Урок литературы по русской литературе на тему Образ Печорина
Тема: Образ Печорина
Цель: дать характеристику образа Печорина; составить планы развернутых ответов на вопросы по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; подготовиться к написанию сочинения «Печорин — герой своего времени».
Задачи:
Образовательная:
•совершенствовать умение анализа художественного произведения, повторить и закрепить способы создания образа литературного героя, продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения;
•сформировав первоначальное представление о психологическом портрете в литературе, объяснить двойственный, противоречивый характер Печорина.
Развивающая:
•совершенствовать навыки работы с текстом, умения анализировать, сопоставлять, видеть художественную деталь;
•развивать умения аргументировать и доказывать свою точку зрения;
•развивать устную и письменную монологическую (диалогическую) речь учащихся.
Воспитательная:
•воспитание нравственных качеств личности.
Оборудование: интерактивная доска, бланки ответов для учащихся.
Ход урока:
Сообщение темы и цели урока. Запись в тетрадь. Ознакомление с бланком для работы на уроке.
Вы знаете, что литература, книги помогают нам понимать других людей, мир и себя в нём. Одной из таких книг является роман Лермонтова «Герой нашего времени», над которым мы продолжаем работу. Наш урок мы посвятим главному герою романа - Григорию Александровичу Печорину. Мы постараемся доказать, что Печорин — герой своего времени. Именно так будет звучать тема контрольного сочинения.
Работа над темой урока. Работаем с бланком ответов.
М. Ю. Лермонтов в «Предисловии» к роману пишет: «Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Учитель: Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?
Разберёмся, как пороки поколения 30-х годов XIX в. сказались в поведении Печорина, в его отношениях с людьми, объясним, в чем трагизм его положения, кто виноват в его трагической обреченности.
Ученик 1. 14 (26) декабря 1825 г. - последняя в истории России попытка гвардейского дворцового переворота. Состоялась в Санкт-Петербурге на Сенатской площади. Большое количество участников - около 3-х тысяч солдат. В результате мятежа погибли 1 271 человек.
Многих из руководителей восстания приговорили к ссылке, а Каховского, Рылеева, Пестеля, Муравьева-Апостола и Бестужева-Рюмина суд вместо мучительной смертной казни четвертованием приговорил повесить. Приговор был исполнен 13 июля 1826 г. в кронверке Петропавловской крепости.
Ученик 2. Конец 20-х-начало 30-х годов Х1Х века – эпоха идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции. Он связан с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.
Характерная черта - потребность освоить «ошибки отцов», заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию.
Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.
Печорин - типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени.
Ученик 3. Главную особенность того времени раскрыл А. И. Герцен: эти годы «были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей. <...) Когда же отворачивались от этого печального зрелища холопства, когда погружались в размышления, чтобы найти какое-либо указание или надежду, то сталкивались с ужасной мыслью, леденившей сердце». Это была переходная эпоха, когда идеалы прошлого были разрушены, а новые идеалы еще не успели сформироваться. В Печорине как раз и отражено то переходное состояние, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в котором человек есть только возможность чего-то действительного в будущем и со вершенный призрак в настоящем. Тут-то и возникает то, что на простом языке называется и „хандрою", и „ипохондриею“, и „мнительностью и „сомнением“... и что на языке философском называется рефлексиею».
Значит, Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.
Учитель: Что пришло на смену вере, общности людей, уверенности предыдущего поколения?
Повесть «Фаталист»
«Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое небо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с участием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши предки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и истинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или судьбою...»
С одной стороны он иронизирует над их наивной верой, с другой стороны, он откровенно завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но, отвергая прежнюю наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные идеалы. Несчастье Печорина в том, что он сомневается не только в необходимости добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на свете".
Запись в бланк ответов. Безверие, индивидуализм, сомнение – всё это стало системой взглядов Печорина.
Учитель: Каковы нравственные принципы, выведенные Печориным из этой системы взглядов?
Например, как Печорин относится к дружбе? «КНЯЖНА МЕРИ» 13-го мая. Работа с текстом
Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги!
Запись в бланк ответов: «…Из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе.
Вариант 1. Для сильного класса
Работа по группам. Охарактеризуйте отношения между персонажами, отвечая на вопросы.
Подберите ключевые слова.
Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.
-50165186055001. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
2. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) 3. Какова роль образа Максима Максимыча в романе?
Ответ группы
Несмотря на то, что Максим Максимыч считает Печорина странным человеком и явно не одобряет того, как поступает Григорий с Бэлой, он привязан к Печорину и считает того своим другом. «Мы были приятели», «были друзья закадычные», — служа вместе, люди становятся близкими, почти родными, именно в этом искренне убежден Максим Максимыч.
Уже будучи знакомыми с Печориным, мы, читая о предстоящей встрече, сомневаемся, что со стороны Печорина она будет теплой и радостной, — ведь он не скрывает от штабс-капитана своего характера и не обещает дружбы: «глупец я или злодей, не знаю; … во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня». Но вот встреча состоялась, слова радости и благодарности, что не забыл Максим Максимыч Печорина, произнесены, старый знакомый обнят Григорием дружески, но почему так веет холодом от Печорина, почему обижен и расстроен Максим Максимыч, ради встречи впервые нарушивший правила? «Неужели я не тот же?.. Что делать? всякому своя дорога…» — говорит герой, и мы понимаем: он никого не собирается обижать, просто встретил старого знакомого, которого никогда не считал своим другом.
Группа 2. Печорин и Грушницкий.
1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?
3. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?
Ответ группы
Встречу с Грушницким Печорин описал так: «мы встретились старыми приятелями», но уже с первых строк описания понятно, что под дружескими отношениями скрыты совсем другие. И действительно, Грушницкий — человек, чье главное наслаждение — «производить эффект» и кто «важно драпируется в необыкновенные чувства» и играет в разочарованного. Печорин же – само разочарование, это его болезнь, и он не может не чувствовать искусственности юнкера и по этой причине не принимать его. «Я его понял, и он за это меня не любит».
Нелепая дуэль с Грушницким - это его роковая месть за розыгрыш. Печорин решает довести дело до конца и убивает бедного юнкера, хотя и знает, что Грушницкий в него никогда бы не выстрелил. Печорин презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.
Группа 3. Печорин и Вернер.
1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?
Ответ группы
Пожалуй, именно в отношениях с Вернером ярче раскрывается тема дружбы в «Герое нашего времени», возможно, с доктором у Печорина могла бы сложиться дружба, они во многом так похожи. С той минуты, как Вернер и Печорин «отличили в толпе друг друга», отношения их для других так ее напоминают. «Вернер человек замечательный», главный герой знает сильные и слабые стороны доктора в совершенстве. Что же свело вместе двоих? «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя», «мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями». Ни Вернер, ни Печорин к дружбе неспособны.
Григорий отрицает истинные дружеские отношения, дружба в жизни Печорина не существует, поскольку требует самозабвения, открытости, доверия, — всего того, чего у главного героя романа нет. Он говорит что «из двух друзей всегда один раб другого», и, вполне вероятно, это не убеждение, а желание скрыть неспособность пустить кого бы то ни было в свое сердце.
«Он скептик и материалист, … а вместе с этим поэт», — говорит Печорин о приятеле, а доктор оттеняет и проявляет то лучшее, что находим мы в характере Григория: аналитический ум, сильную волю, развитый интеллект, искренность. Вместе с тем, невольно сравнивая героев, мы отчетливее воспринимаем и другие качества Печорина – эгоизм, бесчувственность и даже жестокость.
Группа 4. Печорин и Вулич.
1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему
Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?
Ответ группы
Повесть «Фаталист» начинается с философского спора Печорина с Вуличем о предопределении человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печорин же задается вопросом: "Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?" Этот спор проверяется тремя примерами, тремя смертельными схватками с судьбой. Во первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей; во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьяным казаком; в-третьих, отважный бросок Печорина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печорин, о смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно было с чем".
15938510477500
Вариант 2. Для слабого класса
Беседа по наводящим вопросам:
Какой персонаж изображён? Как вы его узнали? В какой момент запечатлён персонаж? И т.д.
Вывод: Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, менее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.
Учитель: Продолжаем обсуждение вопроса, каковы нравственные принципы, выведенные Печориным из его системы взглядов?
Как Печорин относится к счастью? «КНЯЖНА МЕРИ» 3-го июня
«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви».
Запись в бланк ответов: счастье — «насыщенная гордость».
Учитель: Как Печорин относится к другим людям? «КНЯЖНА МЕРИ» 3-го июня
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти…»
Запись в бланк ответов: «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», отсюда эгоизм и равнодушие.
Учитель: Как Печорин относится к женщинам, к любви? «КНЯЖНА МЕРИ» 14-го июня
«Я иногда себя презираю... не оттого ли я презираю и других?.. Я стал не способен к благородным порывам; я боюсь показаться смешным самому себе… надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту ... но свободы моей не продам . Отчего я так дорожу ею? что мне в ней?.. куда я себя готовлю? чего я жду от будущего?.. Право, ровно ничего. Это какой-то врожденный страх, неизъяснимое предчувствие...»
Запись в бланк ответов: он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «...двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту... но свободы своей не продам».
Вариант 1. Для сильного класса
Работа по группам. Охарактеризуйте отношения между персонажами, отвечая на вопросы.
Подберите ключевые слова.
Группа 1. Печорин и Бэла.
226060-3175001. Как в песне — комплименте Печорину, спетой Бэлой на свадьбе сестры, обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к ней? Любил ли он ее на самом деле?
3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?
Ответ группы
Когда Печорин в первый раз увидел прекрасную черкешенку Бэлу, он подумал, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски и разочарования. Бэла была наделена не только красотою. Это была пылкая и нежная девушка, способная на глубокое чувство. Гордая и стыдливая Бэла не лишена сознания своего достоинства. Когда Печорин к ней охладел, Бэла в порыве негодования говорит Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, кто ему мешает отослать меня домой?.. Если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба, я княжеская дочь!».
История с Бэлой показала Печорину, что в женской любви он напрасно искал счастья.»Я опять ошибся, - говорит Печорин, - любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедает, как и кокетство другой».
Группа 2. Печорин и девушка-ундина.
1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины? Как это характеризует его?
2. B чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала? Докажите свои мысли цитатами.
3. Какова композиционная роль образа ундины?
Ответ группы
Отношения с ундиной были для Печорина просто экзотическим приключением. Она – ундина, русалка, девушка из забытой сказки. Этим она и привлекает Печорина. Несомненно, на его заинтересованность повлияла таинственная обстановка. Для него – это один из витков судьбы; для нее – это жизнь, где каждый борется за свой место, за свое дело.Группа 3. Печорин и Мери.
1. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Подтвердите свое мнение цитатами из записей от 3, 12 июня. Как герой объясняет свои отношения с Мери?
2. Как проявляется характер Печорина в сцене последнего объяснения с Мери? Почему он все-таки решился на дуэль?
3. Каков композиционный смысл образа Мери?
Ответ группы
Княжна Мери, так же как и Бэла, - жертва мятущегося Печорина. Эта гордая и сдержанная аристократка глубоко увлеклась «армейским прапорщиком» и решила не считаться с предрассудками своей знатной родни. Она первая призналась Печорину в своем чувстве. Но в минуту решительного объяснения с княжной Печорин почувствовал себя неспособным отдать кому-либо свою свободу. Женитьба была бы «тихой пристанью». И он сам отвергает любовь Мери. Оскорбленная в своем чувстве, искренняя и благородная Мери замыкается в себе и страдает.
Группа 4. Печорин и Вера.
1. Охарактеризуйте чувства Печорина и Веры друг к другу. Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 16 и 23 мая, из письма Веры к Печорину после дуэли и эпизода погони за Верой. Почему Печорин, искренне любя Веру, все же не может сделаться «рабом любимой женщины»?
2. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина? Ответ группы
Любовь к Вере была наиболее глубокой и длительной привязанностью Печорина. Среди своих скитаний и приключений он оставлял веру, но снова к ней возвращался. Печорин причинил ей много страданий. «С тех пор, как мы знаем друг друга, - говорила Вера, - ты ничего мне не дал, кроме страданий». И тем не менее она любила его. Готовая принести в жертву любимому человеку и чувство собственного достоинства, и мнение света, Вера делается рабой своего чувства, мученицей любви. Расставаясь с ней Печорин понял, что вера была единственной женщиной, которая его поняла и продолжала любить, несмотря на его недостатки. Окончательную разлуку с Верой Печорин переживает, как катастрофу: он предается отчаянию и слезам. Нигде так ясно не обнаруживается безысходное одиночество Печорина и порождаемые им страдания, которые он скрывал от других под своей обычной твердостью и хладнокровием.
-596902349500Вариант 2. Для слабого класса
Беседа по наводящим вопросам:
Какой персонаж изображён? Как вы его узнали? В какой момент запечатлён персонаж? И т.д.
Вывод: Женские образы в романе, несомненно, выше, чище Печорина. Все героини — это женщины «с характером». Они натуры более цельные, искренние, решительные, умеющие любить и глубоко чувствовать.
Минутка отдыха
Учитель: Согласны ли вы с тем, что, обладая жаждой деятельности, Печорин растрачивает силы на мелкие страсти и жалкие поступки?
Да. Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо "честных контрабандистов", нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность для умного и энергичного человека. Запись в бланк ответов.
Учитель: Понимал ли Печорин противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (Белинский)?
Фрагмент из фильма. «Зачем я жил?»
Да. «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...» Запись в бланк ответов.
Учитель: Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»?
Фрагмент из фильма. Печорин рассказывает княжне Мери о себе.
Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение! Запись в бланк ответов.
Учитель: Печорин не находил себе места в обществе. Так ли он в этом виноват?
Какова характеристика Печорина и «водяного» общества в сравнении?
В психологической повести “Княжна Мери” личность Печорина противопоставлена “водяному обществу”, показано отношение героя к этому обществу и обществу вообще. “Водяное общество” — это собирательный образ представителей местного и столичного дворянства, в поведении и жизни которых прослеживаются все характерные черты описываемой эпохи. Конфликт личности и общества воплотился не только в раскрытии характера главного героя, но и в изображении “водяного общества”, их жизни, интересов, развлечений.
Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин.
В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Запись в бланк ответов.
Учитель: Почему Печорин, несмотря на то, что он — «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание?
Фрагмент из фильма. Разговор с Максим Максимычем о своём несчастном характере.
Трагизм судьбы Печорина — в ясном понимании им своей противоречивости. В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения. Как уже говорилось, Печорин презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.
«Душа Печорина не каменистая почва…» Запись в бланк ответов.
Итоги урока.
Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:
Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
«Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.
Рефлексия. Запись в бланк ответов.
5. Домашнее задание: 1) ответить на вопрос письменно: «Что нового вы узнали о Печорине?»
2) индивидуальные задания (по желанию)
Бланк ответов
Вопрос Ответы Пример из текста
В какое время жил Печорин?
Печорин — герой переходного времени, основным признаком которого было отсутствие высоких общественных идеалов.
Задумавшееся поколение:
1) свободолюбивые идеи, воспринятые ими в ранней юности от декабристов, сделали их непримиримыми по отношению к действительности; 2) николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила их возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи; 3) уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили им подняться до правильного понимания смысла жизни.Сообщение учеников
Что пришло на смену вере, общности людей, уверенности? безверие, индивидуализм, сомнение как система взглядов Печорина. ФАТАЛИСТ
Как Печорин относится к дружбе? «из двух друзей всегда один раб другого», отсюда неспособность Печорина к дружбе КНЯЖНА МЕРИ
13-го мая
Как Печорин относится к счастью?
счастье — «насыщенная гордость», отсюда убеждение: «Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права,— не самая ли это сладкая пища нашей гордости?» КНЯЖНА МЕРИ
3-го июня
Как Печорин относится к другим людям? «...я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы», отсюда эгоизм и равнодушие. КНЯЖНА МЕРИ
3-го июня
Как Печорин относится к женщинам, к любви?
он дорожит своей свободой, как высшей ценностью: «…как бы страстно я ни любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на ней жениться, - прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту ... но свободы моей не продам». КНЯЖНА МЕРИ
14-го июня
Согласны ли вы с тем, что, обладая жаждой деятельности, Печорин растрачивает силы на мелкие страсти и жалкие поступки? Без долгих раздумий, ради капризной прихоти Печорин вырвал Бэлу из родного очага и погубил ее, очень сильно обидел Максим Максимыча, из-за пустого волокитства разорил гнездо "честных контрабандистов", нарушил семейный покой Веры, грубо оскорбил любовь и достоинство Мери. Безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность для умного и энергичного человека. Понимал ли он противоречивость «между глубокостию натуры и жалкостию действий» (Белинский)? «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные...»
Фрагмент из фильма
Печорин ли виноват в том, что он стал «лишним человеком»? Недостатки каждого отдельного человека могут быть присущи только ему – тогда можно пытаться их исправить. Но когда пороки свойственны целому поколению – вина ложится не на отдельных людей, а на общество, породившее эти пороки! Исправлять надо было русскую действительность, целое поколение! Фрагмент из фильма
Какова характеристика Печорина и «водяного» общества в сравнении?
Печорин с легким презрением подмечает тщательно скрываемую зависть друг к другу, любовь к сплетням, интригам. Быт и нравы посетителей кавказских минеральных вод, над которыми иронизирует и сам автор, и главный герой, обусловлены историей, традициями. Образ “водяного общества” дается также параллельно с образом светского общества, о котором упоминает Печорин.
В целом все “водяное общество” противопоставлено Печорину. Почему Печорин, несмотря на то, что он — «портрет, составленный из пороков» своего поколения, вызывает наше горячее сочувствие и даже сострадание? Трагизм судьбы Печорина — в ясном понимании им своей противоречивости. В главном герое живут два человека, один постоянно совершает поступки, а другой осуждает его за них. Он не угадал своего предназначения. Как уже говорилось, Печорин презирает своих современников и себя самого за никчемность и беспощадно бичует себя за то, что никогда не будет служить высоким идеалам.
«Душа Печорина не каменистая почва…» Фрагмент из фильма