Рабочая программа по крымскотатарскому языку 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
Протокол № 1
от «25»августа 2016 г.
рук. МО ______ Н.Э. Аметова
СОГЛАСОВАНО
Заместитель
директора по УВР
_______ Л.А.Кобец
«26»августа 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_______ Н.Б.Радченко
Приказ № 141
«26»августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
Крымскотатарский язык, 5-А,5.Б классы
Количество часов: 50 (1,5 часа в неделю).
Составитель: Мамбетова В.Ш.,
учитель крымскотатарского языка
Планирование составлено на основе:
Примерной программы «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова.
Используемый учебник: «Крымскотатарский язык»: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждении:/ А.М.Меметов,Л.А.Алиева, И.А.МеметовЕ.- М.:49 «Крымучпедгосиздат», 2001. – 280с.
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по крымскотатарскому языку составлена для 5-А и 5-Б классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения “Кировская школа-гимназия №2” Кировского района Республики Крым (Далее МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»)
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
1.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ “Кировская школа-гимназия №2;
2.Учебный план МБОУ «Кировская школа-гимназия №2»;
3.Примерная программа «Крымскотатарский язык (родной)» для общеобразовательных организаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова.
4.Положение об учебной рабочей программеМБОУ «Кировская школа-гимназия №2».
Учебный предмет крымскотатарский язык и литература входит в образовательную область «Родной язык и литература» . В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание предметных тем образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения крымскотатарского языка. Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Срок реализации программы 1 год. Предмет крымскотатарский язык входит в образовательную область лингвистических наук.
В примерной программе «Крымскотатарский язык(родной)»дляобщеобразовательныхорганизаций Республики Крым. 5-9 классы, под редакцией А.С.Аблятипова, на изучение крымскотатарского языка в 5 классе отведено 102 часа, в неделю - 3часа.
Выполнена корректировка программы в связи с тем, что в Примерном учебном плане основного общего образования (ФГОС) для общеобразовательных организаций Республики Крым с русским языком обучения с изучением украинского (крымскотатарского) языка группой учащихся класса( приложение 12),отведено на изучение крымскотатарского языка 3ч.в неделю, где 1,5 ч. на крымскотатарский язык и 1,5ч. на крымскотатарскую литературу.
Данная рабочая программа рассчитана на 50 ч., в неделю – 1,5 ч.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения крымскотатарского языка:
Понимание крымскотатарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в получении школьного образования;
Осознание эстетической ценности крымскотатарского языка, уважительное отношение к нему, потребность сохранять чистоту крымскотатарского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию;
Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения крымскотатарского языка:
Владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной информации);
Владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным изучающим) текстов разных стилей и жанров;
Адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров, владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
Способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
Овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
Умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
Способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнуты результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст, с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
Умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
Способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
Владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного крымскотатарского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
Осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить речевые и грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, рефератами, докладами; участие в спорах, обсуждение актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, во время анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках литературы и др.);
Коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем.
Предметные результаты освоения крымскотатарского языка:
Представление об основных функциях языка; о роли крымскотатарского языка как национального языка крымскотатарского народа;
Освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы: язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; диалог, монолог, стили речи, типы речи, типы текста, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
Опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
Проведение различных видов анализа (слова, словосочетания, предложения, текста);
Понимание коммуникативно-эстетических возможностей и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
Осознание эстетической функции языка.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов
Учащиеся должны знать:
определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения (с двумя главными членами) - синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическими и толковыми
словарями; соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами , изученными в 5 классе.
По пунктуации
Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
По связной речи
Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и сжато пересказывать повествовательные тексты. Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным материалом).
Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Пользоваться различными словарями.
Использование приобретённых знаний
при написании сочинений;при выстраивании диалога и монолога.
Личностные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;
проявлять интерес к культуре и истории своего народа, страны;
различать основные нравственно-эстетические понятия;
выражать положительное отношение к процессу познания.
Обучающийся получит возможность научиться:
уважительно относиться к родному языку и родной литературе;
оценивать свои и чужие поступки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей;
относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из его частей;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
первоначальному умению смыслового восприятия текста;
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
2.Содержание учебного предмета
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
1.Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
2.Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
1.Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
2.Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2.Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Содержательные линии предмета включают следующее: в школе изучается современный крымскотатарский литературный язык, поэтому программу школьного курса крымскотатарского языка составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.
В разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах». Это позволяет правильно решить проблему преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Введение(1ч)
Роль языка в жизни человека.
Речь и общение (3ч)
Общие сведения о речи и общении.
Типы и виды речи.
Синтаксис (17ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Диалог и прямая речь в художественной литературе.
Фонетика (9ч)
Звуки и буквы. Звуки речи: гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Особенности букв гъ,къ,нъ,дж. Алфавит. Особенности букв я,ю,ё,е. орфографические словари. Слог. Ударение.
Буквы обозначающие гласные звуки. Твердые и мягкие гласные звуки, губные и негубные гласные звуки. Заимствованные слова.
Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Орфография (10ч)
Орфография как раздел науки о языке. Сингармонизм. Согласование в слове гласных звуков. Согласование в слове согласных звуков. Чередование гласных и согласных звуков. Правописание сложных слов.
Умение пользоваться орфографическими словарями.
Лексика (10ч)
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Крымскотатарский речевой этикет.
Уместное использование правил крымскотатарского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизн
3.Тематический план
№
п/п Раздел программы Количество часов Развитие речи Уроки контроля
всего контрольные сочинения контрольные изложения диктанты словарные диктанты контрольные работы
план факт план факт план факт план факт план факт план факт план факт
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
1 Введение 1 1 2 Речь и общение 3 3 1 1 3 Синтаксис 17 17 3 3 1 1 1 1 4 Фонетика 9 9 1 1
5 Орфография 10 10 1 1 6 Лексика 10 10 1 1 1 1 1 1
Резервные уроки Итого: 50 6 6 2 2 2 2 2 2