формированию, составляющими основу умения учиться. Важное требование – формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Сегодня на уроках вы увидите различные приемы формирования у детей этой компетентности. Но прежде чем учить детей чему-либо, мы должны прежде всего сами обладать этой компетентностью. Поэтому я предлагаю снова вернуться к портфельчикам и написать только 5 вещей самое нужное и полезное из того, что получено на семинаре.
Я хочу вам рассказать Притчу «О переменах».
Пришел Ученик к Учителю и начал жаловаться на свою тяжелую жизнь. Он попросил у Учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье не пошло, и вообще просто руки опускаются!
Учитель поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он бросил деревянную чурку, в другой морковку, в третий яйцо, в четвертый раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул всё это из воды.
«Что изменилось?» спросил Учитель.
«Ничего...» ответил Ученик.
Тогда Учитель поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова бросил в один деревянную чурку, в другой морковку, в третий яйцо, в четвертый раздавленные зерна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
«Что изменилось?» опять спросил Учитель.
«То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зерна кофе растворились в кипятке», ответил Ученик.
«Это лишь поверхностный взгляд на вещи», сказал Учитель.
«Вода это наша жизнь. Огонь это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
ЧЕЛОВЕК-МОРКОВЬ таких большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» и они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и предсказатели.
ЧЕЛОВЕК-ДЕРЕВО таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны. Именно «деревья» показывают всем, что тяжелые жизненные обстоятельства всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
ЧЕЛОВЕК-ЯЙЦО это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Их очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни незаметны, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
«А КАК ЖЕ КОФЕ?» воскликнул Ученик.
«О, это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь окружающих».
- Все мы разные, и у всех разное отношение к переменам. Мы хотим сказать только одно: перемены - это всегда к лучшему.
Решение семинара: 1) признать работу семинара достигшим цели
2) продолжать учебную и внеучебную деятельность в 1-х классах согласно требованиям ФГОС
3) педагогам школы и ДОУ продолжить работу по созданию условий для формирования УУД и предпосылок учебных действий
4) педагогам школы и ДОУ организовать взаимопосещение занятий и уроков с целью
Рефлексия. Дерево успеха: зеленое яблоко – семинар прошел полезно, плодотворно, интересно, желтое – семинар хороший, возникло больше вопросов, чем ответов, красное – семинар не принес ничего нового)
Упражнение “Надежда”. Зажечь свечу, с этим огоньком я связываю надежду на то, что мы с вами познавательно и интересно провели время. Нам есть чему поучиться друг у друга (участники передают свечу друг другу и говорят пожелания).
Используемая литература:
Астапов В.М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
Бабаева Т.И. У школьного порога. – М., 1993.
Безруких М.М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
Болотина Л.Р., Микляева Н.В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
Венгер Л.А. как дошкольник становится школьником.// Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников./ Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М., 2006.
Технологии непрерывного образования в детском саду и школе./ Под ред. Н.В. Микляевой. – М., 2011.
Черникова Т.В. Школа и детский сад: лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15