Разработка урока окружающего мира с применением ТРКМ и ИКТ. Тема Почему мы часто слышим слово экология 1 класс.


Разработка урока с использованием ТРКМ и ИКТ
Автор: учитель начальных классов МКОУ «Шамарская СОШ №26» Исаак М.А.
Тема урока: «Почему мы слышим слово экология?» 1 класс
Цель: Сформировать первоначальные представления об экологии, её роли в жизни людей, формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром.
Универсальные учебные действия:
Личностные: экологическая культура; любовь к родной земле, природе; бережное отношение к природе; ценностное отношение к себе, другим людям и окружающему миру в целом.
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других, формировать умение работать в группах; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); участвовать в диалоге.
Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Используемые приемы ТРКМ: «Корзина идей», «фишбоун», «Инсерт», «дерево предсказаний».
Инструменты ИКТ: стена со стикерами, гугл-рисунок,
Гугл-презентацияХОД УРОКА

1.Орг. момент (психологический настрой)
- Я загадаю загадку, а отгадку вы подарите друг другу. Слайд 2.
Есть у радости подруга
В виде полукруга.
На лице она живет:
То куда-то вдруг уйдет,
То внезапно возвратится.
Грусть-тоска ее боится.
ФАЗА «Вызов»
2. Постановка учебной цели:
- Сегодня я предлагаю вам отгадать ребус, чтобы определить тему нашего урока.

- Тема урока «Экология.» Что такое экология и почему мы часто слышим это слово?
- Откройте учебник на стр. 74. Прочтите и назовите задачи, которые мы будем решать на уроке.
- Узнаем, чему учит экология;
- научимся находить взаимосвязи между человеком и природой.
-Вспомните, приходилось ли вам слышать слово «экология»? Как вы его понимаете?
Приём «Корзина идей» Слайд 3.
- Запишите то что вы знаете об экологии кратко на листочке, поделитесь своими знаниями с соседом по парте. Внесите свои предположения на стене со стикерами http://padlet.com/isaakmarina01/sh46o3327zhh- Как вы думаете, где можно узнать значение слова «экология»? (Посмотреть в словаре). Работа со словарём, зачитывание определения.
ФАЗА «Осмысление»
3. Построение проекта решения задачи урока
- Расскажите по схеме, как влияет деятельность человека на природу:
Слайд 4.
-От слова «экология» произошло слово «эколог». (На доску вывешивается табличка со словом «эколог».)
-Экологи оберегают всё, что растёт и всех, кто живёт на нашей земле от исчезновения. Я предлагаю образовать сегодня 3 группы – группы экологов.
Работа в группах. Слайд 5
Каждой группе предстоит исследовать предложенное событие, выявить экологическую проблему, причины ей возникновения и пути решения этой проблемы. Результаты своего исследования вы внесёте в общую презентацию.
1 группа: Просмотр и анализ событий видеоролика «Пожар в лесу» https://www.youtube.com/watch?v=P-HOxtCLwZY2 группа: Просмотр и анализ событий видеоролика «Разлив нефтепродуктов в Керченском проливе» https://www.youtube.com/watch?v=SnIRuSuSxcg3 группа: Чтение и анализ текста «Сова» (приложение 1)
Запишите результаты своего исследования в виде схемы. Приём «Фишбоун». Верхние косточки рыбы – это причины экологической проблемы, нижние – факты (к чему привело), хвост – выводы (почему это произошло).
- Какие экологические проблемы выявили? Прокомментируйте слайд.
- Как избежать непоправимых последствий экологических катастроф?
Вывод: Внимательно и бережно относиться к природе! Слайд 6.
Работа с учебником.
- Теперь обратимся к учебнику стр. 74. Прочтём текст «Чему учит экология?» и ответим на поставленный вопрос. Приём «Инсерт». Во время чтения текста, делаем пометки.
Обсуждение прочитанного.
-Расскажите, что вы уже знали? Что нового узнали? Что хотели бы спросить? Кто думал иначе? Так, чему же учит людей экология?
4. Включение в систему знаний и первичное закрепление.
- Иногда человек причиняет вред природе из-за неумения вести себя на прогулке. Обсудите в группах ситуации и сформулируйте по ним правила поведения на природе. (На карточках)
1 группа
Если ты встретил на тропинке птенца…
После завтрака на лесной поляне…
2 группа
Если на твоём пути попался муравейник…
Ты вышел на поляну, где много съедобных грибов…
3 группа
На поверхности воды увидел очень красивую белую кувшинку…
Если встретил в лесу ядовитый гриб…
(Коллективно обсуждают, договариваются о том, кто будет выступать от группы. Выступают по группам.)
-Так почему мы часто слышим слово «экология?»
-Вернёмся к корзине идей. Что ещё вы бы хотели добавить? Что оказалось лишним? Сформулируем определение.
Экология – это наука о связи между живыми существами и окружающим их миром.
- Состояние природы во многом зависит от деятельности человека, а здоровье человека порой зависит от состояния природы. Только от нас с вами и от наших поступков зависит, какой будет наша планета через десятки и сотни лет.
ФАЗА «Рефлексия»
5. Рефлексия и оценка. Слайд 7.
Обратимся к «Дереву предсказаний» На следующем слайде вы видите дерево. Ствол дерева – наша планета. Её ветки – всё существующее на земле(растения, люди, животные, неживая природа). Листья - это поступки людей. Поступки бывают хорошие(зелёные листья) и плохие(жёлтые листья). Выберите те, которые совершали, которые с вами случались. Они тоже могут быть хорошие и плохие. Посмотрите на своё дерево, если на нём больше зелёных листьев, перейдите по зелёной стрелочке, если жёлтых, то по жёлтой.
- Расскажите, какой вы увидели нашу планету, пройдя по ссылке. Почему?
Вывод: Будущее нашей планеты завит от наших поступков, от деятельности человека! Нужно бережно относится к природным ресурсам Земли, соблюдать чистоту водоёмов, сохранять лес и его обитателей.
Домашнее задание: Разместите в тетрадке фотографии своих добрых дел.
Приложение 1.
Сова
Обидел однажды старик сову. Ничего не сказала сова старику, но перестала у него на лугу мышей ловить. Старик это поначалу не заметил, а мыши обнаглели. Стали они гнезда шмелей разорять. Улетели шмели, перестали клевер опылять. Но и тут ничего не понял старик. А клевер перестал расти на лугу. Голодно стало корове, и перестала она давать молоко. Вот как все в природе связано между собой! Теперь понял это старик и пошел скорее к сове прощение просить.
Задание 3. Составь и запиши цепочку слов так, чтобы показать, как в природе все связано между собой.
________________________________