Почему необходимы изменения в школе


Отчёт А
Рефлексивный отчет с обоснованием необходимости преобразования школьной
Школы должны готовить людей, которые способны созидать новое,
а не просто повторять то, что делали предшествующие поколения,
людей изобретательных, творческих,
у которых критический и гибкий ум и которые не принимают на веру все,
что им предлагают.
Пиаже
Нам выпало жить и трудиться в эпоху стремительного подъёма и развития человечества в разных сферах жизни. Мы участвуем в неизбежных взаимообусловленных, быстротечных мировых процессах: глобализация, демографические изменения, мировая безопасность, устойчивое развитие, технологизация. В связи с этим требования к человеческим ресурсам возрастают, стоящие перед людьми задачи усложняются, и поэтому будущему поколению 21-го века понадобятся, не просто знания, а самое важное - умения креативно, творчески их применять в повседневной жизни, тем самым активно воздействовать на процессы глобализации. Знания в современном мире приобретают большое значение, поэтому система образования становится важнейшим ресурсом и ключевым фактором развития.
Изменяются также и общественные ожидания в сфере образования, которое стало рассматриваться как одно из значимых составляющих социальной политики, как реальное условие для формирования профессиональной мобильности, что несомненно будет влиять на экономическую, культурную и др. сферы.
"В связи с этим многие страны вынуждены пересматривать свои подходы в области предоставления высококачественного образования. Другими словами, государственная политика большинства стран мира изменилась по отношению к образованию, так как поняли, что образование играет значимую роль в конкурентоспособности страны, в развитии национальных экономик, как и многие другие показатели. Поэтому вопрос о качестве образования стал одним из самых важных вопросов мировой повестки дня.
В 1999 году Группа Восьми, объединяющая наиболее влиятельные страны мира, по итогам встречи лидеров в Кельне, приняла специальное заявление о ключевой роли образования в современном мире. В нем говорится, что базовое образование, профессионально-техническая подготовка, академические квалификации, пожизненное повышение профессиональных навыков и знаний в соответствии с потребностями рынка труда, а также поддержка развития творческого мышления имеют существенно важное значение для определения направления экономического и технического прогресса по мере нашего продвижения к созиданию общества, основанного на знаниях. Они обеспечивают также развитие личности, способствуют гражданской позиции, вовлечению людей в жизнь общества. Обеспечение приспособляемости, возможности устроиться на работу и рационального управления переменами станет главной задачей наших обществ в предстоящем веке. Существенно важное значение будет иметь способность к перемене профессий, культурной среды и общин. А паспортом мобильности станут образование и обучение в течение всей жизни для каждого." (Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире// Глобализация: человеческое измерение. - М.: РОССПЭН, 2002. - с. 70.)
Исходя из выше сказанного, перед современным образовательным системам разных стран мира стоят задачи, которые необходимо решить: усилить роль системы образования для обеспечения политической стабильности и устойчивого развития общества; обеспечить непрерывность процесса обучения в течение всей жизни; расширить возможности получения образования для всех, адаптировать учебные курсы и программы к потребностям меняющейся жизни.
Анализируя системы образования развитых стран, я выяснила, что существует ряд критериев, которые позволяют определить успешность образования. Из всего многообразия образовательных систем мира особо привлекли моё внимание образовательные системы Финляндии и Японии. Образование этих стран за короткое время подверглись серьёзным реформам, в результате которых модели обучения смогли войти в топ-рейтинг образовательных систем мира, стали основой для обсуждения во всем мире и ориентиром для подражания. Они имеют высокоэффективные показатели школьной системы, хотя отличаются друг от друга по структуре и содержанию обучения. Я попробовала провести параллель между двумя этими странами и Казахстаном.
Исследования ООН "Индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index) показывают, что Финляндия по индексу образовательных достижений учащихся занимает лидирующее место с 2009 г. (PISA - 3,7). Американский журнал Newsweek в 2010 году давая оценку образовательным системам мира назвал Финскую систему самой лучшей в мире, в связи с этим Евросоюз считает, что финская система образования должна стать центральной.
"В Финляндии в настоящее время принята концепция "обучающего общества", разработанная в середине 90-х годах 21 века шведским профессором Торстеном Хюсэном, согласно которой реализуется принцип непрерывного образования и предоставляется возможность учиться в любом возрасте." (Социально –культурная теория обучения. Л. С. Выготский, теория "Возведение лесов". Ж. Брунер)
Для финской системы характерны индивидуальные принципы обучения построенные на уважительном отношении к каждому ученику (принцип гуманизации), создание всесторонне развивающей среды, высокий уровень подготовки профессиональных кадров и достойная оплата их труда.
В Финляндии на протяжении нескольких десятилетий проводится поэтапное реформирование дошкольного, школьного, профессионального и высшего образования. Использование новых интерактивных образовательных технологий, применение симуляторов в обучающих программах, использование инфотехнологий в учебном процессе, применение цифровых учебников, возможностей компьютеров и Интернета, новейших методов обучения, позволяющих развивать самостоятельность и социальные способности создаёт предпосылки для перехода от знаний к коммуникативному развивающемуся обществу.
Успех финской образовательной системы можно объяснить и тем, что она соответствует принципам нейропедагогики, так как нацелена на развитие у учащихся когнитивных функций, на создание у учащихся хорошего когнитивного резерва: память, внимание, ориентация в месте и времени, речь, сообразительность, восприятие, способность к усвоению и сохранению двигательных навыков, формирует не только личностные качества, но и развивает и ключевые структуры мозга. Финская система образования учитывает особенности детей с особыми образовательными потребностями, доля которых уже составляет порядка 18%, ставит акцент на определении и устранении трудностей в обучении на ранних этапах, соблюдается принцип обучения каждого на доступном уровне.
Также главными факторами, позволяющими Финляндии традиционно занимать первое место в рейтинге стран с лучшей системой образования, являются: высокое качество образования, которое постоянно модернизируется и использует самые эффективные образовательные программы, подходы и методы; доверие и равноправие между всеми участниками образовательного процесса; бесплатное обучение на всех уровнях образования, включая высшее; высокий престиж профессии учителя. Для финского учителя важны научно-исследовательские, социальные и коммуникативные навыки, он должен быть готов к непрерывному процессу обучения всю жизнь, к постоянному самообразованию. (Дерябин Ю. С. Сравнительная педагогика. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании. Педагогика. 2004, № 4, c. 75-82.)
Япония уже не одно десятилетие поражает мир своими успехами в различных областях жизни, в том числе и в образовании. Как получилось, что за неполные 50 лет образовательная система этой страны смогла сделать такой колоссальный скачок? Потребность в радикальной реформе образования современной Японии обусловлена не столько кардинальными социальными переменами, сколько осознанием ответственности перед грядущим 21 веком. В этой связи образовательная система ориентирована на прогнозирование и активную адаптацию к постоянно меняющимся требованиям времени. Её базовые принципы предполагают развитие структуры непрерывного образования, обучение на протяжении всей жизни, создание гибкой системы образования, актуализацию личности учащегося, воспитание уважения к ней. Для реализации поставленных целей была создана система экспериментальных учебных заведений, некоторые из них работают при государственных университетах.
Большое внимание уделяется формированию навыков самостоятельной деятельности, группового сознания и социальной ответственности, формированию ценностного отношения к здоровью, окружающей природе и людям, развитию чувств, осознанного формирования гражданина Отечества.
Интересен опыт новых образовательных учреждений для молодежи: старшие и средние школы с зачетной системой, позволяющие индивидуализировать программу изучения и режим обучения. (Павлова Т. Л., Традиции и реформы современной японской школы.)
Сегодня учеными и практиками бурно обсуждаются проблемы индивидуальности и развития способностей. Работая в режиме эксперимента, японские педагоги находят новые идеи для усовершенствования педагогической практики. Так, подход Lesson Study, предназначенный для исследования класса, возникший в 1870-х годах в Японии, в последнее время получил популярность за пределами страны, после того, как в 2007 году Макото Йошида презентовал его в Соединенных штатах Америки и Великобритании. Исследователи разных стран заинтересовались высокими академическими достижениями японских учеников, продемонстрированными в рамках международных исследований.
"Образовательная политика ведущих зарубежных стран, в том числе стран − членов ОЭСР, формировалась в научных центрах, специально созданных для этой цели авторитетных комиссиях экспертов и озвучивалась первыми лицами государства. В ней четко определялись роль и место образования в государстве, стратегические цели и задачи, приоритеты, ресурсы, необходимые для их реализации. Характерными чертами образовательной политики указанных стран были и остаются последовательность и преемственность. Менялись президенты, правительства, к власти приходили различные политические партии, но принцип приоритетности образования не на словах, а на деле оставался и остается незыблемым." (Галаган А. И., Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания, с. 187.)
Анализируя практику проводимых реформ в образовании разных стран мира, можно выделить несколько приоритетных направлений, развитие которых будет способствовать изменению взглядов на систему образования в 21 веке:
повышение значимости и развитие подготовки дошкольного обучения и младших школьников;
развитие каждого учащегося в соответствии с его возможностями и способностями, индивидуализация и дифференциация обучения, развитие критического мышления учащихся, умения рефлексивного оценивания собственных достижений;
обучение на основе имеющихся неравных социальных, языковых условиях;
развитие у обучающихся навыков саморегуляции, самообучения на основе метопознания, повышение мотивации и познавательного интереса;
изменение системы оценивания образовательных достижений, переход на кретериальное и суммативное оценивание для оценивания процесса обучения;
использование новых подходов в преподавании и обучении (обучение тому, как учиться, диалоговое обучение, групповая работа и т. д. через создание коллаборативной среды);
развитие профессиональных качеств педагогов через новую систему повышения квалификации, изменение убеждений и поднятие престижа учителя;
разработка показателей для сравнения и выявления лучших образовательных систем с целью изучения и принятию передового опыта для преобразования в других странах (примером является работа проводимая ОЭСР).
Перед нашим народом стоят глобальные задачи по интеграции Казахстана в мировое образовательное пространство, а для успешности этого процесса необходимо модернизировать, реформировать систему дошкольного, среднего и высшего образования в соответствии с современными требованиями к человеческому капиталу. Выше было доказано, что в 21 веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, её способность реализовать прогрессивные технологии. Смена образовательной парадигмы предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усиление роли науки в создании педагогических технологий. (Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.)
В 2011 году, в информации, изложенной во Всемирном докладе Юнеско "Образование для всех", Казахстан по индексу развития образования находится в четверке лидеров среди 129 стран мира. Вместе с тем, в Глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума Казахстан занимает 18 место по охвату средним образованием.
Поэтому предлагается новое национальное видение: к 2020 году Казахстан – образованная страна с "умной экономикой" и высококвалифицированной рабочей силой. Развитие образования должно стать платформой, на которую будет опираться будущее экономическое, политическое и социально-культурное процветание страны. Модернизация школьного образования Казахстана на предстоящее десятилетие определена с учетом следующих приоритетов:
образование во имя мира и согласия народов - использование возможностей образования в воспитании толерантности, уважения к культурному многообразию, в обеспечении устойчивого развития и безопасности личности, обществу и государству;
образование для всех - предоставление качественных образовательных услуг каждому гражданину нашей страны независимо от их способностей и возможностей;
образование для жизни и труда - содержание образования должно способствовать профессиональной ориентации, саморазвитию и карьерному росту;
образование в течение всей жизни - развития, становления, сотворения собственной личности;
образование как открытая система - полноценная социализация личности в процессе образования будет способствовать партнерство всего сообщества. (Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.)
"Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?" (Послание Президента.)
Ориентируясь на опыт систем образования Финляндии и Японии, я могу сказать, что образовательная система Казахстана готова к преобразованию. Казахстан стремительно развивается, как в экономическом, так и политическом направлении. Образование в нашей стране сегодня становится основным фактором развития и к нему требуется новый подход. У нас есть современные образовательные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. Всё качество работы школьной системы основывается только на качестве работы педагогов.
Что представляет собой современная школа с точки зрения казахстанского ученика? Это место, где он получает огромный объём знаний, большая часть которого имеет академический, а не прикладной характер. Пригодятся ли ему такие знания в современном мире? Думаю, что нет. По моему мнению, проблема низких показателей казахстанских школьников демонстрируемых при проведении международных исследований PISA, заключается в том, что педагоги имея большой потенциал не могут справиться с собственной инертностью, которая мешает им активно применять новые подходы в преподавании и обучении. Считаю, что основная цель, на которую должно быть направлено все внимание педагогической общественности - это развитие познавательной активности учеников и, как следствие, привитие им умения учиться, ведь метопознание - это основная движущая сила современного прогресса.
Если мы научим ребенка учению, то это позволит сформировать его как личность имеющую активную гражданскую позицию. Можно ли это сделать в моей школе? Я думаю, да. Основываясь на сотрудничестве и инициативе учителей, которые обладают лидерскими качествами, педагогический коллектив нашей школы всегда стремится идти в ногу со временем, изучая, применяя и совершенствуя новые подходы в преподавании и обучении.
Хочется подтвердить важность этого вопроса словами Президента Н.А. Назарбаева: "Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве".
Используемая литература
Барабанов О.Н., Лебедева М.М. Глобализация и образование в современном мире// Глобализация: человеческое измерение. - М.: РОССПЭН, 2002. - с. 70.
Галаган А. И., Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран // Социально-гуманитарные знания, с. 187..
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы.
Национальный план действий на 2012-2016 годы по развитию функциональной грамотности школьников.
Павлова Т. Л., Традиции и реформы современной японской школы.
Послание Президента.
Руководство для учителя. 1 (продвинутый) уровень, 2014 г..
Сравнительная педагогика. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании. Педагогика. 2004, № 4, c. 75-82.