Конспект урока русского языка на тему Слогообразующая роль гласных (3 класс)
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
3 КЛАСС
ТЕМА: «СЛОГООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ»
Учитель начальных классов
Еремеева Людмила Владимировна
Тема. Слогообразующая роль гласных.
Цель. Познакомить со слогообразующей ролью гласных.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умения делить слова на слоги, опираясь на количество в них гласных.
Закреплять умения различать количество слогов в слове по количеству гласных;
Упражнять в подборе слов к заданным схемам;
Коррекционные:
Корригировать произвольное внимание, через смену видов деятельности.
Корригировать и развивать долговременную память, через повторение и воспроизведение ранее полученных знаний по теме урока.
Развивать слуховое восприятие, через тренировочные упражнения в определении на слух количества гласных звуков в словах.
Корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формировать ручную умелость, плавность и соразмерность движений) через выполнение пальчиковой гимнастики, работу с индивидуальным раздаточным материалом.
Корригировать и развивать эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки).
Воспитательные:
Воспитывать интерес к учебе, предмету.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
Оборудование: индивидуальные карточки, схемы, учебник, компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация к интерактивной доске SMART Notebook
Используемые методы:
наглядные;
частично-поисковые;
практические;
Педагогические технологии:
дифференцированного обучения;
здоровьезберегающие;
компенсирующего обучения;
компьютерные .Ход урока.
I . Оргмомент.
В класс позвал меня звонок,
Начинается урок,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II . Актуализация опорных знаний.
- Как определить количество слогов в слове?
- Что вы можете сказать о количестве гласных и слогов?
- Есть ли слоги без гласных?
- Назовите любые слоги.
- Назовите слово, состоящее из одного слога, из двух, из трёх.
1. Задание на внимание. (Слайд 1)
- Посмотрите на изображенные предметы и назовите слово, состоящее из 3 слогов (машина).
- Назовите первый слог, второй, третий.
- Это открытые или закрытые слоги?
- На какой по счёту слог падает ударение?
Пальчиковая гимнастика (Слайд 2)
-57785140335
Наша семья
(По очереди разгибайте пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик большой
- Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестренка
- Милая девчонка.
И самый маленький крепыш
- Это славный наш малыш
Запись в тетрадь числа , классная работа.
III. Минутка чистописания.
На доске запись: (Слайд 3)
...ГУРЕЦ, ...ДЕЖДА, К...РЗИНА
- Какая буква пропущена во всех словах? (буква О)
- Какую букву мы будем писать сегодня? (Оо)
- Огурец, корзина, одежда, какие это слова? (словарные)
- Запишите любое одно словарное слово.
IV. Словарная работа. (Слайд 3)
- Поставьте ударения во всех словах. На какой слог падает ударение в слове огурец? Одежда? Корзина?
- Сколько гласных в слове огурец? Сколько слогов. Разделите слово на слоги.
Аналогичная работа с остальными словами.
Составление предложения с любым словарным словом.
- Сегодня мы продолжим упражняться в делении слов на слоги, закрепим ваши умения в определении количества слогов по количеству гласных. Узнаем о слогообразующей роли гласных. (Слайд 4)
V. Изучение нового материала
- Прочитайте запись на доске.
зу река на лук сос бы ученик школа
- Разделите написанное на две группы
- На какие две группы разделили?
- Запишите в тетрадь только слова.
- Что вы запишите? (река, ученик, школа, лук)
- Почему вы считаете, что это слова?
- Прочитайте слоги слоги. (зу, на, сос, бы,) Почему вы считаете, что это слоги?
- Как вы думаете, сем слог отличается от слова?
( Слово несёт в себе какое-либо значение, оно что-нибудь означает, а слог – нет)
- Как вы считаете, для чего нужны слоги? (слоги нужны для того, чтобы составлять слова)
- Составьте из данных слогов слова. (сосна, зубы)
- Запишите получившиеся слова, разделив их на слоги.
Прочитайте первое слово по слогам. Сколько слогов в слове? Прочтите первый слог, второй...и т. д.
Работа у доски.
(На доску вывешивается схема слова ученик)
- Какое из записанных вами слов подходит к схеме? (ученик)
- Разделите слово ученик на слоги. Сколько слогов в слове?
- Прочитайте первый слог. Из каких букв состоит первый слог?
- Прочитайте второй слог. Сколько букв во втором слоге?
- Прочитайте третий слог. Сколько букв в третьем слоге?
- Что общего в трёх слогах? (в каждом слоге есть гласная)
- Что вы можете сказать о количестве гласных и слогов в слове? (в слове столько гласных, сколько и слогов)
- Сколько гласных может быть в одном слоге? (только одна)
- Сколько согласных может быть в одном слоге? (один, два и больше, а может быть ни одного).
Физкультминутка.
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.
V. Закркпление материала. Работа с учебником.
Стр. 63 у.9.
- Подберите слова к схемам...
(схемы вывешивается на доску, слова дети выписывают из упражнения в тетрадь)
ОИА
ООА
ОО
О
VI. Подведение итогов.
Работа над интерактивным заданием. (Слайд 5)
- Из чего состоят слова?
- Что такое слог?
- Как определить, сколько в слове слогов?
- Назовите любое слово. Сколько в слове гласных? Сколько слогов?
VII. Домашнее задание. Стр 62. у. 8.
Карточка 1 (разрезать)
зурека
на
лук бы
ученик
сосшкола