Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»
Конспект организованной образовательной деятельности по социализации для детей среднего дошкольного возраста «Моя дружная семья»
Описание: данный конспект разработан для проведения организованной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в основу занятия взята русская народная сказка «Репка».Цель: формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе. Задачи: закреплять знания о своей семье; формировать представление об элементарных родственных связях; развивать мышление, логику, умение рассуждать; воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.Активизация словаря: семья, бабушка, дедушка;Обогащение словаря: родственники;Раздаточный материал: домики, картинки – члены семьи.Предварительная работа: знакомство и обсуждение пословиц о семье, чтение рассказов Н. Носов «Бабушка Дина», Л. Толстой «Дедушка и внучек», Е. Благина «Стихи о маме». Чтение сказки «Три медведя», драматизация по сказке; рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседы: «Мои родные и близкие»; «Моя семья»; рассматривание иллюстраций и рисунков по теме «Семья»;1.Организационный момент:( воспитатель и дети стоят в кругу)воспитатель:- ребята есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем.Солнцу красному…дети:-привет!воспитатель:- небу ясному…дети:- привет!воспитатель:- люди взрослые и малыши…дети:- вам привет от всей души!- а чтобы у нас было хорошее настроение улыбнитесь друг другу и нашим гостям.дети садятсявоспитатель: - ребята, сегодня нас с вами пригласили в гости герои одной сказки. Её название вы узнаете, если отгадаете загадку:В огороде шум и гам!Что же приключилось там?Всей семьей дружноДед-ворчун и бабка с внучкой,мышь-норушка, кошка с ЖучкойУцепившись в хвостик крепкоТащат с грядки... (репку)ответы детейвоспитатель: - правильно, это знакомая нам сказка «Репка», где герои сказки это одна дружная семья.
Назовите членов этой семьи. ( дети называют: дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)воспитатель: - репка предлагает нам вспомнить в месте с ней сказки про семью.
( дети называют «Три медведя», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Волк и семеро козлят»)воспитатель: ребята скажите, как вы думаете, что такое семья?Беседа о понятие «Семья».
(дети высказывают свои предположения, затем воспитатель все ответы объединяет и делает вывод)- правильно, мама и папа, их дети (сын или дочь), бабушки и дедушки – это члены семьи, все вместе они – семья. В семье могут жить люди разного возраста, как от маленького ребёнка так до пожилого человека. Это самые дорогие и близкие люди. Все члены семьи любят, уважают, заботятся друг о друге.И сейчас Репка хочет, чтобы вы вспомнили сказку и встретились с семьёй, которая её растила.Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая.
Пошел дед репку рвать. Тянет, потянет, а вытянуть не может.Позвал тогда дед на помощь бабку.
- а бабка говорит: «я обязательно помогу тянуть репку, но сначала мне хочется узнать у ребят, какие бывают семьи?»(дети высказывают свои предположения, что семьи бывают крепкие, дружные, большие, маленькие, добрые, неразлучные….)- ребята бабка спрашивает, помогаете ли вы в своей семье дома? И хочет с вами поиграть в игру:
Игра «Добрые дела»
- бабка отправила вам корзинку для добрых дел.
- Кому на ладони поставлю корзинку, тот должен положить в нее доброе дело, которое выполняет в своей семье.(дети стоят в кругу, воспитатель под музыку ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзинку, а тот называет доброе дело: поливает цветы, моет посуду, заправляет свою кровать, складывает свои вещи, убирает со стола…)воспитатель: бабка благодарит вас за полную корзину добрых дел, - Бабка за дедку, дедка за репку, тянут -потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку
- а внучка говорит: « С удовольствием помогу вам, но сначала я приглашаю ребят на веселую разминку
А теперь внучка предлагает вам поиграть с ней в игру:
«Кто лишний»
Задание такое:- нужно найти, кто на картинках не является членом семьи? Для ответа поднять руку*Бабушка, лунтик, дедушка. * бабушка, Вини-пух, папа, дедушка, мама. *мама, бабушка. Сын, чебурашка, дедушка. * сын, бабушка, папа, Буратино, дочь.воспитатель: молодцы правильно ответили, порадовали внучку за это вам еще один смайлик.- сказка продолжается: «Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.Позвала внучка Жучку…»
Жучка поможет вытащить репку, но сначала хочет узнать, как еще можно назвать, тех кто живет в семье. (ответы детей)- Маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр, мы называем семьей. А можно назвать по-другому - родственниками. Родственники-близкие по родству люди.- давайте вместе повторим новое для вас слово – родственники (хоровые и индивидуальные ответы детей). - запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.- получите смайлик от жучки.воспитатель: сказка продолжается и репку надо тянуть дальше: позвала Жучка кошку.
Кошка тоже поможет тянуть репку, но сначала хочет спросить ребят: -где живет каждая семья. Ответы детей (в доме, в квартире)- кошка принесла вам ребята домики, сейчас мы подойдем к столам и поиграем в игру:
Речевая игра « Назови, кто живёт в домике ».
- ребята посмотрите, в домиках закрыты окна, а уже утро. Что бы узнать, кто в домиках живет, нужно их открыть, открывать будете те окна, которые я назову, Слушайте внимательно:- откройте окно, в правом верхнем углу.(дети выполняют, открывают окно в нем - папа)- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)-это папа или мама(ответы детей)- откройте окно в левом верхнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – мама)- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)- кто это? (ответы детей)- откройте окно в левом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем - сын)- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)- это сын или дочь?(ответы детей)- откройте окно в правом нижнем углу (дети выполняют, открывают окно в нем – дочь)- это взрослый или ребёнок? (ответы детей)- кто это? (ответы детей)- кто находиться в верхних окнах? (ответы детей - папа, мама)- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - родители)- кто находиться в нижних окнах? (ответы сын – дочь)- как их можно назвать, одним словом? (ответы детей - дети)- кем они друг другу являются (ответы детей - брат и сестра)- откройте окно, в центре домика (дети выполняют, открывают пустое окно)- ребята кого мы еще можем поселить в ваших домиках (ответы детей - бабушку, дедушку)- выберите из картинок кого вы хотите поселить и вставите в пустое окно.- молодцы в ваших домиках поселилась кто? (ответы детей) - дружная семья- молодцы, получите смайлик от кошки.воспитатель: дальше кошка позвала мышку.
А мышка и говорит: «Я обязательно помогу, но сначала я хочу узнать у ребята умеют ли они быть ласковыми и поиграть с ними в игру, которая называется:
Игра:«Скажи ласково»
- нужно назвать членов семьи ласково, нежно, любя. Послушайте меня внимательно, я буду называть вам слово, а вы должны назвать это же слово, но только ласково: Например: «Мама – мамочка…(мамуля)»;Папа – папочка, папенька, папуля; Дочь-доченька, дочурка;Сын – сынок, сыночек;Сестра – сестрёнка;Брат – братишка;Бабушка – бабуля бабулечка;Дед – дедушка, дедуля» - мышке очень понравились ваши ласковые слова, и она дарит вам вот такой веселый смайлик воспитатель: будем сказку продолжать, мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку - тянут, потянут и вытянули репку.
- ребята, скажите, почему герои сказки вытащили репку? Ответы детей (Тянули все вместе, дружно всей семьей).воспитатель: а теперь давайте посчитаем смайлики, которые вы получили от героев сказки.(дети считают)
- молодцы, герои сказки рады, что вы так хорошо умеете считать.- ребята о чем мы сегодня с вами говорили? Какую сказку мы с вами вспомнили, скажите, вам было интересно общаться с героями сказки. Что интересного, нового вы сегодня узнали? В какие игры играли? С каким новым словом познакомились, что для вас было трудно. (индивидуальные ответы детей). - правильно мы говорили о семье: о маме, о папе, о бабушке с дедушкой, о брате с сестрой. Как хорошо, что у Вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе! Семья - это громкое слово! Семья – это звонкое слово! Семья – это слово важное,Об этом вам скажет каждый. Семья – это труд, друг о друге забота.Семья – это много домашней работы.Семья – это важно!Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно