Технологическая карта по русскому языку на тему: Алфавит. Ударные и безударные гласные.
Технологическая карта по русскому языку
УМК: «Перспектива»
Класс: 2
Тема: «Алфавит. Ударные и безударные гласные».
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Цель урока: повторить понятие «алфавит», гласные и согласные звуки, уметь отличать ударные звуки от безударных.
Задачи урока:
Образовательная: знать что такое алфавит, систематизировать знания о различии гласных и согласных букв и звуков, различать ударные и безударные гласные в словах, уметь применять полученные знания на практике (словарная работа, работа с предложениями текста, самостоятельно выполняемые упражнения на занятиях, выполнение аналогичных заданий дома)
Развивающая: развивать память, внимание, устную и письменную речь, орфографическую зоркость.
Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные результаты:
1.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
2. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
3. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
5.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
1.Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4.Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6.Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.
2.Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3.Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.
4.Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .5.Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.
6.Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные результаты:
Различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
Использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
Различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
Используемые технологии: икт-технология, технология проблемного обучения
Оборудование: презентация, учебник Русский язык УМК «Перспектива» 2 класс, карточки с текстом.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Этап мотивации к коррекционной деятельности
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап локализации индивидуальных затруднений
4. Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Физминутка5. Этап реализации построенного проекта
6. Этап обобщения затруднений во внешней речи
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Юлия Михайловна и я у вас проведу урок русского языка.
Начинается урок,Он пойдёт ребятам впрок.Постараюсь всё понять -Буду грамотно писать.
Сели все правильно, подвинули стульчики так чтобы между столом проходил кулачок, подровняли спинки, проверили порядок на своём рабочем месте.
Ребята, кто может назвать тему предыдущего урока? Сегодня на уроке мы закрепим свои знания по изученной теме. Откройте свои рабочие тетради. Отступите две строчки от предыдущей работы. Запишите сегодняшнее число. Сегодня у нас пятое октября. Подчёркиваем орфограммы в словах. Спрашивает у учащихся, какие орфограммы они подчеркнули. (1-2 человека). На следующей строчке пишем с большой буквы В классе. Посмотрите на доску. Прочитайте загадку про себя.
Буквы, значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется (алфавит)
Один ученик читает вслух. Ребята, как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока? Какова будет цель урока? Посмотрите внимательно на доску. Назовите что на ней изображено. (цапля, цыплёнок, цветы) С какой буквы начинаются эти слова? Что вы знаете о букве Ц? А что можете сказать о звуке ц?
Минутка чистописания. Ребята, посмотрите внимательно на доску. Здесь показаны элементы буквы Ц. Ребята, допишите элементы букв до конца рабочей строки. В это время учитель следит за посадкой детей и проверяет написание букв. Ребята, прочитайте про себя пословицы.
Цыплят по осени считают.
Цену вещи узнаешь, когда потеряешь.
Скажите, что они обозначают? Кто знает поднимает руку. Подберите проверочные слова к тем словам в которых выделены гласные. Обратите внимание на выделенную букву ы в слове цыплят. Это слово нужно запомнить. Сочетание сч в слове считают. Произносим звук щ а начинаем записывать слово с сочетания сч. Запишите себе в тетрадь первую пословицу и подчеркните орфограммы. Какую букву мы повторили? Ребята, сейчас мы с вами напишем словарный диктант. Я буду показывать картинки, а вы называете слова. А теперь запишем эти слова в алфавитном порядке. Давайте вспомним и проговорим хором алфавит. Записываем словарные слова с красной строки первое слово с большой буквы. Город, деревня, картина, комната, народ, огород, отец тетрадь, топор, урожай. Учитель и дети все хором проговаривают слова под ударением. Подчёркиваем в каждом слове орфограмму.
Ребята,из чего состоят словарные слова? А буквы стоящие в определённом порядке ?Ответ появляется на слайде презентации. Сколько согласных букв? Сколько гласных? А какие буквы не обозначают звука? А чем отличаются ударные гласные от безударных? Привести пример. Ударные гласные те гласные на которые падает ударение а безударные гласные без ударения. Но безударную гласную можно проверить подобрав проверочное слово в котором эта гласная станет ударной.
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть.
Ребята, обратите внимание на слайд презентации. Прочитайте слова про себя. Стена, перо, вода, окно, мячи, стрела, поля, глаза. На какое правило пропущена буква? Запишите слова с проверочным словом так: сначала записываем проверочное слово за ним проверяемое. Записываем слова с красной строки. Зовём слово ставим ударение. Подчёркиваем безударную гласную. Первое слово разбираем вместе с учителем остальные слова дети записывают самостоятельно. (1- 2 тетради учитель берёт на проверку). Какое правило мы применяли при выполнении этого задания? Повторим хором. На какие 2 группы можно разделить слова с безударными гласными? (словарные слова, с безударной проверяемой гласной).
Ребята, давайте ещё раз повторим что такое алфавит? Какие гласные называются ударными а какие безударными.
Ребята, у вас на столах лежат карточки с текстом, состоящим из 3 предложений. Прочитайте предложения про себя. Можно ли эту группу предложений назвать текстом? К какому типу текста их можно отнести? Докажите. Какие орфограммы вы увидели объясните. Выделяют орфограммы в карточках и устно комментируют их. Спишите текст подчеркните орфограммы. (учащиеся работают самостоятельно). Поменяйтесь друг с другом тетрадями. (1-2 тетради учитель берёт на проверку). Что вы можете сказать о работе своего соседа? Какие советы бы ему дали в выполнении работы?
Ребята, давайте с вами вспомним о чём мы говорили на уроке. Достигли ли мы цели урока? Как?
Оцените свою работу на уроке.
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке для меня было трудным…
Сегодня на уроке мне было интересно…
Сегодня на уроке мне запомнилось…Открыли дневники записываем домашнее задание т. стр. 19 упр. 30, 31. На этом урок окончен. До свидания. Здороваются с учителем. Внимательно слушают учителя и выполняют все его требования.
Записывают в тетрадях число, подчёркивают орфограммы
Читают загадку
Формулируют тему и цель урока
Говорят что изображено на доске
Рассказывают о букве и звуке ЦВнимательно слушают учителя и записывают элементы букв себе в тетрадь
Читают пословицы, объясняют её смысл.
Подбирают проверочные слова к тем словам, в которых гласные выделены жирным шрифтом
Записывают пословицу в тетрадь и подчёркивают орфограммы
Проговаривают хором вместе с учителем алфавит, записывают словарные слова и подчёркивают в них орфограммы
Отвечают что такое алфавит, 21 согласная и 10 гласных букв. Ь,Ъ звуков не обозначают, чем отличаются ударные гласные от безударных и приводят примеры
Выполняют физминутку вместе с учителем
Читают про себя слова, записывают в тетрадь, ставят ударение и подчёркивают безударную гласную
Повторяют хором правило о написании безударных проверяемых гласных
Называют группы слов с безударными гласными
Вспоминают определения
Работают с карточками
Подводят итоги урока
Оценивают свою деятельность на уроке, записывают домашнее задание в дневники Коммуникативные 1
Личностные 1; 2
Регулятивные 1
Регулятивные 3; 4; 5
Коммуникативные 1; 2
Познавательные 2; 3; 4; 6
Регулятивные 4
Коммуникативные 1; 2; 4
Коммуникативные 1; 2; 4
Личностные 6
Коммуникативные 1; 2; 4
Регулятивные 4; 5
Коммуникативные 1; 2; 4
Регулятивные 4
Личностные 1; 2
Коммуникативные 1; 2; 4
Коммуникативные 1; 2; 4
Коммуникативные 1; 2; 4
Личностные 1; 2