Деловая игра Выборы президента
План – конспект факультативного занятия в 4 «А» классе:
Деловая игра «Выборы Президента класс».
Выполнила: Волкова Ирина Леонидовна, 13.06.1971.
164200 Архангельская область, г.Няндома, ул. Североморская д.8 кв. 31
Учитель начальных классов МБОУ «Средняя школа №3 города Няндома»
Цели занятия:
- образовательная:
сформировать представление учащихся об избирательном праве;
определить уровень знаний учащихся о выборах;
- развивающая:
развивать интерес детей к факультативному курсу «Я - гражданин России»;
научить применять учащихся теоретические знания на практике;
развивать культуру речи;
развивать коммуникативные способности;
- воспитательная:
продолжить работу по воспитанию нравственной и правовой культуры и воспитание политически активного гражданина;
способствовать воспитанию патриотизма и необходимых качеств характера человеческой личности
Задачи урока:
Развитие творческого стиля мышления у школьников;
Развитие коммуникативных навыков работы у учащихся, умение работать в команде;
Научить детей кратко и четко выражать свои мысли, умению слушать и слышать друг друга;
Развитие навыков самостоятельной работы у школьников.
Основные понятия урока: Конституция, избирательное право, избирательный процесс, выборы, избирательная комиссия, Президент России, исполнительная власть, избиратель, закон, гражданин, ответственностьОборудование: школьная доска, компьютер, экран, мультимедийный проектор, урны, кабинки для тайного голосования, бланки для игры- паспорта, списки избирателей, памятка избирателя, избирательный бюллетень, флаг России, текст клятвы Президента класса, воздушные шары, плакаты с кандидатами в президенты.УМК:
Н.Я Чутко Я – гражданин России. (Моё настоящее и далёкое прошлое). Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара: Издательство « Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров»,2009.
Методические рекомендации к курсу «Я – гражданин России.»4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2009.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ
Во время проведения факультативных занятий познакомились с основными понятиями власти в России; со статусом президентской власти.
Узнали основы избирательного права и избирательного процесса. Составили « Памятку юного избирателя».( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Выдвинули кандидатов в президенты класса. Прослушали их предвыборные программы.
Пригласили для работы в избирательной комиссии родителей, которые помогли составить списки, придумали форму «паспорта». Помогли собрать оборудование к проведению выборов. Председателем «Избирательной комиссии» пригласили зам. директора школы по воспитательной работе.
Ход занятия.
Вступительное слово учителя.
- Как быстро летит время. Лишь четыре года назад вы пришли ко мне в первый класс. Мы с вами учились читать, писать, решали примеры и задачи. И вот вы уже выпускники начальной школы. Напомню, что с третьего мы изучали курс Нинель Яковлевны Чутко «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ».На этих занятиях мы получили много знаний об обществе, государстве, о законах нашего государства, правах и обязанностях гражданина России. И сегодня нашим занятием мы подведем итог изучению этого курса. Мы начинаем деловую игру:
ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА КЛАССА.
К занятию мы готовились: изучали основы избирательного права, обязанности избирателя. Составили памятку избирателя. В классе прошла предвыборная кампания, мы обсуждали программы каждого кандидата.
Ответьте на вопрос: что является основным законом нашей Родины?
( Конституция)
Конституция предусматривает определённые права и обязанности каждого гражданина нашей Родины. Какие права и обязанности граждан РФ Вы можете назвать?
И одним из них мы сегодня воспользуемся - избирательным правом.
Прошу обратиться к слайдам презентации.(Приложение 2)
Слайд 1.Что такое выборы?
Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Выборы:
укрепляют веру простых людей в то, что они имеют возможность контролировать правительство и принимаемые им решения;
помогают людям выказать поддержку или разочарование существующему правительству;
это эффективный способ политического просвещения народа.
Слайд 2. Кого мы выбираем?
Президента, органы власти: федеральные, субъектов федераций местные.
Слайд 3. Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса
Конституция Российской Федерации
Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»
Федеральный закон «О выборах Президента РФ»
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»
Федеральный закон «О референдуме Российской Федерации» .Слайд 4. Принципы избирательного права
1.Всеобщее – активное с 18 лет, пассивное с 18-35 лет.
2.Прямое-избиратель голосует «за», или «против» кандидата, или списка непосредственно.
3.Тайное-исключается какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей.
4.Участие в выборах свободное и добровольное.
5.Открытость и гласность в деятельности избирательных комиссий.
Слайд 5. Избирательный процесс
-назначение выборов,
-составление списков избирателей,
-образование избирательных округов и избирательных участков,
-формирование избирательных комиссий,
-выдвижение и регистрация кандидатов,
-предвыборная агитация,
-голосование,
-подсчёт голосов
-определение результатов выборов .- Какое событие прошло 4 марта 2012 года? Кто из вас ходил с родителями на избирательный участок? Давайте с вами вспомним итоги голосования.
Слайд 7. Итоги голосования по России
1.Путин В.В. «Единая Россия» 63.60%
2. Зюганов Г. А. КПРФ 17.18%
3. Прохоров М.Д. Самовыдвижение 7.98%
Слайд 8. Итоги голосования в Архангельской области
Пришли на избирательный участок 58 процентов избирателей.
Владимир Путин набрал 57,97 процентов голосов.
Второе место – Геннадий Зюганов, набрал 15,94 процентов голосов избирателей.
Третий – Михаил Прохоров, 10,45 процентов.
Слайд 9. Няндомский район выбрал Президентом Российской Федерации В.В.Путина. Проголосовало за В.Путина 67,41 процентов избирателей.
- В России президент – главное лицо государственной власти. Он глава государства. Он согласует работу всех ветвей власти, следит, как выполняется Конституция РФ, как осуществляются права человека. Мы тоже решили выбрать такого человека- президента 4 «А» класса, будущего помощника классного руководителя в пятом классе. О кандидатах и их программах я прошу напомнить доверенных лиц. ( Выступление детей)
1. Потехина Анастасия Юрьевна. Родилась 24 июня 2001 года, в городе Няндома Архангельской области. Посещала детский сад «Василёк», с 2007 года учится в Няндомской общеобразовательной школе №3. Отличница, участвует в школьных и районных олимпиадах, призёр районной олимпиады по русскому языку, участница областной олимпиады. Увлекается вязанием крючком, ухаживает за кошкой Машей. Своим примерным поведением и отличной учёбой воспитывает своего брата Диму, помогает маме с маленькой сестрёнкой Сонечкой.
«…Если бы я стала президентом своего класса, в первую очередь я бы хотела сделать уроки: изобразительное искусство и технологию по 50 минут, а все остальные уроки по 35 минут! Ещё бы я сделала кружок по примерному поведению и обучению танцу. Я хотела бы, чтобы все участвовали в различных олимпиадах! Хотелось бы, чтобы меня все слушались, голосуйте за меня!»
2.Кудрин Кирилл Валерьевич. Родился 15 июля 2001 года, в городе Няндома Архангельской области. Посещал детский сад «Солнышко», с 2007 года учится в Няндомской общеобразовательной школе №3. Отличник, участник Всероссийской олимпиаде по математики. Увлекается компьютерными играми, ухаживает за кошкой Мусей, попугаем Кешей и морской свинкой Крош. Любит спорт: катается на велосипеде и скейтборде. В семье помогает сестрёнке Ксюше и брату Михаилу.
«…Если бы я стал президентом класса, я бы сократил уроки до 20 минут и увеличил перемены. Я бы сделал в день 3 физкультуры и 2 математики. Навёл бы порядок и дисциплину в классе. Я буду помогать отстающим одноклассникам, привлекать их к участию во всех школьных мероприятиях. Я бы ввёл поощрения за хорошее поведение и успехи в учёбе. В конце четверти тем, кто закончил на «отлично» я бы при всём классе дарил сувенир, чтобы остальные ребята старались учиться хорошо…»
3.Головкина Евгения Владимировна. Родилась 3 ноября 2000 года, в городе Няндома Архангельской области. Посещала детский сад «Звёздочка», с 2007 года учится в Няндомской общеобразовательной школе №3. Отличница, участвует в школьных и районных олимпиадах, призёр районной исследовательской конференции «Юность Поморья». Увлекается компьютерными играми, ухаживает за хомяком Хомкой.
«…Если я стану президентом класса, то я сделаю уроки по 30 минут. Каждый день будет по 4 урока. Я предложу ввести единую форму, в которую будет входить белый вверх и чёрный низ. Буду вносить предложения о введении электронных книгах, вместо огромного количества учебников. Я хочу, чтобы в школе обязательно у всех была вторая обувь, меньше задавали домашнего задания. Я люблю свой класс и хочу, чтобы он стал самым лучшим. Голосуйте за меня!»
4.Пазюра Максим Сергеевич. Родился 4 июня 2001 года, в городе Няндома Архангельской области. Посещал детский сад «Улыбка», с 2007 года учится в Няндомской общеобразовательной школе №3. Отличник, призёр школьной и районной олимпиады по математики. Увлекается компьютерными играми. В свободное время посещает ДЮСШ – занимается лыжным спортом. Увлекается английским языком, ходит на занятия «Студии иностранных языков». Ухаживает за собакой. В семье помогает сестрёнке Машеньке.
«…Если я стану президентом класса, я попрошу, чтобы уроки сделали по 20 минут, а перемены по 45 минут, задавали меньше домашнего задания. В расписании дня каждый день будет физкультура, на которой мы бы играли в баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис и настольный футбол! А ещё я внесу изменения в школьное меню: пусть мороженое, фруктовые салаты, картофель - фри и блины со сгущёнкой – будут продавать постоянно. А на уроках информатики мы играли б в компьютерные игры! Голосуйте все за меня!»
- Итак, давайте ещё раз, скажем, какими качествами личности должен обладать Президент нашего класса? (ответы детей).
- И, чтобы наши выборы прошли организовано, мы обратимся к нашей памятке, которую составляли на прошлых занятиях. ( Учитель зачитывает памятку)
Памятка избирателя
1.Каждый избиратель голосует лично.
2.Бюллетень выдаётся избирателю, включенному в список избирателей,
по предъявлению паспорта.
3.Член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей номер и серию паспорта и выдаёт бюллетень.
4.Избиратель проходит в кабинку и заполняет бюллетень. Проставляет знак только напротив одного кандидата.
5.Затем избиратель опускает бюллетень в урну.
- Ещё мне хотелось сказать, от того, какой выбор сделаете вы, пусть даже в игре, зависит будущее нашего класса. А получив практический опыт - вы будете участвовать в выборах, и помнить - сознательное участие в выборах первейший долг гражданина, который озабочен своим будущем, будущим своей Родины. Итак, приступаем.
Проходят выборы.
1.Работает избирательная комиссия. Списки составлены по рядам класса. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
2. Дети по «паспортам» расписываются в списках и получают бюллетень.
3. Затем заходят в кабинки, делают выбор, обозначают его и опускают бюллетень в урну для голосования.
- Я поздравляю вас с успешным завершением выбором. И пока избирательная комиссия подводит итоги, я хотела бы ещё раз вспомнить о избирательном праве гражданина. Дети читают стихи.
1.Ты творец своей судьбы,
Строишь сам её ты с детства.
Выбор твой, уже учти -
Есть решающее средство!
2.Если ты ещё не выбрал
За кого голосовать!
Посоветуем сначала-
Информацию собрать!
3.Кто на выборах играет
Голоса всех покупает!
Очень слаб и очень глуп
Ты задумайся мой друг!
4.Много-много лет подрят,
Мы проводим выборы!
И ты должен выбирать-
Из народа лидера!
5. Голосуй за право жить,
Голосуй за право быть!
Голосуй за жизнь на свете!
За себя мы все в ответе!
6.Выбор твой – как ключ в кармане!
Раз достал - открылась дверь!
И лучи большого счастья
Засияли в ней теперь!
- Я предлагаю обратиться к презентации. И ответить на вопросы викторины.
Слайд 10. Викторина «Мы будущие избиратели».
Человек, обладающий права и обязанностями, предусмотренными Конституцией, имеющий гражданство данного государства?
В России глава государства -…
Это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти.
Возраст, позволяющий принять участие в выборах?
Назовите действующего Президента РФ?
Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня?
- Избирательная комиссия закончила подсчёт голосов. Слово предоставляется председателю, заместителю директора по воспитательной работе Лапшиной Ирине Леонидовне.
- Итоги выборов таковы:
Число избирателей, включенных в списки избирателей – 26
Число избирательных бюллетеней, выданных в помещениях для голосования в день голосования - 24
Число бюллетеней в стационарных ящиках для голосования – 24
Потехина Анастасия Юрьевна – 2 – 8,3%
Кудрин Кирилл Валерьевич – 1 – 4,1%
Головкина Евгения Владимировна – 1 – 4,1%
Пазюра Максим Сергеевич – 20 – 83,3%
- Победил Пазюра Максим. И сейчас мы просим его, дать нам клятву в верность и преданности нашему классу. ( Президент зачитывает клятву).
КЛЯТВА ПРЕЗЕДЕНТА КЛАССА
- Клянусь при осуществлении полномочий Президента класса уважать и охранять права и интересы учащихся нашего класса, соблюдать и защищать Устав школы, честно выполнить свои обязательства, данные избирателям.
Учиться, знанья добывать — клянусь!И никогда не унывать — клянусь!Любить своих учителей — клянусь!Их почитать как королей — клянусь!Упрёкам повод не давать — клянусь!И никого не обижать — клянусь!Не быть обузой никому — клянусь!Быть верным слову своему — клянусь!Работы дома выполнять — клянусь!И дисциплину соблюдать — клянусь!И на урок спешить всегда — клянусь!И не сбегать с них никогда — клянусь!Наполнить добротой сердца — клянусь!Исполнить клятву до конца — клянусь!
- Я поздравляю всех с успешными выборами. Вы выбрали самого достойного, при этом теперь вы точно знаете, процесс голосования. И надеюсь, будете помнить, каждый гражданин России, достигший 18- летнего возраста, имеет право отдать свой голос на выборах за человека или группу людей, которым он доверяет. И это его первейший долг!
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон « О выборах Президента Российской Федерации»;
Н.Я Чутко Я – гражданин России. (Моё настоящее и далёкое прошлое). Учебное пособие по факультативному курсу для 4 класса. - Самара: Издательство « Учебная литература» : Издательский дом «Фёдоров»,2009.
Методические рекомендации к курсу «Я – гражданин России.»4 класс.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»,2009.
Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь. – Москва: Издательство «Дрофа», 1998.