Конспект НОД из опыта работы по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОНР Ах,какая осень!


Конспект непосредственной образовательной деятельности
для детей старшей логопедической группы
«Ах, какая осень!»
по лексической теме «Осень. Овощи»
Коррекционно-образовательные задачи:
- актуализация словаря по теме «Осень. Овощи»;
- совершенствования грамматического строя речи;
- развитие общих речевых навыков (четкости дикции, интонационнойвыразительности речи);
- развитие связной речи;
Коррекционно-развивающие задачи:
- развитие общей и мелкой моторики;
- создание условий для совершенствования доказательной речи,
умения обобщать, делать выводы;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- развитие творческого воображения, подражательности;
Воспитательные задачи:
- воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, активности,
инициативности;
Здоровьесберегающие технологии:
- использование элементов песочной терапии;
- использование дыхательной, пальчиковой, зрительной гимнастики;
- создание положительного эмоционального фона;
- системное чередование нагрузок и отдыха;
Предварительная работа: ИКТ, слайды по временам года, беседа о времени года, презентация овощи, словарная работа по лексической теме;
Оборудование: листики с дерева, муляжи овощей, конверты с разрезными картинками, опорные предметные картинки; песочница групповая.
1. Организационный момент.
Гимнастика для глаз «Солнышко и тучки»
Логопед: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас осень.
Логопед: А какая сейчас осень?
Дети: Поздняя осень.
Логопед: Правильно, и у нас настроение осеннее, хмурое. Поздней осенью солнышко редко появляется на небе, давайте
нашими глазками прогоним тучки.
Солнышко с тучками в прядки играло,
Солнышко тучки-летучки считало
(дети закрывают и открывают глаза)
Серые тучки (глаза вправо), чёрные тучки (глаза влево),
Лёгких - две тучки (глаза вверх) тяжёлых - три тучки (глаза вниз) .Тучки попрятались, тучек не стало.
(дети закрывают глаза)
Солнце на небе вовсю засияло! (дети широко открывают глаза и
поднимают руки вверх).
2. Основная часть: игры.
Игра «Скажи, какая?»
Логопед: Осень листья нам послала, но непростые, чтобы красивые слова о ней мы сказали (подбирают определения);
Дети: Золотая, багряная, дождливая, ранняя, тёплая, холодная, поздняя,
Урожайная и т.д.
Логопед: Молодцы! Осень приглашает нас на грядки, пора делать запасы
на зиму.
Речь с движением «Огород».
Повторяя за мной зарядку: (шаги на месте)
Гномы все пришли на грядку.
Тыква вот, а вот томат, (руки влево, вправо)
Здесь капуста, здесь салат (наклоны к левой, правой ноге)
Всё, что вырастили мы, (руки в стороны)
Будем есть мы до весны. (руки вниз, выпрямиться)
Игра «Что я сорвал? »
(работа в песочнице с импровизированными грядками)
Логопед: Будем грядки убирать и тихо проговаривать.
Каждый ребёнок индивидуально, убирая овощ, проговаривает;
Дети: – Я выдергиваю длинную, оранжевую, твёрдую морковь;
- Я срываю длинный, зелёный, пупырчатый огурец;
- Я выкопал горький, сочный лук;
-Я срезал большую, круглую, белую, хрустящую капусту;
Логопед: Чтобы овощи с грядки были в сохранности, отвезём на овощехранилище.
Упражнение «Засолка капусты»
Мы капусту рубим, (движение кистью вверх-вниз)
Мы капусту трём, (движение кулаков к себе - от себя)
Мы капусту солим, (имитировать посыпание солью)
Мы капусту жмём
и в баночки кладём. (сжимаем пальцы в кулак)
Логопед: Наведём порядки на нашей грядке.
Игра «Наведём порядок»
(скольжение пальцами обеих рук по поверхности песка одновременно,
-«пройтись» по песку пальцами левой и правой руки поочерёдно);
Упражнения «Корешки»
«Разровняем грядки»
Логопед: Огород в порядке, возвращаемся в детский сад с лёгким
ветерком.
Дыхательное упражнение «Ветерок»
(короткий вдох, на одном выдохе – усиление и ослабление звука :в-в-в-В-В-в-в);
Логопед: Вот мы и вернулись в детский сад. Ой, ребята, а ветерок конвертики принёс!
Игра «Собери целое»
(индивидуальная работа с разрезными картинками из пяти-шести частей)
1-й ребёнок - У меня - круглый, красный помидор;
2-й ребёнок - У меня - зелёные хитрецы, молодые огурцы;
3-й ребёнок - У меня - толстушка свёкла;
4-й ребёнок - У меня - капуста, у неё листочки с хрустом;
Логопед: В память о нашей экскурсии в огород, от осени вам открытка.
Вам понравилось?
Дети: Урожай мы собирали, и об осени красивые и тёплые слова сказали!
(эмоционально окрашенные ответы детей)
Логопед: Да, потрудились вы славно. Молодцы!