Презентация на МО учителей географии тема:Формирование универсальных учебных действий на уроках географии


Формирование универсальных учебных действий на уроках географииУчитель географии МКОУ Мичуринской СШ Аливапова Ленара Мустафаевна АктуальностьВажнейшей задачей современной географии является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение обучающимися конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета. Сформированность универсальных учебных действий является также и залогом профилактики школьных трудностей. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения:Умения работать  с географическими  картами  и моделями Земли;Умения  ориентироваться  на     местности;  Умения давать географические характеристики территории и отдельных географических объектов (процессов);  Умения выявлять  географические особенности размещения  объектов, явлений,   процессов. В программе развития УУД выделены четыре блокаЛичностные действияПознавательные действияРегулятивные действияКоммуникативные действия Личностные действияФормируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть свое отношение к изучаемому материалу.Они направлены на осознание , исследование или принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Основные задания формирующие личностные действия: подготовка презентаций о своем народе, стране;нарисовать герб своей местности;провести акции: «Удивительное рядом», «Помоги природе»; подготовить сообщение на темы: « География в моей будущей профессии»…Экологические урокиСтрановедческие уроки Личностные действияпозволяют   сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;Краеведческие урокиЭкологические акции, экскурсии… Личностные действияНестандартные повороты урока способствуют формированию положительного отношения к процессу познания:А удивление рождает желание больше узнать; «Познание начинается с удивления». АристотельТанцы племени МасаиПредставители племени мурси Регулятивные действия Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.В 5 классе: составления характеристики (реки, озера, моря, форм рельефа )по плану, пользуясь справочной литературой и картой.В 7 классе даем описание материков по плану(географическое положение, рельеф, климат, природные зоны…)В 8 классе с помощью тематических карт даем устные ответы на вопросы геологическое строение…, изучение номенклатуры «Крупнейшие топливные месторождения России», Подготовка сообщений: Проблемы и перспективы развития ТЭК... Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий я применяю следующие действия:Главные задачи:Действия контроляПрактические заданияПроводятся. самопроверки и взаимопроверки тестов.Задание на дом: Подготовить презентацию.Поиск информации (карты, справочники, интернет и др.)Умения применять и пользоваться тематическими картами, статистическими материалами…Составлять содержание, делать выводы. Познавательные действияВключают действия исследования , поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержанияВ формировании познавательных универсальных учебных действий на уроках географии мною ведётся в следующих направлениях: Работа с картой. Карта — уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое. Работа с картойПочему точка А и точка Б расположенные на одной географической широте имеют разную степень увлажнённости?Что является разной причиной разнообразных форм рельефа на территории России?На основе карт атласа составить комплексную характеристику одного из районов РоссииАнализируя климатическую карту России, ответить на вопрос: « Почему средняя t января в Мурманске выше, чем во Владивостоке?» Практические умения в формировании познавательных действий: Работа в контурных картах.В процессе выполнения заданий учащиеся тренируют зрительную память, а поисковая работа (определение местонахождения объекта относительно градусной сетки, береговой линии, рек и тд.)способствует логическому запоминанию.Во время закрашивания объекта и подписывания его названия развивается моторно-сенсорная память. Построение графиков Последовательное нанесение географических координат и соединение точек позволит создать образ … Презентации учеников Формируют у учеников умение презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Коммуникативные действияОбеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласовано выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Коммуникативные действия:СеминарыКруглые столы, конференцииИнтеллектуальные «брейн ринги», викторины.Недели географии… В современной системе образования роль учителя-это роль организатора развития ученика, который понимает и знает , как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!