Статья Нетрадиционный урок как реализация основного закона педагогики – закона об активности обучения

Нетрадиционный урок как реализация основного закона педагогики – закона об активности обучения
Современная российская школа находится в состоянии поиска путей развития личности в процессе гуманизации и гуманитаризации образования. В этих условиях одной из основных задач является формирование положительной мотивации к обучению. Всем известно, что молодежь проявляет особое внимание ко всему новому и неизвестному, и перед преподавателями стоит непростая задача. Как сделать образование современных подростков более увлекательным, творческим? «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому» Руссо Жан – Жак.
В силу исторических причин обучения немецкому языку в нашей стране было широко распространенно и имело давние социокультурные традиции. В настоящее время немецкий язык всё больше вытесняется английским языком. Одной из основных проблем при преподавании немецкого языка явилось столкновение с непониманием учеников в необходимости изучения немецкого языка, отсутствие мотивов у учащихся при обучении немецкому языку. Поэтому вопрос о том, как мотивировать учеников при обучении немецкому языку, является для нас, преподавателей немецкого языка, одним из наиболее актуальных. «На свете есть только один способ побудить людей что – то делать, и заключается он в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать» Д. Карнеги. [3, с. 127]
Пробудить интерес к изучению какого-либо языка – только одна из задач. Намного труднее поддержать этот интерес в течение нескольких лет изучения. Одним из основных принципов поддержания интереса – принцип посильных заданий, так как только они могут заинтересовать ученика. Не менее важен принцип индивидуального подхода к учащимся – создание условий для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей. Обязательны: принцип избирательности, отбор форм, методов и средств, проведения занятия осуществляется с учётом возраста и подготовленности учащихся, принцип связи теории с практикой, принцип добровольности участия школьников в деятельности, учащиеся выбирают из многих видов деятельности, те, которые в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям. [2, с. 24]
«Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость» Августин Аврелий.
Правильно поступают те преподаватели, которые внедряют в образовательный процесс нетрадиционные формы обучения. Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные:
- подготовку и проведение урока;
- структуру урока;
- взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками;
- подбор и критерии оценки учебных материалов;
- методику оценки деятельности учащихся;
- анализ урока. [4, с. 56]
Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения. Нетрадиционные уроки не только дополняют, вносят оживление, разнообразие, но и способствуют совершенствованию учебного процесса, побуждают к самостоятельности. Учащиеся охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. Для них – это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это – возможность оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. А для учителей – это возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, а также это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей. [1, с. 66]
Нетрадиционные уроки обычно проводятся, как итоговые при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков обучающихся. Как правило, они посвящены какой – то конкретной теме, и для её раскрытия уже нужно обладать определённым набором знаний, фундаментом, на котором базируется личностное восприятие и понимание изучаемой проблемы, а также для знакомства, например, с достопримечательностями городов стран говорящих на английском/немецком языке, известными людьми и т. д.
Рассмотрим, какие формы уроков, способствуют, на мой взгляд, созданию интересного урока.
Урок – защита проекта.
На первом курсе при изучении вводного курса, обучающимся предлагаются проекты, в качестве обобщающего материала по той или иной теме. Каждый обучающийся пишет «Книгу о себе», украшает её рисунками и/или фотографиями. Работать над этой книгой обучающиеся продолжают и на следующих курсах. На первой странице книги обучающиеся рассказывают о себе, после прохождения новых тем в книге пишутся новые главы «Моя семья», «Мой друг», «Наш техникум», «Моё любимое домашнее животное» и др. Свои проекты обучающиеся оформляют дома, а на уроке проходит защита проекта.
Видео урок.
Его преимуществом является приобщение обучающихся к культуре стран изучаемого языка. Видеоматериалы не только представляют обучающимся живую речь носителей языка, но и погружают их в ситуацию, в которой они знакомятся с языком мимики и жестов, стилем взаимоотношений и реалиями страны изучаемого языка.
Интернет урок.
Использование материалов сети Интернет на уроках английского/немецкого языка создаёт возможности для «погружения» обучающихся в естественную языковую среду. Студенты общаются в Интернете со сверстниками из разных стран, получают практические навыки в изучении разговорного языка, обогащая знание лексики и грамматики, повышая иноязычную коммуникативную компетентность. [6, с. 14, с.37]
Игровые уроки: урок – деловая игра,
                            урок – ролевая игра,
                            урок – соревнование
Игра повышает общий эмоциональный тонус. Учащиеся устают от монотонности, а играя, они без особых усилий, с удовольствием, включаются в процесс обучения, забывая, что идёт урок.
Урок – экскурсия.
В наше время, когда развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской или мордовской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Многие преподаватели учат проводить экскурсию по городу/поселку, рассказывать о достопримечательностях своей малой Родины, о знаменитых людях.
Урок – спектакль.
Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует раскрытию индивидуальных способностей, а также углубляет знания языка. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.
Итак, на таких уроках удаётся достичь самых разных целей, а именно:
- осуществить контроль знаний, навыков и умений обучающихся;
- обеспечивается рабочая атмосфера, серьёзное отношение обучающихся к уроку.
- все обучающиеся комфортно себя чувствуют, они постоянно взаимодействуют друг с другом.
- появляется мотивация к изучению английского/немецкого языка и улучшается качество знаний.
- растёт популярность предмета и становится всё больше желающих изучать как английский, так и немецкий язык.
- обучающиеся успешнее участвуют в олимпиадах и конкурсах различных уровней.
Нетрадиционный урок - это реализация основного закона педагогики – закона об активности обучения, и средства повышения мотивации в изучении иностранного языка

Литература
1. Бим, И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа / И. А. Бим. – М.: Новая школа,1995. – 125с.
2. Бим, И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам. // Иностранные языки в школе. – 2001. - № 4.
3. Корнеги Д. «Шесть способов располагать к себе людей»
4. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
5. Гурьев, С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса//Первое сентября. – 2004. – №11. – с.4–5.
6.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
7.Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, 2004.
8.Панов Е.М «Основы методики обучения иностранным языкам». Москва, 1997.
9.Семушина Л.Г. Рекомендации по внедрению современных технологий обучения // Специалист. – 2005. – № 9, 10, 11.
10.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.Хуртова Т.В. Формы профессионального обучения педагогов. – Волгоград: Учитель 2008
12. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии в обучении иностранным языкам. Интернет на уроках иностранного языка//  Иностранные языки в школе, 2001, №№ 2, 3,
15