Тема урока: «Подготовка к ГИА. Виды связи в предложениях с несколькими придаточными »
Урок русского языка в 9 «б» классе. 30.04.2013г.
Тема урока: «Подготовка к ГИА. Виды связи в предложениях с несколькими придаточными »
На уроке присутствовало 10 человек. Отсутствовали: Аксёнов Дмитрий, Киселёва Наталья, Кривошеев Алексей.
Цели урока:
Образовательные
- систематизировать и обобщить знания по темам: “Орфограммы- гласные в корне слова” (Б2,ч.2), “Приставки, их правописание” (Б3, ч.2),“Правописание глагола и его форм” (Б4, ч.2), “Виды связи в предложениях с несколькими придаточными” (Б14,ч.2);
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- формировать умение пользоваться справочными пособиями;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к родному русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
Оборудование урока:
- пакеты заданий для индивидуальной работы, тесты, таблицы, справочные материалы;
Ход урока
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем подготовку к итоговой аттестации, и работать мы сегодня будем с частью Б. Наша задача - повторить ранее изученный материал по заданиям А7, Б1, Б2, Б3 и Б4 и систематизировать знания по заданию Б14, так как оно совпадает с изучаемой нами темой.
Итак, объем работы достаточный, поэтому приступим. Запишем в тетрадях число и тему урока.
Проверка домашнего задания
Мы начинаем с повторения выразительно- изобразительных средств русского языка.
Вопрос
- в каком задании из части А содержится данная тема? (А7). Перед вами на доске тропы и фигуры речи. Что такое тропы? (слова и словосочетания в переносном значении). А фигуры речи? (стилистические приемы, в которых слово не обязательно выступает в переносном значении). Учащиеся ответить смогли только с использованием своих справочных тетрадей.
Итак, цифровой диктант. Я даю определения, вы в соответствующую колонку разносите цифры, для контроля один ученик работает у доски (см. Приложение 1).
К доске вышел работать Огульчанский Андрей (работал, пользуясь справочной тетрадью, справился удовлетворительно, требовалась помощь учителя, многое делал наугад)
Проверка. Теорию мы вспомнили, теперь переходим к практике – проверяем домашнее задание. Вы должны были найти из художественных произведений примеры использования тропов и фигур речи. (Проверка домашнего задания)
Небольшая разминка по Б1Вопрос – что включает в себя это задание? (Замена стилистически нейтральной лексики на стилистически окрашенную и наоборот). См. Приложение 2.
Опрос
Повторяем ранее изученное. Индивидуальная работа у доски. Предложен текст, из которого ученик выписывает слова с чередующимися гласными в корне, распределяя их по группам (Б2). Из этого же текста второй ученик выписывает слова с орфограммой в приставках, также распределяя их по группам (Б3).(См. Приложение 3) Параллельно с ними на месте это же задание делают 2 эксперта. После того, как работа у доски будет закончена, они сверяют свои работы с работами на доске. А класс с третьим учеником работает по заданию Б4- это правописание глагола и его форм (см. Приложение 4). Проверка. Проверка индивидуальных заданий.
У доски работали: Колесник Юрий(возникла сложность с пониманием задания), Плотников Владимир, Антонович Олеся9с заданием справились хорошо, допустили по 2 ошибки, которые сами же и исправили, после того, как «эксперт» Лопатина указала на наличие ошибок.)
Эксперты: Шведова Дарья, Лопатина Анастасия. (Шведова с работой не справилась, ссылаясь на нехватку времени на выполнения задания; Лопатина с заданием справилась хорошо)
Новый материал
Итак, ребята. Теперь давайте вспомним, какие виды подчинительной связи возможны в предложениях с несколькими придаточными. На доске я представлю вам схемы предложений, а вы в это время вспоминаете вид подчинения. Следующий вид нашей работы - работа в группах(по рядам). Мы обращаемся к заданию Б14 ГИА. Первый ряд работает с первым вариантом теста. Задача - найти предложение с однородным соподчинением, построить его схемы и определить типы придаточных. Второй ряд - найти во втором варианте теста предложение с последовательным подчинением, построить его схемы и определить типы придаточных. Третий ряд – найти в пятом варианте теста предложение с неоднородным соподчинением, построить его схемы и определить типы придаточных. После того, как работа будет выполнена, эксперты от каждой группы выходят к доске и показывают результаты своей работы. (работа выполняется по “Тренировочным вариантам экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме”/ авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. – М.:АСТ: Астрель, 2009)Закрепление
Теперь каждая группа получает задания: находит в тексте предложения и составляет их схемы.1я группа- с последовательным и параллельным подчинением, 2я- с параллельным и однородным, 3я - с однородным и последовательным подчинением. См. Приложение 5. Проверка.
Итоги урока
Итак, сегодня мы с вами очень плодотворно поработали, вспомнив ранее изученное (А7-Б4) и освоив новую для нас тему СПП с несколькими придаточными. Закреплять эту тему и углубляться в нее мы будем на следующем занятии. Мы рассмотрим СПП с разными комбинациями сочетания соподчинения и последовательного подчинения. Оценки за урок:
Огульчанский А. – 3
Колесник Ю -3
Плотников – 4
Антонович Олеся – 4
Домашнее задание:
- выписать из любых литературных произведений 3 предложения с параллельным, однородным и последовательным подчинением, составить их схемы.2- выписать из предложений 8 словосочетаний и определить их тип грамматической связи, совершив, где возможно, замену на синонимические словосочетания.
Урок прошёл по плану, все задания были выполнены. Класс работал не очень активно, приходилось всё время подгонять, активизировать внимание на работе, делать замечания.
Подмарков Алексей и Калашникова Елизавета работали плохо – отвлекались, пропускали некоторые задания. Не участвовали в устном опросе, на заданные вопросы ответить затруднялись. Подмарков Алексей не имел рабочей тетради и работал на листочке.
У Подмаркова, Колесника, Плотникова, Калашниковой отсутствовали справочные тетради.
Иванов Дмитрий и Литвиненко Светлана работали удовлетворительно. Иванов Дима активно работал устно, задавал дополнительные вопросы, проявлял интерес к выполнению заданий.
Приложение 1
ГИА-А7
Тропы: Фигуры речи:
Эпитет
Сравнение
Метафора
Метонимия
Синекдоха
Гипербола
Литота
Олицетворение
Перифраз(а)
Анафора
Параллелизм
Антитеза
Градация
Инверсия
Риторический вопрос
Риторическое обращение
Многосоюзие
Бессоюзие
Вопросы к цифровому диктанту:
Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении.
Скрытое сравнение; вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту.
Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части и т.д.
Образное определение; слово, определяющее предмет и подчеркивающее его свойства.
Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий.
Стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
Прием, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.
Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.Ключи:
Тропы:
7
3
5
1
9
Фигуры:
3
4
2
Приложение 2
ГИА- Б1
Замените слово домище на стилистически нейтральное (большой дом)/слово официально-делового стиля (большое строение);
слово поговорить на стилистически окрашенное (поболтать).
Приложение 3
ГИА- Б2
Фонтан в центре города
(1)Девочка ждет начала.
(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…
(7)Запомнить бы вот это- порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.
(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот- вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
Задание:
1)Выпишите все слова с чередующимися безударными гласными в корне. Распределите их по группам в зависимости от условия проверки.
Приложение 3
ГИА-Б3
Фонтан в центре города
(1)Девочка ждет начала.
(2)Вот струи приседают и прожектора пригасают, а музыка дает вступление. (3)Из середины взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, невидная своим бесцветным стволом, но озаряющая окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (4)И вот уже по всей окружности вокруг нее, чуть склоняясь каждая в свою сторону, возникают еще струи. (5)Добавляется центральных струй, и они закрывают пространство от центра до краев. (6)А когда они вновь разрежены, то все это пространство заполнено прекрасными огромными цветами из воды…
(7)Запомнить бы вот это- порыв ветра, как он наклоняет и треплет заросли воды, а при этом нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой.
(8)Вот затихло, и музыка притихает, чувствуя, что не она здесь главная. (9)Вот нарастает звучание воды, выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (10)И вся вода поднимается, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот- вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
Задание:
1) Выпишите из текста все слова с приставками, правописание которых зависит от глухости/звонкости звука, который обозначает последующая буква.
2) Выпишите из текста все слова с приставкой ПРИ-. Объясните правописание приставки в них.
Приложение 4
ГИА-Б4
Работа у доски
Лукав...вший, неопису...емый, всхлипыва...шь, расклан...вшийся; вывал...нная в пыли одежда, пристрел...нное оружие, недовеш...нное белье, смеш...нные браки; увенч...ный славой корабль, поля засе...ны, выкач...нный из ворот мяч, свал...нный в угол хлам, вкач...нный в шар воздух; бор...щийся, стел...щийся, постро...в, засе...в.
Приложение 5
Однородное соподчинение
[ ], ( где) и ( где)
Неоднородное соподчинение ( параллельное )
( когда), [ ], ( который )Последовательное подчинение
[ ], ( откуда), (где )