Подгрупповое занятие для детей логопункта « Знакомство с буквой и звуком Э. Лексическая тема « Семья»


Подгрупповое занятие для детей логопункта « Знакомство с буквой и звуком Э. Лексическая тема « Семья»
Цели НОД:
развитие коммуникативной функции речи ребенка;
формирование умения различать на слух звуки и обозначающие их буквы;
обогащение словарного запаса ребенка;
развитие связной речи.
Задачи НОД:
Познакомить детей со звуком Э.
Познакомить детей с буквой Э.
Закрепить понятия буква, звук.
Научить детей определять родственные отношения в семье.
Активизировать словарь детей по лексической теме « Семья»
Учить употреблять в речи предлог С.
Учить составлять предложения со значением противопоставления.
Закрепить умение образовывать сравнительную степень прилагательных.
Закрепить умение делить слова на слоги.
Развивать познавательную активность.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, развивать желание о них заботиться.
Задачи в соответствии с ФГТ
образовательная область «Коммуникация»:
развивать умение детей свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
развивать все стороны устной речи воспитанников : лексической стороны; грамматического строя речи; произносительной стороны речи; связной речи
образовательная область «Социализация»:
приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми ( в том числе моральным);
формирование семейной принадлежности;
образовательная область «Познание»:
развивать познавательно-исследовательскую деятельность;
расширять кругозор детей.
образовательная область «Художественное творчество»:
развитие продуктивной деятельности детей;
развитие детского творчества.
образовательная область «Музыка»:
развитие музыкально-художественной деятельности;
образовательная область «Здоровье»
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
образовательная область «Физическая культура»
развитие координации движений
Оборудование, наглядный, раздаточный материал:
мультимедийный экран;
ноутбук;
цветные шнурочки по количеству детей;
маленькие доски с маркерами;
лоточки с песком, палочки для письма;
несколько различных азбук (плакаты, книги)
«Волшебный сундучок»- шкатулка с карточками на которых изображены буквы русского алфавита. На красных карточках-гласные, на синих-согласные.
Синтезатор или пианино.
Свеча.
Литература:
Л.Н.Смирнова. Логопедия в детском саду. –М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2009.
Л.Н.Зырянова. Занятия по развитию речи в ДОУ-Ростов н/Д:Феникс, 2012.
Ход НОД:
1.Вводная часть
Ставлю перед детьми проблему
2.Знакомство со звуком «Э»
На мультимедийном экране появляется
изображение семьи медведей
Включаю крик («пение»)
медведя.
Логоигра
«Покажи стихи руками»
На экране появляются имена без первых букв.
3.Знакомство с буквой « Э»
На экране появляются первые буквы в каждом имени
ЛогоритмикаИграю на синтезаторе песню
«Медведь по лесу ходит»муз. Г.П.Навозиной,
сл.неизвестного автора

4.Лесическая тема «Семья
Лексико-грамматическая игра « С кем ты живешь?»
Лексико-грамматическая игра « А у вас?»
Игра «Со словами мы играем»
На экране появляется картинка : из семени появляется росток, из стеблей
цветок
5.Заключительная
часть
Содержание НОД:
Вхожу в группу с ноутбуком
-Ребята, посмотрите, нам на электронную почту пришло необычное письмо. А адресовано оно вам. (Дети подходят, садимся в кружочек, читаю им письмо) «Дорогие ребята, мы знаем, что вы изучаете звуки и буквы, помогите нам! Вирус БукоЗвуковред забрал у нас какой-то звук, теперь мы не можем петь и называть друг друга своими именами. И пропала какая-то буква, теперь наши имена невозможно прочитать!
Топтыжкины …дуард,…леонора….мма,…рик,..велина.
-Ребята, что вы поняли из этого письма? (Ответы детей)
(Мы поняли, что Топтыжкиным нужна помощь, предположительно это семья медведей)
-А давайте увеличим фотографию и посмотрим как выглядит автор письма.
Ребята, вы были правы, это семья медведей Топтыжкиных. Как вы думаете, кем они друг другу приходятся?
При затруднении, наводящими вопросами подвожу детей примерно к таким ответам:
-Самый большой медведь-глава семьи, папа медвежат и муж медведице. Мама медвежат, жена медведя. Девочка медвежонок-дочка медведям и сестра медвежонку. Мальчик медведь-сын медведям и брат маленькой медведицы.
Теперь перед нами стоит задача, узнать какой же звук пропал в сказочном лесу? Вспоминайте, как поют медведи. (Дети воспроизводят звуки – пение медведя.) Давайте найдем в интернете и послушаем, как же на самом деле поет медведь. Слушаем. Какой звук мы слышим?
-Э-Э-Э-Э.
Давайте все вместе споем песенку медведя.
-Какой же «Э» звук, гласный или согласный?
-Гласный? А как вы определили?
-Он поется. Ниточка наматывается в клубочек.
По-моему, потерянный звук мы нашли. А что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы говорим и слышим.
-Давайте поиграем со звуком «Э»
Сегодня мы со звуком «Э» играем
Э-Э-Э все повторяем
Эскимо, экран, этаж,
Эхо, эму, Эрмитаж
Кстати, кто знает, что такое Эрмитаж? Если дети не знают, предлагаю спросить у своих родителей и завтра рассказать, что такое Эрмитаж и в каком городе он находится.
Давайте же, определим, как зовут наших новых знакомых?
Подставляем звук «Э» к именам получаем: Эдуард, Элеонора, Эмма, Эрик, Эвелина.
Очень красивые имена, но прочитать их невозможно. Почему?
-Что такое буква?
Дети: Буква-это то, что мы пишем и видим.
А какая же буква обозначает звук «Э»?
Давайте обратимся к нашему волшебному сундучку и попробуем найти букву «Э». Рассуждайте вслух.
Дети: буква гласная, значит красного цвета.
Раскладываем все буквы красного цвета: влево те, что уже знаем, вправо-незнакомые. Если кто-то знает букву, хвалю. Если все дети затрудняются
Предлагаю несколько азбук. Дети находят букву «Э» в азбуках по знакомой картинке.
«Это – Э с открытым ртом,
И большущим языком».
Предлагаю детям сложить букву «Э» из своих ладошек, затем раздаю им шнурочки, маленькие доски с маркерами, лоток с мокрым песком и палочкой, предлагаю написать букву «Э».
-Ребята, смотрите на экран вот и буква «Э» появилась в именах. Вот какие вы молодцы!
Сейчас мишкам нашим отправлю электронное письмо, готово!
Представляете, как они обрадовались, давайте и мы порадуемся, что сделали доброе дело, потанцуем вместе с ними.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит.
(Дети идут вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
(«Достают » мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (Имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. (Отмахиваются от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка».
(Слегка пощипывают себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу
(Идут вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает
(Садятся, руки под щеку, наклонить голову)
Пока мы танцевали, семья медведей уже прислала по электронной почте благодарственное письмо. Вот как быстро работает интернет!
А кстати кто знает, что такое семья? (Дети рассуждают)
Подвожу к выводу, что
Семья – это самые дорогие и близкие люди. 
Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас.
Дети рассказывают о своей семье, например:
«Я живу с папой, мамой, дедушкой, бабушкой, сестричкой»
Начинаю предложение, а дети заканчивают «Наша семья большая, а …наша больше»
Словарь: дружная, крепкая, добрая, культурная, здоровая, заботливая, трудолюбивая, воспитанная, смелая.
-А давайте поиграем и вспомним, как можно определить сколько слогов в слове.
Со словами мы играем
По слогам их называем
Мы руками хлопаем,
Мы ногами топаем
Словарь: семья, папа, мама, брат, сестра,Эдуард,Эмма,Эрик,Элеонора,Эвелина.
-Ребята, а вы замечали, что в семье все чем-то похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей: лицом, голосом, взглядом, характером) Могут быть общие увлечения и любимые занятия. А вы когда-нибудь задумывались, а как же вы должны относиться к своей семье?
Обобщаю ответы детей: «В детстве слушаться родителей, в молодости, когда подрастете - советоваться, а когда родители состарятся, то о них заботиться»
Давайте подумаем, от какого же слова произошло слово «семья»
(Слушаем ответы детей)
-Ребята, слово семья происходит от слова семя.
«Маленькое семя, с любовью посаженное, дает росток! На нем появляются, нежные цветы, и затем и добрые плоды. Когда ваши родители папа и мама создали семью, он тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, жить в добре и согласии, заботится друг о друге. Семья крепнет, и появляются первые цветочки - сынки и дочки. Теперь у родителей главная забота, чтобы дети выросли хорошими людьми. Они не жалеют для этого ни сил,
ни времени».
Зажигаю свечу. Ребята, всегда огонь был символом домашнего очага. Давайте посмотрим на пламя и отправим в огонь все свои обиды на друзей, на мам и пап, на братьев сестер. Пусть все плохое сгорит и забудется.
Семья – это важно!Семья – это сложно!Но счастливо жить одному невозможно!Всегда будьте вместе, любовь берегите,Обиды и ссоры подальше гоните,Хочу, чтоб про нас говорили друзья:Какая хорошая Ваша семья!
- А теперь поднимитесь, возьмитесь за руки, мы с вами тоже маленькая семья. Закройте глаза и мысленно пожелайте добра и пошлите через пальчики тепло своего сердца соседу справа, а теперь соседу слева. Чувствуете, какое тепло разливается по нашим рукам?
Откройте глазки, опустите руки. Вы сегодня были активными, сделали доброе дело. помогли семье Топтыжкиных вернуть свои имена. Всегда приходите на помощь нуждающимся,а наше приятное общение закончим нашим главным правилом:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Говорим мы четко, внятно,
Чтобы было всем понятно!
(дети четко говорят хором)

.