Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.

Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.

Общеобразовательный урок является основной формой организации учебной деятельности в образовательных учреждениях для глухих и слабослышащих учащихся, в ходе которого предусматривается проведение работы по РСВ и произношению в течение всего образовательного процесса. Весь общеобразовательный урок проводится с использованием ЗУА коллективного и индивидуального назначения. Обучение в старших классах относится к периоду активного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами, к этому времени у детей с нарушенным слухом уже накопился определённый слуховой словарь, которым он может активно пользоваться в речевой практике. ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ. С этой целью на уроке предусматривается работа с использованием ЗУА и экрана, когда учебный материал воспринимается учащимися с опорой только на слух, при изолированном зрении. Этот приём, использования экрана, способствует активизации функции слухового анализатора в процессе слухо-зрительного восприятия речи.
Однако неправомерно использовать экран слишком часто на общеобразовательном уроке, т.к. это затормаживает усвоение материала урока, усложняя процесс овладения знаниями. Поэтому весь урок ведётся слухо-зрительно, но на каждом уроке рекомендуется часть материала предлагать для восприятия на слух с ЗУА, используя экран. Рекомендуются использовать с этой целью не более 25-30 фраз. При отборе материала нужно учитывать и привлекать:
-материал, повторяющийся из урока в урок, который знаком учащимся, типа: Какой сейчас урок?, Кого сейчас нет в классе?
-фразы, связанные с организацией урока, типа: Иди к доске, Саша. Читай задачу. Откройте учебник на странице
-проведение фонетической зарядки
-сообщение целевых установок типа: На уроке будем читать рассказ. Отвечать на вопросы.
-материал, характерный только для данного урока;
-организация и окончания урока;
На уроке можно использовать приём РСВ без ЗУА, т.е. без усиленного слухового контроля. Это может выглядеть как повторение имени ученика на ухо, задания (пиши аккуратно), указания на ошибку (определи падеж, исправь ошибку). Такая работа носит индивидуальный характер. Учитель, проходя между партами, делает на ухо замечания, исправления, оказывает помощь.
































Фонетические зарядки.
Фонетические зарядки даются учащимся с целью:
-дать установку на последующее учебное и внеклассное время;
-закрепить вновь приобретённые произносительные навыки;
-предупредить распад неустойчивых навыков.
Например, учащиеся научились правильно произносить какой-то звук, но ещё много случаев соскальзывания на прежнюю, ошибочную артикуляцию. Для закрепления приобретённого умения этот звук необходимо включить в план зарядки.
Материалом фонетических зарядок служат слоги, слова, словосочетания и фразы. При отборе речевого материала учитель должен придерживаться следующих положений:
А) материал д.б. знаком детям по содержанию и грамматической форме;
Б) отвечать теме урока
В)материалу разговорной речи при прочих равных условиях отдаётся предпочтение. Например, детям 1 класса знакомы слова сом, сова, рис, сук, и фразы Сова сидит на суку. У Саши сом. Однако с этим материалом детям по существу делать нечего. В тоже время им нужны слова и выражения, которыми они пользуются постоянно: спасибо, среда, суббота, воскресенье, не слышу, сколько, чай с сахаром, хлеб с сыром, я написал, я нарисовал. Естественно именно этот материал и должен быть включён в фонетическую зарядку.
Время фонетической зарядки ограниченно, поэтому ограничены и виды работ, которыми пользуется учитель. Как правило, это подражание на основе слухового восприятия; чтение слогов или их частей, словосочетаний, фраз; называние картинок; ответы на вопросы, решение примеров. На одной фон. зарядке д.б. обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности.
Зарядка может включать дыхательные и голосовые упражнения, направленные на закрепление и дифференциацию звуков. Эти упражнения проводятся хором, под дирижирование учителя. Наряду с хоровым проговариванием педагог вызывает и отдельных учащихся, тех кто допускает связанные с данным звуком ошибки. Допускаемые ошибки во время зарядки учитель должен обязательно исправить, стараясь добиться правильного произношения. В противном случае пропадает весь смысл проведения фонетической зарядки. Исправление ошибок может осуществляться с помощью инструкций: «Ты сказал неправильно. Повтори хорошо», «Ты сказал неправильно. Послушай, как надо сказать (учитель даёт образец правильного произношения), Повтори». Можно напомнить ученику правильную артикуляцию звука. «Посмотри, убери кончик языка вниз (учитель показывает) и повтори правильно». Если этих мер не хватает для того, чтобы добиться необходимого результата, задерживаться не стоит. Но это служит сигналом к тому, чтобы во время индивидуальных занятий с учеником восстановить утраченное умение. Чтобы дети научились слушать друг друга, полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей. В конце Ф.З. следует подвести итог. Одобрить тех, кто хорошо работал.



























Фонетический режим.
Обучение произношению неслышащих и слабослышащих учащихся составляет часть общей образовательно- воспитательной программы специальной школы. От качества произношения зависит интенсификация учебного процесса и безусловно – возможность выполнения устной речью её коммуникативной функции. Замедленная с большими дефектами речь, тормозит нормальное течение урока. Невнятная малоразборчивая речь препятствует установлению контакта школьника с нарушенным слухом с окружающими его слышащими людьми.
Само качество обучению произношению обуславливается организацией всей жизни школы, в частности слухо-речевым режимом, под которым понимается « совокупность единых организованных и методических требований и мероприятий, обязательных для детей, педагогов и всего обслуживающего персонала» (Дефектологический словарь. М., 1970, с.334) Ограниченной частью этого является фонетический режим, под которым понимается система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных глухими школьниками правильных произносительных навыков.
К этим мероприятиям относятся:
1.Контроль за произношением учащихся. Все ошибки в произношении, которые допускаются учащимися на уроках, д.б. немедленно исправлены ( по ходу урока). За качеством речи следят все сотрудники школы. В ходе урока учитель даёт ученику установку перед ответом: «Говори хорошо. Старайся»,«Говори с ударением». Подобные установки настраивают ученика, заставляют мобилизовать свои умения и навыки устной речи. Очень важно поддержать ребёнка, одобрить его, положительно оценить его успех: «Молодец! Говорил хорошо».Если ученик говорит хуже своих возможностей, небрежно, учитель делает ему соответствующее замечание : «Говоришь плохо. Повтори», «Говоришь неправильно, без ударения. Послушай как надо. Повтори», «Говоришь плохо. Пропускаешь звук Ш. Послушай как надо. Повтори».
Нередко бывает достаточно покачивания головой или движения пальца, чтобы ученик, допустивший фонетическую ошибку, спохватился и повторил сказанное уже правильно.
Ошибки подлежат исправлению в том случае, если ученик по требованию или указанию учителя может правильно произнести соответствующее слово. При исправлении произносительных ошибок очень большое значение имеет соблюдение учителем такта. Со стороны ученика может последовать негативная реакция.
Эти требования распространяются и на воспитателей, ведущих работу с детьми вне класса.
2.Фонетическая отработка речевого материала.
Предлагаемые на уроках новые слова и термины целесообразно представить в графическом виде- написать на доске, табличке, поставить знаки словесного ударения и орфоэпии.
Учитель даёт образец правильного произнесения, пользуясь звукоусиливающей аппаратурой. Т.о. ученик имеет возможность не только на орально-акустический, но и на графический образ слова. Это относится ко всем периодам обучения – с 1 до 11 класс.
3. Подготовка устных (речевых) выступлений.
Текст выступления (даже если это отдельные реплики в монтаже), фонетически обрабатываются (расставляются знаки ударения, надстрочные знаки, паузы).
Текст раздаётся учащимся не менее, чем за 3 недели до выступления.
Репетиции начинают проводится не менее чем за 10 дней до выступления. На речевых репетициях присутствует педагогическая комиссия по подготовке праздника, она даёт оценку готовности учащихся (знание ими текста наизусть, качество произношения) и высказывает рекомендации в отношении дальнейшей работы.
Во время выступлений учащиеся должны пользоваться микрофоном даже в том случае, если зал не оборудован и зрители не могут пользоваться ЗУА. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не форсировали звука, (что может привести к срыву, фальцету); кроме того, в таком случае обеспечивается большее понимание их речи слышащими.
После проведения праздника полезно подвести итоги: отметить сильные и слабые стороны в подготовке речевых выступлений учащихся, оценить качество речи выступавших, наметить пути устранения недостатков и развитие успехов.
Выполнение единых требований, направленных на закрепление произносительных навыков учащихся, является важнейшим условием формирования разборчивой, понятной окружающим устной речи неслышащих школьников.
Ў: 15т4 Основной текст> Основной текст 2ТМTC:\Documents and Settings\ТМ\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Документ1.asdТМiC:\Documents and Settings\ТМ\My Documents\Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.docТМ†C:\Documents and Settings\ТМ\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.asdТМ†C:\Documents and Settings\ТМ\Application Data\Microsoft\Word\Автокопия Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.asdТМiC:\Documents and Settings\ТМ\My Documents\Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.docТМiC:\Documents and Settings\ТМ\My Documents\Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.docТМiC:\Documents and Settings\ТМ\My Documents\Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках.doc
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Times New Roman;Развитие слухового восприятия на общеобразовательных уроках