Литературно-историческая викторина для учащихся 7-9 классов представляет собой отрывки из истории и литературы, изученные учащимися, с помощью которых нужно узнать определенного героя. Можно использовать как материал для брей-ринга.



«Узнай героя»
Викторина.
( 7-9 классы)
Учитель
МБОУ СОШ № 89 г. Краснодара
Гаркуша Н.М.
1.Это было в 1611 г. Тяжелые времена переживала тогда Русская земля. В Москве распоряжались польские захватчики. Грозил русскому народу иноземный гнет. Пытались выступать партизаны, но враги их легко подавляли. Нужны были люди, которые смогли бы сплотить тех, кто хотел с ними бороться. И такие люди нашлись. Староста города Нижнего Новгорода предложил создать народное ополчение. А для этого каждый должен был дать треть своего имущества.
Он же, человек небогатый , первый показал пример. Другой - воевода возглавил ополчение, которое три дня вело бой, и поляки сдались. На Красной площади в Москве этим защитникам Русской земли был установлен памятник, на котором есть надпись «Гражданину ... и князю - благодарная Россия».
(Минин и Пожарский)
2. Шла северная война. Измучились и люди и кони. Застряла пушка. Вдруг смотрят - вылез из возка капитан бомбардирской роты. Рост громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, черные, как смоль, усы. Набросился он на сержанта, развернулся - и хлоп его по шее! Потом подошел к пушке, снял нарядный кафтан и полез под колеса. Поднатужился, подхватил богатырским плечом пушку. Помогли и солдаты. Стала пушка на ровное место. Улыбнулся капитан, поблагодарил солдат за службу и поскакал дольше. А вскоре солдат догнал генерал. «Эй, служивые, - закричал генерал, - тут государев возок не проезжал?» Вот так удивил он многих, но и много сделал для страны, чтобы вывести ее в разряд передовых. При нем Россия сделала шаг вперед.
(Петр 1)
3. У этого человека много чего позади. Не счесть боев и походов. Крым и Дунай, поля Австрии, Измаильские грозные стены. Бой у Кагула, осада Очакова. Трижды был тяжело ранен. Дважды - в голову, раз - в щеку.
-3-
В одном из сражений ему выбило правый глаз. А теперь пора и в отставку, на стариковский покой, так ведь нет, помнит его народ. Собирайся, мол, старый конь. Новый главнокомандующий едет. Рады солдаты. «Едет бить французов», - идет по солдатским рядам. А он сам собой рассуждает: «Плохи наши дела. Нехорошо, когда армия отступает. Да ведь силы наши пока слабы. Армию сохранить надо. Смерть без армии государству Российскому. Но и солдата понимать надо. Душу Русскую понимать. А если Москву, то это будет хороший военный маневр».
(Кутузов)
4. Это был удивительно храбрый, честный, душевный человек. Его имя было окружено легендами - их рассказывали красноармейцы, беззаветно преданные своему командиру, их рассказывали и враги, ненавидящие и боявшиеся его.
Большой отряд белогвардейцев двигался по степи. Навстречу им из-за пригорка показалось несколько красных конников. Силы были слишком неравные, но красногвардейцы не повернули назад коней. Белогвардейцы выхватили шашки. И тут произошло неожиданное: вперед выехал человек в заломленной папахе и черной бурке. «Бросай оружие! - крикнул он я...! И враги повиновались. Большой отряд сдался нескольким бойцам, потому что с ними был...
(Чапаев)
Это великий русский полководец. Вся его жизнь прошла в боях и походах. И сейчас изучают его сражения, на их примере учатся побеждать. Он был очень болезненным, худеньким, маленьким ростком. Но он решил стать военным, закалял себя, приучал к холоду, к простой одежде и пинте, бегал, прыгал, плавал. Постоянным трудом развивал свой ум: отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков. И во время учений приговаривал своим солдатам: «Тяжело в ученье, легко в бою».
-4-
Швейцария, Альпы. Старый полководец - ему почти 70 лет, с боями проводит свой отряд через заснеженные горы, глубокие пропасти. Солдаты мерзнут, голодают, но идут вперед за своим полководцем. И побеждают.
(Суворов)
6.Звал казак жителей города Острожка идти под знамена к его вольным казакам, «выводить мирских кровопивцев» - убивать бояр, дворян богатых купцов. В его отрядах вместе сражались русские, татары, удмурты, чуваши. Восстание охватило Дон, Поволжье и другие районы страны. Многие города сдавались без боя. Так, без единого выстрела он взял Астрахань - хорошо укрепленный город в устье Волги. Несколько лет царские воеводы не могли подавить крестьянскую войну.
(Степан Разин)
Белинский назвал его Петров Великим в русской литературе. Сын рыбака-помора, окончивший Славяно-Греко-Латинскую академию, несмотря на то, что все смеялись над «болваном лет в двадцать», становится профессором химии и литературы. Пушкин назвал его «Первым нашим университетом». Его восторженные похвалы наук - одна из основных тем поэзии, они «юношей питают» и «отраду сердцу подают». Таково послание о «пользе стекла».
(М .Ломоносов)
Этот человек суровый и непреклонный, как дуб. Его идеал - чистое поле, да добрый конь. Он точное необыкновенное явление русской силы. Это мудрый и опытный вожак казацкого войска. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Человек огромной воли и недюжинного природного ума, трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу, он карает польских магнатов. Он беспощаден к изменникам и трусам, не пощадив даже собственного сына.
(Тарас Бульба)
9.Это «книга про бойца», про огонь про снег, про танки, про землянки, да портянки, про махорку да мороз».
-5-
В трудную минуту всегда он тут как тут, с шуткой, с мудрой пословицей, с гармошкой трехрядкой.
В лютый мороз, холодные дожди, в летнюю пору он вел в бой.
«Святой и правый
Смертный бой не ради славы -
Ради жизни на земле».
(Василий Теркин)