Рабочая программа по литературе 10 класс
«Рассмотрено»
на заседании МО
учителей гуманитарного цикла
Руководитель МО
_________/Елагина И.С./
Протокол №___
от «___»_________2016 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УР
________/Балдуева И.А./
«___»_________2016г.
«Утверждено»
Директор школы
___________/Ванина С.А./
Приказ №___ от
«___»________2016г.
Рабочая программа
составлена на основе ГОС основного общего образования по программе 2004 года
По предмету литература
Класс 10
Учитель Николаева Елена Павловна, 1 квалификационная категория
Количество часов по программе 34
Срок действия программы 2016-2017 учебный год
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы.
Протокол №___ от « »_____2016г.
Пояснительная записка
Настоящая Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса составлена на основе Программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 класс) под редакцией В.Я.Коровиной. Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования России № 1312 от 9 марта 2004 года).
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-15 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р).
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).
В 10-11 классах предусмотрено изучение литературы на историко-литературной основе, монографическое изучение творчества классиков русской литературы. Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.
В десятом классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XIX веке в его связи с процессом историческим, что предполагает более серьезное представление об этапах и связях литератур разных эпох, о таких понятиях, как стиль писателя, литературная школа, роль и место литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук.
В центре анализа литературный процесс в XIX веке, автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов обучающихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.
В программу включён перечень необходимых видов работы по развитию речи.
Программа рассчитана на 102 часа учебного времени (3 часа в неделю)
Для реализации целей и задач Рабочей программы выбран учебник Лебедева Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний;
- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение, сопоставление, классификация;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезисов, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Виды контроля
Промежуточный:
устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи
анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выразительное чтение текста художественного произведения
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения
заучивание наизусть стихотворных текстов
подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением
устный или письменный ответ на вопрос
работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т.д.);
устное словесное рисование
составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю
комментированное чтение
создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций, киносценариев
характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений
участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов
установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
Итоговый:
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;
- письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;
- творческий зачёт;
- защита проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
Знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1)создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм литературного языка;
2) участия в диалоге или дискуссии;
3)самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
4)определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Содержание тем учебного курса
Литература XIX века
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).
Литература первой половины XIX века.
Александр Сергеевич Пушкин. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина три принципа пушкинского творчества. Философская лирика. Стихотворения: «Три ключа», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Пора, мой друг, пора», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирики и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Конфликт личности и государства, неоднозначность его решения в поэме, философское осмысление темы бунта.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Философская лирика. Стихотворения: «Исповедь», «Ангел», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива», «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова.
Николай Васильевич Гоголь. Художественный мир Н.В. Гоголя: духовный смысл комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души», обобщающее значение гоголевских образов. Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Идея нравственной ответственности художника.
Литература второй половины XIX века. Россия второй половины 19 века. Развитие общественной мысли и литературное творчество. Литературная критика: Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Дружинин, Н. Григорьев, Н. Страхов. Журнальная полемика 60-х годов.
Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений. Пьеса А.Н. Островского “Гроза”. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Духовная драма Катерины. Споры вокруг драмы «Гроза». Сочинение “Горячее сердце и темное царство в пьесе А.Н. Островского”, “Своеобразие драматического конфликта в пьес А.Н. Островского «Гроза»”, «Духовная драма Катерины» и т.д..
Иван Александрович Гончаров. И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Общий обзор произведений. «Обломов”. Герой романа: прошлое и настоящее. “Почему я такой?”. Анализ 9 главы. Попытки проснуться И.И. Обломова. Штольц - антипод Обломова. Обломов и “обломовщина”. Критики о романе. Сочинение“И.И. Обломов: жизнь, характер, судьба.”, “Обломов и Штольц”, “Во мне был заперт свет” (По роману И.А. Гончарова “Обломов”.), “Обломов и “обломовщина”, “Лики любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”, “Сон Обломова как идейно-художественный центр романа И.А. Гончарова”, “И.И. Обломов - трагический герой?”, “О чем заставил задуматься роман “Обломов”?”
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений писателя. Роман “Отцы и дети”. Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения. Базаров и Кирсанов. История конфликта. Базаров и Одинцова. Испытания любовью. Мировоззренческий кризис Базарова. Болезнь и смерть Евгения Базарова. Роль эпилога. Литературная критика о романе. Сочинение: “Евгений Базаров как трагический герой”, “Страстное, грешное и бунтующее сердце” Базарова”, “Смысл названия романа”, “Отцы и дети” – роман “всегдашний”, “Размышляя над страницами романа”, “Как эпизод ссоры Базарова с Павлом Петровичем открывает характеры героев”, “Базаров и Одинцова в истории их любви”, “Автор и его герой” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”), “Нужны ли России Базаровы?”. Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Тема России в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять.» и др.). Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». («О, как убийственно мы любим.», «К. Б.» и др.). Философская лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы. («Не то, что мните вы, природа.», «Как хорошо ты, о море ночное.», «Осенний вечер.», «Природа – Сфинкс.»).
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. Любовная лирика А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье.», «Сияла ночь, луной был полон сад», и др.). Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. («Это утро, радость эта», «Еще весны душистой нега.», «Я пришел к тебе с приветом.» и др.).
Алексей Константинович Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики. («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка»). Анализ стихотворения одного из поэтов.
Николай Семенович Лесков. Очерк жизни и творчества. Новелла Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Образ главного героя, тема праведничества.
Николай Алексеевич Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. («Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Зине»). Тема народа в лирике Н.А. Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и дереве. («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки» и др.). Поэтическое творчество как служение народу. («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом», «Музе», «Эллегия»). «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярманка». Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. “История одного города”. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы Градоначальников. (главы "Опись градоначальников", "Органчик" и др. по выбору).
Федор Михайлович Достоевский. Очерк жизни и творчества. Роман “Преступление и наказание”. Петербург Достоевского. Знакомство с героем. Страшный замысел Раскольникова. Состояние героя во время убийства и после него. Что есть преступление? Теория Раскольникова. Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова. Соня как антипод Раскольникова. Наказание Раскольникова. Эпилог. Христианская концепция писателя. Сочинение: “Бунт Родиона Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”), “Боль за человека в романе “Преступление и наказание”, “Двойники и антиподы Раскольникова”, “Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского”, “Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига”, “Роль второстепенных персонажей в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Лев Николаевич Толстой. Очерк жизни и творчества. Обзор отдельных произведений. Роман-эпопея “Война и мир”. Знакомство с героями. Роман-эпопея “Война и мир”. Знакомство с героями. Андрей Болконский до 1812 года. Изображение войны 1805-1807 годов. Пьер Безухов и его попытки самоопределения до 1812 года. Наташа Ростова в этот же период. Война 1812 года в изображении Л.Н. Толстого. В действующей армии. “Дубина народной войны”. Болконские и Ростовы в войне. Пьер в 1812 году. Народный полководец Кутузов. Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Сочинение: “Война 1812 года в судьбах героев “Войны и мира”, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Знание человеческого сердца - основная сила его таланта” (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), “Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”, “Любимые страницы “Войны и мира”, “Что такое настоящая жизнь?” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”), “Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” и т.д.
Антон Павлович Чехов. Очерк жизни и творчества. Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А.П. Чехова, (“Студент”, «Дама с собачкой», “Учитель словесности”, “Дом с мезонином”, «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и т.д. по выбору). Духовная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”. Своеобразие жанра. Образная система произведения. Лирико-психологический подтекст пьесы. Трагизм социального бытия и утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Сочинение “В человеке должно быть все прекрасно” (идеал человека в творчестве А.П. Чехова), "Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова", "Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова", "Мой любимый рассказ А.П. Чехова", "Своеобразие драматургического конфликта в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", "Размышляя над страницами "Вишневого сада", "Мастерство Чехова-драматурга", "Образ сада в творчестве А.П. Чехова", "Роль детали в произведениях А.П. Чехова".
Мировое значение русской литературы 19 века.
Из зарубежной литературы
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
О.Бальзак. Слово о писателе. «Гобсек». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Из зарубежной поэзии 19 века: Д.Байрон, Г. Гейне.
Обобщающее повторение.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
Перечень разделов и тем
Количество часов на изучение раздела
Сочинение
1.
Введение.
1
2.
Литература первой половины XIX века.
7
3.
Литература второй половины XIX века.
88
6
4.
Мировое значение русской литературы 19 века.
1
5.
Из зарубежной литературы
3
6.
Обобщающее повторение.
2
Итого
102
6
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы
1.
Художественный мир русской литературы 1 половины 19 века. Идеи, направления, имена.
2-3.
“Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. Философская лирика А.С. Пушкина.(“Три ключа”, “Элегия”, “Осень”, “Пора, мой друг, пора”, “Отцы пустынники и жены непорочны”, “Брожу ли я средь улиц шумных”,“Вновь я посетил”.)
4.
Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт личности и государства, неоднозначность его решения в поэме, философское осмысление темы бунта.
5-6.
«И счастье я могу постигнуть на земле, и в небесах я вижу бога» Философская лирика М.Ю. Лермонтова. (“Исповедь”, “Ангел”, “Когда волнуется желтеющая нива”, “Выхожу один я на дорогу” и др.)
7.
Художественный мир Н.В. Гоголя: духовный смысл комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души», обобщающее значение гоголевских образов.
8.
Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Идея нравственной ответственности художника.
9-10.
Россия второй половины 19 века. Развитие общественной мысли и литературное творчество. Литературная критика: Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Дружинин, Н. Григорьев, Н. Страхов. Журнальная полемика 60-х годов.
11.
А.Н. Островский: жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений.
12.
Пьеса А.Н. Островского “Гроза”. История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.
13.
Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства».
14-15.
Духовная драма Катерины. Споры вокруг драмы «Гроза».
16.
Р.р. Подготовка к сочинению: “Горячее сердце и темное царство в пьесе А.Н. Островского”, “Своеобразие драматического конфликта в пьес А.Н. Островского «Гроза»”, «Духовная драма Катерины» и т.д..
17.
И.А. Гончаров. Очерк жизни и творчества. Общий обзор произведений.
18.
“Обломов”. Герой романа: прошлое и настоящее.
19.
“Почему я такой?”. Анализ 9 главы.
20-21.
Попытки проснуться И.И. Обломова.
22.
Штольц - антипод Обломова.
23.
Обломов и “обломовщина”. Критики о романе.
24.
Р.р. Подготовка к сочинению: “И.И. Обломов: жизнь, характер, судьба.”, “Обломов и Штольц”, “Во мне был заперт свет” (По роману И.А. Гончарова “Обломов”.), “Обломов и “обломовщина”, “Лики любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”, “Сон Обломова как идейно-художественный центр романа И.А. Гончарова”, “И.И. Обломов - трагический герой?”, “О чем заставил задуматься роман “Обломов”?”
25-26.
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Обзор отдельных произведений писателя.
27.
Роман “Отцы и дети”. Первые страницы романа. Социально-исторический фон произведения.
28.
Базаров и Кирсанов. История конфликта.
29.
Базаров и Одинцова. Испытания любовью.
30.
Мировоззренческий кризис Базарова.
31.
Болезнь и смерть Евгения Базарова. Роль эпилога.
32.
Литературная критика о романе.
33-34.
Р.р. Сочинение: “Евгений Базаров как трагический герой”, “Страстное, грешное и бунтующее сердце” Базарова”, “Смысл названия романа”, “Отцы и дети” – роман “всегдашний”, “Размышляя над страницами романа”, “Как эпизод ссоры Базарова с Павлом Петровичем открывает характеры героев”, “Базаров и Одинцова в истории их любви”, “Автор и его герой” (по роману И.С. Тургенева “Отцы и дети”), “Нужны ли России Базаровы?”.
35.
Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Тема России в лирике Ф.И. Тютчева. («Эти бедные селенья», «Умом Россию не понять.» и др.)
36.
Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». («О, как убийственно мы любим.», «К. Б.» и др.)
37.
Философская лирика Ф.И. Тютчева. Единство мира и философия природы. («Не то, что мните вы, природа.», «Как хорошо ты, о море ночное.», «Осенний вечер.», «Природа – Сфинкс.»)
38.
А.А. Фет. Жизнь и творчество. Любовная лирика А.А. Фета. («Шепот, робкое дыханье.», «Сияла ночь, луной был полон сад», и др.)
39.
Жизнеутверждающее начало в лирике природы А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике поэта. («Это утро, радость эта», «Еще весны душистой нега.», «Я пришел к тебе с приветом.» и др.)
40.
А.К. Толстой. Своеобразие художественного мира поэта. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики. («Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка»)
41
Р.р. Анализ стихотворения одного из поэтов (по выбору учащихся).
42.
Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества.
43-44.
Новелла Н.С. Лескова “Очарованный странник”. Образ главного героя, тема праведничества.
45.
Н.А. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. («Мы с тобой бестолковые люди», «Я не люблю иронии твоей», «Зине»).
46.
Тема народа в лирике Н.А. Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и дереве. («В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки» и др.)
47.
Поэтическое творчество как служение народу. («Поэт и гражданин», «Вчерашний день, в часу шестом», «Музе», «Эллегия»)
48.
«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
49.
Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства
50.
Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
51.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.
52.
Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
53-55.
“История одного города”. Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы Градоначальников. (главы "Опись градоначальников", "Органчик" и др. по выбору).
56-57.
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества.
58.
Роман “Преступление и наказание”. Петербург Достоевского. Знакомство с героем.
59.
Страшный замысел Раскольникова.
60.
Состояние героя во время убийства и после него.
61.
Что есть преступление? Теория Раскольникова.
62.
Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова.
63.
Соня как антипод Раскольникова.
64-65.
Наказание Раскольникова. Эпилог. Христианская концепция писателя.
66-67.
Р.р. Сочинение: “Бунт Родиона Раскольникова” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”), “Боль за человека в романе “Преступление и наказание”, “Двойники и антиподы Раскольникова”, “Проблема преступления и наказания в романе Ф.М. Достоевского”, “Образ Сони Мармеладовой и тема духовного подвига”, “Роль второстепенных персонажей в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.
68-69.
Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. Обзор отдельных произведений.
70.
Роман-эпопея “Война и мир”. Знакомство с героями.
71.
Семья Ростовых.
72-73.
Андрей Болконский до 1812 года.
74.
Изображение войны 1805-1807 годов.
75-76.
Пьер Безухов и его попытки самоопределения до 1812 года.
77.
Наташа Ростова в этот же период.
78.
Война 1812 года в изображении Л.Н. Толстого. В действующей армии.
79.
“Дубина народной войны”.
80-81.
Болконские и Ростовы в войне.
82.
Пьер в 1812 году.
83.
Народный полководец Кутузов.
84-85.
Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого.
86-87.
Р.р. Сочинение: “Война 1812 года в судьбах героев “Войны и мира”, “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”, “Знание человеческого сердца - основная сила его таланта” (по одному или нескольким произведениям Л.Н. Толстого), “Нравственный идеал Л.Н. Толстого в романе “Война и мир”, “Любимые страницы “Войны и мира”, “Что такое настоящая жизнь?” (по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”), “Мысль семейная в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” и т.д.
88.
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества.
89-90.
Проблема счастья и смысла человеческой жизни в рассказах А.П. Чехова, (“Студент”, «Дама с собачкой», “Учитель словесности”, “Дом с мезонином”, «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и т.д. по выбору).
91.
Духовная деградация человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».
92-95.
Пьеса А.П. Чехова “Вишневый сад”. Своеобразие жанра. Образная система произведения. Лирико-психологический подтекст пьесы. Трагизм социального бытия и утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности.
96.
Р.р. Подготовка к домашнему сочинению: “В человеке должно быть все прекрасно” (идеал человека в творчестве А.П. Чехова), "Проблемы человеческого счастья в творчестве А.П. Чехова", "Большие герои маленьких рассказов А.П. Чехова", "Мой любимый рассказ А.П. Чехова", "Своеобразие драматургического конфликта в пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад", "Размышляя над страницами "Вишневого сада", "Мастерство Чехова-драматурга", "Образ сада в творчестве А.П. Чехова", "Роль детали в произведениях А.П. Чехова".
97.
Мировое значение русской литературы 19 века.
98-99.
Из зарубежной литературы О. Бальзак «Гобсек».
100.
Из зарубежной поэзии 19 века: Д. Байрон, Г. Гейне.
101-102.
Обобщающее повторение в конце года.
Учебно-методический комплект
Для обучающихся: 1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
2. ИКТ Хрестоматия по литературе. 10 класс. Аудиошкола mp3
3.Мультимедийные презентации. Биографии писателей. Анализ творчества
Для учителя:
Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
«Сквозь даль времён». Учебник по литературе второй половины XIX века Для 10 класса. Под редакцией В.Г.Маранцмана. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997г.
Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2002.
Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2003.
Карнаух Н.Л. , Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
В.А.Крутецкая. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11кл. Издательский Дом «Литера». 2010. СПб
Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века: 10 класс. - М.: Просвещение.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315