Музыкальная композиция Любимому поэту А.С.Пушкину — душа, любовь, цветы


МАОУ «Новокаишкульская СОШ»
Внеклассное мероприятие - праздник
«Любимому поэту А.С.Пушкину – душа, любовь, цветы»
/посвящяется Году литературы/
Учитель русского языка и литературы
Анварова Зифанур МуниповнаЦели и задачи:
приобщить ребят к лучшим культурным традициям через слово и и другие виды искусства;
воспитывать нужные нравственные качества: честность, благородство, тонкость чувства;
путём активизации творческих способностей детей раскрыть их индивидуальность, формировать образ жизни, стиль поведения.
Актовый зал празднично украшен. Сцена и зал – одно целое. Все зрители: ученики, учителя и гости, располагаются по сторонам зрительного зала, актёры после выступления присоединяются к зрителям. Артисты выходят из разных точек, заставляя зрителей невольно поворачиваться на новый голос. Весь спектакль включает 7 явлений, каждое из которых выполняет свою задачу. (Номер и название явления говорит и показывает старшеклассница Х.Анжела,10 класс, ведущий1- Г.Алим,10 кл., ведущий 2 - А.Екатерина,7 кл., Муза - А.Гульзифа,11кл., экскурсовод – М.Елена,11 кл., чтец 1- А.Ислам,11кл., чтец 2 - Х.Ильфат,10кл., чтец 3 – Х.Алмаз,8 кл., мальчик – Х.Айвар,1класс, «Салон пушкинской поры» представляют учащиеся 9 класса, музыкальный руководитель - Абдразакова Лариса Петровна, и др.)
Явление 1. «Посвящение».
Цель: создать эмоциональный настрой, атмосферу праздничной приподнятости, активизировать внимание зрителей.
Мотив памяти, взятый за основу в этом явлении, окольцовывает композицию, появляясь и в последнем явлении. Память – из особенно ценимых Пушкиным категорий.
Учитель: Завершая Год литературы, мы вновь возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина. Для каждого из нас Пушкин – друг, от которого и сегодня, хотя минуло 216 лет со дня его рождения, можно получить стоящий совет, который и поддержит, и вдохновит, и научит лучше и правильнее использовать тот небольшой отрезок времени, выделенный нам для жизни на земле.
Звучит музыка. П.И.Чайковский «Вступление к опере «Евгений Онегин».
На сцене появляется Муза Поэзии.
Муза: Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин! А солнце – это свет, это благодать тепла, это сама жизнь.
Всё в нём Россия обрела:
Свой светлый гений человечий,
Живую прелесть русской речи –
Всё в нём Россия обрела!
Любимцу муз, великому поэту А.С.Пушкину посвящается!
/Муза сходит со сцены, садится в зале около фортепиано.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Концерт №1 для фортепиано с оркестром».
На сцену выходят ведущие/
Ведущий 1: Мы устремляемся в прошлое, соединяя его единой цепью с настоящим.
Ведущий 2: Соединяем и сразу по цепи бежит ток, и становится ясным то, что именуется «связью времён», и огромного исторического расстояния как небывало…
Ведущий 1: Если есть у наших душ бессмертье,
Должен Пушкин, для живых незрим,
Ну, хотя бы только раз в столетье,
Побродить по улицам своим.
Ведущий 2: Со дня рождения Пушкина - более два столетия. Огромный срок для человеческого сознания. Но разве мы не ощущаем сегодня Пушкина нашим современником? Разве можно говорить о его поэзии, как литературе прошлого?
Ведущий 1: Чудный чародей, которому подвластно всё:
… и неба содроганье,
и горний ангелов полёт.
Ведущий 2: Пушкин нужен нам как человек, как личность, как совесть. Он жил давно и так недавно. Какая хорошая вещь – память!
Чтец 1: Мы чтить тебя привыкли с детских лет,
И дорог нам твой облик благородный.
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт.
Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца,
И в них будить стремленье к идеалу.
Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался,
И кто берёг ревнивый светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался. (Н.Плещеев)
Явление 2. «На вернисаже».
Цель: зрительное восприятие пушкинских образов, воссозданных детьми средствами изобразительного искусства. Все работы приобщают к творчеству великого поэта (фрагменты видеозаписи)
Ведущий 1: Облик Пушкина, его произведения знакомы нам с детства, но всё равно каждый раз по-новому они предстают перед нами. Школьные художники приглашают нас на вернисаж, представляя свои работы.
Экскурсовод: - Имя, личность, произведения А.С.Пушкина вдохновили наших художников на создание множества работ, лучшие из которых представлены вашему вниманию. В центре экспозиции… (экскурсовод передаёт микрофон художникам):
– работа, которая называется «Лукоморье». При взгляде на неё сразу вспоминаю строчки первых выученных наизусть стихов:
У Лукоморья дуб зелёный, (зал подхватывает строчки)
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…
Экскурсовод: - Мир детства предстаёт и в работах, выполненных цветными карандашами. Это иллюстрации к сказкам… (экскурсовод передаёт микрофон художникам - дети представляют свои рисунки).
Экскурсовод: - А на этих рисунках – морская стихия, столь любимая поэтом – могучая, грозная, но ясная и жизнерадостная:
Ветер по морю гуляет (зал подхватывает строчки)
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Экскурсовод: - Школьные годы – знакомство каждого из нас с романом «Евгений Онегин», и многие работы навеяны мотивами романа. Например, …(экскурсовод передаёт микрофон художникам - дети представляют свои рисунки)
- «Татьяна» - прекрасно передаёт пластику образа любимой пушкинской героини:
Ей рано нравились романы,
Они ей заменили всё.
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Экскурсовод: - Поистине, фантазия человека безгранична. Все работы приобщают нас к творчеству великого поэта, к богатству великой культуры. Спасибо всем авторам!
(старшеклассники помогают ребятам прикрепить рисунки на магнитную доску)
Явление 3. «В салоне пушкинской поры».
Цель: показать литературный быт эпохи (записывание стихов в альбом, декламация, музицирование. Фрагменты видеозаписи.)
Звучит фортепьянная заставка на темы романсов на стихи Пушкина
Ведущий 2: В своей лирике А.С.Пушкин говорил о больших и всегда волнующих вопросах – о любви, о смерти, о судьбах народов, о прекрасном в человеке. И эта чарующая сила стиха была любима всеми.
Участники театрализованного представления в костюмах пушкинской поры проходят через зал к сцене.
1 дама: Прошу вас, дамы и господа, присаживайтесь (рассаживаются полукругом у фортепьяно).
1 господин: Мадемуазель Элен, в Ваш День ангела мы записали в ваш альбом наши любимые стихи господина Пушкина, мы дарим их Вам (передаёт альбом)
1 дама: Ах, спасибо, друзья мои! (листая альбом). Я была бы очень благодарна, если бы вы прочли эти стихи вслух. Может быть Вы, Натали?
2 дама: С удовольствием! (Встаёт, подходит к фортепьяно). Прочту моё любимое: «Талисман».
Храни меня, мой талисман…
А стихи Пушкина - мой талисман.
2 господин: Они о нашей жизни, его стихи.
Я пережил свои желанья…
1 господин: А о любви так много написано, господа, но у Пушкина – совершенно особенно:
Что в имени тебе моём?..
Все: Замечательно! Очаровательные стихи!
1 дама: А Вы, мадемуазель Ники, Что записали в мой альбом?
3 дама: Стихотворение, которое называется
«Послание к И.И.Пущину»
2 господин: Да, верность в дружбе – главное. В этом я с поэтом согласен.
3 господин: Так же, как и в любви.
Я хочу прочесть стихотворение
«Я вас люблю…»
Подходит к хозяйке, кланяется, ведёт её к фортепьяно
1 дама: Я сохраню этот альбом, и, может быть, сам господин Пушкин что-нибудь в него напишет. А сейчас я тоже хочу прочесть своё любимое:
На холмах Грузии лежит ночная мгла…
- А сейчас танцевать, господа!
/Звучит полонез. Пары танцуют, а затем рассаживаются в зале/
Явление 4. «Минуты поэзии».
Ведущий 1: Как Чудесно! Перекинут мост из века в век. Чем же пленяла и пленяет поэзия А.С.Пушкина?! Глубокой человечностью, духовным изяществом, благородством чувств и переживаний, глубиной и ясностью мысли.
Сегодня звучат стихи Пушкина в исполнении лучших чтецов школы.
(чтение стихов)
Явление 5. “Пушкин в музыке”.
Цель: приобщить детей к «живой» классической музыке с её богатством.
Ведущий 1: Музыка – один из мостов времени – будит в человеке волнение, вызывает ассоциации и воспоминания. Поэзия Пушкина всегда была поэзией жизни. «Союз волшебных звуков, чувств и дум» вдохновила многих композиторов. Сегодня звучат романсы на стихи А.С.Пушкина
Ведущий 2: Глубина чувства, чудесная гармония стиха слились в этой музыке. А каким гимном радости, творческого вдохновения звучат в музыке Ф.И.Глинки нам всем известные слова: «Я помню чудное мгновенье…» И волнение страсти в этом романсе, и целомудренное восхищение, и раздумье. Выступает музыкальный руководитель школы Абдразакова Лариса Петровна (фортепьяно.)
Явление 6. “Дань памяти”.
Цель: приобщить ребят к переживаниям личности и наследию деятелей искусства других эпох.
Ведущий 1: Поэтому Пушкин с нами. В раннем детстве мы с Пушкиным, с его сказками, а уходим из жизни – тоже с Пушкиным, так и не познав его до конца.
Из зала к сцене по одному выходят чтецы.
1 чтец: А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён,
Сергеем Соболевским…
Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.
Дуэль не состоялась.
Осталась боль и ярость,
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…
К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил.
2 чтец: И мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…
Под дуло пистолета,
Не опуская глаз, шагнул Друг его вперёд
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорит он другу…
И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к «Метели».
3 чтец: (под музыку): И Пушкин падает в голубоватый снег …
На смену девушке выходит мальчик – первоклассник с цветами (Х.Айвар),
обращается к ведущим:
Мальчик: А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.
Ведущий 1: Да он жив! Он ведёт, легко и просто ведёт нас, своих друзей в историю, в будущее!
Ведущий 2: Какая хорошая вещь – память!
Явление 7. “Пушкин в музыке”.
Цель: на высокой, волнующей ноте увенчать восприятие:
Пушкин – часть души,
Пушкин – это любовь.
В знак любви – от души – цветы любимому поэту.
На фоне музыки 1 концерта П.И.Чайковского для фортепьяно с оркестром мальчик передаёт цветы 3 чтецу, все поворачиваются лицом к портрету Пушкина, при этом произносят по строчке стихи:
Ведущий 2: Два чувства дивно близки нам,
В них сердце обретает пищу:
Ведущий 1: Любовь к родному пепелищу,
Любовь к Отеческим гробам.
Чтец 1: Животворящая святыня –
Земля была б без них мертва.
Чтец 2: Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе.
Чтец 3: Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Юноша передаёт цветы девушке – ведущей.
Ведущий 2: Душа жива!
Цветы передаются юноше – ведущему.
Ведущий 1: Цветы – любимому поэту.
Ведущий кладёт цветы на столик с книгами у портрета А.С.Пушкина. Все участники друг за другом покидают зал. Музыка смолкает.
Использованы стихи:
А.С.Пушкина, Н.Плещеева,
Н.Доризо, А.Вознесенского,
А.Блока, Е.Евтушенко,
Э.Багрицкого…
с.НовокаишкульДекабрь, 2015 год