Научный проект по теме: Школьный музей и поисковый отряд МБОУ гимназия №1 города Туапсе в поиске захоронений героев Великой Отечественной Войны, умерших от ран в эвакогоспитале , находящемся во время войны в здании гимназии №1.


Научный проект по теме:
Школьный музей и поисковый отряд МБОУ гимназия №1 города Туапсе в поиске захоронений героев Великой Отечественной Войны, умерших от ран в эвакогоспитале , находящемся во время войны в здании гимназии №1.
Выполнила ученица 9 «Б» класса
МБОУ гимназия №1 Сметанина Анастасия.
Руководитель проекта учитель
истории Перелыгина Галина Юрьевна.
2016 год.
План.
1.Введение.Понятие патриотизма…………………………….3-5
2.Бессмерные герои…………………………………………….6-10
2.1.Начало поиска. Дневник поиска «Госпиталь №1779»…6-9
2.2.Герои не безымянны……………………………………….9-10
3.Заключение.Значение подвига героев………………………11-12
4.Список источников……………………………………………13
5.Приложения…………………………………………………..14-181.Введение.
Патриотизм — исключительное чувство. И в этой исключительности есть предварение единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова, как в советские времена, превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» — превратить в повеление патриотического долга: «Помогай Родине словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания». Каждому. И в первую очередь — в отношении самого себя.
Проблема патриотизма актуальна во все времена, но особенно она актуальна в наше время, когда многие народы забывают свое историческое прошлое и совершают новые преступления против Человечности и Добра.
Патриотизм — надежда. И эта надежда была, есть и будет только у тех, кто боролся за эту страну, кто отчаянно боролся! Мы должны быть вечно благодарны тем людям, которые ради нас отдали свою жизнь. Отдали свою жизнь ради тех, кого еще не было, кого они еще не знали. И вот представьте себе сейчас, буквально на минуту, что вы находитесь на поле боя, вокруг враги, шанс на выживание крошечный, рядом из твоих соратников никого нет. Только пули, бомбы, только война! Представили? Так вот ваше представление этого никогда не сравниться с воспоминанием. Представление сотни тысяч людей никогда не сравниться с одним крошечным секундным воспоминанием одного героя.
Актуальна эта тема еще и потому, что любовь к своей стране – незыблемая ценность, которую должны воспитывать с самых ранних лет в семье, в школе, в обществе в целом. Однако «патриотизм» - «коварное» понятие, потому что его можно трактовать очень вольно. Больше того, от патриотизма легко перейти к национализму или расизму. Мне кажется, именно это происходит в нашем обществе в последнее время. Все большую силу набирают движения так называемых «бритоголовых» (скинхедов), которые патриотизмом называют презрение и ненависть ко всем другим народам, кроме своего. Все чаще в СМИ встречаются сообщения, что такие «патриоты» убили кого-то, кто отличается от них по цвету кожи или разрезу глаз. Страшно, что у этих людей много сторонников, особенно среди молодежи.
Именно в такой обстановке, мне кажется, проблема патриотизма становится особо значимой. Очень важно понимать, что патриотизм - это не только «дикая» любовь к своим, но и уважение к другим. Уважение и терпимость – вот что, на мой взгляд, отличает настоящего патриота от его «подделок». Проявляя уважение к человеку другой нации, мы создаем образ своего народа, своей страны. Больше того, хотеть воевать, а не сотрудничать могут только очень неумные и недальновидные люди. Ведь жить в мире всегда лучше, чем вести уничтожительные воины.
Таким образом, проблема патриотизма очень важна и актуальна в наше время. Необходимо помнить, что любить свою страну и свой народ – это уважать и все другие народы. Только человек, понимающий это, является патриотом в полном смысле этого слова.
Школа – это одна из сложнейших социальных систем. Любая школа, организуя учебно-воспитательное пространство, ориентируется на Закон «Об образовании», на нормативно-правовые документы федерального и регионального значения. Между тем, каждую школу отличают свои ценностные ориентиры, свои направления работы. Патриотическое воспитание учащихся – один из ценностных ориентиров нашей школы.
Тема патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Необходимо восстановление в своём высшем гражданском достоинстве благородных понятий «патриот» и «патриотизм», означающих неразрывную и действенную связь человека со своей землёй. И верно сказал А.И. Солженицын: «Горе той стране, где слова «патриот» или «демократ» считаются бранью». И в авторитетном документе «О состоянии и перспективах государственной национальной политики» сказано: «Формирование сознания «Я – россиянин» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека, воспитание державного патриотизма, гордости за Отечество, отечественные народы и соотечественников».
В основе работы нашего школьного музея по патриотическому воспитанию лежит понятие «историческая память», которая трактуется нами как уважительное отношение к историческим явлениям и фактам. Историческая память – категория нравственная. Об этом должны помнить все, кто соприкасается с прошлым. Искажать историческое прошлое сиюминутными интересами определённых лиц или групп – занятие глубоко безнравственное. Историческая память – это дорога в будущее, но лежит она через прошлое. Только опираясь на прошлое можно строить будущее.
В образовательно-воспитательной деятельности музея заложен большой воспитательный потенциал. Музей пополняет знания учащихся, прививает навыки исторического мышления.
Музей – это место, где ребёнок воспринимает накопленный исторический опыт, то есть получает позитивный эмоциональный импульс в причастности к историческому прошлому нашей страны, усваивает этические ценности.
Музей способствует развитию поисковых и исследовательских навыков учащихся. Для написания рефератов, сочинений, докладов, сообщений по учебным предметам учащиеся используют материалы музея.
Поисковый отряд «Наследие», МБОУ гимназия №1 города Туапсе работает в краеведческом и героико-патриотическом направлениях. Большая поисково-исследовательская работа в нашей школе проводится творческой группой учащихся по сбору материала о своих семьях: ребята составляют родословные деревья, собирают архивные материалы, фотодокументы.
По материалам, собранным поисковым отрядом, оформляются в школьном музее интерактивные проекты «Поклонимся великим тем годам…», «У победы родное лицо» проводятся уроки Мужества «Три судьбы в истории Победы», встречи с очевидцами военных лет «Дети, пережившие войну». Собран материал (имена, фотографии, сведения) о родственниках учащихся и педагогов школы – участниках Великой Отечественной войны.
Поисковая работа в нашем музее нужна не только ребятам, но, надеемся, и старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны. С ними мы регулярно проводим встречи, акции: «Доброе утро, ветеран!», «Ты же выжил, солдат!», организуем переписку с очевидцами военных лет. Традиционным стало участие членов поискового отряда в Торжественном шествии и митинге, посвящённом годовщине Великой Победы, Вахтах Памяти.
Особое место занимает работа учеников ,связанная с поиском героев времен войны, чьи имена связаны с нашей школой.
2.Бессмертные герои.
2.1.Начало поиска. Дневник поиска «Госпиталь №1779»
Поисково-исследовательская деятельность начиналась давно
- Составлением плана комплектования фондов музея;
- Выбор направлений поиска;
- Разработка заданий для поисковых отрядов;
- Организация поисковых отрядов;
- Учёба членов поисковых отрядов;
- Старт поисковой операции (на школьной линейке)
- План комплектования фондов музея;
- Проведение классных собраний по выбору членов поисковых отрядов;
15.03. 2016. В руки директора МБОУ гимназии №1 Ольги Владимировны Тюльпановой и учителя истории Перелыгиной Г.Ю. переданы подлинные документы архива Министерства Обороны, касающиеся Лащенко Ивана Федоровича 1901 года, Умершего от ран 21 марта 1942 г в госпитале № 1779 в 1942 году и похороненного в городе Туапсе Сталинским РВК 1942 г на территории госпиталя, располагавшегося в здании школы №1.Его родственники хотят узнать место перезахоронения героя Великой Отечественной Войны, скончавшегося от ран в эвакогоспитале №1779.
20.03. 2016. Состоялось заседание инициативной группы музея «Наследие»,на котором разработан план действий и сформирована поисковая группа из 15 ребят. Поставлены цели и задачи проекта «Поиск».Разработан план действий поисковой группы.
17.04. 2016. На заседании актива совета Музея Сметанина Анастасия из 8 «Б» класса рассказала о своих успехах в поиске родственников красноармейца. Его сын Лащенко Николай Иванович проживает в станице Северская, ул. Кубанская, д. 28 Тел.248-28( СМ приложение №2)
24.04 2016. Проведены телефонные переговоры с родственниками Лащенко И.Ф. В ходе поиска выяснилось, что документы из архива ,представляют собой только отрывочные документы, попавшие к родственникам героя в ходе их индивидуального расследования.
( см. приложение №1)
5.05.2016. Ребятами из поискового отряда принято решение убрать к празднику Великой Победы памятники на старом кладбище где, предположительно, захоронены умершие от ран в госпитале №1779.
7.05.2016. Ученики отправили запросы в различные организации письменно и через интернет по запросу восстановления всех имен погибших в эвакогоспитале № 1779.
16.05.2016. В ходе активного интернет поиска ребятами инициативной группы, а именно Сурменеляном Давидом, Сахновской Елизаветой, Сметаниной Анастасией, Грищенко Кристиной Кондрашовой Александрой и другими ребятами из поискового отряда учениками 8 «Б»,были найдены недостающие списки погибших от ран в эвакогоспитале №1779. Таким образом, наш поиск увенчался успехом и мы восстановили имена Героев. Осталось узнать, где и когда они были перезахоронены.
1.06.2016. После долгого поиска на одном из сайтов, посвященных Великой Отечественной Войне, нами был найден сайт «Память народа». По запросу на Красноармейца Лащенко И.Ф. была найдена нужная информация. В 1954 году было проведено торжественное захоронение на старом кладбище города Туапсе в братской могиле « Два солдата». Это была победа нашей поисковой группы.
Мы не могли скрыть радости, наконец мы узнали, где и когда были перезахоронены Герои, умершие от ран в далеком 1942 году. Теперь мы могли посетить их могилу и воздать им дань уважения.
1 - 16 .06.2016. В ходе работы ученического клуба «Музей наследие», наряду с другой работой в музее «Наследие», ребята несколько раз посещали памятник «Два солдата». Мы очистили могилы от сорняков, навели порядок, возложили цветы.
Эта работа будет продолжена, ведь память о героях, отдавших жизнь за Родину, ради нашего будущего, не заканчивается, как и наша благодарность.
В нашей школе есть традиция проведения уроков памяти, на которых учащиеся, исследователи музея, выступают с результатами своих исследований. Это позволяет ребятам развивать навыки общения, самореализации.
Вся деятельность в нашей школе направлена, прежде всего, на воспитание патриотизма, чувства долга перед Отечеством, ответственности за будущее нашей страны. А истинный патриот своего Отечества – это человек, дорожащий памятью поколений, ведь без прошлого нет будущего. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поисковая и исследовательская деятельность в нашем школьном музее формирует у ребят собственную активную гражданскую позицию, уважительное, бережное отношение к культуре своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, национальное самосознание личности, а значит, помогает в воспитании настоящих патриотов Родины.
2.2.Герои не безымянны.
В своей работе по поиску наших героев, мы пользовались интернет рессурсами, чем, хочу поделиться.
На сегодняшний день любой человек имеет возможность найти информацию о родственниках и близких, погибших или пропавших без вести в ходе Великой Отечественной войны. Для изучения документов, содержащих персональные данные военнослужащих времен войны, создано множество сайтов. "РГ" представляет обзор наиболее полезных из них. Поэтому не стоит отчаиваться, если вам не удалось найти никаких данных о своих родственниках в банке неврученных наград "Российской газеты" - поиск можно продолжить и на других интернет-ресурсах.
www.obd-memorial.ru - обобщенный банк данных о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны и послевоенный период
www.pamyat-naroda.ru - общедоступный банк данных о судьбах участников Великой Отечественной войны. Поиск мест первичных захоронений и документов о награждениях, о прохождении службы, о победах и лишениях на полях сражений
www.rkka.ru/ihandbook.htm - награжденные орденом Красного Знамени в период с 1921 по 1931 гг.
www.moypolk.ru - сведения об участниках Великой Отечественной войны, в том числе тружениках тыла - живых, умерших, погибших и пропавших без вести. Собраны и пополняются участниками общероссийской акции "Бессмертный полк"www.dokst.ru - сведения о погибших в плену на территории Германии
Сегодня «Подвиг Народа» — это ценность, которая играет важное историческое значение для общественности, так как предоставляет достоверную историческую информацию, повествующую о тяжелом времени военных лет, передает comandir.com. На сайте можно просмотреть карты боевых действий, сводки о бойцах, получивших ранения, приказы, карты местности и еще много разных данных, касательно ВОВ. Любой желающий, который знает точную фамилию и имя деда или прадеда, может найти на сайт много информации о своем родственнике, соответствующие документы, награды, ордена, биографическую информацию. Для поиска своих родственников вы можете пройти по ссылке на сайт «Подвиг Народа» — http://www.podvignaroda.mil.ru/
Портал «Подвиг Народа» был создан в 2010 году при содействии Министерства обороны Российской Федерации. На протяжении пяти лет существования сайта, он регулярно обновляется, имеет 200 000 личных дел в архиве, общеархивный объем документации составляет 100 млн листов документов в оцифрованном виде. Также Минобороны 5 лет назад создало портал «Солдат.ру», при помощи которого можно найти юношей призывного возраста по мету службы военкомата.
Наряду с проектами «Память Народа», «Подвиг Народа» Министерство в тестовом режиме запустило вариант «Памяти Героев Войны 1914-1918гг», в котором также можно воспользоваться архивными данными.3.Заключение. Значение подвига героев.
Война… Сколько жизней она унесла… Как больно смотреть на могилы неизвестных солдат, как больно вспоминать о тех, кто уже давно ушёл в мир иной по вине фашистов.
Тогда, в те трудные для всех патриотов России времена, каждый человек, любящий и ценящий свою Родину, свою жизнь и жизнь людей, окружающих его, встал на защиту страны.
Они умирали, смотря на друзей и товарищей, которые продолжали бой. А знаете, кем были товарищи? Солдаты сражались рядом с людьми разных национальностей. Совершенно разных людей сплотила война. Это сейчас мы любим пожаловаться на вновь прибывших к нам иностранцев. Разве ради этого сражались наши соотечественники того времени?
Сейчас уже никто не вспомнит боль, которую испытывал человек на войне. Сейчас люди готовы реветь из-за маленькой царапинки на теле, разве так было тогда? Нет.
А что, если и сейчас по нашим российским городам ходят утонувшие во времени призраки прошлого? Они следят за нами, за нашим поведением…
Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами.
Например, очень известен древнегреческий герой Геракл, который совершил двенадцать героических поступков, на которые не были способны обычные люди.
Однако, на мой взгляд, подвиг может совершить каждый человек, но для этого потребуется огромная сила воли. В годы Отечественных войн, и Отечественной войны 1812 года, и в годы Великой Отечественной войны, многие русские солдаты становились на защиту своей Родины, рисковали своей жизнью, готовы были ею пожертвовать ради общего дела. Эти люди русские солдаты, совершали подвиги, потому что их дело было делом чести и долга, потому что они становились на защиту людей и их жизней.
Я считаю, что подвиг связан с преодолением огромных трудностей, а также с проблемой выбора. Кто-то может, к примеру, совершить подвиг, рискнуть своей жизнью ради спасения чужих жизней, а другой человек, оказавшийся перед этим выбором, струсит. Поэтому, мне кажется, мы сами решаем, совершать нам подвиги или нет. Человек, который сделал свой выбор в пользу свершение благого дела, достоин восхищения.
Поэтому, наша работа, поискового отряда МБОУ гимназии №1 была направлена на то, что бы установить историческую справедливость. Воздать долг памяти, павшим героям. Наш отряд взял шефство над могилой захороненных солдат, умерших от ран в госпитале, на территории нашей гимназии. И это самое малое, что мы, наше поколение можем сделать для сохранения памяти Героев Великой Отечественной Войны.
Список источников.
http://www.podvignaroda.mil.ru/
www.rkka.ru/ihandbook.htmwww.obd-memorial.ruН.В.Загладин, С.И Козленко «История Отечества ХХ век»М., «Русское слово»2003 год.
Список приложений.
1.приложение №1

2.Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4