«Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках русского языка и чтению посредством ИКТ».

Л.М.Ваньшина
МАОУ Казанская специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа VIII вида

«Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках русского языка и чтению посредством ИКТ».

В ходе всей работы я стремлюсь к достижению следующих целей:
- создание оптимальных условий для развития и самореализации индивидуальных и творческих способностей личности школьника;
- формирование творчески мыслящей личности, обладающей базовыми данными, способной адаптироваться к условиям жизни вне школы.
Исходя из целей, определила задачи:
· создать базу опорных знаний для учеников в виде памяток, инструкций, алгоритмов и схем;
· способствовать творческому интеллектуально-познавательному усвоению предметного материала, сделать открытым процесс поиска вида и способа учебной деятельности;
· расширить словарный запас учащихся, предоставить возможность каждому высказывать свою точку зрения и быть толерантным к другим мнениям.
Наш кабинет русского языка оснащён с 2009 года компьютером. В кабинете имеется:
· библиотека классической литературы,
· разные виды словарей,
· методическая литература по русскому языку и чтению,
· иллюстрации и репродукции картин,
· дидактический материал по русскому языку и чтению,
· тесты по русскому языку и чтению (5-9 класс),
· комплект СD и DVD дисков.
Для успешного проведения уроков применяю разнообразные информационные технологии: работу со словарями и энциклопедиями, с тематическими таблицами и опорными схемами, тестами, использую аудиовизуальные средства, продолжаю работу по освоению и внедрению в УВП мобильного компьютерного класса.
В течение последних лет активно внедряю в учебный процесс различные компьютерные обучающие программы на CD для проведения уроков по русскому языку и чтению, для внеклассной работы по учебным предметам. Чтобы подготовить сообщения, доклады, презентации, рефераты ученики используют вышеперечисленные электронные пособия.
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и чтения посредством ИКТ.
Ни для кого не секрет, что современное поколение неохотно и мало читает, вследствие чего речь детей становится невыразительной, снижается грамотность. Я давно уже задумывалась над этой проблемой. Каким образом заинтересовать детей, научить их вдумчиво читать и грамотно писать, активизировать их внимание к таким учебным предметам, как русский язык и чтение?
Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Курсовая подготовки «ИКТ в деятельности учителя-предметника» (2007 г.) изменила мой подход к учебному процессу, меня всерьез заинтересовала технология применения ИКТ на уроках.
Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и по-настоящему современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Важно, чтобы на каждом уроке учащимся было интересно. Тогда у многих из них первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес.
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. Готовясь к урокам, вместе с детьми мы составляем задания для тестов, создаем презентации, тщательно подбираем музыкальное сопровождение.
В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. В своей педагогической практике я широко применяю следующие виды ИКТ: «Репетитор по русскому языку» и другие), мультимедийные презентации.
В нашем учебном кабинете собрана медиатека, которая включает в себя готовые мультимедиауроки (в том числе собственные разработки), банк тестовых заданий, иллюстрации, анимации, видео- и аудиофрагменты, флэш-таблицы и схемы.
За годы работы у меня сложилась своя система использования информационных технологий на разных этапах урока в зависимости от типа занятия.
При знакомстве с новым материалом на уроках русского языка я использую электронное сопровождение в виде презентации, в которой могут быть отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила.
На уроках закрепления часто использую образовательные ресурсы по русскому языку и чтению, электронные тренажеры («Репетитор по русскому языку», с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.
Современный урок чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Можно организовать на уроках развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
Считаю применение ИКТ на уроках эффективным средством повышения мотивации учащихся к изучению предметов. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начитают творчески мыслить. Работу в данном направлении я считаю очень важной и собираюсь продолжать её дальше.

15