Слушается дело по Обвинению Печорина

Слушается дело по Обвиненню Печорина ... »

(по Роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего временю»: урок - суд

Р.К. Меренкулова, учитель русского языка и литературы


Цели урока: расширить круг знаний учащихся о романе «Герой нашего времени», развивать логическое мышление, творческие способности учащихся, навыки критического мышления, воспитывать, талантливого читателя, использовать элементы интерактивного обучения (метод вопросов и ответов, дискуссия).
Задачи урока: уметь самостоятельно анализировать материал, критически мыслить, формулировать свою точку зрения.
Тип урока: урок-суд.
Оборудование: интерактивная доска, презентация.
Художественное оформление: участники урока одеты в стиле 19 века, декорация комнаты, приближенная к заседанию суда.
Эпиграф урока: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» (г.Печорин).
Ход урока
Оргмомент. Объявление темы, целей урока.
Преподаватель (рефлексия на начало урока): Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? (Ответы учеников).
Секретарь: Встать, Суд идёт!
Судья: Слушается дело по обвинению Печорина Григория Александровича в убийстве на дуэли Грушницкого, унижении достоинства княжны Мери, в похищении Белы, которое привело к её гибели. Объявляю состав Суда. (Представляет прокурора, адвоката, секретаря).
В судебном заседании принимает участие потерпевшая - княжна Мери Лиговская.
- Есть ли у сторон отводы к составу суда? (Нет). Раз отводы не имеется, объявляю судебное заседание открытым. Подсудимый, встаньте! Вы имеете право участвовать в судебном заседании, задавать вопросы, не свидетельствовать против себя, заявлять ходатайства, обжаловать приговор, если таковой состоится. Садитесь! Слово предоставляется государственному обвинителю.
Печорин начинает проводить эксперимент: старается влюбить в себя княжну Мери Лиговскую. Когда это ему удалось, он безжалостно прерывает свой опыт, тем самым оскорбив чувства благородной девушки, унизив её достоинство. Жестокость, коварство - характерные черты Печорина. Он провоцирует Грушницкого и вызывает его на дуэль. Внешним поводом для поединка послужила «клевета» Грушницкого на княжну Мери, но были и внутренние причины: неприязнь к «романтическому фразёру», минутная зависть, когда княжна в присутствии княжна Мери: он вначале сторонился моего общества. Затем мы невольно подружились. Печорин защитил мою честь, дав на балу отпор пьяному господину, который пытался пригласить меня на мазурку.
В присутствии Печорина выделила Грушницкого, который в сговоре с драгунским капитаном хотел обмануть его и посмеяться над ним. За дуэль, как известно, в России наказывали: при Петре 1 дуэлянтов ждала смертная казнь, При Екатерине II -лишение прав и ссылка в Сибирь. Сегодня, когда страной правит Николай І, наказанием за неё служит разжалование в солдаты и перевод в действующую армию. Где бы ни находился Печорин, всюду он сеет зло. Для забавы он организует похищение черкешенки Бэлы, вовлекая в преступление Азамата , юного брата Бэлы, и ломая жизнь обоим. Он стал косвенным виновником смерти их отца. По странной прихоти подсудимого в один миг жизнь порядочной черкесской семьи была разрушена.
Судья: Подсудимый Печорин! Вам понятно предъявленное обвинение? Вы признаёте себя виновным?
Печорин: Целая моя жизнь была только грустная
цепь противоречий сердца и рассудка. Такова была моя участь с самого детства! Все читали на моём лице признаки дурных свойств, которых не было, но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен.
Судья: Потерпевшая княжна Лиговская, что вы можете сказать по этому делу?
Княжна Мери: Летом мы с маменькой выезжали в Пятигорск на минеральные воды поправить своё здоровье и отдохнуть: Московская суета так утомляет. Там я и встретилась с Печориным.
Прокурор: Какие отношения у Вас сложились с подсудимым?
Княжна Мери: Он вначале сторонился моего общества. Затем мы невольно подружились. Печорин защитил мою честь, дав на балу отпор пьяному господину, который пытался пригласить меня на мазурку.
Мы стали чаще встречаться в обществе. Печорин делал всё для того, чтобы я обратила на него внимание.
Прокурор: Какие отношения были между Вами и Грушницким?
Княжна Мери: Ах, как мил был Грушницкий!
Любезный, добрый человек, царствие ему небесное. Бедняжка, раненая нога мешала ему свободно передвигаться, он так страдал! Печорин всячески мешал нашим отношениям, подвергал его насмешкам, а впоследствии хладнокровно убил Грушницкого.
Адвокат: Как вы узнали, что Печорин Вас не любит?
Княжна Мери: Я до сих пор вспоминаю тот день с содроганием. Весь мир рухнул, когда Печорин безжалостно и хладнокровно сказал, что не любит меня. Признаюсь, я едва владела собой.
Адвокат: Воспользовался ли он вашими чувствами
и выставлял ли он их на посмешище?
Княжна Мери: Нет, я не могу обвинить его в этом.
Судья: Секретарь, прошу Вас вызвать свидетеля
княгиню Веру.
Секретарь: Вызывается свидетель княгиня Вера.
Судья: Свидетель, что Вы можете сказать о Печорине?
Княгиня Вера: С тех пор, как я знаю Печорина, он не дал мне ничего, кроме страданий. Но я его любила и люблю, моя любовь к нему срослась с душой моей, она потемнела, но не угасла, я надеялась, что он оценит мою глубокую нежность, любовь и убедил ась, что это была напрасная надежда.
Прокурор: Вы знали об отношениях Печорина и Мери.
Княгиня Вера: О, да! Именно я попросила его сделать вид, что он влюблён В княжну Мери. Печорин должен был ухаживать за княжной, чтобы никто не узнал о наших отношениях. Это была единственная возможность встречаться с ним.
Адвокат: Вы так тепло говорите о моём подзащитном, в то время, как потерпевшая утверждает обратное. Можете ли вы обвинить его неблагородстве и холодности?
Княгиня Вера: Я не стану обвинять Печорина. Он
очень горяч, но не холоден, он не способен более любить так, как я люблю его. В его природе есть что-то особенное, что-то гордое и таинственное. Но в неблагородстве его нельзя упрекнуть. Насколько я знаю, он честно признался княжне в том, что не любит её и не пытается использовать
её чувства.
Секретарь: Вызывается свидетель драгунский капитан.
Судья: Свидетель, что Вы можете сказать поэтому делу?
Драгунский капитан: Печорин - первейший трус.
Он думает, что только он и жил в свете, оттого что носит всегда чистые перчатки и вычищенные сапоги. А что стоит эта надменная улыбка!
Прокурор: Что вы можете сказать об отношениях
Печорина и Грушницкого?
Драгунский капитан: Печорин вёл себя вызывающе.
Стал волочиться за княжной, отбил её у Грушницкого, а ведь покойный так любил её. Грушницкий был молодец, и притом мой истинный друг! Печорин подло провоцировал его и вызвал несчастного на дуэль, на которой убил Грушницкого.
Судья: Расскажите подробнее о том, как проходила дуэль?
Драгунский капитан: Дуэль проходила ранним утром. Я был секундантом Грушницкого. Я сказал доктору Вернеру, секунданту Печорина, чтобы он бросил жребий. Доктор вынул из кармана серебряную монету и поднял её кверху. Монета взвилась и упала, звеня; все бросились к ней. «Вы счастливы, - сказал Печорин Грушницкому, - вам стрелять первому!». Я зарядил пистолеты, подал один Грушницкому. Но он промахнулся, к моей досаде. Пуля лишь оцарапала колено Печорина. Натура - дура, судьба - злодейка, а жизнь - копейка! После этого наступила очередь Печорина. Он стал опять предлагать Грушницкому попросить прощения, потребовал перезарядить пистолеты, хотя я их уже заряжал. Это было совершенно против правил.
Адвокат: Что Вы можете сказать о пари, заключённом между Вами и Грушницким, когда Вы пытались доказать, что Печорин - трус?
Драгунский капитан: Никакого пари заключено не
было, это клевета.
Адвокат: Ваша честь, насчет показаний свидетеля у защиты большие сомнения. Я прошу допросить моего подзащитного, он утверждает обратное.
Судья: Подсудимый Печорин, что Вы можете
сказать об этом?
Печорин: Я невольно подслушал разговор
пирующей компании. Там были Грушницкий и драгунский капитан, который как раз и убеждал всех в том, что меня надо проучить, называл меня трусом и предложил план, как испытать мою храбрость. Согласно этому плану Грушницкий должен был придраться к какой-нибудь глупости и вызвать меня на дуэль.
Адвокат: Ваша честь, я прошу повторно допросить свидетеля, так как он дал ложные показания.
Судья: Драгунский капитан, прошу Вас ещё раз выйти. Что Вы можете сказать по поводу показаний подсудимого?
Драгунский капитан: Ваша честь, это было просто
шуточное пари.
Адвокат: Ваша честь, защита ходатайствует о вызове
свидетеля доктора Вернера.
Доктор Вернер: Будучи секундантом Печорина, я отправился к Грушницкому, чтобы обговорить условия поединка. Я на минуту остановился в передней, чтобы снять калоши, и невольно стал свидетелем разговора, который происходил между Грушницким, драгунским капитаном и ещё одним господином. Драгунский капитан предложил зарядить пулею один пистолет Грушницкого. Я сообщил об этом заговоре Печорину.
он согласился на дуэль, зная о том, что замышлял ось убийство. Я предупреждал его о том, что он рискует жизнью, ведь стреляться решили по замыслу Грушницкого на шести шагах. Но Печорин был твёрд в своём решении.
Прокурор: Если Вы знали о предстоящем заговоре, почему не сообщили об этом куда следует.
Доктор Вернер: На этом настоял Печорин. Адвокат: Ваша честь, ввиду открывшихся обстоятельств прошу вновь вызвать свидетеля драгунского капитана.
Судья: Драгунский капитан, пройдите к трибуне.
Защита, Вы можете задать свои вопросы свидетелю.
Адвокат: Вы, как стало известно, участвовали в тайном заговоре против моего подзащитного, мало того, были ещё и инициатором?
Драгунский капитан: Да, я участвовал в заговоре, но план подмены пули предложил Грушницкий.
Судья: Доктор Вернер, Вы подтверждаете показания свидетеля?
Доктор Вернер: Ваша честь, я с уверенностью ещё раз подтверждаю, что инициатором был драгунский капитан. Грушницкий пытался отказаться, но этот господин был настойчив. «Зачем подвергать себя опасности, если можно избавиться?» - говорил он. Грушницкий был, кажется, поблагороднее своих товарищей, но жаль, что он все - таки последовал советам драгунского капитана: в борьбе совести с самолюбием победило самолюбие.
Судья: Свидетель, Вы признаёте факт, о котором
сообщил доктор Вернер?
Драгунский капитан: Да, Ваша честь.
Судья: Ну, что же, Вы поступили разумно, признавшись во всём, иначе суду пришлось бы привлечь Вас к ответственности за дачу ложных показаний. Перейдём к заключительной части предъявленного обвинения - в похищении черкешенки Бэлы и её гибели. Вызывается свидетель - Максим Максимыч. Максим Максимыч: Ваша честь, я всю жизнь посвятил военному делу, а служба моя прошла на Кавказе. Однажды, осенью пришёл транспорт с провиантом, в транспорте был офицер, молодой человек, лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нём мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно. Его звали Григорием Александровичем Печориным. Славный малый; только немножко странен. В дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут, а ему - ничего. А другой раз - сидит у себя в комнате, ветер пахнёт, уверяет, что простудился; ставнем стукнет; он вздрогнет, побледнеет; а при мне ходил на кабана - один на один. Бывало, по целым часам слова не добьёшься, зато иногда начнет рассказывать, так животики надорвёшь со смеха ... Должно быть, богатый человек: сколько у него было разных дорогих вещиц!
Судья: Свидетель, что вы можете рассказать о похищении Бэлы? Как это произошло?
Максим Мяксимыч: На Кавказе, знаете ли, есть обычай всех встречных приглашать на свадьбу. Вёрст шесть от крепости жил один мирной князь. Раз приезжает старый князь звать всех на свадьбу: старшую дочь отдавал замуж, а мы были с ним кунаками: так нельзя отказаться.
Адвокат: Свидетель, расскажите, как произошло знакомство Печорина с Бэлой?
Максим Максимыч: Когда Печорин нелестно отозвался о черкешенках, я усмехнулся. У меня было своё на уме: я решил показать ему Бэлу, меньшую дочь хозяина. Как она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны. Печорин весь вечер не сводил с неё глаз. Кроме Печорина из угла комнаты смотрел на Бэлу своими огненными глазами мой старый знакомый Казбич. Лошадь его славилась в целой Кабарде: вороная, как смоль, ноги - струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы, какая сила! Скачи хоть на пятьдесят вёрст; а уж выезжена - как собака бегает за хозяином, даже его голос знала! Азамат, сынишка князя лет пятнадцати, так мечтал завладеть скакуном Казбича. Он украл сестру для Печорина, а тот помог завладеть конём Казбича.
Адвокат: Знали ли Вы о замысле Печорина и делали ли что-нибудь для того, чтобы предотвратить осуществление этого замысла?
Максим Максимыч: Печорин вёл свои разговоры с Азаматом при мне, я догадывался о его намерениях, но я старый человек, не мне учить господ, как им поступать.
Прокурор: Это правда, что Печорин, похитив Бэлу, силой удерживал её у себя?
Максим Максимыч: Поначалу Бэла сидела в углу, закутавшись в покрывало, не говорила, не смотрела: пуглива, как дикая серна. Подарки Печорина первые дни она, молча, гордо отталкивала, но он продолжал засыпать её подарками: отправил нарочного в Кизляр за множеством разных персидских материй. Тогда Печорин решился на последнее средство: он сделал вид, что уезжает навсегда. Только едва он коснулся двери, как Бэла вскочила, зарыдала и бросилась ему на шею.
Прокурор: Любил ли Печорин Бэлу?
Максим Максимыч: Вначале Григорий Александрович наряжал её, как куколку; и она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошёл загар, румянец разыгрался на щеках. Уж какая была весёлая, и всё надо мной, проказница, подшучивала. Но Печорин стал снова задумываться, потом всё чаще стал пропадать на охоте и оставлять Бэлу одну. Обращение Печорина стало холодно, он редко ласкал её, и она заметно начала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели.
Судья: Встаньте, подсудимый! Что Вы можете сказать по этому поводу?
Печорин: У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли создал, не знаю; знаю только то, что если я причиняю несчастия других, то и сам не менее несчастлив. В первой моей молодости я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также
надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, но их любовь раздражало моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Когда я увидел Бэлу в своём доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её чёрные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простота одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё любил, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдал бы жизнь. Только мне с нею было скучно.
Прокурор: Признаёте ли Вы, что, если бы меньше проводили время на охоте, Казбич не смог бы похитить Бэлу, и тем самым Вы способствовали её гибели?
Печерин: Я глубоко сожалею о том, что в тот злополучный день оставил Бэлу одну. До сих пор не могу простить себе этого.
Судья: Свидетель Максим Максимыч, расскажите о том, как погибла Бэла.
Максим Максимыч: Печорин уговорил меня ехать с ним на кабана. Охота была неудачная, мы вернулись и были почти у самой крепости, когда раздался выстрел. Смотрим: летит в поле стремглав всадник и держит
что - то белое на седле. Это был Казбич. Печорин на скаку выстрелил. Казбич соскочил, на руках он держал женщину, окутанную чадрою ... Это была Бэла. Он что-то закричал по - своему и занёс над нею кинжал. Я выстрелил наудачу; верно, пуля попала ему в плечо, потому что вдруг он опустил руку когда дым рассеялся, на земле лежала раненая лошадь и возле неё Бэла; а Казбич, бросив ружьё, карабкался на утёс. Мы соскочили с лошадей и кинулись к Бэле, Бедняжка, она лежала неподвижно, и кровь лилась из раны ручьями. Мы изорвали чадру и перевязали рану как можно туже. Напрасно Печорин целовал её холодные губы - ничто не могло привести её в себя. Через два дня она умерла.
Прокурор: Как вёл себя Печорин в момент её смерти?
Максим Максимыча ; Я вывел Печорина из комнаты; долго мы ходили по крепостному валу взад и вперёд, не говоря ни слова; его лицо не выражало ничего особенного, и мне стало досадно; я бы на его месте умер с горя. Наконец, он сел на землю, в тени, и начал что-то чертить палочкой на песке. Я больше для приличия хотел утешить его, начал говорить; он поднял голову и засмеялся. У меня мороз побежал по коже от этого смеха. Печорин был долго нездоров, исхудал, бедняжка; только никогда с этих пор мы не говорили о Бэле: я видел, что это ему неприятно.
Судья: Если у сторон нет больше вопросов, переходим к прениям сторон.
Прокурор: Уважаемый суд! В ходе тщательно проведённого следствия и сегодняшнего заседания выяснилось, что все пункты обвинения нашли своё подтверждение. Действительно, наш подсудимый виновен в смерти Грушницкого, которого он хладнокровно убил после того, как заговор уже был раскрыт, хотя мог ограничиться этим и отказаться от своего выстрела. Но мстительный Печорин берёт верх над милосердием. Забавы ради он влюбляет в себя благородную княжну Мери и бросает её, посмеявшись над её чувствами. Печорин организует похищение Бэлы и становится виновником её смерти. Она, в сущности, жертва ещё одного его эксперимента. Поведение Печорина ещё раз доказывает, что у этого человека нет сердца. К тому же его можно считать косвенным виновником гибели отца Бэлы. Из- за эгоистичных действий подсудимого разбита жизнь Азамата: в один миг он лишился крова, сестры, стал по неопытности своей преступником, потерял отца, вынужден был скрываться. Печорин - эгоистичный, самовлюблённый человек, презирающий всех, кто вынужден находиться рядом с ним. Первое его удовольствие - подчинять своей воле всех, кто его окружает. Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей - величайшее наслаждение для него. Я считаю, что такие люди не имеют права находиться в обществе. Я прошу суд лишить его всех гражданских прав и состояния и отправить в Сибирь на каторжные работы.
Судья: Потерпевшая, желаете ли вы высказать своё мнение?
Княжна Мери: Я прощаю Вас, Печорин. Вы поступили со мной честно. Сердцу ведь не прикажешь любить.
Адвокат: Мой подзащитный - герой своего времени.
Он образован, умён, привык сомневаться во всём, Он человек смелый и отчаянный, ищет острых ощущений, риска. Покойный Грушницкий - натура настолько противоположная Печорину во всём, что понятно: когда - нибудь они должны столкнуться на узкой дороге и одному из них несдобровать. Так и происходит. Беда Грушницкого в том, что он слабовольный юноша, которым можно управлять. Моего подзащитного обвиняют в коварном отношении к княжне Мери. Но ведь в этом была и её вина. Яркая представительница светского общества, капризная и избалованная особа, которая желала, чтобы её забавляли, а Печорин не пожелал этого делать. Мы теперь знаем истинную причину их взаимоотношений: их раскрыла нам княгиня Вера. Печорина обвинили в жестокости, так как он признался в том, что не любит её. Но никто не может запретить человеку любить. Благодаря моему подзащитному Мери обрела способность искренне полюбить. А Печорин, поняв глубину её чувств, прекратил эксперимент. В этот момент он возобновил свои отношения с княгиней Верой. С Мери Печорин был предельно честен. Что касается убийства Грушницкого на дуэли, то Печорин сам едва не оказался жертвой. Инициатором дуэли его назвать нельзя, ведь отказавшись стреляться, он прослыл бы трусом, чего добивался драгунский капитан. Печорин до последнего надеялся, что Грушницкий раскается и откажется от подлого замысла, но этого не произошло. И Печорину пришлось сделать роковой выстрел.
Что касается Бэлы, он действительно организовал её похищение, но погибла она от руки Казбича, он же убийца её отца. Азамат и до Печорина мечтал иметь коня Казбича, готов был овладеть им любыми средствами и похитить Бэлу предлагал вначале Казбичу. Он был избалован отцом, и Печорин вряд ли мог повлиять на его характер. Печорин во многих поступках обнаруживает человечность и благородство. Я считаю, что мой герой достоин оправдания.
Судья: Подсудимый. Вам предоставляется последнее слово.
Печорин: Пробегаю в памяти всё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне предназначение высокое. Но я не угадал этого назначения, я увлёкся при манками страстей пустых и неблагодарных. Моя любовь никому не принесла счастья. Одни почитают меня хуже, другие - лучше, чем я в самом деле. Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец! И то и другое будет ложно. Я нравственный калека, у которого высохла, испарилась, умерла лучшая половина души. Лучшие мои чувства я хоронил в глубине сердца, и они там умерли.
Судья: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора. (Судья возвращается). Суд, посовещавшись и приняв материалы судебного следствия к сведению, пришёл к следующим выводам. Григорий Александрович Печорин причинил страдание и горе окружающим людям. Но обвинить его в убийстве черкешенки Бэлы и Грушницкого мы не можем. Нельзя его винить в смерти Грушницкого; здесь, как известно, решила воля случая. Не доказано обвинение Печорина в подлости и коварстве. Действительно, Печорин организовал похищение Бэлы, но погибла она от руки Казбича. Печорин - жертва общества. Его душа испорчена светом, разорвана на две половинки, лучшая из которых высохла, испарилась, умерла, тогда, как другая шевелилась и жила к услугам каждого. Он умеет анализировать свои поступки и признавать ошибки. Бэла стала его первой жертвой. Виной всему были культурные и социальные различия между ними, а это, увы, нельзя компенсировать влюблённостью. Подсудимый. будучи интеллектуалом, обязан был это предвидеть. В отношениях с княжной Мери он одновременно циничен и благороден, расчётлив и непосредствен. Печорин отвергает уготовленной судьбой роли (Верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные), но понимает невозможность самореализации ( людей, начиная её, думают кончить её как Александр, Великий или лорд Байрон, а между тем целый век остаются титулярными советниками»). Это определяет пустоту его жизни, объясняет социальную апатию.
Для Печорина добро и зло давно неразличимы, и потому он не останавливается ни перед чем, разрушая чужие иллюзии, счастья, жизнь. Но нет сомнения, что он страдает от своей жестокости, то гнетущего состояния скуки, от недостойной игры женскими сердцами. Сильная одарённая личность, он вынужден жить жизнью, ничему не посвящённой, а это великое бремя. И ему придётся продолжать вести суд над собой в минуты самоуглубления: « ... зачем я жил, для какой цели я родился?», А наш суд выносит ему оправдательный приговор. Судебное заседание объявляется закрытым.
Учитель: Понравился ли вам урок? Что особенно взволновало вас? (Ответы учеников). Отмечаю, что трагедия поколения обрекла Печорина на сушествование «страдающего эгоиста». Осмысливая его трагедию, Лермонтов часто обращается к понятию «рою>. С чем у вас ассоциируется это слово. (На доске записываются слова: судьба, предопределение, злые силы, случай). Вместе поразмышляем: почему Печорин был разрушителем чужой жизни, а не созидателем. Предлагаю тем, кто взялся исполнить роли героев романа, теперь уже «вернуться к себе». В этом им помогут строки Баратынского: «Мой дар убог, и голос мой негромок, но я живу - и на земле моё кому-нибудь любезно бытие», Подумайте, кому может быть «любезно бытие»? Что здесь было главным? Может быть, насколько вы сумели себя познать? (Ответы учеников). Какие ассоциации вызывают у вас слова «самопознание», «самовыражение»? Запишите их. Что же важно на пути к самопознанию? Назовите свои сильные стороны, то, что вы особенно цените в себе. (Ответы учеников). Видите, у каждого есть своя изюминка, своя индивидуальность. Постараемся её поставить и объединить в один сюжет. В качестве содержания сюжета возьмём высказывание: «Цель жизни - самопознание и самовыражение». Каждый говорит по одному слову. определяющему главное, ключевое в этом высказывании. Дома составьте текст с этими словами, соотнеся их с данным высказыванием, с пониманием себя и с тем, что вы услышали о Печорине на суде.



«Волшебный край! Очей отрада ... »:
музыкально- литературная композиция в рамках декады русского языка и литературы

Р.К. Меренкулова , учитсль русского языка и литературы


Эпиграф: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (А.С. Пушкин).
1. Ознакомление с планом декады.
2. Открытие первого дня декады: «Волшебный край!
Очей отрада ... »,
3. Литературный и исторический город. 182 года со дня приезда АС. Пушкина в Уральск.
Ход литературно - музыкальной композиции.
Звучит музыка П. И. Чайковского " Вальс цветов".
- Рукописи, дневники и письма начинают цениться, если там появляется магическое слово «Пушкин», - говорила поэт Анна Ахматова.
- Александр Сергеевич Пушкин. Это имя знакомо каждому, кто любит поэзию, литературу, каждому, говорящему на русском языке, каждому культурному человеку.
- 178 лет прошло со дня смерти Пушкина, а память о нём не умирает, любовь к нему не гаснет, слава его растёт. (Чтение стихотворений А. С. Пушкина, инсценировки из сказок А. С. Пушкина).
- А.С. Пушкин навечно прописан в Уральске. В 1833 году поэт писал: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».
- Прошло 182 года со дня приезда А.С.Пушкина в наш город Уральск. (Инсценировка «Приезд А. С. Пушкина в Уральск»).
- Ранней осенью 1833 года А.С. Пушкин предпринял далёкое путешествие на Урал, в Оренбургский край. В Уральске Пушкин пробыл недолго: всего двое с половиной суток, но сделал за это время очень много. К яицким казакам его привело стремление выяснить «мнение народное» о Крестьянской войне 1773-1775 гг. и о самом Пугачёве. Именно этому посвятили мы нашу литературно - музыкальную композицию в рамках Недели русского языка и литературы, цель которой - повысить роль духовных ценностей пушкинского наследия в культурно-творческой деятельности народа.
Наша задача - сберечь всё, что вдохновляло, служило творческим импульсом бессмертных пушкинских образов.
- Пушкинские дни стали памятными для многих поколений . С тех далёких дней укоренились традиция торжественно вспоминать Пушкина не только в феврале и июне, но и в сентябре: в день приезда поэта в город. В этот день мы справляем праздник Пушкина - солнца русской и мировой поэзии - праздник нашей культуры, нашего искусства, без которых уже мир не может обойтись.
- Ещё выше, ещё больше становится Пушкин! Пусть же звучит его голос во всём мире, голос бессмертного поэта нашей земли. И пусть праздник будет подлинным торжеством настоящей поэзии.
- Заложен сад, получивший имя Пушкина. Мемориальная доска с профилем Ас. Пушкина украшает фасад литературного музея. В сквере перед университетом установлен бюст А.С.Пyшкину. Не зарастёт народная тропа к этим памятным местам. В дни Пушкинского праздника поэзии к памятникам возлагаются цветы, здесь звучат бессмертные пушкинские строки.
- Великий Пушкин воспет нашими поэтами : Т. Жароковым, Д. Молдагалиевым, К.Мырзалиевым. О степных дорогах поэта, о городе, где он прожил несколько мгновений своей короткой великой жизни, вдохновенно рассказал Молдагалиев .
- В своём известном стихотворении «Памятник» Пушкин, заглядывая далеко вперёд, написал пророческие слова: «Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, и назовёт меня всяк сущий в ней язык ... ». И как бы в ответ на эти слова, через 100 лет прозвучала замечательная «Песня о Пушкине» Жамбыла, в которой он сказал, обращаясь к великому поэту:
Читают тебя с упоеньем в глазах
Башкир и туркмен, белорус и казах.
Из песен твоих не забыть ни одной,
Ты, Пушкин, народному сердцу родной.






















Проект на тему
«Роль Казахстана в Великой Отечественной воине»
(К 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне)

Р.К. Меренкулова, преподаватель русского языка и литературы


Преподаватель: Летят быстротечные годы, мелькают десятилетия. 75 лет прошло со дня окончания Великой Отечественной войны, но никогда народ не забудет своих героев. Студенческий проект на тему «Роль Казахстана в Великой Отечественной войне» посвящается:

Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил.
Тем, кто согревался дыханьем в стужу блокадных ночей.
Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов.
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил!
Эпиграфом нашего проекта стали слова:
Мы не просто вспоминаем день войны ...
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слёз.
Чтоб перед нами, перед всеми
Явилось прошлое скорей,
Пускай назад листает время
Листки своих календарей.
- Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь, МЫ не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы сейчас мы жили, и мы обязаны сделать всё, чтобы молодое поколение помнило, что была эта ужасная война.
Цели проекта: воспитание у учащейся молодёжи патриотических чувств, мужества; приобщение к изучению истории, знакомство с поэтическими произведениями и песнями о войне; развитие творческих способностей, внимания.
Студенты провели самостоятельный поиск необходимой информации с использованием разных источников. В проекте они раскрыли следующие вопросы:
Первая группа: «Казахстан в годы Великой Отечественной войны».
Вторая группа: «Литература и живопись во время войны 1941-1945».
Третья группа: «Музыка , театр и кино в годы Отечественной войны».
Четвёртая группа: «Медицина Казахстана в годы Великой Отечественной войны».
«Казахстан в годы Великой Отечественной войны»,
Учащиеся: Республикой было направлено на фронт 12 стрелковых дивизии, 4 национальные кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, в том числе 2 национальные стрелковые бригады. Кроме того, в Казахстане было сформировано около 50 полков и батальонов различных видов войск.
В годы войны 500 казахстанцев стали Героями Советского Союза, более 100 - полными кавалерами ордена Славы, четверо были дважды удостоены звания Героя Советского Союза. Это - Талгаг Бегельдинов. Леонид Беда, Иван Павлов и Сергей Луганский. Мы помним имена Бауыржана Момышулы, Алии Молдагуловой, Маншук Маметовой, Толегена Токтарова, Нуркена Абдирова и других отважных героев войны. Их великий подвиг навсегда вписан в Историю, он всегда будет жить в сердцах казахстанцев.
Воинский путь казахстанских соединений начался в грозное время под Москвой в 1941 году и завершился весной 1945 года в Берлине. Они обороняли Ленинград, бились под Сталинградом, на Курской дуге, освобождали Украину, Белоруссию, Молдавию, страны Балтии, избавили от фашистского ига и народы Европы.
«Литература и живопись во время войны».
Учащиеся: В военные годы главной темой в литературе стала тема патриотизма и национализма. Огромную популярность приобрели произведения: «Ленинградцы, дети мои» Жамбыла , «Ленинград» А. Тажибаева, стихи Ж. Шанина, К. Аманжолов. Многие писатели и поэты с оружием в руках участвовали в боевых действиях; А. Жумагалиев, Б. Бупкишев, В. Чугунов пали смертью храбрых.
90 писателей и поэтов Казахстана сражались на фронтах войны. В Казахстан были эвакуированы писатели А.Толстой, с.Михалков, Ф. Панферов, О.Форщ С.Маршак, К. Паустовский, М. Зощенко. А.Толстой в Казахстане работал над трилогией «Иван Грозный» . В работе по созданию агитплакатов Окна ТАСС участвовали С.Маршак, С.Михалков. Вышла первая книга эпопеи «Абай» М. Ауэзова, автобиографическая повесть «Школа жизни» С.Муканова, повести «Солдат из Казахстана» Г.Мусрепова, «Шиганак» Г.Мустафина, «Молодое поколение» А. Абишева. Значительным событием в казахской поэзии стали стихи партизана Ж.Саина, «Легенда о смерти» поэта К.Аманжолова, «Ленинградцы, дети мои!» Жамбыла. Казахская литература пополнилась такими новыми именами, как: С.Мауленов, Ж.Молдагалиев, Б.Момышулы, М.Габдуллин. В дни войны обрели новую жизнь айтысы.
Роман Г. Мусрепова «Солдат из Казахстана» - одно из первых произведений казахской прозы о Великой Отечественной войне. Отблеск тяжёлых военных лет лежит на его страницах. Воспевая героизм, писатель откровенно и смело показывает беды и горе, которые приносит навязанная народу война. Победу он изображает как победу разума, человеколюбия и прогресса над реакцией, над бесчеловечной фашистской идеологией. В такой трактовке проблем солдата и войны, личности и истории, человека и народа проявилась новаторская сущность Г. Мусрепова.
На великую народную беду сразу откликнулись и поэты.
«Жумагали Саин - поэт и воин».
Учащиеся: Тяжёлое, голодное детство не могло не сказаться на здоровье Жумагали. Уже будучи студентом Алматинского педагогического института им. Абая, он заболел тяжёлой формой туберкулеза и даже вынужден был на время оставить учебу.
Однако когда началась Великая Отечественная война, Жумагали, несмотря на нездоровье, не мыслил себя вне защитников Родины, вне армии. Впервые дни войны он записал в дневнике: «И вот наступило время, которое должно испытать моё человеческое достоинство , мою внутреннюю чистоту Война началась», И тут же родились эти стихи (перевод с казахского):
Враг не дремлет. Война!
Всколыхнулась страна.
Грохот пушек в просторах nолей!
Я готовлюсь в поход.
Кто на фронт не пойдёт,
Если враг у ворот,
Если в горло вонзится злодей?
Партизанские стихи стали вершиной творчества Жумагали Саина. Особое место в них принадлежало украинской девушке, простой крестьянке, которая стала для поэта не только символом добра и милосердия, но и олицетворением дружбы двух народов, украинского и казахского, объединенных одной несокрушимой волей к победе.
«Жубан Молдагалиев - фронтовой поэт».
Учащиеся: Жубана Молдагалиева как поэта формировала война. В годы Великой Отечественной войны Ж.Молдагалиев находился на фронте: был артиллеристом, комиссаром батареи, а затем - военным журналистом. На страницах фронтовой газеты он публиковал очерки, зарисовки, стихи.
С первых дней войны по 1946 год казахский акын находился в рядах Красной Армии. После демобилизации занимался поэтическим творчеством, работая в различных республиканских печатных изданиях.
Молодой парень со средним специальным образованием, к тому же начинающий поэт, не остался не замеченным среди массы мобилизованных. Его статная фигура, острый взгляд, живость характера обратили на себя внимание. Он становится разъездным корреспондентом фронтовой газеты. На её страницах Ж. Молдагалиев публиковал очерки, зарисовки, стихи, В годы войны он себя сложившемся поэтом не считал, хотя на его произведения обратили внимание поэты старшего возраста, тоже фронтовики: Абу Сарсенбаев, Мустай Карим, С. Сеитов.
В 1949 году вышел первый поэтический сборник поэта «Песни Победы», в основу которого легли впечатления о войне, подвигах боевых друзей, радости Победы. Война для него на долгие годы, а быть может, и навсегда останется мерилом достоверности и истинности явлений, людей, поступков, Потому что он знает наверняка:
Непросто под пулями встать.
И огонь, Поверьте, непросто принять на ладонь,
Надеется смерть на бредущих без сил
Тот смерть победил, кто себя победил
«Поэзия Касыма Аманжолова»,
Учащиеся: Красноармеец Касым Аманжолов в 1943 году написал на казахском и русском языках стихи под названием «Зулым жау: (Лютый враг»). Вот эти поэтические строки, адресованные врагу:
Из какого ада брошен ты, подлец!
Каким же ядом пропитан твой венец ..
Какая злодейка родила тебя?
Какая ведьма в мир вводила тебя?
Кинулся на мир, как змея на орла,
Душа твоя чёрной злостью полна.
Годы суровой войны явились для поэта годами творческого роста. Об этом свидетельствуют многие его произведения, связанные с непосредственными живыми впечатлениями на фронте. Так, например, в поэме «О Великой Отечественной войне» Касым Аманжолов выражает гнев против немецких захватчиков, показывает любовь и преданность своей Родине:
И люди и земля, и воды,
История, наука, честь.
Всё вышло в бой за край свободы -
На свете что прекраснее есть? (Перевод Д. Снегина).
«Живопись в годы войны»,
Учащиеся: С первых дней войны художники создавали свои произведения и на фронте, и в тылу самым оперативным видом искусства оказалась графика, мгновенно откликавшаяся на важнейшие события. Художники были рядом с воинами, партизанами, поддерживали боевой дух тружеников тыла. Вызывают интерес работы народного художника Каз ССР фронтовика Николая Гаева из серии «Огненные годы», отразивший бессмертный подвиг бойцов, защищавших Москву. Графические листы «После бомбёжки», «Артподготовка», «По фронтовым дорогам», «Землянка наша в три наката», «Пусть солдаты немного поспят» выполнил майор, командир батареи, из лучших графиков Казахстана, заслуженный деятель искусств КазССР Александр Дроздов. На картинах зрители видят героев Великой Отечественной войны Рахимжана Кошкарбаева, Нуркена Абдирова, маршала Ивана Конева, а также скульптурные портреты «Алия»» и «Маншук», автор которых - заслуженный деятель РК Бахытжан Абишев. Тяготы военных лет легли на плечи женщин, стариков и детей, Труженикам тыла посвящены картины «Эвакуация. 1941 год» Виктора Саенко, цветные литографии Кадырбека Каметона «Всё для фронта», «Проводы» и «Письмо с фронта» из серии «Женщины Казахстана в тылу».


«Музыка, театр и кино».
Учащиеся: В годы войны продолжает развиваться оперное искусство. В 1942 году была поставлена опера Е.БРУСИJIОВСКОГО «Гвардия, алга!», посвящённая героизму советского народа в борьбе с немецкими захватчиками; в 1944 - опера Л. Жубанова и П. Хамиди «Абай», в музыке которой использованы мелодии Абая. Тогда же была написана 3-я симфония - «Сары арка» («Золотая степь») Брусиловского, одно из первых произведений казахской симфонической музыки. В 1944 году в Алма-Ате открыта первая в Казахстане консерватория, сыгравшая огромную роль в воспитании национальных кадров музыкантов всех специальностей, а в 1945 при Президиуме Казахского филиала АН СССР организован Сектор искусствоведения, положивший начало изучению истории казахского искусства. В 1945 был принят Государственный гимн Казахской ССР (музыка Е.Г Брусиловского, и Л.А. Хамиди. текст Л.Мухаметханова, А.Т. Тажибаева и Г.М. Мусрепова). В годы войны балет Казахского музыкального театра возглавила Г. Березова, на сцене выступили артисты ведущих театров, В июне 1942 года в Алма Ате состоялся дебют Г. Улановой. В республике появляется ряд новых театров, В В 1944 году в Кызыл-Орде был организован Театр для детей и юношества (ТЮЗ). Продолжали расти областные театры, возникают колхозно-совхозные полупрофессиональные театры. Известность получили актеры Ш. Айманов, С. Кожамкулов, О, Умурзаков, К, Кармысов. Х. Букеева, начинают артистическую деятельность И. Ногайбаев, Н. Жантурин и многие другие.
В 1941 в столицу Казахстана были эвакуированы киностудии Москвы и Ленинграда и на их основе создана Объедение студия, снявшая огромное количество фильмов: «Небесный тихоход», «Два бойца», «Илья Муромец» и др. В 1945 году появилась нервная самостоятельная работа Алматинской студии, фильм «Песни Абая»,
«Роза Багпапова»,
Учащиеся: Первый фронтовой концерт казахской певицы был под Москвой, Во время войны она пела песни и частушки из репертуара Лидии Руслановой, В том числе и «Самаругородок», Роза Тажибаевна выступала прямо на передовой, Нередко перед выступлениями, как и другим артистам, ей приходилось во время боя выносить раненых и помогать санитарным инструкторам. Порой её песни были подарком умирающим солдатам, Вот как об лом вспоминает сама певица: «Страшнее всего было в Варшаве, Там не было ни одного уцелевшего дома, Мы пели перед тяжелоранеными, которые лежали просто на земле, Плащ-палатку выделили только для операционной, Некоторым из раненых оставалось жить минут 20, другим - часа три, Бомбёжка идёт без конца, туг бежать бы под укрытие, а они молят: «Сестра, не уходи !». Наш руководитель говорит мне: «Пусть все бегут, а мы с тобой возьмёмся за руки и будем стоять до конца», И мы стояли, на наше счастье, все бомбы пролетали мимо, Раненые стонут: «Воды!». Подашь воду, а она у них вытекает обратно с кровью, а потом последний вдох - человек умирал»,

«Медицина Казахстана в годы Великой Отечественной войны».
Учащиеся: Медики-фронтовики внесли огромный вклад в приближение Победы, Сотни тысяч наших воинов вернулись на фронты Великой Отечественной благодаря самоотверженному труду медработников. Их героические подвиги впервые в истории были приравнены к ратным подвигам бойцов и командиров воинских подразделений,
В годы войны было открыто 47 новых аптек, аптечные склады в Актюбинске и Усть-Каменогорске, 2 галенофасовочные лаборатории, 1 контрольно-аналитическая лаборатория. Аптечные работники Казахстана обеспечивали в годы войны лекарственной помощью эвакогоспитали и население,
Казахстанские фармацевтические предприятия освоили в годы войны производство новых сложных дефицитных лекарств: сульфаниламидных препарагов (стрептоцид, сульфидин, сульфазол, дисульфан), пенициплина и др. Профессор Б.И, Ильии-Какуев изучал многие ценные местные растения-витаминоносители, которые использовались в госпиталях в борьбе с цингой, В медицинскую практику было внедрено применение витаминных препаратов. Это явилось большим достижением в лечении и предупреждении ряда тяжелых заболеваний у раненых и больных.
Осваивалось производство лекарственных препаратов, ранее ввозившихся из-за пределов республики. На Семипалатинском мясокомбинате наладили выпуск гематогена, печеночного экстракта, пепсина, пептона и некоторых эндокринных препаратов, Учёные-медики способствовали организации производства гематогена также на Алма-Атинском, Кзыл-Ординском и Уральском мясокомбинатах, На предприятиях местной промышленности было освоено изготовление носилок, шин, костылей, походных столов, В результате совместной деятельности учёных - профессоров: А.Н, Марзеева, И,С, Корякина и К,А Костиной впервые в республике была освоена методика выработки 20 антибактериальных препаратов а также найдены новые средства для дезинфекции, Научными сотрудниками республиканской тропической станции изобретён способ сухой дезинфекции вещей. Заслуженный врач КазССР АН, Полянский изобрёл и ввёл в дезинсекционную практику препарат кимая, который оказался эффективным и в борьбе с малярией, Академик Н.Ф.Гамалея, автор препарата от туберкулеза микол, используя его, успешно лечил это тяжёлое заболевание, в том числе у раненых,
Учащиеся: Данным проектом мы воздали дань уважения памяти и ещё раз смогли напомнить нашему подрастающему поколению о героических подвигах казахов и казахстанцев на фронтах Отечественной войны, их имена нельзя предать забвению, Казахстанцы, принимая активное участие в Великой Отечественной войне, внесли большой вклад в победу над фашизмом,
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие», - так ещё в первой половине XIX века писал великий русский поэт АС. Пушкин, Мы - молодое поколение Казахстана - всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны, Мы гордимся тем, что плечом к плечу с русскими, белорусами, украинцами и другими народами, входившими в состав СССР, храбро сражались наши казахстанцы.
Слава вам, храбрые,
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поёт вам народ,
Доблестно жившие,
Смерть сокрушившие,
Память о вас никогда не умрёт!
С момента начала Великой Отечественной войны прошло уже 7 десятков лет, Совсем скоро наше молодое поколение будет знать о тех годах только из фильмов и книг, те люди, которые выжили в боях этой страшной войны, находятся в преклонном возрасте, им далеко уже за 80 лет, с каждым днём, с каждым часом они уходят от нас, и их становится всё меньше и меньше, Мы хотим, чтобы казахстанская молодежь помнила, что была война. Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не эхо затихает в людских душах. Да, у времени своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь, Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того чтобы сейчас мы жили. Мы обязаны всё помнить, В нашем колледже с начала нынешнего года в группах были проведены мероприятия, в которых рассказывалось о трагических и интересных событиях военных лет. Мы - молодое поколение Казахстана - всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. По традиции, 9 Мая мы приглашаем к нам на праздник ветеранов войны. С большим вниманием студенты нашего колледжа слушают воспоминания тех, кто, не жалея своих сил, завоёвывал свободу и счастье для грядущих поколений.