Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].
Урок обучения грамоте в 1 классе.
Тема: Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет Литературное чтение (обучение грамоте)
Класс 1
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема урока Знакомство с буквой Й, й, звуком [й].
Цель урока создание условий для овладения обучающимися знаниями о звуке [ й`],
для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);
формирование приемов сравнения, обобщения и классификации,
формирование чувства любви к Родине и уважения к российским воинам.
Основные термины, понятия Звук, буква, синонимы, антонимы, алгоритм
Технологическая карта изучения темы
Планируемый результат
Предметные умения
Мыслительные умения
:
уметь видеть общее и отличие
соотносить слово и соответствующую схему
разгадывать ребусы.
Учебно-языковые умения:
– слышать звуки в словах;
– определять звуки в зависимости от места в слове;
Читать текст и отвечать на вопросы по содержанию;
уметь правильно произносить слова с учетом фонематических норм русского языка.
Речевые умения:
– правильно называть буквы русского алфавита.
– находить нужные слова в группе слов;
– объяснять лексическое значение слова,
- подбирать синонимы и антонимы к слову Личностные УУД:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
определять общие для всех правила поведения;
определять правила работы в парах, группах;
оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); – устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
формулировать учебные задачи;
работать по предложенному плану, инструкции;
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
отличать верно выполненное задание от неверного;
осуществлять самоконтроль;
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике, тетради; -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; – проводить анализ учебного материала; – проводить классификацию, указывая на основание классификации; – проводить сравнение, объясняя критерии сравнения – уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
– слушать и понимать речь других; – уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; – владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Работа в парах, группах
Индивидуальная Книгопечатная продукция: Учебник. Азбука 1 класс Горецкий,.Карточки с буквами для парной работы;
Карточки со словами и ребусами для групповой работы
Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point “Медаль «За отвагу».” Технология изучения
Этапы урока Деятельность учителя
Деятельность обучающихсяОргмомент.
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок:
Постараюсь всё понять,
Буду правильно читать.
Эмоциональное состояние.
– С каким настроением вы пришли сегодня в школу?
Показывают карточки с соответствующим настроением
Разминка.
- Вспомним названия букв русского алфавита.
Игра - Верите ли вы, что: в русском языке 10 гласных букв?
в русском языке гласных звуков тоже 10?
в русском алфавите 34 буквы?
ь обозначает согласный звук?
буква П следует за буквой О?
буква У – гласная?
Читают алфавит.
Да.
Нет.
Нет.
Нет.
Нет.
Да.
Введение в тему урока.
Парная работа – У вас на столах конверты с буквами М Я Ч Й
Посмотрите на буквы. Подумайте, какая буква здесь лишняя и почему.
Отложите эту букву пока в сторону. Составьте из оставшихся букв слово. Прочитайте его.
Послушайте стихотворение С. Маршака и подумайте, какой звук встречается в этом стихотворении достаточно часто.
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Жёлтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Й – ещё не изучена нами.
МЯЧ
Звук [Й]
Сообщение темы урока учащимися.
- Как вы думаете, почему для начала урока я выбрала такие задания?
- Покажите букву, которую вы отложили на столе. Вот этой буквой мы и будем обозначать звук [Й].
Букву Й зовут «И кратким»
Й, как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
- А нужно ли нам знакомиться с буквой Й?
Мы с вами и так изучили уже достаточно много букв и можем прочитать много слов.
- А для чего? Может, обойдёмся без неё?
Будем знакомиться с буквой Й,йНужно.
Нужно узнавать новые слова.
Введение в тему урока. - Недавно я прочитала на страничке в Интернете, что в русском языке всего 74 слова, начинающихся на букву Й. Мне стало интересно, что же это за слова? Действительно ли в русском языке 74 слова на букву Й, или это всё выдумки? Я искала и нашла!
Конечно, подавляющее большинство слов – это имена собственные, то есть имена людей, названия населённых пунктов или других географических объектов.
Слов на «Й» не совсем немного:
Йогурт, йод и слово йога.
«Й» в конце и в середине пишем:
Чай, случайный, тайный, лишний.
Буква «И краткое» есть в русском, украинском, белорусском, болгарском алфавитах. Раньше была и в сербском, но была заменена йотом J.
Знак Й происходит из церковнославянской письменности, представляя собой сочетание буквы И и знака краткости. Строгое разграничение написаний И и Й возникло более 400 лет назад. Позже все надстрочные знаки были отменены, но в 1735 г. этот знак был восстановлен. А официальной буквой нашего алфавита Й стало только 100 лет назад.
Планирование урока.
– Что бы вы хотели, чтобы сегодня обязательно было на уроке?
Читать, играть, составлять слова
Работа по теме урока.
Игра «Узнавалка».
Узнаём звук [Й] в словах. Если услышали звук [й] – хлопок, если нет – руки положить на парту:
лиса, чайник, лучик, лицо, моё, соловей, автобус, хитрый, яблоки, машина, змей, чай, мяч, лейка, ель.Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:
чаШка - чаЙкалеСка – леЙкалаПка – лаЙка реЧка – реЙкамоШка – моЙка соТка – соЙкагаЛка – гаЙка реЧка – реЙкаЧтение слогов и слов с буквой Й. (Интерактивная доска)
- Дайте характеристику звуку [й]. Он какой?
Согласный, звонкий, всегда мягкий.
Физкультминутка - Как живёте?
- Как идёте?
- Как бежите?
- Ночью спите?
- Как берёте?
- Как даёте?
- Как молчите?
- Как грозите?
- А сидите?
- Вот так!
- Вот так!
Работа с учебником Работа с иллюстрацией.
- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?
- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия?
- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.
- Как называлась одежда древних воинов?
- А что защищало голову ?
- В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.
- Сможете найти здесь воина наших дней?
Чтение рассказа на стр. 35.
Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин?
Читаем текст под иллюстрацией.
- Кем был дедушка на войне?
- Кто такой снайпер?
- Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)
- Какой медалью награждён дедушка?
(Слайды)
Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.
Медаль «За отвагу» носится на левой стороне груди. Если у воина есть другие ордена и медали, то медаль «За отвагу» располагается после орденов, но перед другими медалями.
Награждаются этой медалью в основном рядовые солдаты и сержанты, реже – младшие офицеры. Каждая медаль имеет свой номер.
- Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «отвага»?
– всего 18 синонимов!
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
Солдаты, воины…
Воины в русской армии разных времён.
Кольчуга
Шлем
Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.
Снайпером.
Воин, который метко стреляет.
«За отвагу»
Смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…
Гимнастика для глаз.
Очень долго мы читали
Глазки у ребят устали.
Закрепление пройденного материала.
1) Работа в парах
- Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.
ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР
-Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова?
2) Игра в антонимы.
БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ
КРИВОЙ – ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ
УЗКИЙ – ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ – БЛИЗКИЙ
КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ
Ребусы. Работа в группах.
Трудно. Не внимательны.
Итог урока. Рефлексия.Сегодня на уроке у мы познакомились …
Мы повторили …
У меня получилось …
У меня не получилось…
Моё настроение в конце урока…
Домашнее задание.
-Прочитайте рассказ о дедушке ещё раз, вспомните синонимы к слову отвага.
- Спасибо за ваше хорошее настроение, за вашу отличную работу! Сегодня вы МОЛОДЦЫ!!!