Историческая игра по типу Умницы и умники для 9 классов
Историческая викторина «Умницы и умники»
Аналог известной телевизионной игры для эрудированных школьников.
Данная викторина может быть использована для организации общественного смотра знаний, школьных вечеров, семинаров по изучению опыта внеклассной работы, методической недели в школе.
Правила игры
1. В игре принимают участие девять лучших учеников, из которых формируются игровые тройки. За неделю до проведения викторины учитель знакомит их с правилами игры и темами вопросов на «дорожках», дает список рекомендуемой литературы для самостоятельной подготовки. Если имеются три параллельных класса, целесообразно составить по одной треть-финальной тройке от каждого из них. Порядок игры троек решает жребий. Зрителями могут быть одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые.
2. Для выхода в финал игроку необходимо правильно ответить на два вопроса.
«Красная» дорожка является самой короткой, содержит только два вопроса, неправильный ответ на любой из них приводит к выбыванию ученика из игры.
«Желтая» дорожка содержит три вопроса, на один из которых ученик имеет право дать неверный ответ и перейти в следующий этап со штрафным очком.
«Зеленая» дорожка содержит четыре вопроса, на два из них можно ответить неправильно.
3. Побеждает игрок, который первым достигнет линии финиша. Таким образом, верные ответы учеников на «желтой» и «зеленой» дорожках не гарантируют победы в случае правильных ответов игрока на «красной» дорожке.
4. Если игрок отвечает неправильно, вопрос передается зрителям, среди которых также ведется соревнование: за каждый правильный ответ начисляется один балл, в конце игры подводится итог с вручением приза самому эрудированному зрителю.
5. Победители всех троек встречаются в финале. Если один из треть-финалов не выявил победителя, в финал допускается зритель, набравший наибольшее количество баллов.
6. Выбор дорожки. Перед началом игры участники разыгрывают право выбрать дорожку, выполняя на время одно и то же задание (предварительное задание).
Первый треть-финал
Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках события и даты (здесь даты расставлены правильно):
а) 955 год – путешествие княгини Ольги в Константинополь и принятие ею Христианства.
б) 988 год – крещение Руси князем Владимиром.
в) 1051 год – избрание Илариона митрополитом (первый русский митрополит).
Игрок, первым правильно выполнивший задание, выбирает дорожку. Игрок, выполнивший задание вторым, выбирает дорожку из двух оставшихся.
«Зеленая» дорожка. Тема «Нестор». Вопросы:
1. Кто, по мнению историков, настоял на корректировке некоторых записей в Повести временных лет? (Владимир Мономах)
2. В Повести временных лет рассказывается о древнерусских князьях. О ком идёт речь в данном отрывке? «Он перебрался в Киев с дружиной, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». (князь Олег)
3. Нестор считается летописцем и агиографом. Что это значит?
4.В какой обители жил Нестор? (в Киево-Печерском монастыре)
«Желтая» дорожка. Тема «Сергий Радонежский». Вопросы:
1. Назовите имена родителей Сергия Радонежского. ( Кирилл и Мария).
2. Какое имя получил будущий Сергий Радонежский при рождении? (Варфоломей)
3. Что связывало Сергия Радонежского с московским князем Дмитрием Ивановичем? (благословение на Куликовскую битву).
«Красная» дорожка. Тема «Лермонтов». Вопросы:
1.Что означает девиз герба рода Лермонтовых? («SORS MEA JESUS» (Судьба моя Иисус)
2. Какие краски предпочитал Лермонтов – художник? (акварели)
Второй треть-финал
Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках произведение и автора:
а) Слово о законе и благодати – Иларион;
б) Поучение детям – Владимир Мономах;
в) Повесть временных лет - Нестор.
«Зеленая» дорожка. Тема «Нестор». Вопросы:
1.На какой вопрос хотел ответить в Повести временных лет Нестор? (Откуда есть пошла земля Русская).
2. В Повести временных лет рассказывается о древнерусских князьях. О ком идёт речь в данном отрывке? «В год 6370 изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владети. И не было среди них правды, и встал род на род. И сказали себе. «Поищем себе князя, который владел бы нами и судил по праву». И пошли за море к варягам... И избрались трое братьев со своими родами ... и пришли к славянам, и сел старший... в Новгороде..» (Рюрик)
3. Жития каких древнерусских святых написал Нестор? (Бориса и Глеба, Феодосия Печерского).
4. Почему Нестора называют черноризцем? ( он был монахом).
«Желтая» дорожка. Тема «Сергий Радонежский». Вопросы:
1. Почему Сергий Радонежский считается покровителе всех обучающихся (школьников, студентов)? (он очень хотел научиться грамоте, у него не получалось, но произошло чудо после встречи с
2. В средневековой Европе считалось, что французские короли владеют этим черноризцем).
3. Какое условие должен был выполнить Варфоломей для того, чтобы постричься в монахи. (досмотреть и похоронить своих родителей).
«Красная» дорожка. Тема «Юрий Левитан ». Вопросы:
1. Какой дефект речи и почему был у Левитана в молодости?
2. Левитан во время великой Отечественной войны был объявлен Гитлером личным врагом №1. Кто был личным врагом №2?. ( Сталин).
Третий треть-финалПредварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках исторических деятелей и сферы их деятельности:а) Андрей Рублев – иконописец;
б) Аристотель Фиораванти – архитектор;
в) Иван Фёдоров – первопечатник.
«Зеленая» дорожка. Тема «Сергий Радонежский». Вопросы:1.Каким по счёту ребёнком был в семье Кирилла и Марии Варфоломей (Вторым, у него были братья Стефан и Пётр).
2. Сколько письменных трудов оставил преподобный Сергий? (ни одного)
3. Как называется главная обитель, основанная Сергием Радонежским? (Троице-Сергиева лавра).
4. Какой художник написал картину «Видение отроку Варфоломею»?. (Нестеров М.В.) «Желтая» дорожка. Тема «Нестор». Вопросы:1. Какие известные скульпторы создали портреты Нестора (М.Микешин, М.Антокольский).
2. Где похоронен Нестор?
3. В Повести временных лет рассказывается о древнерусских князьях. О ком идёт речь в данном отрывке? «Легко ходил в походах, как барс, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подослав потник с седлом в головах». (князь Святослав)
«Красная» дорожка. Тема «Лермонтов ». Вопросы: 1. В детстве Лермонтов болел золотухой. Как принято называть это заболевание сейчас? (диатез)
2. Почему Лермонтова воспитывала бабушка Елизавета Алексеевна, а не родители? ( мать умерла, когда мальчику было три года, а отца отстранила от воспитания бабушка).
Финал Предварительное задание – правильно соотнести написанные на карточках явления и даты (здесь даты расставлены правильно): а) «Золотой век русской культуры» - XIX;
б) «Серебряный век» - начало XX;в) социалистический реализм – 30-80-е годы XX века.
«Зеленая» дорожка. Тема «Сергий Радонежский ». Вопросы:1. Почему Сергия Радонежского называют игуменом земли Русской? (игумен – настоятель монастыря, Сергий основал множество обителей).
2. Почему Сергий Радонежский часто соблюдал обет молчания? (из-за несовершенства людей)
3. Какое отношение к Сергию Радонежскому имеют Пересвет и Ослябя? ( этих иноков он направил на Куликовскую битву)
4. Какой монах написал главную икону для Троицкого храма Троице-Сергиева монастыря (она сейчас хранится в Третьяковской галерее)? ( Андрей Рублёв)
«Желтая» дорожка. Тема «Лермонтов». Вопросы:1. Почему Лермонтова хоронили дважды? ( сначала в Пятигорске сразу после дуэли, затем бабушка перевезла останки в тарханы, в фамильный склеп. Через 250 дней)
2. К какому юбилею Бородинской битвы написал своё стихотворение «Бородино» М.Ю.Лермонтов? ( к 25-летию).
3.Какой по счёту была дуэль с Мартыновым? (второй, первая – с сыном французского посла де Баранта в 1840 году).
«Красная» дорожка. Тема «Левитан». Вопросы:1. Какое прозвище и почему было у Юрия Левитана в детстве? (Труба, за сильный, густой, зычный голос)
2. Левитан всю жизнь работал над своей дикцией. Какое упражнение он делал достаточно часто? ( говорил, стоя на голове).
Литература.
В.Ключевский. Курс русской истории — 1 Е.Демин. загадки русских летописей Христианство: Энциклопедический словарь. Т. 3. М, 1998. С. 738
Аверьянов К. А. Сергий Радонежский. Личность и эпоха. — М., 2006.
Борисов Н. С. И свеча бы не угасла… Исторический портрет Сергия Радонежского. — М.: Молодая гвардия, 1990. — 304 с. — (Исторические портреты). — 100 000 экз. — ISBN 5-235-00329-2.
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. — М.: Молодая гвардия, 2009. — 336 с. — (Жизнь замечательных людей). —5000 экз. — ISBN 978-5-235-03284-2.
Ермаков А. Живой свет. Преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещенияВ. М. Возчиков (составитель) «Юрий Левитан. 50 лет у микрофона», Москва, "Искусство"; 1987 г.
Элла Таранова. «Левитан. Голос Сталина», ISBN 978-5-9902-0401-0; 2011 г.
Лермонтов, Михаил Юрьевич // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). —СПб., 1890—1907.
«Русские акты о предках поэта» («Рус. Старина» 1873, VII, 548);
«Шотландские известия о родоначальнике Лермонтов» (там же);
Захаров В. А. Летопись жизни и творчества Лермонтова. М., «Русская панорама», 2003. — 704 с.; илл.; Тираж 3 000 экз. ISBN 5-93165-071-7Лермонтовская энциклопедия. М., 1981.
Афанасьев В. Лермонтов. М., 1991. (Жизнь замечательных людей).
Михайлов В. Ф. Михаил Лермонтов: Роковое предчувствие. М.: Эксмо, Алгоритм, 2011. — 464 с. — Серия «Лучшие биографии». — 2000 экз., ISBN 978-5-699-50562-3