СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВОЛОГОДСКОГО СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА (НА ПРИМЕРЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»)
УДК 37.012
организация дистанционного обучения студентов вологодского строительного колледжа (на примере курса «информатика»)
Татьяна Александровна Габриэлян
Наталья Анатольевна Исакова
Бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Вологодской области «Вологодский строительный колледж»
tatyana.it@yandex.ru
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, инструменты учебной деятельности, интерактивное взаимодействие.
Аннотация: В статье описывается начальный этап реализации дистанционного обучения в колледже, рассмотрен опыт разработки дистанционного курса «Информатика», реализованного в системе дистанционного обучения Moodle и на учебном интернет – портале Megacampus 2.0.oganization of distance education for the vologda building college students
( course of "IT technology")
Tatyana Aleksandrovna Gabrielyan
Natalya Anatol'evna Isakova
The Vologda district Budget Institution of Professional Education @Vologda Building College@
tatyana.it@yandex.ru
Keyword terms: distance educational technologies, E-learning, learning tools, interaction.
Annotation: the article describes the elementary step of distance education introduction at the College , the experience of working out of the distance IT course, that has been introduced in the distance system Moodle and in the educational inet portal Megacampus 2.0, is considered.
В настоящее время происходит формирование новой информационной среды обитания человека, понятие «информационная культура» становится одним из ключевых для современного человека. Возникает острая необходимость в поиске принципиально новых направлений в методике обучения. Одним из таких направлений является обучение с использование дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. Обучение с использованием дистанционных технологий несет дополнительные дидактические функции и, соответственно, расширяет возможности обучения; позволяет повысить качество образования за счет увеличения доли самостоятельного освоения материала, что обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения.
Целью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебном процессе колледжа является повышение качества, доступности и востребованности образовательных услуг.
В связи с тем, что на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 г. № 22 [3] по специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» реализация образовательной программы не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, возможно применение частично, т. е. допускается только разработка отдельных курсов.
Рассмотрим этапы реализации дистанционного обучения в колледже:
Начальный этап
Изучение нормативных документов по организации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Разработка локального акта колледжа – Положения о применении электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
Разработка программы реализации дистанционного обучения в колледже
Заключение договора с учебным интернет – порталом Megacampus 2.0. с целью размещения дистанционных курсов на портале
Заключение договора с Центром информатизации и оценки качества образования Вологодской области с целью предоставления места на сервере http://cioko.edu35.ru/ для реализации дистанционного обучения в оболочке Moodle
Обучение преподавателей колледжа представителем компании «СИНЕРГИЯ СОФТ» работе на учебном интернет – портале http://www.megacampus.comОбучение преподавателей колледжа на различных курсах повышения квалификации по разработке дистанционных курсов и тьюторскому сопровождению
Разработка дистанционных курсов по некоторым дисциплинам и разделам
Этап апробации
Мониторинг эффективности внедрения дистанционных образовательных технологий в коллеже
Заключительный этап
В настоящее время подходит к завершению начальный этап. Обучение преподавателей проводилось работе в системе дистанционного обучения (далее – СДО) Moodle на курсах повышения квалификации Вологодского института образования, других образовательных учреждений в качестве стажировок по сетевому взаимодействию, дистанционных курсах, так же обучение работе на учебном интернет – портале проводилось представителем компании «СИНЕРГИЯ СОФТ» (с выездом в учебное заведение). В настоящее время разработаны курсы «Информатика», Раздел 1 «Строительные машины и механизмы» МДК 02.01. ПМ 02. «Выполнение технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов», Раздел 3 «Строительные конструкции» МДК 01.01. ПМ 01. «Участие в проектировании зданий и сооружений» для специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (реализованы в СДО Moodle и Megacampus 2.0.). Разработанные курсы размещены на сервере АОУ ВО ДПО (повышения квалификации) специалистов «Вологодский институт развития образования» http://viro.edu.ru/html/moodle12/. На данном этапе разработанные курсы тестируются внутри СДО и являются закрытыми для студентов до начала этапа апробации.
Остановимся более подробно на разработке дистанционного курса «Информатика» в СДО Moodle. Данный курс имеет традиционную структуру, состоящую из лекций, практических работ, самостоятельной работы. Содержание полностью соответствует программе учебной дисциплины ЕН.02. «Информатика» специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде, что дает возможность настроить систему под особенности конкретного образовательного проекта, использовать сторонние инструменты учебной деятельности [1].
Система дистанционного обучения Moodle позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен данными, обратную связь посредством таким форм, как чат и форум. При разработке дистанционного курса «Информатика» использовались и не стандартные модули (инструменты учебной деятельности), позволяющие расширить возможности системы в плане интерактивных форм обучения, такие как:
MindMap – модуль, который позволяет совместно создавать «ментальные карты» (например, это может быть план действий, алгоритм решения задачи, структура программы и т.п.);
Интерактивные упражнения и тесты, созданные в программе Hot Potatoes (викторина, заполнение пропусков, установление соответствий, кроссворд, восстановление последовательности);
Задания, созданные в конструкторе интерактивных упражнений LearningApps.org, которое является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
Конструктор позволяет удовлетворить потребности преподавателя в создании большого количества современных электронных интерактивных упражнений, предлагая шаблоны, в которые может быть встроено любое содержание [2, с. 103].
Prezi.com – веб-сервис, с помощью которого можно создать интерактивные мультимедийные презентации с нелинейной структурой. Работа веб-сервиса Prezi.com основана на технологии масштабирования (приближения и удаления объектов). В отличии от «классической» презентации, выполненной в Microsoft PowerPoint или OpenOffice Impress, где презентация разбита на слайды, в Prezi.com основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей этого же слайда [2, с. 71]
Использование СДО Moodle позволяет применять не только стандартные модули системы, но и интегрировать в Moodle различные сервисы, позволяющие использовать данную систему, как средство создания интерактивной образовательной среды.
Подводя итоги первого этапа внедрения дистанционного обучения в колледже необходимо отметить, что данный этап очень важен для дальнейшей успешной реализации дистанционного обучения. Он является системообразующим для дальнейших этапов. В настоящее время в колледже проводится активная работа по разработке дистанционных курсов различных циклов дисциплин и разделов, по которым возможно дистанционное обучение. Со следующего учебного года колледж переходит на этапы апробации и мониторинга, после чего дистанционное обучение в колледже будет организовано в полном объёме.
Список литературы:
Ганичева Е.М. Использование инструментов учебной деятельности для организации самостоятельной работы обучающихся // Информатика и образование. 2014. №9, С.49-54.
Ганичева Е.М. Использование инструментов учебной деятельности для организации самостоятельной работы учащихся: учебно-методическое пособие / Е. М. Ганичева; Департамент образования Вологодской обл., Вологодский институт развития образования. - Вологда: ВИРО, 2013. - 144 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.01.2014 г. № 22 «Об утверждении перечней профессий, специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий»