Конспект урока по обществознанию для 9 класса «Знание закона – требование времени»

Тема урока. «Знание закона – требование времени».
Цель:
углубить понимание ответственности за свои поступки, формировать уважение к закону.
Задачи:
обсудить с учащимися проблему правонарушений среди несовершеннолетних и особенности юридической ответственности;
закреплять понимание, что уважение к закону – не только знание его требований, но и добровольное их выполнение;
продолжить формирование навыков сотрудничества при обсуждении, анализе проблемных ситуаций.  
Методы: словесный, проблемный, наглядно-иллюстративный.
Приёмы: беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа с информационными технологиями, словарная работа.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор, раздаточный и иллюстративный материал, видеофрагмент мультфильм «Криминал».
План урока:
I. Организационный момент.
II. Практикум (презентация)
III. Рефлексия. Подведение итогов.
Ход урока:
I. Орг.момент.
II. Практикум.
Внесение цели урока, вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке вы покажете свои знания по теме «Знание закона - требование времени». Мы вспомним, какие бывают правонарушения, поговорим о них. Уделим время проблеме преступности среди несовершеннолетних, познакомимся, какие проблемы с законом могут возникнуть у несовершеннолетних, рассмотрим ситуации правонарушений подростков и отношение закона к ним.
Работа с презентацией. 
1 задание классу:
Высказывания разных людей о молодёжи.
1. Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. 2. Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодёжь завтра возьмёт в руки бразды правления, ибо эта молодёжь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. 3. Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далёк. 4. Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Они никогда не будут походить на молодёжь былых времён. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.
Авторы этих высказываний:
Все эти изречения о молодёжи, о безнадёжном будущем были встречены в парламенте аплодисментами. Тогда оратор раскрыл карты. Оказывается, первое изречение принадлежит Сократу, второе Гесиоду, третье египетскому жрецу, а четвёртое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка 3000 лет.
Слово учителя.
Вы можете не согласится с этими высказываниями. Но вот что гласит статистика о проблеме, например преступности среди молодежи в Казахстане. По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, ежегодно выявляются около семи тысяч несовершеннолетних, совершивших преступления, из них почти половина привлекается к уголовной ответственности. Кроме того, отмечается рост количества выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние годы: с 84% до 89% выросло число преступлений, совершенных подростками.
Давайте обсудим такие вопросы:
Каковы причины преступлений?
Виновато ли общество, что преступность в нашей стране неуклонно растет?
Какие виды преступлений вы знаете?
Какие виды наказаний вы знаете?
Выводы:
Чаще всего подростки удивляются, что они совершили преступление и что их ждет наказание и говорят, что они не виноваты, потому что не знали, что их поступок считается преступлением и что их могут наказать по закону? 
Что бы вы могли сказать этим подросткам?
Учащиеся должны сказать, что «Незнание закона не освобождает от ответственности»
Зачем закон наказывает?
Учащиеся должны сказать: «Закон заставляет исправляться и несовершать правонарушений.»
2 задание классу:
Словарная работа.
Учитель: Вспомним из курса правоведения термины, которые непосредственно связаны с нашей темой урока и все их должны знать. Для этого нужно выполнить задание на соответствие (раздать приготовленный раздаточный материал, работа на местах самостоятельно)
1. Закон
А) правонарушения меньшей степени опасности

2. Правонарушение
Б) мера государственного принуждения, применяемая судом на основании закона к лицам, совершившим преступление

3. Преступление
В) отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям

4. Проступки
Г) добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в органы дознания, следствия, прокуратуру, суд с намерением передать себя в руки правосудия

5. Юридическая ответственность
Д) отсутствие должной реакции на правонарушения

6. Инспекция по делам несовершеннолетних
Е) нормативный акт высшей юридической силы, принятый высшим органом государственной власти.

7. Явка с повинной
Ж) государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и обществом

8. Наказание
З) опасные виды правонарушений. За них следует более суровое наказание

9. Вина
И) антиобщественное деяние, нарушающее нормы права.

10. Безнаказанность
К) один из отделов в органах полиции, основной задачей которого является предупреждение и участие в раскрытии правонарушений среди несовершеннолетних

Ответ: 1 - Е; 2 – И; 3 – З; 4 – А; 5 – Ж; 6 – К; 7 – Г; 8 – Б; 9 – В; 10 – Д.
3 задание классу:
«Правовой диктант» .
Учитель: Предлагаю выполнить следующее задание: какие из перечисленных действий являются проступками, а какие – преступлениями?
Проступок
Преступление

1,3,5,6,7,10,11
2,4,8,9,12

1. Нецензурная брань.
2. Изнасилование.
3. Рисование на стенах.
4. Контрабанда.
5. Безбилетный проезд в общественном транспорте.
6. Распитие спиртных напитков в общественных местах.
7. Нарушение правил пожарной безопасности.
8. Кража государственного имущества.
9. Нанесение тяжких телесных повреждений.
10. Торговля с рук в неустановленных местах.
11. Ловля рыбы на удочку в неположенных местах.
12. Оказание сопротивления работнику милиции при задержании с нанесением ему телесных повреждений.
4 задание классу:
Учитель: Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных. Нередки случаи, когда в темном подъезде, на остановке транспорта или в парке совершаются различного рода правонарушения. Существует народная мудрость, которая гласит: « Береженого Бог бережет». Если вести себя более осторожно, то вероятность уберечь свою жизнь, здоровье и достоинство от различных видов преступных посягательств возрастет. Убережет вашу жизнь и знание нашего законодательства. Давайте проверим, знаете ли вы уголовное право, покажите свои знания при решении юридических задач (назвать преступление, определить какое последует наказание).
Назвать преступление.
1) 5-классница перебегала улицу в неположенном месте. Водитель не сумел вовремя затормозить и сбил ее. Девочка погибла.
2) Гражданин К., поссорившись с соседом, решил отомстить ему. Из этих побуждений он написал в органы прокуратуры письмо, в котором ложно обвинял соседа в совершении тяжкого преступления. Расследование показало, что обвинение не соответствует действительности и что у К. не было никаких оснований для обвинения.
3) 16-летний Владимир М. в споре с продавцом в магазине использовал нецензурную брань.
4) Недалеко от деревни мальчики развлекались тем, что поджигали тополиный пух. Очередная волна пламени вместе с большой охапкой пуха была подхвачена ветром и брошена прямо на крышу дома. Зной и сушь стояли невероятные, дом полыхнул.
5) Группа подростков шла на дискотеку. Проходя мимо памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, один из них нарисовал краской на памятнике фашистскую свастику.
6) Семиклассники очень боялись контрольной работы по физике. Один из учеников класса сказал, что знает верный способ ее отменить. Утром следующего дня он позвонил директору школы и, изменив голос, сообщил, что в одном из кабинетов заложена бомба. Занятия в школе были отменены.
Ответы: убийство по неосторожности, клевета, оскорбление, уничтожение чужого имущества, вандализм, заведомо ложное сообщение об акте терроризма – за все эти преступления уголовная ответственность.
5 задание классу:
Учитель: « От тюрьмы и сумы не зарекайся» - гласит народная мудрость, это значит:
От неприятностей, увы, никто не застрахован.
Незнание закона не освобождает от ответственности!
То есть, если нарушен закон, например, совершено преступление, то следует наказание – особая мера принуждения, применяемая от имени государства по приговору суда к лицу, виновному в совершении правонарушения.
Работа с видеофрагментом - мультфильм «Криминал».
Вопросы учащимся:
О чем просмотренный мультфильм?
Какова идея мультфильма?
Какие цвета преобладают в мультфильме и почему?
Считаете ли вы, что кот совершил преступление?
Каковы последствия совершенного действия для кота и тех, кому предназначался этот суп?
6 задание классу:
Учитель: Самое лучшее - не нарушать закон и никогда ни с кем не вступать ни в какие отношения, которые направлены на нарушение закона. Необходимо знать: выгода от нарушений закона всегда бывает сиюминутной. А цена этой выгоды – слишком дорогой. Но если случилось что-то противоправное, то лучше обратиться в правоохранительные органы. Это – полиция, прокуратура, суд, органы безопасности, органы юстиции и другие. Именно на них надеются люди, попавшие в экстремальную ситуацию. В основном все граждане Республики Казахстан уважают и на них надеются , знают что именно они за прочный правопорядок.
Тест «Правоохранительные органы». 1) Найти правильный ответ:
А. Полиция Б. Дорожная полиция В. Паспортно-визовая служба
Г. Суд Д. Прокурор Е. Адвокат
1. В этом месте решаются правовые конфликты и восстанавливается справедливость.
2. Помогает составить документы и выступает защитником
3. Сюда следует обратиться за паспортом.
4. Они обеспечивают охрану общественного порядка и раскрывают преступления.
5. Он наблюдает за правильностью исполнения законов и соблюдением прав граждан.
6. Обеспечивает порядок и безопасность движения на дороге. 2) Вставить пропущенное слово:
«Деятельность прокуратуры направлена на обеспечение верховенства ____________ , укрепление социально-экономических, политических и иных прав и свобод граждан всюду и во всем на территории РК. В этих целях прокуратура осуществляет свой ______________ . Прокуратура – это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в __________ . Прокурор выступает на процессе, осуществляя уголовное преследование, в качестве государственного _______________ . В случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом, прокуратура проводит расследование _______________ . Ответы: закона, надзор, суде, обвинителя, преступления.        
Вы хорошо справились с заданиями. Молодцы!
 III. Рефлексия. Подведение итогов.
Учитель: Прошу вас ответить на вопрос на экране: 
Сегодня я узнал  я почувствовал, что я приобрел меня удивило
Учитель: Главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Незыблемость и авторитет закона - это непременное условие охраны общественного порядка, благополучия общества, гарантия того, что каждый гражданин может не опасаться покушения на свою жизнь, здоровье, имущество. Ни один гражданин в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РК. Так давайте уважать, ценить законы и тогда у вас в жизни не будет проблем. И хотела бы закончить наш урок словами Демокрита: «Закон хочет хорошо устроить жизнь людей. Сможет же он сделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибо закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется.»
15