Классная игра «Выборы Помощника учителя»
«Сюжетно-ролевая игра "Выборы Помощника учителя" как средство развития самоуправления в классном коллективе»
Власов Игорь Михайлович
учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Г.Оленегорска, Мурманской области
1.Вступление:
Главная задача современного обучения и воспитания - это создание условий для самореализации ребенка, формирование активной жизненной позиции, социализация каждого обучающегося.
Одним из принципов воспитания в школе является принцип развития самоуправления в детском коллективе.
Так как я работаю учителем начальных классов, то, соблюдая методы работы с младшими школьниками, частью моей профессиональной деятельности является игра.
Игра помогает вхождению ребенка в общество. Через игру ребенок знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Как говорил Д.Б.Эльконин "Игра - это школа социального поведения". Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и 2 секунды, но если это включить в игровую ситуацию, цель будет прекрасно достигнута.
Одной из разновидностей игр является ИГРА ДЕЛОВАЯ.
2.Описание игры «Выборы»
"Выборы" - это сюжетно-ролевая деловая игра, в которой моделируется реальная жизненная ситуация. Почему сюжетно-ролевая? Сюжет - это выборы, а роли - это избиратели, кандидаты. Почему деловая? – все без исключения обучающиеся класса включаются в обще коллективное дело.
При разработке игры учителем продумываются четкие правила ведения и ограниченная продолжительность времени, рисуется малая наглядность.
2.1.Цели и задачи игры:
- формирование активной жизненной позиции каждого обучающегося;
- воспитание принципа демократии в детском коллективе;
- развитие самоуправления в детском коллективе;
- развитие самостоятельности обучающихся;
- самореализация ребенка;
- общее развитие обучающихся;
- СОЦИАЛИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ;
- организация помощи классному руководителю в работе;
2.2.Участники игры – обучающиеся класса, родители, кл.руководитель2.3.Продолжительность игры – 1 рабочая неделя /5 дней/
Подготовительная часть:
1.Объявить о проведении игры детям;
2.Объявить о проведении игры родителям;
3.Купить – подарок Помощнику учителя,
- памятные подарки кандидатам;
4.Подготовить оформление Доски выборов;
5.Задание детям – в толковых словарях найти определения – выборы, кандидат, голосование, агитация, бюллетень, избиратель;
6.Подготовить урну для голосования.
1день игры
1.Оформление Доски выборов: вывешивание заранее подготовленных плакатов "Выборы Помощника учителя", "Все на выборы!", "Выборы Помощника учителя 13 марта 2010 года" и т.д.
2.Теоретическая подготовка:
- Постановка целей и задач проведения деловой игры "Выборы" перед детьми - разъяснение должности в классе "Помощник учителя", его прав и обязанностей;
- определение понятий – инициативная группа, кандидат, избиратель, бюллетень, тайное голосование, предвыборная агитация и т.д. /ответы подготовленных детей/;- описание технологии проведения игры по дням /план на Доске выборов/;
- задание на дом – обдумать кандидатуру и попытаться мотивировать свой выбор /несколько хороших слов/;
2день игры
1.Практическая часть игры:
- Выдвижение и представление детьми /или инициативными группами/ кандидатур /реклама и мотивация выбора - несколько хороших слов/
- выдвижение и представление кандидатур классным руководителем
- формирование списка кандидатур на должность Помощника учителя /на Доске выборов/, награждение кандидатов памятными подарками;
- индивидуальная работа с кандидатами - постановка задач для кандидатов – подготовка саморекламы /описание себя по данному учителем плану, автопортрет-рисунок и т.д./
2.Родители дома делают видеофильм «Наши кандидаты», который будет транслироваться по телевизору в классной комнате на протяжении всей недели выборов.
3день игры
1 день предвыборной агитации
1.Представление кандидатами самих себя /по плану учителя/
2.Создание бюллетеней с фамилиями кандидатов /в конце дня/ - кл.рук.
3.Подготовка урны для голосования. – род.комитет4день игры
2 день предвыборной агитации
- промежуточные обсуждения кандидатов, агитация инициативных групп, самореклама и т.д.
5день игры
День выборов
1.Обьявление торжественного дня. /День ТИШИНЫ/
2.Приглашение наблюдателей /представители администрации школы/.
3.Обьяснение процесса голосования участникам игры.
4.Выдача бюллетеней по списку, роспись участников в ведомости.
5.Голосование /участники тайно заполняют бюллетени, опускают их в урну/.
6.При окончании голосования – распаковка урны, подсчет бюллетеней в урне, сравнение количества бюллетеней в урне с количеством выданных бюллетеней по списку.
7.Раскладывание по кучкам, подсчет голосов, одновременно – выставление на доске напротив фамилий кандидатов галочек /рейтинг/ /род.комитет/
8.Объявление итогов выборов - на доске написаны фамилии кандидатов, напротив каждой появляются итоговые цифры.
9.Поздравление избранного Помощника учителя /памятный сувенир/. Слово избранному Помощнику учителя.
10.Слово наблюдателям.
Каковы же практические результаты проведения данной игры?
- включение каждого ребенка в социально-значимую деятельность /то есть "И мое мнение важно..."/;
- получение базовых основ правовых и гражданских знаний конкретно по выборам /актуальность мероприятия/;
- сплочение коллектива /ничто не сплачивает людей лучше, чем коллективное дело/;
- выявление группы лидеров в классе для дальнейшего построения воспитательной работы с ними;
- дети стали более самостоятельными и деловыми;
- игра вызвала интерес к выборам /дети сказали, что обязательно пойдут на следующие выборы вместе с родителями/.
- у классного руководителя появился надежный помощник в работе.
Приложения
План игры
1 день
Оформление Доски выборов
Описание игры «Выборы» детям;
Домашнее задание – определить фамилию кандидата.
2 день
Выдвижение, представление кандидатур, награждение;
Составление списка кандидатов;
Работа с кандидатами – домашнее задание - «Самореклама»
3 день
Представления кандидатами самих себя /своя реклама/;
Составление бюллетеней с фамилиями кандидатов;
Подготовка урны для голосования;
4 день
Агитация детей /инициативные группы, друзья/;
Подготовка класса к выборам;
5 день
День Выборов
Объяснение голосования;
Выдача бюллетеней;
Тайное голосование;
Подсчет голосов;
Объявление результатов выборов;
Поздравления.
Помощник учителя
Обязанности
Ежедневно назначает дежурных по классу, следит за их работой в течение дня;
Организует офрмление заявки на питание учащихся перед уроками;
Следит за порядком в классе в течение дня /поведение, дисциплина, порядок и чистота в классной комнате/;
Замещает учителя во время его отсутствия;
Относит и приносит классный журнал с уроков;
Докладывает учителю обо всех нарушениях в классе /при всех/;
Открывает и закрывает дверь в классную комнату;
Включает и выключает свет в классе на перемены и уроки;
Права
Сам выбирает себе заместителя, дает ему поручения;
Имеет ключ от класса;
Все обучающиеся ему подчиняются, выполняют его требования;
Может снимать или давать баллы рядам;
Дает советы учителю;
Может сам отказаться от должности Помощника учителя;
Если работа Помощника учителя признана неудовлетворительной – Помощником учителя назначается его заместитель.
Самореклама
Меня зовут …
Мне …
Я учусь в … классе … школы города …
Я учусь /хорошо, плохо, средне/ …
Мне нравятся уроки … , потому что …
Я хожу в секции и кружки …
Дома я люблю …
Мои друзья …
Я сержусь, когда …
Меня любят и уважают за …
Когда я вырасту, то хочу быть …, потому что …
Если меня выберут Помощником учителя, то я …
Образец бюллетеня
для голосования
БЮЛЛЕТЕНЬ
для тайного голосования
/поставь только одну галочку напротив нужного пункта/
1 Иванов Федор 2 Федоров Иван 3 Петров Василий 4 Васильев Пётр 5 Смирнова Алла 6 Колобова Зинаида 7 Против всех Памятка Помощнику учителя
/в дневник/
1.Перед уроками открой ключом кабинет.
2.Напомни дежурным насчет дежурства.
3.Напомни детям насчет сменной обуви.
4.Напомни учителю про заявку на питание.
5.Следи за работой дежурных в течение дня.
6.Перед уходом в столовую закрой ключом кабинет.
7.В столовой следи за работой дежурных.
8.После столовой открой кабинет.
9.Следи за порядком в классе.
10.В конце дня напомни дежурным про уборку.
11.В раздевалке следи за порядком.
12.На улице следи за порядком.
13.На спец.уроки носи классный журнал.
14.Говори учителю обо всех нарушениях в классе.
15. 1 раз в неделю напоминай учителю про полив цветов.
16.Давай поручения своему заместителю.
17.Выполняй разные поручения учителя.
Лексическое значение терминов к выборам
/ИНТЕРНЕТ, Википедия/
Выборы - Избрание голосованием должностных лиц, представителей.
Голосование — способ принятия решения группой людей (собранием, электоратом), при котором общее мнение формулируется путем подсчета голосов членов группы.
Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления.
Агитация — ж. 1. Воздействие в определенном направлении на мировоззрение, политические убеждения и общественную активность народных масс. 2. разг. Стремление убедить кого-л. в чем-л., склонить кого-л. к чему-л…
Избирательный бюллетень — документ, главное свидетельство волеизъявления избирателя. Именно при анализе знаков в этом документе избирательная комиссия способна вынести вердикт о предпочтении того или иного кандидата.
Избиратель — гражданин, обладающий активным избирательным правом и место жительства которого расположено в пределах избирательного округа, что обеспечивает представительный характер органа публичной власти соответствующего уровня.