Конспект НОД по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Дифференциация звуков Ф – ФЬ»


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Сказка» г. Надыма»
(МДОУ «Детский сад «Сказка» г. Надыма»)
Конспект НОД по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Дифференциация звуков Ф – ФЬ»
Разработчик:
Учитель-логопед
Л.М. Юнг
Надым
Коррекционно - обучающие задачи:
закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;
упражнять в характеристике звуков Ф, ФЬ, соотнесении звуков с буквой;
выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог;
упражнять в подборе родственных слов.
Коррекционно - развивающие задачи:
развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;
продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
активизировать зрительное и слуховое внимание;
способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать),
развивать навыки произвольности поведения.
Коррекционно - воспитательные задачи:
развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
поощрять доброжелательные взаимоотношения;
совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе, уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).
Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки(фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, карточки с предметными картинками и карандаши на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.
Ход занятия.
Приветствие. «Здравствуйте»Логопед.- Ребята, давайте возьмёмся друг за друга мизинчиками и тоненьким голоском скажем друг другу «Здравствуйте!», а теперь давайте большими пальцами возьмёмся друг за друга и низким голосом скажем «Здравствуйте!» Настроение хорошее? Ну и замечательно! Проходите и садитесь на свои места.
I.Организационный момент.
Логопед читает четверостишие:
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет.
На интерактивной доске поочередно появляются изображение фокусника, факела,
букета. Слайд 2.
II. Сообщение темы.
- Какой звук чаще других слышится в стихотворении? (Звук Ф)
- Сегодня мы погорим о звуках Ф,ФЬ.
III.Основная часть занятия.1. Артикуляция звука. Характеристика звуков.
- У фокусника под цилиндром кто-то сидит.
(На интерактивной доске изображение фокусника и цилиндра. Убирается картинка «цилиндр», появляется картинка «ёж»).Слайд 3.
- Ёж недоволен и фыркает: Ф-Ф-Ф. Давайте повторим, что сказал ёж.(Дети произносят звук Ф)
- Что при произнесении звука делают губы, зубы? (Верхняя губа приподнимается, нижняя губа соединяется с верхними зубами, воздушная струя встречает препятствие).
-Дайте характеристику звука Ф. (Звук Ф – согласный, твердый, глухой)
-У ежа есть маленький ежонок и он говорит: Фь-Фь-Фь. Как говорит маленький ежонок?
(Дети произносят : Фь-Фь-Фь) - Дайте характеристику звука Фь. (Звук Фь– согласный, мягкий, глухой)
2. Дифференциация звуков Ф-Фь.
Игра с обручами синего и зелёного цветов: «Раз, два, три – к обручу беги»(определение мягкости, твёрдости)
- Сначала называются звуки: ф, к, фь, м, в, ф и т. д.
- Слоги: фа, фя, ва, фи, уф, аф, фе, во и т. д.
- Слова: фантик, фен, фунтик, факел, конфета и т. д.
3. Дидактическая игра "Мы фокусники" с мячом.
а) Измени первый звук в слове:
пара – фара плот – флот
бантик – фантик мишка – фишка
вены – фены вата – фата
норма – форма марш - фарш
Дети, стоя в колонне, произносят слово и передают мяч позади стоящему ребенку.
б) Замени третий звук в слове:
Косточка – кофточка каштан – кафтан букет – буфет
Пудик – пуфик - каре –кафе
Лист – лифт арка – арфа
Дети, стоя в кругу, произносят слово и предают мяч рядом стоящему ребенку.
4. Знакомство с буквой Ф
Знакомство с буквой:
- Давайте вспомним правило: букву – видим и пишем, звук слышим и произносим.
- Показ буквы.
Нахождение буквы в кассах букв.
На что похожа буква Ф?
(Дети отвечают.)
После того, как дети выскажут свое мнение, логопед показывает картинки-символы и читает стихи:
– Филин, два огромных глаза,
Букву Ф напомнит сразу.
– Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– Филя ходит – руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Логопед.  Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.
5. Дидактические игры на развитие фонематического восприятия.
а) Дидактическая игра "Четвертый лишний".
На интерактивной доске изображены растения (фиалка, ромашка, колокольчик, незабудка, клевер)Слайд 5.
- Посмотрите на доску. Фокусник нарисовал цветы. У вас на карточках нарисованы такие же растения. Внимательно рассмотрите их, и если найдите лишний предмет, обведите его карандашом. (Дети выполняют задание, сидя за столами). Что это за растение? (Фиалка). Почему она лишняя? (Фиалка – комнатное растение, а остальные предметы – луговые цветы). Сейчас мы это проверим. (Логопед нажимает на изображение фиалки и оно исчезает).
б) Игра "Светофор".
Поиграем в игру «Светофор». Лера будет называть звуки по порядку в слове фиалка, а вы поднимите те сигналы светофора, которые соответствуют каждому звуку.
6. Составление схемы слова и выкладывание слова из разрезной азбуки.
- Фокусник хотел показать фокус с буквами, но у него получилось очень странное слово:
Ф ОС К У
(Буквы написаны на интерактивной доске).
- Как вы думаете, какое слово хотел сложить фокусник? (ФОКУС).
На интерактивной доске появляется слово ФОКУС. Дети читают слово и оно исчезает.
Далее предлагается детям поделить слово на слоги. Выложить из разноцветных фишек схему данного слова. А затем дети выкладывают слово ФОКУС из разрезной азбуки.
Взаимопроверка выполнения задания.
7. Составление распространенных предложений.
- Давайте порадуем Фокусника и придумаем о нем красивые предложения.
Дети составляют распространенные предложения, считают количество слов в предложении, выделяют предлог.
8. Печатание буквы Ф
Логопед: Посмотрите, как надо правильно писать букву Ф.
Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку.
IV. Заключительная часть занятия.
Анализ деятельности детей.
- Дети, сегодня вы стали тоже немного фокусниками и умеете совершать различные чудеса со звуками и буквами. Вспомните, какие чудеса вы совершали со звуками и словами?
Дается оценка деятельности каждого ребенка на занятии.
Самоанализ коммуникативной непосредственно образовательной деятельности.
НОД «Речевое развитие».
Тема: «Дифференциация звуков Ф-ФЬ».
Коррекционно - обучающие задачи:
закрепить навык произношения и различения звуков Ф,ФЬ;
упражнять в характеристике звуков Ф, ФЬ, соотнесении звуков с буквой;
выделять заданный звук в различных позициях (в начале, середине, в конце слова);
совершенствовать умение составлять распространенные предложения с заданным словом, выделять в предложении предлог;
упражнять в подборе родственных слов.
Коррекционно - развивающие задачи:
развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза;
продолжать развивать фонематический слух и слуховое восприятие;
активизировать зрительное и слуховое внимание;
способствовать развитию мыслительной деятельности (умение рассуждать, анализировать),
развивать навыки произвольности поведения.
Коррекционно - воспитательные задачи:
развивать навыки сотрудничества, взаимопроверки;
поощрять доброжелательные взаимоотношения;
совершенствовать учебные навыки (усидчивость, аккуратность в работе,уметь слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, действовать в соответствии с инструкцией).
Оборудование: магнитная доска, цветные магниты, предметные картинки(фокусник, ёж, ежонок, цилиндр, факел, букет), звуковые дорожки, мяч, карточки с предметными картинками и карандаши на каждого ребенка, полоски схемы предложения, интерактивная доска.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Коммуникация» (развитие свободного общения со сверстниками, педагогом), интегрирует со следующими образовательными областями: «Социализация» (закреплять навыки поведения в игре, беседе), «Здоровье» (развивать слуховое и зрительное восприятие, плавный длительный речевой выдох). В ходе НОД прослеживалось единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Соответствие содержания.
НОД построена с требованиями примерной основной типовой программы «Воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е.Вераксы, программное содержание было выполнено.
Для образовательной деятельности подобран игровой материал (обручи синего и зеленого цвета, мяч) доступный по содержанию, соответствующий практическим возможностям детей.
Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД)
Образовательная деятельность проводилась в подготовительной группе с подгруппой детей с общим недоразвитием речи и длилась 30 минут.
Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.
Непосредственно образовательная деятельность была построена в едином игровом сюжете.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей НОД. В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости.
Структура непосредственно образовательной деятельности (НОД)
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.
Первая часть включала в себя организационный момент: предложенная четверостишие о звуке «Ф» подготовила детей к теме занятия. Появившейся фокусника на экране интерактивной доскидал возможность заинтересовать их и выполнить задания на развитие фонематического восприятия.Вторая часть составляла дидактические игры, малоподвижную игру, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Третья часть – итог.
Методы и приёмы обучения
Методы и приемы подобраны в соответствии с коррекционно-образовательными, коррекционно-развивающими и коррекционно-воспитательными задачами.
В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и практические, игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.
Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи детей.
На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, игр, иллюстраций.
Каждый этап непосредственно образовательной деятельности имел коррекционную направленность: развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, логического мышления, плавного речевого дыхания.
Применялись различные способы включения детей в образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, учитывались речевые возможности каждого ребёнка.
Результативность НОД
Считаю, что поставленные задачи реализованы.