Статья на тему: Формирование социальных компетенций у обучающихся в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля.


С.А.Сулима
преподаватель социально-гуманитарных дисциплин
ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
г. Рыбница, Приднестровье.
Формирование социальных компетенций у обучающихся в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля.
Formation of social competence among students in the study of social sciences, humanities.
В данной статье описывается процесс формирования у обучающихся среднего профессионального образования, исходя из новых государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения, социальных компетенций, как одно из важнейших условий повышения качества профессионального образования.
This article describes the process of formation at students of secondary vocational education on the basis of new state educational standards of secondary professional education of the third generation of social competencies, as one of the most important conditions of improving the quality of vocational education.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, социальные компетенции, личностное самоопределение, социальное самоопределение.
Keywords: state educational standard , competence approach, social competence, personal self-determination, social self-determination.
Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. В рамках данного подхода предусмотрена отличная от знаниево-ориентированной направленности подготовка специалистов, у которых в процессе учебно-профессиональной деятельности будут сформированы компетенции, определяющие в целом не только профессионализм, но и конкурентоспособность личности.
С внедрением новых государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения усилилось внимание к проблеме подготовки специалистов качественно нового уровня. На сегодняшний день задача профессионального образования сводится не только к тому, чтобы любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными и специальными знаниями и умениями, но и владел социальными навыками, был способен успешно реализовывать себя и в профессиональной и в социальной деятельности.
Качество  профессионального образования должно определяться через компетентности обучающихся, которые в дальнейшем обеспечивают выпускнику не только профессиональную, но и личностную самореализацию.
Компетентностный подход в обучении является основным содержанием новых образовательных стандартов.
Понятие «хороший сотрудник», конечно, включает качества хорошего специалиста, т.е. определённой специальной, профессиональной подготовленности. Но хороший сотрудник — человек, который полноценно социально адаптирован, может принимать самостоятельные решения, инициативный, способный к инновациям.
На мой взгляд, одной из основных и главнейших задач преподавателей социально-гуманитарного направления – это формирование социальной компетентости обучаемых.
Конечно же, теоретический материал, который преподаватель обществознания доводит до сведения студентов и учащихся на занятиях является базовой основой для формирования социализированной личности.
Но исходя из сегодняшнего уровня требований общества к качеству подготовки выпускника, особенного выпускника профессионального образования для социально адаптированного, активного участника общественной жизни, одной теоретической базы недостаточно.
При формировании социальной компетентности обучаемого основной акцент необходимо сделать на том, чтобы студент не просто получал теоретические знания, но и в процессе обучения самостоятельно осуществлял процесс познания общества, себя, себя в обществе, накапливая ценный социальный опыт, который в последствие, в его дальнейшей жизни будет способствовать его успешной адаптации в социуме.
Систематизировав материал рабочей программы по дисциплине «Обществознание» раздел самостоятельная работа обучаемого, мною были выделены следующие этапы индивидуальной деятельности учащегося, студента.
Каждый этап включает свой блок тематических домашних заданий.
Главной целью включения именно этих заданий в самостоятельную работу является приобретение социальных знаний учащимися и студентами и формирование социального опыта у обучаемых.
I этап - Личностное самоопределение учащегося, студента.
В ходе данного этапа происходит процесс познания студентом, самого себя и на основе полученных знаний обучаемые формируют Я-концепцию.
Исходя их курса обществознания способствуют познанию личности человека в целом изучаемые студентами следующие темы:
Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Социальное познание. Самопознание. Социальные статусы и роли человека. Семья и брак, и другие.
Для того, чтобы педагог мог видеть весь процесс формирования личности студента и при необходимости корректировать его, исходя из рабочей программы обучаемые выполняют следующие домашние задания:
по теме: Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции - домашнее задание: Написать эссе на тему: «Что такое человеческая душа?»
по теме: «Социальные статусы и роли человека» - домашнее задание: Написание эссе на тему: «Мой социальный статус»
по теме: «Семья и брак» - домашнее задание: Составить проект «Моя будущая семья».
Итоговым заключением данного этапа – этапа познания самого себя является формулировка студентом «Я-концепции», в которой он описывает себя раскрывая три пункта?
«Я» - идеальный…….; «Я» - настоящий…….; «Я»- со стороны (глазами других). Собственный взгляд……….
Познавая себя как часть общества, студент познает общество, а познавая общество студент ещё глубже раскрывает себя.
II этап - социальное самоопределение личности.
На данном этапе приобретения социальных знаний и формирования социального опыта учащимися и студентами осуществляется изучение общества.
После окончания начальной общеобразовательной школы при поступлении в техникум в силу возраста у студента ещё не сформировано точное представление о том, что представляет собой общество и каково его личное место в данном обществе.
Имеющиеся у них знания на данном этапе являются общими и чаще всего размытыми.
Задача педагога сформировать у обучаемого чёткие представления об обществе для того, чтобы студент мог самоидентифицироваться с обществом, определить своё положение в обществе, в тоже время сохраняя представления о целостности и уникальности собственного «Я».
Для поэтапного успешного социального самоопределения личности учащегося, студента ими выполняются следующие домашние задания
по теме: Общество и обществознание в их историческом развитии
Сообщение на тему: «Современные концепции развития общества».
Также по другим темам эссе: «Я и мир вокруг меня», «Жить в обществе и быть от него свободным нельзя».
После изучения религиозных течений утвердившихся на территории Приднестровья составляется доклад на тему: «Религиозные конфессии ПМР» и другие.
И наиболее ценной, на мой взгляд, самостоятельной деятельностью учащихся и студентов при изучении общества является осуществление социологических опросов направленных на изучение мнения молодёжи по различным социальным направлениям от политической сферы до духовно-нравственной.
Учащимися ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум» были проведены социологические опросы по следующим темам:
«Девиантное поведение в студенческой среде»;
«Ориентация молодёжи на образование и развитие»;
«Нравственные ценности современной молодёжи»;
«Досуг современной молодежи»;
Пока это первый опыт проведения социологических опросов, но он дал положительный результат и стал важным вкладом в формирование личной социальной компетентности обучаемых.
Третьим - заключительным этапом формирования социальной компетентности обучаемых является определение своего места в социуме, своей личной жизненной позиции на основе обобщения теоретических знаний полученных в процессе изучения дисциплины «обществознание», а так же проведённой самостоятельной работы по изучению себя, общества, и накопленного социального опыта.
Студент, учащийся должен сформулировать и выразить свою точку зрения, личное мнение, раскрывающие его жизненную позицию на основе анализа собственных теоретических и социальных знаний и спроектировать дальнейшее поведение в социуме. Представить результаты своей деятельности необходимо в виде презентации или эссе на тему: Моя жизненная стратегия».
Главным отличительным признаком государственных образовательных стандартов нового поколения является ориентация обучающихся на достижение не только высоких результатов в обучении, но прежде всего, формирование личности обучаемых способных к саморазвитию и самосовершенствованию.
Сегодня, успешным человеком можно назвать того, кто способен превращать полученные знания в инструмент, умеет их направлять в нужное для себя русло.
Используемая литература:
Н.К. Капинус, А.Н. Лоза «Примерная программа учебной дисциплины «Обществознание» для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования».
ГОУ «Приднестровский государственный институт развития образования» Тирасполь 2014г.
Богачева Г. Г. «Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся».материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 92-106.
Зимняя И. А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании».
Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А., Чуракова О. В. Метод проектов — технология компетентностно-ориентированного образования: — Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. — 176 с.
Учурова С. А. Групповая работа как способ развития социальной компетентности учащихся: Автореферат дисс. … канд.пед. наук. / С. А. Учурова. — Екатеринбург, 2007. —24с.
ФИО автора: Сулима Светлана Александровна
Название статьи:
Формирование социальных компетенций у обучающихся в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля.
Formation of social competence among students in the study of social sciences, humanities.Аннотация
В данной статье описывается процесс формирования у обучающихся среднего профессионального образования, исходя из новых государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования третьего поколения, социальных компетенций, как одно из важнейших условий повышения качества профессионального образования.
This article describes the process of formation at students of secondary vocational education on the basis of new state educational standards of secondary professional education of the third generation of social competencies, as one of the most important conditions of improving the quality of vocational education.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, социальные компетенции, личностное самоопределение, социальное самоопределение.
Keywords: state educational standard , competence approach, social competence, personal self-determination, social self-determination.