Научная статья Использование деловых игр в процессе изучения правовых дисциплин
Круглова Мария Александровна
Использование деловых игр в процессе изучения правовых дисциплин
Деловая игра - это одна из применяемых на практике динамичных форм обучения по правовым дисциплинам, прием обучения, при котором учащиеся в первую очередь рассматривают процесс принятия решений.
Большую роль деловые игры приобретают при изучении студентами - юристами отдельных тем например гражданского права, права социального обеспечения, семейного права и т.д.
Следует отметить, что деловые игры традиционно вызывают неподдельный интерес у студентов, поскольку «деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации». Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать в своей профессиональной деятельности. При этом формат деловой игры позволяет за одно – два занятия изучить систему и структуру действий и решений профессиональных юристов, на практике занимающих несколько дней или даже месяцев.
Опросы студентов и потенциальных работодателей позволили сделать вывод о востребованности (на примере изучения права социального обеспечения) на практике назначения и выплат трудовых пенсий, предоставление пособий по временной нетрудоспособности (по болезни) и других видов пособий. В целях формирования соответствующих навыков и определения алгоритма оформления необходимых для назначения пенсий документов и порядок действий. Проведение такой игры возможно лишь после проведения лекционного занятия на указанную тему и анализа студентами (в ходе семинарского занятия или самостоятельной работы), положений Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и необходимых подзаконных актов. Чтобы помочь студентам сориентироваться, перед проведением деловой игры им предлагается несколько опорных заданий, от правильности выполнения которых зависит правильность действий.
На сегодняшний день многообразие деловых игр велико. По уровню сложности специалисты выделяют следующие виды деловых игр
· имитационные упражнения, суть которых заключается в решении несложных профессиональных задач и отличающихся от других видов деловых игр меньшим объемом (например, кто лучше, работая в малой группе, напишет претензию, исковое заявление, доверенность, составит алгоритм действий специалиста по назначению пенсий, составит страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, брачный договор);
· «анализ конкретных производственно-профессиональных ситуаций», в ходе которого студентов знакомят с определенной жизненной ситуацией, требующей от них принятия решения, с последующим коллективным обсуждением (например, работая в малой группе решить правовую задачу, аргументируя ответ ссылкой на статью закона, с последующим обсуждением в коллективе);
· «разыгрывание ролей», при реализации которых студентам предлагается взять на себя исполнение определенной роли с учетом предложенной правовой ситуации (например, проведение собеседования потенциального работника с работодателем). В результате качественной подготовки к участию в деловой игре студент должен осознавать актуальность правовой проблемы, уметь задавать компетентные вопросы оппонентам, аргументировано отвечать на их вопросы, активно отстаивать свою позицию, участвовать в дискуссии, представлять собственные конструктивные решения правового конфликта.
Таким образом, преподаватели принимают решение об использование в учебном процессе такой интерактивной формы обучения как деловые игры, учитывая поставленные педагогические задачи, адекватно оценивая свои возможности и уровень развития группы студентов.
Заголовок 115