Конспект урока по обществозаннию на тему «Выборы в демократическом обществе». 11 класс. Профильный уровень


Методическая разработка урока обществознания в 11 классе.
Тема: «Выборы в демократическом обществе».
Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения.
Цель урока: выяснить, в чем состоит отличие демократических выборов от выборов при других политических режимах.
Задачи урока
Образовательные:
Раскрыть принципы избирательного права в демократическом обществе;
Сформировать понимание роли различных участников избирательного процесса;
Ознакомить учащихся с избирательным законодательством.
Развивающие:
Продолжить формирование у учащихся навыков работы с документами правового характера;
Развивать у учащихся умения применять правовые нормы на практике, выражать свои собственные взгляды, аргументировать их;
Развивать навыки анализа, синтеза и обобщения понятий и информации.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся и формированию активной гражданской позиции.
Оборудование: раздаточный материал по теме, презентация урока.
Ход урока.
1.Организационный момент Учитель: Тема нашего урока: «Выборы в демократическом обществе». Задание: Исходя из темы, сформулируйте цель нашего урока. Ответ: выяснить, в чем состоит отличие демократических выборов от выборов при других политических режимах. Вопрос: назовите ключевое понятие темы. Ответ: выборы Выборы — это процесс, в ходе которого происходит избрание либо переизбрание кандидатов на какой-либо пост, например, выборы на пост главы государства, на пост губернатора. Выборы происходят посредством голосования граждан в специальных пунктах.
2. История выборов
Выборы имеют многовековую историю. Давайте познакомимся с небольшой исторической справкой. Выступление по теме «История выборов». Прослушав выступление, вы выяснили, что истоки современных выборов лежат в Древней Греции.
Вопрос: Назовите, пожалуйста, общую черту современных выборов и выборов в Древней Греции. Ответ: в выборах могут принимать участие только граждане государства. Это право закреплено в Конституции РФ. Вопрос: в чём значение выборов на ваш взгляд?
Ответ: они позволяют предотвратить злоупотребления власти.
Сам по себе факт проведения выборов не гарантирует демократичности общества. Важна система проведения выборов, принципы избирательного права, права, обязанности и роли участников выборов.
3.Избирательная система. Учитель: Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной системой. Задание: Какие компоненты включает избирательная система? Ответ: избирательное право и избирательный процесс. Задание: Назовите и охарактеризуйте известные вам избирательные системы. Ответ: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
4. Принципы избирательного права. В основу демократического избирательного права положен ряд принципов. Решив несколько правовых задач, мы сможем выяснить, о каких принципах идет речь и раскрыть их сущность. В ходе работы над задачами заполняется таблица.
принцип сущность Пример соблюдения принципа
Принцип прямого участия в выборах Избиратель голосует на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно. Принцип тайны голосования Какой-либо контроль за волеизъявлением избирателей исключается. Принцип добровольности Участие в выборах является правом, а не обязанностью. Принцип равенства Каждый имеет только один голос. Принцип всеобщности Выбирать могут все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законах. Альтернативность Наличие нескольких кандидатов. Задачи
1.На избирательный участок Ольга Ивановна пришла с дочерью Ириной. Получив свои бюллетени для голосования, она представила члену избирательной комиссии свою дочь, сказав, что она может проголосовать за свою бабушку, которая не ходит и не видит. Член избирательной комиссии строго разъяснила, что, согласно закону, голосовать граждане могут только лично и непосредственно, а тот, кто сам не может явиться н избирательный участок, может подать заявление с приглашением членов избирательной комиссии на дом. Она хотела записать в книгу вызовов заявку, но Ольга Ивановна заметила, что поскольку ее мать плохо слышит и не видит, то дома за неё тоже придется голосовать им. Член избирательной комиссии сдалась и выдала бюллетени по предъявлении паспорта старушки. Какой принцип участия в выборах нарушен в данном случае? Как следует разрешить ситуацию? Ответ: принцип прямого участия в выборах. Избирателю может помочь любой человек, которому он поручит это сделать.
2.На избирательный участок вошла с трудом передвигавшаяся старушка. Получив бюллетени, она пошарила по карманам и обнаружила, что забыла дома очки. Тогда она попросила одного из членов избирательной комиссии помочь ей заполнить бюллетени. Присев вместе к свободному столу, они несколько минут заполняли бюллетени. Потом она сама бросила их в урну для голосования. Какой принцип участия в выборах был нарушен? Ответ: принцип тайны голосования.
3. К концу смены к проходной завода был подан автобус, чтобы отвезти закончивших работу рабочих на избирательный участок и они успели проголосовать, пока он не закрылся. Оказалось, что автобус выделен за счет кандидата, баллотирующегося по избирательному округу, который провозглашает в своей программе лозунг в поддержку рабочих. Является ли законным, на ваш взгляд, такой шаг администрации шахты и не нарушены ли в данном случае правила проведения голосования? Какой принцип избирательного права был нарушен? Ответ: принцип добровольности.
4. 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы). Какой принцип демократических выборов не соблюдался? Ответ: Принцип равенства
5. Суд города Н. рассмотрел жалобу гражданина Петрова на решение участковой избирательной комиссии, отказавшейся в день выборов депутатов Государственной Думы РФ выдать ему избирательные бюллетени на том основании, что он не имеет регистрации по указанному в списке избирателей адресу. Гражданин Петров заявил, что ранее проживал по этому адресу, однако ко дню выборов переехал на новую квартиру, выписавшись из прежней. Какие принципы избирательного права были нарушены? Ответ: принцип всеобщности
6. Джордж Вашингтон был избран президентом США в 1792 году в ходе вторых в истории государства президентских выборов, будучи единственным кандидатом. Какой принцип демократических выборов не соблюдался? Ответ: принцип альтернативности
5. Избирательная кампания
1. Голосуя, гражданин принимает активное участие в жизни демократического общества, проявляет социальную ответственность. Обратимся к статистическим данным, обнародованным ЦИК РФ после выборов 2011 года в Государственную Думу: « В голосовании приняли участие 65 774 462 человека, или 60,21 процента от общего числа избирателей (в 2007 году – 63,78 %). Динамика электоральной активности граждан России выявила некоторую особенность: в 1993 году на выборах депутатов Государственной Думы первого созыва явка была 54,18 процента, в 1999 году она возросла до 61,85 процента, в 2003 году вновь спад – до 55,75 процента, в 2007 году рост – до 63,78 процента. Конечно, сложно в данных случаях говорить о закономерности, но, тем не менее, следуя данной тенденции, можно было предположить уменьшение явки в этот электоральный цикл, что и произошло – 60,21%. Стоит отметить, что подобная явка избирателей считается очень хорошей в тех странах Европы, где предусмотрено добровольное участие в голосовании». Вопрос: Какие выводы можно сделать на основе анализа статистических данных? Ответ: имеет место абсентеизм – уклонение от участия в выборах. Причины уклонения от участия в выборах? Вопрос: Каковы последствия абсентеизма?
Чтобы была учтена воля всего народа, нужно, чтобы большая часть населения приняла участие в выборах. Чем меньше людей участвует в выборах, тем в большей степени политика государства определяется узкими интересами обособленных групп. Когда снижается явка граждан на выборы, гасятся добровольные инициативы, необходимые для жизни здорового общества. Равнодушие и безучастность граждан позволяют некомпетентным и коррумпированным чиновникам оставаться на своих местах, открывают путь для демагогии и авторитарности.
Вопрос: Каким образом можно решить проблему уклонения от участия в выборах?
В качестве информации для размышления познакомьтесь с данными, занесенными в таблицу, и сделайте выводы.
Государство Санкции за неучастие в выборах Явка избирателей на последних парламентских выборах
Италия Общественное порицание, публикация в газетах списков лиц, не участвовавших в выборах Более 75%
Бельгия От штрафа до лишения избирательных прав сроком на 10 лет; кроме того, гражданин не сможет получить должность на государственной службе. Более 90%
Аргентина Штраф и лишение права получить должность на государственной службе в течение 3 лет. 71%
Россия отсутствуют 60,21%
Время от времени и в России высказывается мнение о необходимости обязательного участия в выборах.
Задание: Предложите свои аргументы в пользу обязательного участия в выборах. (предположите, какие выгоды в социальной, экономической, политической, правовой, духовной областях может принести принятие этого закона) и аргументы против обязательного участия в выборах.
Домашнее задание: сформулируйте вывод «Выборы являются демократическими, если…»