«Роль и методика преподавания интегрированных уроков в преподавании общественных дисциплин»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 города Россоши
Воронежской области





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Роль и методика преподавания интегрированных уроков в преподавании общественных дисциплин»




учитель истории МКОУСОШ №2
Брагина О.Н.




Россошь 20016

Аннотация

Методическая разработка «Роль и методика преподавания интегрированных уроков в преподавании общественных дисциплин» является обобщением опыта использования интегрированной технологии обучения преподавателями общественно-гуманитарных и социально-экономических дисциплин. В методической разработке раскрыты теоретические и методические основы интегрированной педагогической технологии. В качестве примеров приведена тематика разработанных интегрированных уроков, а также интегрированный урок по истории и обществознанию. Данная разработка может быть использована в профессиональной деятельности учителей общественных дисциплин.
Основные теоретические аспекты интегрированного обучения
« Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же связи».
Я. Коменский.
Идея интеграции в настоящее время стала предметом теоретического и практического исследования в связи c проходящими процессами дифференциации в обучении. Современный ее этап характеризуется как эмпирическими направлениями – разработкой и проведением преподавателями интегрированных уроков, так и теоретическим – созданием и совершенствованием интегрированных курсов, в ряде случаев объединяющих многочисленные дисциплины. Интеграция дает возможность с одной стороны, показать мир в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а с другой, - высвобожденное при этом учебное время, использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
С практической стороны зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузки, расширение сферы получаемой информации, подкрепление мотивации обучения.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование целостного представления о мире и его закономерностях в целом, а также установление внутрипредметных связей в усвоении основ наук. Интеграция в обучении ориентирована на развитие и саморазвитие личности.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных предметов;
межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.
Примером первого уровня является систематизирование знаний внутри определенной дисциплины – переход от разрозненных фактов к их системе в процессе открытия нового знания. Внутрипредметная интеграция направлена на «спресование» материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. В этом смысле интегрированное содержание является информационно более емким и направлено на формирование способности мыслить информационно емкими категориями.
Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.
Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:
объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;
они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.
Иными словами, близость содержания ведущих тем дисциплин; и их логическая связь. Не всякое объединение различных дисциплин в одном уроке автоматически становится интегрированным уроком. Необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Межпредметные (междисциплинарные) связи - общедидактическое понятие, имеющее различный статус в зависимости от уровня изучения окружающего мира. Межпредметные связи отражают комплексный подход к обучению и воспитанию, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязь между предметами.
Междисциплинарные связи подразделяют на:
синхронные (при изучении аналогичного материала смежных дисциплин;
асинхронные (опираются на раннее изученный материал - преемственность, с изучением материала, который будет изучаться позднее - опережающее).
Установление таких связей на уровне фактов и понятий способствуют формированию мировоззренческих идей и принципов.
Основными направлениями осуществления межпредметных связей является:
- усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного материала;
- теоретическое обобщение знаний и активизации познавательной деятельности в методах и приемах обучения;
- комплексность и сотрудничество преподавателей различных дисциплин в формах организации.
Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей. В интегрированном уроке предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.
Развивающие возможности интегрированного урока:
позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики – принцип системности обучения;
создает оптимальные условия для развития мышления;
способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности.
Методика обучения, как и вся дидактика, переживает сложный период. Разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, основанные на деятельностном подходе. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать обучаемый.
Разработка и внедрение в учебный процесс новых педагогических технологий требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегрированных, в результате использования которых у учащихся возникает целостное восприятие мира, формируется как раз тот деятельностный подход в обучении, о котором много говорится. Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Таким образом, в профессиональной деятельности преподавателя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.
Для проведения сложной интегрированной темы почти всегда стоит подумать над возможностью их проведения двумя преподавателями. Преподавание в паре имеет неоспоримые преимущества: Два преподавателя знают больше, чем один и могут дополнить друг друга.
Преподавание в паре чаще всего делает обучение более оживленным и разнообразным.
Способы совместной работы преподавателей :
•  аддитивный - преподаватели работают последовательно, сменяя друг друга через равные промежутки времени;
•  аддитивный с дополнениями - один преподаватель в основном ведет занятие, другой его дополняет, включаясь в учебное взаимодействие в случае необходимости;
•  интегрированный - параллельная работа двух или более преподавателей, а также проведение одним преподавателем, имеющим базовую подготовку.
•  интегрированный с распределением ролей и ответственности - два преподавателя работают одновременно, но каждый из них держит в поле внимания свое тематическое содержание и область работы с группой. Например, один может быть сосредоточен на теоретическом материале, а другой - на групповом процессе. Области внимания преподавателей можно систематизировать следующим образом . В процессе учебных занятий преподаватели могут поделить между собой сферы ответственности: один, например, будет в большей степени сосредоточен на структуре и содержании материала, а второй - на поддержании контакта с аудиторией. Конечно, выбор сферы и распределение ответственности во многом зависит от психологических особенностей самих преподавателей, уровня их подготовленности и целевых установок.
Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных дисциплин. Но интегрированный урок имеет свои закономерности: весь урок подчинен авторскому замыслу; объединяется основной мыслью; составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого; этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости; отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу; связанность структуры достигается последовательностью, не исключая параллельную связь.



Типы и формы интегрированных уроков
Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей. Приведем примеры некоторых из них.
Тип урока: урок формирования новых знаний
Уроки формирования новых знаний конструируются в формах:
урок-лекция;
урок-путешествие;
урок-экспедиция;
урок-исследование;
урок-инсценировка;
учебная конференция;
урок-экскурсия;
мультимедиа- урок;
проблемный урок.
Структура урока сочетает этапы: организационный, постановки цели, актуализации знаний, введения знаний, обобщения первичного закрепления и систематизации знаний, подведения итогов обучения, определения домашнего задания и инструктажа по его выполнению.
Цель урока формирования знаний - организация работы по усвоению ими понятий, научных фактов, предусмотренных учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; научить чтению и анализу карт, схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д.
воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д.
развивающие: продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с литературой, картами, таблицами, схемами и т.д.
Следует разделять традиционный и современный уроки.
Традиционный урок решает общеобразовательную задачу - вооружить учеников знаниями и строится в основном на объяснительно-иллюстративном методе. На таком уроке широко применяются наглядные пособия, организуется наблюдение и описание увиденного.
Современный урок формирования знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. Используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, дискуссия, разнообразные источники знаний, программы телевидения, кинофрагменты, магнитофонные записи, мультимедийные курсы, интернет-технологии, другие технические средства обучения и контроля. Широко используются также разнообразные формы работы: групповая, фронтальная, звеньевая, парная, индивидуальная.
На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, высказывания предложений реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Разновидностями урока формирования новых знаний являются также: уроки формирования и совершенствования знаний, уроки закрепления и совершенствования знаний, уроки формирования нового проблемного видения. Тогда к перечисленным формам урока можно добавить семинар, заключительную конференцию, заключительную экскурсию.
Тип урока: урок обучения умениям и навыкам
Урок обучения умениям и навыкам предусматривает формы:
урок-практикум;
урок-сочинение;
урок-диалог;
урок - деловая или ролевая игра;
комбинированный урок;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока включает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, выполнение задач стандартного типа, затем реконструктивно-вариативного типа, творческого типа, контроля сформированности умений и навыков, определения домашнего задания.
Сначала учащиеся занимаются воспроизводящей деятельностью. Затем выполняют задания, требующие владения обобщенными умениями и элементами переноса знаний и способов деятельности в новые ситуации. На этом этапе применяется дифференцированно-групповая форма обучения. Далее - выполнение творческих задач, а в конце урока - творческая деятельность.
Цель данного типа урока - выработать определенные умения и навыки, предусмотренные учебной программой.
Задачи:
образовательные: познакомить; дать представление; выработать умение; научить владению приемами :; углубить знание о:
воспитательные: показать роль; вовлечь в активную практическую деятельность; способствовать воспитанию природоохранного и экологического сознания; создавать объективную основу для воспитания и любви к родному краю; совершенствовать навыки общения.
развивающие: научить работать с дополнительной литературой и другими источниками информации; готовить доклады; выступать перед аудиторией, формирование критического мышления; умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используются учебники, сборники задач, наборы раздаточного и дидактического материала, мультимедиа, интернет-технологии. Управляя учебной деятельностью учащихся, преподаватель широко пользуется методами стимулирования, оперативного контроля. Здесь особенно четко реализуются корректирующие и контрольные функции урока, способствующие организации учебной деятельности школьников с наибольшей продуктивностью. Этот урок позволяет осуществлять широкую дифференциацию обучения. Учащиеся выполняют задания с учетом учебных возможностей и благодаря этому продвигаются к цели оптимальным темпом.
Конструкция урока позволяет включать учащихся в различные виды парной, групповой и индивидуальной работы, которые занимают большую часть его времени. Возможно, прибегать к индивидуальной и индивидуально-групповой форме обучения.
Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счет эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счет организации рационального общения и коллективной работы, в процессе которых создаются условия для проявления учащимися заботы друг о друге, оказания помощи и поддержки. Взаимный контроль, осуществляемый при этом, способствует развитию самоконтроля. Так решаются развивающие задачи.
На сочетании звеньев закрепления знаний, формирования умений и навыков конструируется урок совершенствования знаний, умений и навыков. На этом уроке учащиеся, опираясь на предшествующие знания, развивают их, учатся их применять в разных ситуациях. Идет процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков. На таких уроках господствуют практические методы обучения, а по характеру познавательной деятельности преимущество отдается частично-поисковым, репродуктивным методам.
Деятельность преподавателя специфична. Спланировав работу учащихся заранее, он осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Тип урока: применение знаний на практике
Основные формы уроков данного типа:
ролевые и деловые игры;
практикумы;
уроки защиты проектов;
путешествие;
экспедиция и т.д.
Структура урока подразумевает этапы: организационный, постановки цели, проверки домашнего задания и актуализации знаний, оперирования знаниями, умениями и навыками при решении практических задач, составление отчета о выполнении работы, определение домашнего задания. На этом уроке учащиеся, основываясь на ранее приобретенных знаниях, занимаются практической деятельностью. Сначала проверяется выполнения домашнего задания, затем разбирается теоретический материал с целью актуализации знаний. После этого они включаются в выполнение конструктивных заданий, имеющих ярко выраженную практическую направленность.

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
Задачи:
образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Уроки применения знаний на практике строятся на сочетании парной, фронтальной, групповой и индивидуальной работы. Включение учащихся в разнообразные виды коллективной работы благоприятно сказывается на формировании гуманных качеств личности. Учебная деятельность, развивающаяся под углом решения задач творческого характера, способствует их эффективному развитию.
На этих уроках, мобилизуя теоретические знания, учащиеся включаются в экспериментальную, исследовательскую, поисковую и частично-поисковую деятельность. В этом их высокая развивающая роль. Формируются научные взгляды, целостное мировоззрение.
Тип урока: урок повторения,
систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Этот урок имеет самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей.
Формы данного типа урока:
повторительно-обобщающий урок;
диспут;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
урок-совершенствование;
заключительная конференция;
заключительная экскурсия;
урок-консультация;
урок-анализ контрольных работ;
обзорная лекция;
обзорная конференция;
урок-беседа.
Структура урока строится на сочетании этапов этапы: организационного, постановки цели, оперирования знаниями и способами деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях, подведения итогов и формулирования выводов, определения и разъяснения домашнего задания.
Цель - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации.
Такие уроки проводятся при изучении крупных тем программы или в конце семестра, года. К ним можно отнести итоговые уроки.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме; обобщить материал как систему знаний.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.
развивающие: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности:, анализировать:, сопоставлять:, сравнивать: и т.д.
На уроке повторения и систематизации знаний учащиеся включаются в различные виды деятельности. Проводятся беседы, дискуссии, лабораторные работы, практикуется выполнение заданий, решение задач. На этих уроках, наряду с беседой включаются краткие сообщения учащихся, выступления с устными рецензиями на отдельные статьи, книги, посвященные разбираемому вопросу.
Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются на нем различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности. Он не достигает своей цели, если отдается предпочтение обычной воспроизводящей деятельности. Преподаватель готовит задачи творческого характера, позволяющие по-новому взглянуть на ранее изученное. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие переносить, свертывать и систематизировать знания.
Урок повторения и обобщения знаний позволяет применять групповую форму учебной работы. Разные группы учащихся могут включаться в выполнение различных заданий с той целью, чтобы потом полнее осветить разные вопросы ранее изученного материала. При такой организации учебной работы школьники убеждаются в преимуществе коллективных форм учебной деятельности. На этих уроках восстанавливаются знания, предупреждается забывание. Их развивающая функция проявляется через способы анализа, систематизации материала. Воспитательные задачи решаются не только через методы, содержание учебного материала, но и через организацию коллективной деятельности учащихся.
Тип урока: урок контроля и проверки знаний и умений
Оперативный контроль на уроках осуществляется постоянно, но для обстоятельного контроля конструируются специальные уроки.
Формы урока:
урок-зачет;
викторина;
конкурсы;
смотр знаний;
защита творческих работ, проектов;
творческий отчет;
контрольная работа;
собеседование.
Цель урока контроля знаний и умений - осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков.
Задачи:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы; обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени.
развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы).
В зависимости от используемых форм учебной работы выделяют уроки комплексного, устного и письменного контроля знаний, умений и навыков, а так же контроля программированного по электронным учебникам и пособиям. Урок устного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, проверки усвоения знаний. Умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, оценки деятельности учащихся, определения домашнего задания.
Эти уроки строятся на сочетании разных форм учебной работы. Возможен фронтальный и индивидуальный опрос. Целесообразна парная форма обучения, при которой учащиеся взаимно опрашивают друг друга. В процессе индивидуальной проверки усвоения материала каждым учеником, учитель вносит коррективы в оценку учащимися своих знаний, умений и навыков.
Урок письменного контроля знаний.
Структура: организационный этап, постановки цели, деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.
Эти уроки строятся на индивидуальной или индивидуализированной форме учебной работы или их сочетании. На одних уроках учащиеся выполняют единые задания индивидуально. Нередко преподаватель дает учащимся индивидуализированные задания.
Уроки комплексного контроля знаний строятся на разнообразном сочетании форм учебной работы. Сначала фронтальный опрос, позволяющий определить уровень знаний отдельных учащихся и составить представление об усвоении учебного материала всей группой. Затем можно провести взаимный опрос в парах. При такой работе учащиеся могут взаимно проверить усвоение отдельных вопросов и приготовиться к ответу. Дифференцированно-груповая форма обучения позволяет дать группам учащихся контрольные задания с учетом их учебных возможностей. Прибегая в ряде случаев к индивидуальной форме учебной работы, преподаватель определяет, как усвоен материал отдельными учащимися Может применяться и индивидуально-групповая форма, когда задание дается трем-пяти студентам, а с основной частью группы преподаватель ведет фронтальную беседу и т.д.
Итак, эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Реализация интеграции между дисциплинами возможна лишь при благополучном здоровом климате в коллективе учителей, их плодотворном сотрудничестве на основе взаимопонимания и уважения.

Приложение
Преподавателями гуманитарных и социально-экономических дисциплин РКММП накоплен огромный опыт в проведении интегрированных уроков. Ниже приведены примеры интегрированных уроков.

Тема занятия:
«Россошанский район: особенности экономико-географического положения, история становления и развития»
Тип урока: интегрированный (география и история). Изучение нового материала.
Форма организации: рассказ, беседа, сообщения студентов, работа с статистическим материалом, с историческими документами, работа с географическими картами.
Метод обучения: поэтапное изложение, рассказ, беседа с элементами повторения предыдущего материала.
Методические приемы: активизация познавательной деятельности с применением творческих заданий, индивидуальных сообщений; анализ исторических документов, сравнение статистических фактов, обсуждение проблемно-познавательного задания, работа с географической картой, анализ таблиц.
Междисциплинарные связи: география, история, краеведение, экология, культурология.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, интерактивная доска, раздаточный материал, иллюстрированный материал, доклады, таблицы, карты, исторические документы, опорный конспект.
Учебно-планирующая документация: программа учебной дисциплины, календарно-тематический план.

Цели занятия:
образовательные:
формирование знаний об истории и географии Россошанского района: основные этапы формирования территории; современная территория и демографические особенности; основные направления развития хозяйства и его современное состояние;
закрепление основных событий в истории Россошанского края и географических особенностей;
формирование у студентов умений и навыков самостоятельно анализировать таблицы; работать с историческими документами, географическими картами.
развивающие:
выделять причинно-следственные связи; обобщать, сравнивать, делать выводы;
вовлечение их в творческий процесс учебной деятельности по выработке теоретических знаний на основе личного опыта и рефлексии;
развитие логического мышления при обсуждении проблемных вопросов.
воспитательные:
способствовать развитию интереса к истории и географии родного края;
воспитывать чувства патриотизма, любви к своей Родине, родному краю;
воспитание толерантности, уважения к другим людям;
развитие коммуникативных навыков работать в коллективе, распределять обязанности и объединять усилия, поддерживать доброжелательную атмосферу, помогать товарищам в трудные моменты.


Тема занятия:
«Глобальные проблемы современности».
Тип урока: бинарный урок по экологическим основам природопользования и основам философии.
Форма организации: дискуссионное обсуждение с элементами групповой исследовательской деятельности.
Метод обучения: последовательное изложение знание нового материала по философии.
Методические приёмы: анализ и обсуждение проблемных, экологических ситуаций, обобщение знаний и формулировка выводов, опережающие и творческие домашние задания.
Междисциплинарные связи: философия, экология, культурология, экологическое право.
Внутридисциплинарные связи: темы по философии «Философия природы», « Исторические этапы развития философской мысли», темы по экологии «Глобальные проблемы экологии: демография, загрязнение, природные ресурсы».
Материально – техническое обеспечение: интерактивная доска, раздаточный материал по глобальным проблемам, сочинения студентов, иллюстративный материал «Вымершие животные», доклады, презентации, научный фильм, карточки с проверочными тестами.
Учебно – планируемая документация: программа, календарно – тематический и поурочный план.

Цели занятия
1. Образовательные:
Познакомить студентов со спецификой современной мировой ситуации.
Обеспечить усвоение сущности основных глобальных проблем с точки зрения философии.
Закрепление основных источников загрязнения атмосферы, литосферы, гидросферы, различных природных сообществ.
Сформировать умение правильно излагать мысли, навыки самостоятельной работы, работы в группах.
Сформировать представление о современных демографических проблемах
2. Развивающие:
Развивать у студентов способность к целевому, причинному анализу экологических ситуаций.
Активизировать мыслительную деятельность на основе работы памяти.
Развивать творческие способности студентов, вырабатывать теоретические знания на основе личного опыта (рефлексия).
3. Воспитательные:
Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.
Прививать исследовательский интерес к экологическим проблемам своей малой родины.
Профилактика правильного поведения студентов в природе.



Тема занятия:
«Исторический процесс: Россия конец XVII-XVIII в.в.»
Тип занятия: интегрированный урок (обществознание и история). Обществознание: изучение нового материала. История: обобщение и повторение знаний.
Форма организации: поисковая беседа.
Метод обучения: поисковый с элементами исследовательского.
Методические приемы: фронтальный и индивидуальный опрос, в основе которого лежит хронология,
прием использования таблиц, текста, исторической карты,
прием проверки знаний одного учащегося и активизация познавательной деятельности всей группы,
прием сочетания развернутого ответа с помощью наглядности, самостоятельная работа.
Междисциплинарные связи: обществознание, история, русский язык.
Внутридисциплинарные связи: тема: «Социальное познание».
Материально-техническое обеспечение: исторические карты, интерактивная доска, карточки с индивидуальными заданиями, конспект занятия.
Учебно-планирующая документация: календарно-тематическое планирование.


п/п Этапы урока Приемы и методы Время
I Организационный этап Установление дисциплины. Отметка отсутствующих. Краткая характеристика задач занятия. Постановка проблемно-познавательного задания.
3-5 мин.
II Основной этап 2.1
Изучение нового материала с опорой на раннее усвоенные знания Беседа с элементами рассуждения. Актуализация знаний на основе повторения в форме фронтального опроса и опроса по карточкам. Организация самостоятельной работы по группам (заполнение таблицы). Активизация познавательной деятельности с применением наглядности (исторической карты, интерактивной доски). Выступление студентов с использованием презентаций. Активизация познавательной деятельности на основе проблемного задания. 60 мин
2.2 Закрепление изученного материала Выполнение заданий с использованием схем, приведение в соответствие понятий с использованием логической цепочки. Обсуждение проблемно-познавательного задания. 10-15мин
III
Заключительный этап 3.1
3.2. Подведение итогов

Домашнее задание Обобщение и систематизация знаний. Выставление оценок.
Запись домашнего задания
3-5мин
1 мин
3.3 Рефлексия Осмысление учащимися своих действий и самооценка своей работы 3 мин
Технологическая карта занятия


I. Целевая установка урока:
1. Сформировать представление об историческом процессе;
- на примере исторических событий, происходивших в России в конце XVII-XVIII в.в., раскрыть сущность исторического процесса;
- дать характеристику взглядов, сложившихся в философии истории на роль народных масс и элиты в истории;
- определить место и роль народных масс, элиты и социальных групп в эпоху петровских и екатерининских преобразований;
- на примере Петра I и Екатерины II показать роль личности в истории.
2. Способствовать развитию интереса к истории и философии; содействовать формированию научного мировоззрения, собственного суждения, толерантности;
- способствовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за историческое наследие Отечества.
3. Уметь выделять причинно-следственные связи;
- выделять общее и особенное, главное и второстепенное;
- проводить сравнительный анализ;
- сопоставлять, обобщать и делать выводы.
Проблемно-познавательное задание.
Каковы особенности исторического процесса, происходившего в России в конце XVII-XVIII в.в.?
Оборудование: учебник, историческая карта, интерактивная доска, раздаточный материал.
Домашнее задание: обществознание § 21.

II. Изучение нового материала.

План
1. Сущность исторического процесса.
2. Субъекты исторического процесса: народ, элита, социальные группы, исторические личности.
3. Своеобразие исторического процесса России конца XVII-XVIII в.в.

Целесообразно перед уроком повторить тему «Социальное познание».
Сегодня у нас особенный урок, тема которого «Исторический процесс: Россия в конце XVII-XVIII в.в.». Исторический процесс и его субъекты – тема философская. Понять и уяснить ее вам помогут знания по истории. На примере истории России эпохи Петра I и Екатерины II раскроем смысл и сущность исторического процесса, роль народных масс и личности в истории.
«…мы стремимся понять историю как некое целое, чтобы тем самым понять себя…» К. Ясперс.
Тысячелетняя история человечества долга и терниста. От первобытного стада до современных социальных систем, от каменного рубила до использования энергии атома, автоматики, электроники и информатики, от стойбища вокруг костра до современных мегаполисов, от бродячих сообществ дикарей до великих наций, от примитивных знаний, переплетенных с мифологическими вымыслами, до глубоких и изощренных теорий. Иными словами мы изучаем исторический процесс.
Исторический процесс непрерывен и незавершен, он происходит неуклонно и безостановочно. В нем воплощается взаимосвязь поколений, связь прошлого, настоящего и будущего.
В толковом словаре «процесс» определяется как ход какого-либо явления, последовательная смена состояний в его развитии.
История – наука о развитии природы и общества во времени во всем его многообразии, противоречивости, но с закономерным, естественным, последовательным переходом от одних этапов развития к другим.
- Предлагается учащимся самим дать определение, понимание понятия «исторический процесс».
Таким образом, исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений.
«Живую ткань» исторического процесса, его основу составляют события, т.е. прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Именно в исторических событиях воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения. Н. Карамзин определял исторический процесс как «зерцало бытия и деятельности народов».
Вспомните, что такое социальный факт? Какие виды социальных фактов вы знаете?
Каждое историческое событие неповторимо, обладает только ему присущими чертами. Конкретно-исторический подход в изучении явлений социальной действительности дает возможность полнее представить то или иное событие, раскрыть его сущность, значение.
Задание. Используя знания по изученному периоду истории России, раскрыть сущность исторического процесса. (Проводится фронтальный опрос по теме «Основные события правления Петра I, у доски работают два учащихся, составляют хронологию событий эпохи дворцовых переворотов и царствования Екатерины II). Проводится анализ проведенной работы.
Какова связь исторического процесса с различными видами социальных фактов?
Далее преподаватель организует беседу на тему «Кто творит историю?». (Учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры из истории).
Вопрос кого называть народом остается в философии истории до сих пор дискуссионным. Используя учебник (стр.227-229), предлагается по вариантам заполнить таблицу.
Авторы взглядов
Основные идеи
В.О. Ключевский
Для народа характерны этнографические и нравственные связи, сознание духовного единства, общность исторических судеб и интересов. В значимые исторические эпохи народ чувствует себя цельным, делающим общее дело.
Марксисты К народным массам относят трудящихся. Их роль проявляется в деятельности по созданию материальных и духовных ценностей, в различных сферах общественно-политической жизни, защите Отечества, укреплении мира, добрососедства, общечеловеческих ценностей.
А.И. Герцен Народ консерватор по инстинкту. Чем дальше он от движения истории, тем упорнее держится за старое. Легче выносит бремя рабства, чем дар излишней свободы.
Н.А. Бердяев Народ может не иметь демократических убеждений. «Если воля народа подчинена злым стихиям, то она – порабощенная и порабощающая воля».
К. Ясперс Противопоставляет понятия «народ» и «толпа». Народ структурирован, осознает себя в жизненных устоях, в своем мышлении, традициях. Масса не структурирована, лишена свойств, традиций, самосознания.
Сторонники широкой трактовки понятия «народ» Народ - нечто едино-цельное, образующее конкретное общество. Народ – явление исторически неоднородное, социальная структура отличается большой сложностью и изменчивостью. Народ творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как и сам неодинаков народ на различных ступенях развития общества. Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества.
Анализируя точку зрения В.О. Ключевского на исторический процесс как процесс народно-психологический, целесообразно задать вопросы на размышление.
Как вы понимаете данное выражение? Связано ли это определение с тем, что ныне наука называет менталитетом?
Рассматривая точку зрения К. Ясперса, важно отметить разницу между народом и толпой. Толпа являет собой случайные или почти случайные сборище людей, объединенных в данном пространстве временным и преходящим интересом; это простое множество разрозненных людей, лишенных органической связи и единства; это хаотическое целое, лишенное какой-либо четкой внутренней организации. С позиции психологии толпа отличается резкой ослабленностью разумного контроля в своем поведении. Вследствие этого в толпе главным образом проявляется экзистенционально-волевые бушевание страстей, смутных и неустойчивых интересов. По словам Ж.Ж. Руссо, всегда будет существовать большое различие между тем, чтобы подчинить толпу и тем, чтобы управлять обществом. Если отдельные люди порознь один за другим порабощаются одним человеком, то каково бы ни было их число, я вижу здесь только господина и рабов, а никак не народ и его славу.
Народ – это не арифметическая сумма человеческих единиц, а нечто едино-цельное, образующее конкретное общество. Народ – явление исторически неоднородное, социальная структура отличается большой сложностью и изменчивостью. Народ творец истории, но его творческая роль исторически неодинакова, как и сам неодинаков народ на различных ступенях развития общества, как неодинаков его опыт, знания, сознательность. В ходе общественного развития существенным образом меняются условия, в которых проявляются силы народа. Историческая роль народа возрастает по мере прогресса человечества. Это объясняется углублением социальных преобразований. Чем более сложные исторические задачи встают перед обществом, тем все более широкие массы народа включаются в общественные преобразования. Неуклонный рост влияния народа на жизнь в свою очередь обусловливают колоссальное ускорение темпов исторического развития.
Итак, взгляды мыслителей на роль народа в истории различаются.
Вспомните, что вы узнали о роли народа из истории России конца XVII-XVIII в.в.? (учащиеся должны привести примеры из экономической, социальной, внешнеполитической жизни России того периода).
Характеризуя экономическое развитие России первой четверти XVIII в., выделить новые черты: рост мануфактурного производства, развитие торговли, подчеркнуть, что это стало возможно в результате проводимой Петром I политики протекционизма и меркантилизма. Во второй половине XVIII в. выделить особенности экономического развития: дальнейший рост мануфактурного производства, господство барщинного хозяйства, развитие торговли. (Привести примеры из современной жизни).
Во внешней политике обратить внимание на решение особенно важных задач: выход в Балтийское и Черное морям. (Северная война, русско-турецкие войны).
К субъектам исторического процесса относится элита. Этот термин ведет свое происхождение от французского elite – лучший, отборный, избранный. Элита – небольшая группа людей, обладающая наибольшей (формальной и неформальной) властью в обществе, высшим статусом, наивысшим чувством ответственности. Соответственно данному определению мы можем перечислять элиты: политическая, экономическая, культурная, военная. В философии отношение к элите также неоднозначно. Например, Ортегга-и-Гассет так пишет о различии между человеком элиты и массы: первый предъявляет к себе строгие требования, второй всегда доволен собой. К массе духовно принадлежит тот, кто в каждом вопросе довольствуется готовой мыслью, уже существующей в его голове. Человек элиты, наоборот, не ценит готовых мнений, взятых без проверки, без труда, он ценит лишь то, что до сих пор было недоступно, что приходится добывать усилием.
Конструктивная роль элиты в историческом процессе во многом зависит от ее понимания эпохи, связи с обществом. Подлинная элита должна пополняться, быть связана с чаяниями и нуждами народа, ее лучшие представители выражают дух всеобщего движения, упреждаю свою эпоху. Некоторые ученые отрицательно относятся к термину «элита». Считая, что в этом случае «элита» противопоставляется «массе». Но история подтверждает формулу: из элиты часто выдвигаются лидеры.
Докажите, на исторических примерах, что элита является участником исторического процесса? ( Реформы Петра I и Екатерины II: государственного управления, губернская и судебная реформа).
Вопросы к теме: Докажите, что в правление Петра I в России сложилась абсолютная монархия? Чем отличался Сенат от Боярской Думы?
Как вы думаете, повлиял ли «Табель о рангах» на формирование элиты? Каким образом?
В чем значение губернской реформы 1775 г.?
Почему правление Екатерины II было названо «золотым веком дворянства»?
В чем заключается прогрессивность судебной реформы 1775 г.?
К участникам исторического процесса философы и историки относят социальные группы. Социальные группы – совокупности индивидов, объединенных общими интересами, духовными ценностями и нормами поведения. В основе деления общества на социальные группы лежат социально значимые критерии: пол, возраст, национальность, раса, профессия, экономический и политический статус, уровень образования, религия, культура и др., а также иная комбинация этих признаков. Социальные группы являются своеобразным посредником между отдельным человеком и обществом в целом. Каждый индивид принадлежит к какой-либо общности. Эту закономерность еще в XVII в. заметил Т. Гоббс, английский мыслитель. Именно интересы являются основой объединения людей в общности, мобилизуют их на общие действия. Различают интересы государственные, политические, экономические, духовные, а также реальные и мнимые; прогрессивные, регрессивные и консервативные.
Исторически складываются относительно устойчивые и длительно существующие группы людей. Например, народности, нации, сословия, классы. В разные периоды истории социальные группы выступали в роли активных участников событий.
Подтвердите историческими примерами, когда социальные группы действительно были активными участниками исторического процесса ( крестьянские восстания и войны).
Что общего в крестьянских восстаниях XVIII в.?
Для защиты своих интересов социальные группы создают общественные организации. Общественные организации – формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов. (этот вопрос более подробно рассматривается в рамках темы «Политическая деятельность»).
Роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять. Философия истории ставит историческую личность на подобающее ей место в системе социальной действительности, указывая на реальные общественные силы, выдвигающим ее на историческую сцену, и показывая, что она может сделать в истории, а что не в силах. Историческую личность необходимо оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависит от общественных условий, в которых протекает деятельность данной личности. Поскольку в истории решающим началом является народ, личности всегда завися от народа. Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановки, общественной практики, достижения науки, культуры, умения сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности. Исторические личности благодаря качествам своего ума, воли, характера, благодаря своему опыту, знаниям, моральному облику могут изменять лишь индивидуальную форму событий и некоторые частные их последствия. Они не могут изменить их общее направление и тем более повернуть историю вспять.
Заслушиваются подготовленные студентами сообщения о Петре I и Екатерине II.
Почему именно эти правители смогли заслужить титулы «Великие»?

III Закрепление изученного материала.

1. Что такое исторический процесс?
2. Определить понятия: народ, элита, социальная группа.
3. Добавить недостающую информацию в схему: «Исторический процесс и его участники».
4. Выделить особенности исторического процесса, происходившего в России в конце XVII-XVIII в.в.
Таким образом, исторический процесс в России XVIII насыщен событиями, которые превратили государство в могущественную державу, с определенным экономическим, политическим, социальным и культурным укладом.

Дополнительные вопросы и задания
Задание.
Соотнесите даты и события


А. 1725-1727 г.г. – 1) присоединение Казахстана к России
Б. 1727-1730 г.г. – 2) открытие Московского университета
В. 1730 – 1740 г.г. – 3) правление Петра II
Г. 1731 – 1743 г.г. – 4) правление Петра III
Д. 1741-1761 г.г. – 5) правление Екатерины I
Е. 1755 г. – 6) правление Анны ИоанновныЖ. 1756 – 1763 г.г. – 7) правление Елизаветы Петровны
З. 1761 – 1762 г. г – 8) Семилетняя война
Задание.
Расставьте в хронологической последовательности следующие события:
А. Царствование Екатерины II;
Б. Русско-турецкие войны;
В. Присоединение Крыма;
Г. Уложенная комиссия;
Д. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева;
Е. Губернская и судебная реформа;
Ж. Жалованные грамоты дворянству и городам;
З. Разделы Речи Посполитой.
Задание.
Прочитайте высказывание Петра I о событии Северной войны и назовите битву, о которой идет речь.
«Мужественное российское воинство обратило против неприятеля оружие, уготовленное из гор российскими руками».
«Сия у нас победа может первая назваться, понеже над регулярными войском никогда такой не бывало, к тому ж еще гораздо меньшим числом будучи пред неприятелем, и поистине оная виною всех благополучных последований России, понеже тут первая проба солдатская была и людей, конечно, ободрила…»
Прочитайте отрывок из документа, подписанного Екатериной II в 1791 г., и назовите фамилию русского флотоводца, о котором идет речь.
«…Знаменитая победа в конце последней кампании Черноморским флотом нашим, вами предводительствуемый, над таковым же турецким одержанная в самой близости столицы оттоманской, куда флот неприятельский из среды моря загнан с великим его поражением, служит новым доказательством усердия к службе нашей, особливого мужества и искусства Вашего… Пожаловали Вас кавалером ордена нашего Святого Александра Невского…»


Задание
Используя схему, расскажите об организации государственного управления в петровскую эпоху.

Организация управления при Петре I


Император



Сенат

Генерал-прокурор


Коллегии:Иностранная,Военная, Адмиралтейская, Штатс,Ревизион, Коммерц, Берг, Мануфактур, Камер, Вотчинная, Юстиц, Главный Магистрат, Синод
Губернии с губернаторами
Провинции с воеводами

Уезды с воеводами


Задание
Используя схему, расскажите о губернской реформе 1775 г.

Задание
Впишите недостающую информацию.

Исторический процесс и его участники

Историческая действительность Участники исторического
процесса


Используемая литература
Глинская Е.А. Межпредметные связи в обучении, Тула: Инфо, 2007
Данилюк Д.Я. Учебный предмет как интегрированная система, Педагогика, 2007, № 4
Филиппов В.Н. Интеграция: дань моде или реальная потребность. Учительская газета, 2006, № 3