Исследовательская работа (автор Воробьева В.руководитель Мижирицкая Л.С.)

Секция: «Краеведение»

Тема: «История школы села Сандата»


·
·
·
·
·
·
·Автор:
Воробьева Валерия
Ученица 9 класса
МБОУ СОШ № 42 с. Сандата
Сальского района
Руководитель: Мижирицкая Любовь Семеновна
МБОУ СОШ № 42 с. Сандата

2015 год

Содержание
1. Введение
2. Становление школьного образования в нашей местности ...
3. Школьная жизнь в годы войны
4. Школа в послевоенные годы
5. Наша школа на современном этапе..
6. Заключение
7. Литература..
8. Приложение





















1.Введение.
« Чем выше уровень образования и культуры,
тем больше мы приближаемся к человеку»
Вильгельм фон Гумбольт, немецкий гуманист

 Актуальность работы.     Школьные годы являются очень важными в жизни каждого человека. В современном обществе образованию и воспитанию подрастающего поколения уделяется значительное внимание. Развитие нашего государства во многом зависит от того, какие знания получают сегодня ученики, от профессиональной деятельности учителя школы.
Образование в нашей местности имеет большую историю. В 2013 году исполняется 100 лет с момента открытия школы в селе Сандата. Нам, сегодняшним школьникам, интересно узнать, какой была школа в разное время, кто работал учителями, как учились в годы войны, кем стали наши выпускники, что изменилось в школьной жизни.

Новизна: Изучением истории школы села Сандата еще никто не занимался. Мы поняли, что эта тема очень интересная, что историю школы создаем и мы, что от нас будет зависеть сохранение ее традиций.

Характеристика источников: Поскольку краеведческого материала об истории школы не было, мы обратились к ветеранам педагогического труда, к выпускникам школы.
Цель исследовательской работы: роль школы в формировании гражданина России, влияние педагогов на воспитание молодых поколений.


Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- обобщить материал по истории школы;
- записать воспоминания ветеранов педагогического труда, проживающих в нашем селе;
- узнать о судьбах выпускников школы.



Объектом и предметом исследования в ходе работы были: история школы в селе Сандата, педагогическая деятельность учителей, судьбы выпускников.

При проведении работы были использованы различные методы: поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.

Структура работы:
Работа состоит из введения, где обосновывается актуальность, цель и задачи исследования.
В первой главе раскрывается краткая история нашего села с необычным названием Сандата.
Во второй главе говорится о школе военного периода.
Третья глава дает характеристику жизни школы в послевоенный период
Четвертая глава раскрывает особенности школы на современном этапе и учениках ее.
В заключении сделаны выводы по данной теме.







Глава 1. История возникновения села Сандата.
Знание истории родного края - есть
краеугольный камень общей культуры
каждого из нас и мостик в будущее.

Сандата. Это название носит старейшее село нашего района. Расположено оно на полуострове, образованное природой у места впадения юркой речушки Сандатёнок в Большой Егорлык, на границе с Калмыцкой республикой.
Село Сандата находится на открытом месте, и долгие годы не защищалось от знойных ветров и вьюг. Основание селу положено в 1805 году. Запись об основании села сделал член Академии наук Семенов. Доведенные помещиками до последней степени нищеты, голода и отчаяния тысячи крепостных крестьян, в основном выходцев с Украины и Центральной России, устремились на необжитые земли в надежде найти лучшую жизнь, подальше убежать от ненавистных угнетателей. Они селились на землях, принадлежащих кочующим народам, прежде всего калмыкам.
В народе бытует несколько легенд о названии села, причем легенды эти передаются из поколения в поколение. В одной из них рассказывается, что село названо по имени первых переселенцев - солдат, которые по монаршему велению селились со своими семьями на окраинных землях России для защиты царского трона от набегов врагов. Таким поселением солдат якобы было и наше село Сандата, как оно долгие годы в народе называлось.
Другая версия трактует о том, что здесь были земли калмыцкого князя Санлендера, в честь которого и получило название наше село. А в книге инспектора народных училищ А. Твачлеридзе, изданной в 1897 году, на странице 613 написано: «Слово « солдата» в переводе с калмыцкого на русский обозначает « Буйный». Хотя ничего буйного, как пишет бывший председатель колхоза с.Сандата Светличный Герман Николаевич, в самом селе нет. Но видимо, «буйный» как раз применялось ни к селу, а к речонке, буйной во время наводнения (по рассказам стариков, она такова и была), а затем произошел перенос названия речки на село, как об этом пишет инспектор.
Переселенцы по достоинству оценили здешнюю природную красоту. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] жителями села была построена церковь, появился базар. Село становится религиозным центром и центром торговли. В праздничные и воскресные дни жители соседних деревень съезжались в Сандату: одни в церковь, другие на базар. К началу 1914 года в селе насчитывалось более 220 дворов. Остались исторические сведения о том, что до революции в селе проживали помещики, но большинство населения все-таки составляли середняки и бедняки. В селе было 3 церкви, два училища: одноклассное церковно- приходское и школа грамоты.
Быстрому развитию села способствовал торговый путь, который пролегал из внутренних районов нынешнего Ставропольского края в город Ростов-на-Дону.
После революции 1917 года, в селе Сандата и близ лежащих сел, стали образовываться коммуны, их было 11. В селе была организована коммуна «Новая Заря», затем колхоз «Маяк Ильича», который был разукрупнен на 4 колхоза. По итогам переписи населения 1926 года в селе Сандата числилось 1913 дворов, в которых проживало 12 тысяч граждан. Интересен национальный состав:
-казаков -36 чел
-украинцев -9145 чел.
-великороссов -13011 чел.
Многие помнят, что в 1951 году образовался колхоз имени Калинина, который в 1991 году получил статус ЗАО «Дон – 1». (Следует заметить, что после слияния коммун в колхоз, да и по сегодняшний день некоторые территории села носят названия коммун).




Глава 2. Первая школа

Лишь памяти дано продлить
Времен связующую нить.

Старожилы вспоминают, что в 1881 году в селе Сандата работало одноклассное училище с годовым бюджетом 519 руб, 50 коп. В нем обучалось 52 ребёнка. В 1897 году в селе уже было три училища:
- одноклассное – Министерства народного образования, в котором обучалось 62 мальчика и 11 девочек; обучал детей один учитель;
-одноклассное – церковно-приходское, которое размещалось в церковной сторожке;
-школа грамоты – располагалась в одном из жилых домов.
После установления Советской власти в селе значительно расширилась сеть начальных (1-4 классы) школ. В отдельные годы их количество доходило до 15, здания школ были кирпичными и деревянными. Учителей с высшим образованием не было. Первыми учителями были: Шубина Анна Сергеевна (дочь священнослужителя), учила ребят русскому языку и литературе и была завучем школы. Калягина Агриппина Петровна-учитель географии, была одновременно директором школы, математику преподавал Корный Иван Иосифович.
Первые учителя создавали систему жизненных ценностей, в основе которых лежало бескорыстное служение народу. Своим долгом они считали просвещение народа, поэтому вели среди крестьян широкую культурную работу, не ограничиваясь обучением детей (учителя были организаторами культурно-массовых мероприятий на селе).
Половину жителей были безграмотными, но многие дети хорошо знали состояние своего хозяйства и точно могли сказать, сколько у них лошадей, коров, овец и даже поросят. Но были и такие, кто не мог назвать число больше трёх. Некоторые дети не знали правой и левой стороны, не определяли, где верх, а где низ.
Все, что было за пределами села, представляло полную неизвестность. Но в селах сохранилась патриархальная вежливость, приходя к учителю, в школу ученик говорил: «Здравствуйте Вам». О родителях всегда отзываются почтительно: «батько казалы».
Возрастной состав учеников заслуживает особого внимания. Приходили в школу семилетки, и даже шестилетки, которых учителя сразу отправляли домой, считая, что учиться им еще рано. Самыми благоприятными годами для начала учебы были 8 и 9 лет.
Из воспоминаний Кимнатной Екатерины Касьяновны:
« В нашей семье было 11 человек. Все братья и меньшая сестра Мария окончили школу. Мне очень хотелось учиться, но матери нужна была помощь по дому, и мне запретили ходить в школу. В свои 12 лет я умела доить корову, варить кушать, стирать, нянчить своих меньших братьев и сестер. В то время не каждого ребенка родители отправляли в этом возрасте в школу. Ему и зимой находилась в доме работа. Нередко в младших классах могли быть дети от 10-12 лет, но иногда и в 14 лет».
Из воспоминаний Тихоненко Пелагеи Яковлевны:
«Как только старшая сестра приходила из школы, я одевала ее сапоги и шла учиться во вторую смену. Были дети, «едва одетые, почти в рубищах, в больших сапогах, в женской свитке, а некоторые прибегали в школу зимой по снегу в «черевиках».

Многие родители стремились дать образование только мальчикам, считая, что девочкам оно не к чему, участь девочки - помогать матери по хозяйству.
Преобладание грамотности среди мужского населения объясняется его социальным статусом хозяина в его большой патриархальной семье, где он несет ответственность за жизнедеятельность семьи. С другой стороны, быстрый рост товарно-денежных отношений в деревне, требовал от главы крестьянской семьи элементарных навыков «делопроизводства». Женщина же стояла традиционно в стороне от этих вопросов, следовательно, грамотность не являлась обязательной для женщин.
Многие старожилы нашего села вспоминают, что грамотным в семье был только отец.
Занятия в школе проходили в две смены по двум основным причинам : во- первых учеников было очень много: примерно по двадцать пять - тридцать человек в каждом классе, во-вторых, во многих семьях ученикам просто не в чем было пойти в школу.
Из воспоминаний Гапоновой Клавдии Михайловны:
«Ходили в школу, кто в чем мог, лишь бы чисто было. Дома выращивали лен и коноплю, из которых на ткацких станках (они были почти во всех семьях), изготавливали полотно. Из льняного и конопляного полотна шили сумки и одежду».
Мальчики и девочки в школе обучались вместе. Деревенские мальчики, равно как и девочки, были настолько чисты даже в своих помышлениях, настолько патриархальны в своих правах, что ничего грязного, развращающего допустить между ними было просто невозможно.
Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Одетые в домашнюю одежду, в отцовские сапоги, с полотняной сумкой ученики отличались главным: тягой к знаниям, бережным отношением ко всему окружающему. Невыносимо трудное материальное положение осложняло учёбу, но ничто не могло остановить жажду к знаниям.
Из воспоминаний Сероштана Павла Николаевича:
«В то время учебников крайне не хватало. Одна книга на 10-15 человек. Одна тетрадь по всем предметам. Велись круговые тетради, т.е. тетрадь, в которой писали ребята всего класса.Тетрадей не было, учитель разрезал газету на несколько частей и раздавал ученикам. Вместо чернил разводили молоком сажу и писали между газетных строк. Иногда писали свекольным соком, но он быстро портился, начинал тянуться за пером и ставить кляксы. Книг было очень мало одна или две на весь класс»
Из воспоминаний Бедрик Любовь Ильиничны:
«Привычной для нас системы оценивания знаний тогда не было.
Вместо обычных оценок учительница прописью записывала «плохо», «посредственно», «хорошо или отлично»
Существовали так называемые «неписанные» законы: запрещалось кляузничать, давать обидные клички товарищам, унижать, смеяться над бедностью. Ученики были очень дружными, потому что каждый сельский ученик находился в одинаковой социальной ситуации.
Учителя в школе, а родители дома (надо отметить: полуграмотные родители), закладывали основы нравственности, воспитывали вежливых и добрых детей. Радовало молодых учителей уважительное отношению населения к процессу обучения, программе и школе в целом.





Школьная жизнь в годы войны.

Школа продолжала работать и в тяжелые годы войны. Дети быстро взрослели и с ответственностью относились к учебе и труду. Педагогический коллектив школы состоял в основном из молодых учителей, но были и опытные учителя с большим педагогическим стажем.
В 1935 году на базе начальной семилетней школы была организована средняя школа, которая просуществовала до 1943 года. Учащихся было 1200 человек, учителей 47 человек, из них 3 – с высшим образованием. Химию в школе преподавала Григорьева Глафира Михайловна, удивительная женщина. До сих пор о ней с теплотой отзываются бывшие ученики. Она была выслана из Москвы из-за своего дворянского происхождения и беспокойного характера. Говорят, что она была графиней. Во время работы в школе она вела переписку с Надеждой Константиновной Крупской.
Школа размещалась в восьми зданиях. Первый выпуск десятилетки состоялся в военные годы (1943-1944 г.г.). Среди первых выпускников школы был Голубов Михаил Александрович, Бойченко Таисия Ивановна, Рязанов Вадим Александрович. С 1943 по 1950 год Сандатовская средняя школа вновь стала семилетней.
Учителя школы в годы войны старались во всем поддерживать своих учеников, оказывали помощь семьям и заботились о детях в это трудное время.
Учебников в школе было мало, к каждому учебнику закреплялось по два-три ученика. Тетрадей тоже не было. Писали в основном между напечатанными строчками на старых газетах (газеты сшивали и делали тетради). В школе учащихся кормили топленым молоком и давали по 100 грамм хлеба, с собой в школу ребята приносили мисочки. Школьники старались во всем помогать взрослым. Все учащиеся с 4 по 7 классы работали в колхозе: летом пололи, осенью помогали убирать картошку. Также учащиеся собирали колоски, после того как с поля уберут основной урожай. Зимой собирали золу для удобрения.
Как и по всей стране в тяжелые военные годы школьники Сандатовской школы шили своими руками кисеты, на которых вышивали звезду, вязали рукавицы, носки и отправляли все это на фронт защитникам Родины. Потом некоторые солдаты переписывались с теми учащимися, чьи кисеты или рукавицы им попались. Школьники верили, что даже эта небольшая помощь поможет победить врага.
Война ворвалась в нашу жизнь страшной бедой. Целые классы уходили на передовую прямо с выпускных вечеров, тысячи учителей встали в строй, а те, кто остался в школах, в тяготах и лишениях воспитывали новое поколение, которым предстояло восстанавливать нашу страну из руин. Но, несмотря на свалившие трудности, учителя и ученики не сдавались, продолжали учиться, трудиться и верили в Победу.

4. Школа в послевоенные годы.

В период с 1951 по 1968 год Сандатовская средняя школа подверглась реконструкции. Были построены необходимые дополнительные здания, так как количество учащихся увеличивалось, и существующее здание не могло вместить всех учащихся. А учениками были не только местные дети, но и ребята из близлежащих сел, где они получили основное полное образование (учащиеся села Ивановка и села Березовка были выпускниками Сандатовской школы).
В 1956 году состоялся первый послевоенный выпуск десятиклассников – выпускников Сандатовской средней школы № 42. Выпускалось три десятых класса - 10 «а», 10 «б», 10 «в». Классы были большие, по 25 – 30 человек в каждом. Классным руководителем 10 «а» класса была Хворост Мария Семеновна, директором школы – Хворост Дмитрий Максимович.
В 1957 г. учащихся было 467 чел., учителей 33 чел, с высшим образованием 2 человека.
После войны и до 1948 г. директором школы был Костогрызов Григорий Зосимович. С 1948 по 1950 г.г. директорами были Додонов Василий Васильевич и Прасолов Василий Иванович. По 1953 г. школой руководил Гаврюхов Михаил Петрович, а с 1953 по 1957 г. – Хворост Дмитрий Максимович. С 1957 по 1968 – Карасев Виктор Иванович, с 1968 по 1988 г. – Губский Федор Иванович.
Школьники жили яркой и интересной жизнью. Это был период романтики. Так в 1962 году правофланговая пионерская дружина имени Павлика Морозова Сандатовской средней школы отметила 40-летие пионерской организации.
Это событие решили организовать в живописном месте у реки Егорлык. 14 пионерских отрядов выстроились в торжественную линейку. Председатели пионерских отрядов сдали рапорт председателю Совета дружины Линевой Людмиле, а она, в свою очередь, отчиталась парторгу колхоза имени М.И.Калинина Матюшину о выполнении пионерской двухлетки. Пионеры школы собрали 7 тонн металлолома, 2 тонны макулатуры, продали 400 книг, посадили 2000 деревьев. Колхоз подарил пионерской дружине пионерское знамя и барабан. В этот день третьеклассников торжественно приняли в пионеры. В дружине действовало 26 тимуровских команд. Лучшему пионерскому отряду им.Л.Чайкиной присвоено звание «Спутник семилетки». Лучшей распространительнице книг среди населения пионерке Свете Рыбальченко председатель Сандатовского сельпо Кохан Г.И. вручил премию. В заключение пионеры показали свой концерт у пионерского костра.
В 1966 – 1967 гг. в Сандатовской средней школе №42 была создана школьная фотогазета «Зоркий». Руководителем ее был Голубов М.А. Газету выпускали Бобриков В., Моргун Н., Ткачев Н., Мануйлов С., Нечепуренко Н. В фотогазете освещалась жизнь школы, пионерской дружины, школьные вечера, туристические походы. К счастью, сохранился фотомонтаж о работе фотогазеты, альбомы пионерских маршрутов, выполненных пионерских заданий, туристических походов, школьных вечеров.
В 1969г. было введено в эксплуатацию новое здание Сандатовской средней школы № 42. «В дар детям от тружеников колхоза имени М.И.Калинина», гласила памятная доска на стене школы в день ее открытия 1 сентября. Такой щедрый подарок был сделан детям села Сандата колхозниками. К этому времени педагогический коллектив уже второй год возглавлял Губский Федор Иванович.

В Сандатовской средней школе №42 была пионерская дружина имени Павлика Морозова. Это была правофланговая дружина. В разное время старшими вожатыми в школе работали Таран Зинаида Ивановна, Окунь Надежда Сергеевна / 60 –е годы/, Одинцова Зоя Михайловна / 1970 – 1974 гг./, Мижирицкая Любовь Семеновна /1978-1981 гг./, Булавина С.В., Дамм Т.В., Даренская С.В., Землянская И.В./80-е годы/. Многие из них потом выбрали профессию учителя и остались работать в родной школе.
Дружина состояла из пионерских отрядов, которые носили имена пионеров-героев и комсомольцев: отряды имени А.Голикова, О.Кошевого, Л.Чайкиной, М. Казея и др. в каждом отряде выбирали председателя отряда, актив, была своя отрядная песня и свой девиз, выпускалась стенгазета. На сборе выбирался председатель Совета дружины и актив.
Проводились регулярно сборы отрядов, торжественные линейки, на которых ребята рапортовали о достигнутых успехах.
Составлялся план работы отряда, согласно которому велась работа круглый год.
Дружина занимала призовые места в районных конкурсах и соревнованиях, туристических слетах и походах, проводила военно-спортивную игру «Зарница», встречи с ветеранами и участниками Гражданской и Великой Отечественной войны. Бывшие выпускники 60-70 годов вспоминают о ярких и интересных парадах октябрятских войск , которые были посвящены Дню Красной Армии.
2 октября проводилась Всесоюзная радиолинейка, на которой пионеры получали задания пионерских маршрутов, а 19 мая в день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина у пионерского костра подводились итоги задания пионерских маршрутов.

По спорту и художественной самодеятельности школа занимала первое место среди школ в Сальском районе. Легенды ходили об учителе физкультуре В.И. Шульге, бывшем участнике Великой Отечественной войны. Владимир Иссидорович был уникальным человеком: он учил гимнастике, научил своих питомцев играть в шашки, его легкоатлеты занимали первые места и были известны за пределами Ростовской области. Что касается гандбола, равных в районе не было. В школе не было ученика, кто бы ни любил уроки физкультуры.
Тесная связь была у школы с колхозом им. Калинина. Ученики участвовали в прополке свеклы, бахчи, кукурузы на колхозных полях, которые закреплялись за школой. В осеннее время школьники не только учились, но и убирали картофель, свеклу. Лучшие ученики затем награждались поездками на экскурсии в Москву и в другие города. По воспоминаниям Любы Кимнатной (ныне зам. директора по ВР Любовь Семеновне Мижирицкой), бригадира производственной бригады «Золотой початок» поля всегда были хорошо обработаны и именно их показывали приезжавшим комиссиям. Ребята занимались исследовательской работой, следили, отмечали в дневнике наблюдений, как набирали силу ростки свеклы, зерновые. С 1964 года ученическая бригада является постоянным участником ВДНХ и ежегодно награждалась на выставке дипломами за высокие производственные показатели. Альбом-летопись бригады находится на ВДНХ в Москве.
В школе также была хорошо организована работа на пришкольном участке: в школьном саду росли 40 яблонь, более 80 вишневых, 12 грушевых, 80 сливовых деревьев. Школа была одной из лучших по организации юннатской работы.

5. Школа на современном этапе и ее ученики.

Сандатовская земля славилась талантливыми людьми: хлеборобы, животноводы, педагоги, медики. Все они в равной мере прославляли родное село, и в том заслуга учителей Сандатовской школы.  Школа гордится своими учениками, которые прославили не только школу, но и село.
Поэтесса, член Союза писателей России Ольга Ивановна Губарева. Стихи Ольги Ивановны печатают областные газеты «Молот», «Наше время», «Комсомольская правда», журнал «Дон», есть несколько сборники, на стихи Ольги Ивановны пишут песни ростовские барды. 
Дзюдоисты села - призеры первенства России среди юношей, баскетболисты и футболисты - неоднократные призеры первенства Ростовской области.  Уроженец с. Сандата - Бедрик Александр Иванович, заместитель Губернатора Ростовской области.
Юрий Николаевич Хахалев – заслуженный работник культуры РСФСР (1985г.),
Анатолий Васильевич Рутенко – заслуженный работник сельского хозяйства России.
-Командир роты ГРУ, гвардии майор Виталий Твердохлебов и рядовой Валерий Карпенко, уроженцы села Сандата, героически погибли во время военных действиях в Чеченской Республике, память о них увековечена на мемориальных досках в родной школе.
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) заслуженный художник России, мастер исторической картины, пейзажной и портретной живописи.
-Таранов Алексей Иванович –член союза художников РФ.
-Уроженец хутора Крупский Федор Андреевич Кушнарев в течение  многих лет был генеральным директором ОАО «Донэнерго». 
- Б. Ф. Чирсков в 1921 году поступил в Донской университет, откуда перевёлся на отделение языка и литературы факультета общественных наук ЛГУ, которое окончил в 1925 году. Работал музейным работником, был учёным хранителем Александровского дворца. Затем работал сценаристом на киностудии «Ленфильм». Литературную деятельность начал в 1931 году. Постановки его пьесы «Победители» удостоены Сталинских премий.
В 2005 году специальный грант областного министерства образования получила 42-я Сандатовская школа Сальского района. На областной научно-практической конференции в Ростове свои проекты представили почти все школы донского края. Победителей десять: девять городских школ и одна сельская. Общую призовую сумму, выделенную министерством образования области – один миллион рублей – поделили поровну. В итоге сумма приза, доставшаяся школе Сальского района – 140 тысяч рублей. Выигранный грант в школе планируют потратить на разработку методической литературы и премии педагогам, которые создавали конкурсный проект. «Мы работаем над проблемой реструктуризации сельской школы. Тема нашего проекта – создание образовательного округа, способного реализовать профильное обучение, - рассказал директор школы №42 с.Сандата Евгений Николаевич Фоменко». Это было опубликовано 22.06.2005г. в сети Интернет.











6. Заключение.
Изучение истории нашей школы помогло нам больше узнать о наших односельчанах, об учителях, работавших в школе в разные годы, о том, кем стали выпускники школы. Нам было очень интересно прочесть письма бывших учеников школы, которые вспоминали о своих школьных учителях, одноклассниках, хотя прошло уже много лет после окончания школы.
Мы еще больше поняли значение получения хорошего образования, для того чтобы потом выбрать интересную профессию, раскрыть свои способности, найти свое место в жизни. Учителя всегда старались поддерживать учеников, дать им прочные знания, воспитать в них ответственность, трудолюбие, патриотизм. Современная школа, конечно, отличается от той, которая была раньше, даже десять лет тому назад. В ней появились компьютеры, Интернет, изменились учебные программы. Но все это не меняет главного: школа - это тот мир, в котором формируется будущее.
Целью нашего исследования было проследить развитие системы образования в нашей местности, показать роль педагогов в воспитании молодых поколений. Мы считаем, что задачу свою мы выполнили.
Учащиеся школы встречаются с учителями ветеранами педагогического труда, ежегодно поздравляют их с Днем Учителя. В школе сложились свои традиции. Каждый выпускной класс дарит в школьный музей свой альбом. Ученики ведут переписку с выпускниками школы, проходящими службу в российской армии, в музее оформлен стенд «Солдаты России» об участии наших выпускников в военных конфликтах. Ученики школы принимают активное участие в акциях «Детство, опаленное войной», «Свет в окне».










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




Заголовок 115