Статья на тему Роль инновационных технологии в преподавании специальных дисциплин


Роль инновационных технологии в преподавании специальных дисциплин
Информационные технологии быстро входят в нашу жизнь. Их использование открывает беспрецедентные возможности для развития человека, более эффективного решения его многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Однако использовать эти возможности смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями и умениями, позволяющими им ориентироваться в новом информационном пространстве.
Предметы спецдисциплин являются одними из основополагающих при получении знаний по профессии. Поэтому от того, насколько качественными знаниями овладеет учащийся, будет зависеть его квалификация. Быстрое развитие компьютерных технологий позволяет во многом решить проблему качественной подготовки специалистов, путем создания интерактивных, динамических обучающих комплексов.
Работа с интерактивными устройствами существенно помогает учебе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих учащихся, повысить успеваемость и посещаемость, облегчить усвоение учебного материала. Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс по большинству предметов способствует повышению интереса учащихся к обучению. Естественно, что эти нововведения требуют изменения технологии преподавания и творчества от самого преподавателя. На сегодняшний день в образовательном процессе для повышения качества обучения необходимо применять не только разнообразные методы, формы работы и современные технологии образования, но и современные достижения техники - мультимедиа, интерактивную доску, компьютеры.
Система изучения спецдисциплин в колледже основана на широком использовании компьютерных программ, и в дальнейшем выпускники колледжа быстро адаптируются на рабочих местах.
В нашем колледже применяются мультимедиа технологии по следующим направлениям:
интерактивная доска
система интерактивного опроса
различные образовательные программы
мультимедийный экран.
При использовании интерактивной доски обычный урок становится более эффектным, повышается динамичность урока, открывается возможность видео действия, возможность оперативного получения информации. Обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же.
Информационные технологии можно использовать на разных этапах урока:
1. Организационный этап. Во вступительной части урока учащимся поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.
2. Мотивационно-познавательная деятельность преподавателя формирует заинтересованность учащегося в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:
разъяснение значения информации для будущей профессиональной деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;
рассказ о производственных проблемах, которые были решены с помощью этой информации.
Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя. В этом случае преподаватель поясняет то, что показано на экране.
Изображение на экране дополняет слова преподавателя. При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова преподавателя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
Обучающая и образовательная функция состоит в том, что учащийся не просто отвечает на вопросы теста, но и получая обратную связь по поводу данных ответов, вносит в них необходимые коррективы.
Воспитывающая функция проверки и оценки знаний при работе с компьютерными тестами обусловлена самим контролем, а еще больше – самоконтролем. Компьютер как бы “воспитывает” пользователей, приучает трудиться, повышает их ответственность, “вынуждая” самостоятельно принимать решение о собственной готовности к ответу, реально оценивать свои учебные возможности.
Корректирующая функция дает большой материал преподавателю, поскольку частота повторяемости ошибки при ответах учащихся, которую может фиксировать компьютер, ориентирует преподавателя на необходимость дополнительного анализа предлагаемого материала с целью определения его доступности.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.
5. Систематизация и закрепление материала. Систематизация и закрепление материала необходимы для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока преподаватель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере. В литературе, посвященной тестированию и организации контроля, по форме выделяют две основные группы заданий: со связанными ответами (альтернативные вопросы, вопросы с множественным выбором) и со свободными ответами (самостоятельный ответ без каких-либо ограничений и подсказок). Задания со связанными ответами содержат подсказку, что повышает их обучающую функцию, но снижает объективность контроля. Что касается заданий “со свободными ответами”, то они предполагают самостоятельный ответ учащихся без каких-либо ограничений и подсказок. Это широко известные традиционные вопросы, применяемые при устном и письменном опросе. Они позволяют проверить любые уровни знаний, но их трудно оценить однозначно. В силу этого обстоятельства их использование в компьютерном тестировании практически невозможно.
Успешное применение новых информационных технологий в учебном процессе колледжа во многом зависит от умений и навыков преподавателей критически оценивать педагогические программные средства, их место в учебном процессе, их педагогическую эффективность, а также результаты обучения с использованием конкретных педагогических программных средств и корректировки в зависимости от этого процесса обучения. Не менее важны и проблемы отбора учебного материала, при изучении которого компьютер будет наиболее полезен, а также определение тех тем, изучение которых эффективнее осуществлять традиционными методами без использования компьютера.