Пояснительная записка,тематическое планирование,календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности занимательная математика 4 класс
Ростовская область Азовский район село Новотроицкое
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новотроицкая основная общеобразовательная школа
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ
Приказ от 30.08.14 г. № 52
Подпись руководителя _______ /Е.А. Мершина/
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по математике
«Занимательная математика»
Уровень общего образования (класс)
Начальное общее образование 3 класс
Количество часов 34 часа
Учитель Гончарова Ольга Николаевна
Программа факультативного курса по математика
«Занимательная математика» разработана в соответствии с ФГОС
Автором Е.Э.Кочуровой.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе Программы внеурочной деятельности в начальной школе, авторской программы курса «Занимательная математика» для 4 класса Е. Э. Кочуровой,основной образовательной программы основного начального образования, учебного плана МБОУ Новотроицкой ООШ в соответствии с требованиями ФГОС.
Цель курса:
- развитиематематического образа мышленияЗадачи:
-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
-расширять математические знания в области многозначных чисел;- содействовать умелому использованию символики;- учить правильно применять математическую терминологию;- развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Общая характеристика курса
Принципы программы:1.Актуальность.Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
2.Научность.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
3.Системность.Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
4.Практическая направленность.Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах, и других математических играх, и конкурсах.
5.Обеспечение мотивации.Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
6.Реалистичность.С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
7.Курс ориентационный.Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Актуальностьпрограммы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание кура соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы по данной программе, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ребенку успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах. Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Ценностными ориентирами содержания данного курсаявляются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- освоение эвристических приемов рассуждений;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегиирешения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находитьпростейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверятьпростейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственноговоображения;
-привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения назанятиях.
Основными формами образовательного процесса являются:
-практико-ориентированные учебные занятия;
-творческие мастерские;
-тематические праздники, конкурсы, выставки;
-семейные гостиные.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
-индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
-фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
-групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
-коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные виды деятельности учащихся:
-решение занимательных задач;
-оформление математических газет;-участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;-проектная деятельность;
-самостоятельная работа;-работа в парах, в группах;- творческие работы.
Результаты освоения вариативного курса и система его оценки
Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
Учащиеся получат возможность для:
-формирование мотива деятельности, познавательного интереса к изучению математики;
-развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, уменияпреодолевать трудности – важных качеств в практической деятельности человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартностимышления.
Метапредметные:
Регулятивные:
Учащиеся получат возможность научиться:
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднениев пробном действии;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданнымусловием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы длявыполнения конкретного задания;
-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравниватьпостроенную конструкцию с образцом
Познавательные:
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числовогокроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие ивопрос, данные и искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
-использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
-выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданнымиправилами.
Коммуникативные:
Учащиеся получат возможность научиться:
-включаться в групповую работу участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,использовать критерии для обоснования своего суждения;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решениязадачи.
Предметные:
Четвероклассники к концу года научатся:
-читать, записывать и сравнивать числа в пределах1000 000;
-устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и двузначное;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
- решать текстовые задачи в 2 -3 действия;
-определять производительность труда, время работы и общий объём работы;
-правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век);-сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в различных единицах измерения;
-называть и различать компоненты арифметических действий;
- восстанавливать пропущенные числа в равенствах;
-находить неизвестные числа в равенствах на основе знания взаимосвязи компонентов действий;
- формулировать вопрос задачи в соответствии с условием;
-дополнять краткую запись условия числовыми данными;
- записывать решение задачи разными способами;
-определять объем геометрических фигур в единичных кубиках;
- различать виды многоугольников, знать их названия (конус, усеченный конус, параллелограмм, цилиндр, шар);
Четвероклассники получат возможность научиться:
-округлять числа по правилу;
-решать задачи разными способами, выбирая наиболее продуктивный способ решения;
-читать, записывать дроби;
-складывать и вычитать дроби, используяпростейшие приёмы;
-распознавать плоские и пространственные геометрические фигуры;-конструировать геометрические фигуры;-изображать на плоскости объемные фигуры;-составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;-анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы;-осуществлять самостоятельный поиск решенийлогических, старинных, нестандартных задач
и задач повышенного уровня;
-называть старинные меры измерений;
-пользоваться древнерусским способом умножения;- выполнять проекты;
-оформлять презентацию
Оценка планируемых результатов
Данная программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов деятельности учащихся. В процессе оценки достижения планируемых результатов используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (тестовые материалы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, конкурсы, викторины).
Система отслеживания и оценивания итоговых результатов проходит через участие детей в конкурсах и викторинах, проектах, создании портофолио. Портфель индивидуальных образовательных достижений обучающихся содержит документы и материалы, подтверждающие достижения обучающихся за период обучения.
Место учебного курса в учебном плане.
Учебный курс входит в часть, формируемую участниками образовательного процесса ФГОС НОО, и согласно учебного плана МБОУ Новотрроицкой ООШ изучается 1 час в неделю: всего 34 часав год.
Основные разделы курса:«Числа и операции над ними», «Решение занимательных задач», «Арифметические фокусы, игры, головоломки», «Наглядная геометрия ».
Содержание учебного курса.
Числа и операции над ними (6ч.). Вводное занятие «Математика – царица наук».Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в четвертом классе. Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). Знакомство с классом миллиардов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Геометрические фигуры и величины. Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Волшебный квадрат. Древнерусский способ умножения. Дроби.Решение занимательных задач (10ч.). Текстовые задачи. Решение задач разными способами. Решение старинных задач, задач на смекалку. Математические игры, ребусы, кроссворды. Решение логических задач. Задания со спичками.Арифметические фокусы, игры, головоломки (2ч.). Знакомство с арифметическими фокусами. Математические игры, головоломки.Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Подбор материала: занимательные задачи, головоломки, магические квадраты, оформление материала.
Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов. Оформление презентации.Наглядная геометрия (5ч.). Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. Параллелограммы. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур: цилиндр, конус, шар. Установка соответствия новых геометрических форм с известными предметами. Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса. Изображение на плоскости объемных фигур. Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру». Подводим итоги (4ч.) Конкурс знатоков математики. Игра «Зашифрованная переписка». Математические игры, ребусы, кроссворды.
Тематическое планирование
№ п/п Раздел Тема УУД
1 Числа и операции над ними-10 ч 1.Математика – царица наук – 1 ч Регулятивные:
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение
в пробном действии;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
-сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы длявыполнения конкретного задания;
-осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом
Познавательные:
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений дляработы с числовыми головоломками;
-анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
-искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
-использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи;
-объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-воспроизводить способ решения задачи;
-анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные;
-выбрать наиболее эффективный способ решения задачи;
-оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами.
Коммуникативные:
включаться в групповую работу участвовать в обсуждении проблемныхвопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения
задачи.
2.Интеллектуальная разминка– 1 ч 3.Римские цифры– 1 ч 4.Числа-великаны– 1 ч 5.«Знай свой разряд» – 1 ч 6.Как измеряли в старину– 1 ч 7.Волшебный квадрат– 1 ч 8.Старинный способ умножения– 1 ч 9.Дроби– 1 ч 10.Превращение дробей– 1 ч 2 Решение занимательных задач– 9ч 1.Мир занимательных задач– 1 ч 2.Мир занимательных задач– 1 ч 3.Секреты задач– 1 ч 4.Секреты задач– 1 ч 5.В царстве смекалки– 1 ч 6.Блиц-турнир по решению задач– 1 ч 7.Математический марафон– 1 ч 8.Математическая копилка– 1 ч 9.Математическая копилка– 1 ч 3 Арифметические фокусы, игры, головоломки– 5 ч 1.Интеллектуальная разминка– 1 ч 2.Математические фокусы– 1 ч 3.Числовые головоломки– 1 ч 4.Оформляем школьную математическую газету– 1 ч 5.Проектная деятельность– 1 ч 4 Наглядная геометрия – 10 ч 1.Геометрия вокруг нас– 1 ч 2.«Спичечный конструктор» – 1 ч 3.«Спичечный конструктор» – 1 ч 4.Занимательное моделирование– 1 ч 5.Занимательное моделирование– 1 ч 6.Занимательное моделирование– 1 ч 7.Занимательное моделирование– 1 ч 8.Решай, считай, отгадывай– 1 ч 9.Математический праздник– 1 ч 10.Подводим итоги– 1 ч Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата
проведения Название раздела,
тема урока К-вочасов Оборудование Основные виды деятельности
учащихся Требования к результату Виды контроля Доп.
Лит-раплан факт предметные метапредметныеличностные 1 четверть – 9 часов
Числа и операции над ними – 10 ч
1 Математика – царица наук
1 ч Актуализация опорных знаний: практическое значение математики. Продолжение знакомства с историей развития математики» читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000 000;
-устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число;
-вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа;
-моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-дополнять краткую запись условия числовыми данными;
- записывать решение задачи разными способами;
-искать и выбирать необходимую информацию;
- конструировать несложные задачи;
-решать задачи, имеющие несколько решений;
-определять производительность труда, время работы и общий объём работы;
-решать обратные, старинные, логические, нестандартные, олимпиадные задачи;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- уметь сравнивать, анализировать, моделировать, слушать, получать необходимые сведения;
-участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задач
-сравнивать различные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
-сопоставлять полученный результат с заданным условием;
-объяснять выбор деталей или способа действий при заданном условии;
-анализировать предложенные варианты верного решения;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерий для обоснования своего суждения -формирование мотива деятельности, познавательного интереса к изучению математики;
-развитие готовности к сотрудничеству;
-формирование познавательного интереса;
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
-формирование мотива деятельности, познавательного интереса к изучению математики;
-развитие готовности к сотрудничеству;
формирование мотива деятельности, познавательного интереса к изучению математики;
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности
Математический диктант
2 Интеллектуальная разминка 1 ч Интеллектуальная разминка, решение занимательных задач, ребусов. Оформление первой странички в альбоме «Математика – царица наук» Самостоятельное решение занимательных задач
3 Римские цифры 1 ч Повторение знаний о римских цифрах. Действия с римскими цифрами Фронтальный 4 Числа-великаны 1 ч Знакомство с классом миллиардов. Числа-великаны.Коллективный счёт.
Текущий 5 «Знай свой разряд» 1 ч Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов.
Групповая работа 6 Как измеряли в старину 1 ч Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания Исследовательское задание
Белякова О. И. Занятия математического кружка.
7 Волшебный квадрат 1 ч Решение числовых головоломок Групповая работа 8 Старинный способ умножения 1 ч Знакомство с древнерусским способом умножения
Текущий 9 Дроби 1 ч Чтение, запись дробей.
Знакомство со сложением и вычитанием дробей Фронтальный 2 четверть – 7 часов 10 Превращение дробей 1 ч Текущий Решение занимательных задач – 9 ч 11 Мир занимательных задач 1 ч Текстовые задачи. Решение задач разными способами.
Решение старинных задач, задач на смекалку.
12 Мир занимательных задач 1 ч 12 13 Секреты задач 1 ч Математические игры, ребусы, кроссворды.
Фронтальный 14 Секреты задач 1 ч Текущий 15 В царстве смекалки
1 ч Решение логических задач и задач на смиекалкуКонкурс знатоков
16 Блиц-турнир по решению задач 1 ч 3 четверть – 10 часов 17 Математический марафон
1 ч Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру»
Самостоятельная работа Сухин И. Г. Занимательные материалы.
18 Математическая копилка
1 ч Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач Групповая и парная работа 19 Математическая копилка
1 ч Групповая и парная работа Арифметические фокусы, игры, головоломки – 5 ч Порядок выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритм умножения и деления многозначного числа на однозначное и двузначное число. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Заполнение числовых кроссвордов. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
-решать и составлять ребусы, содержащие числа, числовые головоломки;
-заполнять числовые кроссворды
20 Интеллектуальная разминка 1 ч Фронтальный 21 Математические фокусы
1 ч Фронтальный 22 Числовые головоломки 1 ч Самостоятельная и групповая работа Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи.
23 Оформляем школьную математическую газету 1 ч Подбор материала: занимательные задачи, головоломки, магические квадраты, оформление материала.
Выполнение проектов.
Оформление презентации
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Поиск нескольких вариантов решения. Составление и зарисовка (аппликация) фигур по собственному замыслу Групповая и парная работа 24 Проектная деятельность 1 ч Групповая и парная работа Наглядная геометрия – 10 ч определять объем геометрических фигур в единичных кубиках;
-распознавать плоские и пространственные геометрические фигуры, знать их названия и свойства;-конструировать геометрические фигуры;-изображать на плоскости объемные фигуры;-составлять развертку фигур и собирать по ней фигуру;
-анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром;
-моделировать объемные фигуры из различных материалов;
-решать задачи, формирующие геометрическую наблюдательность;
-составлять и зарисовывать фигуры по собственному замыслу, составлять орнаменты с использованием циркуля
25 Геометрия вокруг нас 1 ч Фронтальный Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами
26 «Спичечный конструктор» 1 ч Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание спичек в соответствии с условием Самостоятельная и групповая работа 27 «Спичечный конструктор» 1 ч 28 Занимательное моделирование 1 ч Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. Параллелограммы. Формирование представления о взаимосвязях плоскостных и пространственных фигур: цилиндр, конус, шар. Установка соответствия новых геометрических форм с известными предметами. Знакомство с развертками конуса, цилиндра, усеченного конуса. Изображение на плоскости объемных фигур Самостоятельная работа
Практическая работа
29 Занимательное моделирование 1 ч 30 Занимательное моделирование 1 ч 31 Занимательное моделирование 1 ч Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике.
32 Решай, считай, отгадывай
1 ч Повторение рациональных приемов овладения устным счетом, решение нестандартных задач Конкурсы
33 Математический праздник
1 ч Инсценировка математических загадок, конкурсы на самого быстрого счетовода, коллективное оформление маршрутного листа путешествия Викторины
34 Подводим итоги 1 ч Творческие проекты