Конспект урока по письму и развитию речи на тему: Безударные гласные в корне слова
Класс: 5
Предмет: письмо и развитие речи
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Цель: отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умение видеть орфограмму корня (правописание безударных гласных).
Формирование навыков правописания и самоконтроля.
Развивающие:
развивать устойчивое внимание на основе самоконтроля учащегося;
развивать память при выполнении упражнения письмо по памяти;
общую и мелкую моторику рук;
обогатить речь детей новыми словами;
соблюдать лечебно-охранительный режим;
развивать умение слушать учителя
Воспитательные:
воспитывать культуру учебного труда
воспитывать личностные качества детей, настойчивость, самостоятельность в работе, уверенность в своих силах.
Оборудование: тетради, учебники, карточки с заданиями.
Ход урока
Этап урока Речь и деятельность учителя Речь и деятельность учащихся
Организационный момент Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Проверьте всё ли у вас готово к уроку.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие, в ходе которого нам предстоит узнать и вспомнить многое из того, что уже изучили. Я желаю вам успехов и удачи.
- Возьмите тетради и запишите число, классная работа.
- Вспомните правила посадки при письме, как правильно положить тетрадь.
- Готовы? Отправляемся в путешествие. Нам нужно с вами попасть в замок волшебника Ударения. Он нам должен рассказать одну тайну. Но прежде чем к нему зайти, мы должны выполнить задания в различных городах. - Учащиеся проверяют готовность к уроку.
- Проверяют свою посадку.
- Записывают:
Чистописание Первый город называется «Чистюля»
- Сейчас мы проверим вашу наблюдательность (на доске карточки с гласными буквами)
- Какие буквы, назовите их?
- Давайте вспомним написание этих букв, именно они будут часто встречаться в заданиях (показ на доске)
-Молодцы выполнили первое задание. Оно было легким и вы с ним справились быстро. - а о е и я
- Прописывают буквы
Определение темы урока - А теперь отправимся в другой город «Загадкино». Я вам буду загадывать загадки, а в отгадках эти буквы мы с вами встретим.
- Кто в году четыре раза переодевается?
Не конь, а бежит,Не лес, а шумит.По морю идет, идет,А до берега дойдет – Тут и пропадет.
Утром падаю всегда: не дождинка, не звезда,Но сверкаю в лопухах на опушке и в лугах.
-Запишем эти слова, поставим ударение и выделим корень, подчеркнем гласную букву без ударения. Как называются эти звуки?-И сегодня тема нашего урока это правописание безударных гласных в корне слова.
-И прежде чем написать слово нам нужно подобрать такое слово чтобы на гласную падало ударение
- Как мы будем проверять их написание?
- В этом случае мы будем смело писать букву.
- Подберите к этим словам проверочные, так чтобы на безударную гласную падало ударение. (Земля.)
(Река)
(Волна)
(Роса.)
- Когда на звук не падает ударение, называется безударным
- Когда гласный находится под ударением, называется ударным.
Подбирать проверочные однокоренные слова, так чтобы на них падало ударение.
Земли, реки, волны, росы.
Физминутка. Руки в стороны и вверх,
И потянемся теперь.
Чтобы спинка не болела,
Мы наклоны будем делать.
Наклонились раз и два,
И за парты нам пора. Закрепление изученного материала - Продолжаем наше путешествие. Нам осталось совсем немного пройти через лес, но он дремучий и через него невозможно пройти.
Здесь живут слова, которые были когда-то написаны неправильно. Они живут по соседству со словами, в которых нет ошибок. Наша задача, очистить лес от слов, в которых допущены ошибки при написании гласных в корне слова. И тогда наш лес вновь станет красивым и чистым.
Слова: диревья, поднибесный, пещат, грачи, змия, граза, дожди.
- Напишите слова и проверочное слово правильно в тетради.
-Вот мы и попали в замок волшебника Ударения.
. “Замок волшебника Ударения”
Не хотите ли вы попасть в сам замок? (Ответы детей) Тогда выполним еще задания, которое приведет нас к замку. Эти задания в учебнике, откройте стр. 40 упр.99.
- Прочитайте задание.
- Следующее задание упр. 100, спишите, выделите корень, поставьте ударение , подчеркните безударную гласную в корне.
- Молодцы, справились с заданием. Деревья (дерево), поднебесье (небо), пищат (писк), грачи (грач), змея (змеи), гроза (грозы), дожди (дождь).Списать слова, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
Обобщение пройденного материала Ребята, предлагаю вам послушать историю. В мире слов живут Звуки. Это Гласные и Согласные. Гласные отличались от Согласных своим пением. Они могли протяжно тянуть А, О, У, И, Е, Е, Ю, Э, Ы, Я.
Но дружно им жить не удавалось в мире слов. Потому что, когда Гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел Ударение, который по мгновению волшебной палочки определил свое место каждой Гласной в слове.
– Для того, чтобы не ошибиться нам в написании слов с безударной гласной в корне волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам (алгоритму).
Памятка:
Шаг 1. Найди в слове корень.
Шаг 2. Узнай, есть ли в слове безударный гласный.
Шаг 3. Измени слово или подбери родственное.
Шаг 4. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать.
- А вот это была тайна нашего волшебника Ударения. Рефлексия.
Самооценка работы на уроке. - Пора возвращаться домой.
- Написание каких гласных обычно вызывает сомнение?
- Как их проверить?
- Когда эти гласные не под ударением.
- Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы на этот гласный падало ударение.
Домашнее задание Стр. 41 упр.101, спишите выделяя корень и ударение. Итог – Где проходило наше занятие?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
– Какое правило мы сегодня вывели?