Совершенствование навыка чтения в начальной школе на уроках английского языка на основе деятельностного подхода.

Совершенствование навыка чтения в начальной школе на уроках английского языка на основе деятельностного подхода.

Левашова Марина Ивановна
МАОУ Стрехнинская СОШ

“Великая цель образования -
это не знания, а действия”
Герберт Спенсер
I. Введение
1. Актуальность опыта
Назрела необходимость при сохранении лучших традиций Российской педагогики модернизировать систему образования, воспитать такого учащегося, который бы имел способность быстро адаптироваться в современных условиях общества. Именно система развивающего обучения и способна помочь сформировать такую личность.
Таким образом, использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную стороны. Для этого стремятся увеличить «продуктивность» обучения. Это и является задачей учителя английского языка.
Все вышеперечисленное свидетельствует об актуальности данного исследования.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современных условиях обострилось противоречие между:
- возможностями ученика, который должен адаптироваться в сложной социально-экономической обстановке и невозможностью реализовать себя из-за несовершенства традиционной системы образования, работающей на воспроизводство среднего ученика.
- неэффективным традиционным типом обучения чтению и социальным заказом родителей учащихся;
- противоречия между преемственностью начального и среднего звеньев.
2. Основная педагогическая идея, цели и задачи.
На протяжении длительного периода деятельности замечала, что учащиеся начальной школы на недостаточном уровне владеют навыком чтения. Поэтому первоначальной задачей для меня было поправить данное положение.
Проблема исследования:
Эффективность дидиктических принципов и форм деятельностного подхода к обучению чтению учащихся на уроках английского языка в начальной школе.
Объект исследования:
Содержание и процесс усвоения учебного предмета, отвечающие требованиям деятельностного подхода в направлении усиления методического компонента усваиваемых знаний.
Предмет исследования:
Повышение уровня чтения ученика в процессе его собственной активной деятельности как результат реализации дидактических принципов и форм деятельностного подхода.
Гипотеза:
Эффективность дидактических принципов и форм деятельностного подхода к обучению способствует повышению уровня владения чтения учащихся.
Для достижения педагогической идеи определена следующая цель:
Цели исследования:
1. Повысить эффективность процесса обучения чтению
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. Теоретически осмыслить имеющиеся подходы к обучению английскому языку в к раннему обучению;
2. Сравнить предлагаемые подходы и выбрать для себя наиболее приемлемый.
3. Спроектировать элементы собственной методики процесса обучения, ориентированного на учащихся начальной школы;
4. Апробировать данную методику на учащихся 2 «А» класса
В процессе работы применялись следующие методы исследования:
Анализ научной литературы;
Наблюдение за учебным процессом во 2-3-х классах и его результатами;
Анкетирование учащихся;
Анализ экспериментального исследования.
II. Теоретическая база опыта
Внедрение деятельностного подхода в педагогическую науку связано с именами таких ученых как А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Г.И. Щукина, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульханова-Славская и др. Основоположником «деятельностной теории» учения является Л.С. Выготский, который внес принципиальные изменения в теоретические представления на процесс учения.
Суть деятельностного подхода заключается во включении учащихся в процессе обучения в различные виды деятельности, что позволяет не только усваивать знания, умения и навыки, но и применять их в реальной жизни в процессе жизнедеятельности.
Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые приёмы, сюжетно-ролевые игры, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы: метода Ривина А.Г., методика взаимопередачи тем, методика взаимотренажа, метод проектов.
Одной из форм реализации деятельностного подхода на уроках английского языка является метод "Stationmethode" или "станционный метод". Данный метод решает задачу отхода от традиционного сидения за партой, так как учащиеся имеют возможность двигаться в процессе выполнения заданий. Практически воплощается идея выполнения заданий каждым учеником в его собственном темпе. Работа нацелена на результат. Необычность оформления и оценивания результата (контроль осуществляется второй группой учащихся, а баллы выставляются в маршрутные листы) - фактор мотивации и релаксации. Учитель направляет действия учащихся, выполняя функцию консультанта.
Практическая часть
Подход к процессу учения как к деятельности требует более тщательного анализа. Предлагаю авторскую методику по обучении технике чтения, основанную на принципах и одной из форм деятельностного подхода такую, как станционным методе. (приложение1)
I. Формулировка замысла педагогического опыта
Научная новизна моего исследования заключается: в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме и спроектировать элементы собственного методического подхода, способствующего повышению качества образования. В ходе исследования разработан комплекс тренировочных упражнений со 2 по 4 классы, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения, развить у них навыки исследовательской деятельности, а также разработана система методические приёмов в организации занятий с младшими школьниками(приложение5).
Важно, чтобы дети изучали лексические единицы раньше, чем они начнут их читать, основываясь только на целостность озвучивания учителем слова и на рисунок, который раскрывает значения слова. Можно использовать принципы игровых приёмов «Колоны», «Передай правило», «Уступи место в автобусе» (приложение5) или приём проговаривание. Постоянный повтор хором каждой новой фразы - совершенно необходимый прием, формирующий механизм внутреннего усвоения услышанного, без чего не наступает понимания сказанного.
В методике раннего обучения иностранному языку в качестве основного мотивирующего приёма используется сказка. Чтобы вызвать больший интерес у детей к изучаемому материалу, с самого первого занятия вовлекаю учащихся в сюжет сказки о гибком Мистере Chatter и другие. Предлагаю сказку о классных гласных в собственном сочинении, принцип которой раскрывает чтение гласных в открытом и закрытом слоге. (приложение2)
IV.Опытно - экспериментальные мероприятия по проверке эффективности разработанной методики.
Экспериментальное исследование проводилось на протяжении трех лет с 20007 по 2010 годы на базе МАОУ Стрехнинская начальная школа. Цель исследования: апробация разработанной мной методики, направленная на обучение технике иноязычного чтения в процессе обучения младших школьников.
Исследование состояло из трех этапов:
Первый этап является констатирующий, который протекал с начало сентября по завершению декабря 2007 года. В ходе эксперимента были сформированы контрольная группа на базе учащихся 2"Б" класса и экспериментальная группа на базе 2 «А» класса. Необходимо отметить, что классы формировались без какого-либо отбора и количество детей одинаково. На первом этапе исследования с помощью школьного психолога и классных руководителей проходило обследования детей, в ходе которого было выявлено, что уровень детей контрольной группы и экспериментальной группы был одинаков. К моменту начала опытно-экспериментальной работы учащиеся уже приступили к изучению букв английского алфавита (были изучены согласные буквы), однако непосредственно к процессу чтения они не приступали. Таким образом, исходный уровень овладения навыками чтения – умением быстро воспроизводить звуки и понимать содержание прочитанного – был равен нулю.
Второй этап – формирующий. Он продолжался с января 2008 по сентябрь 2009 года. Его целью было спроектировать элементы собственного методического подхода, ориентированного на конкретный контингент учащихся и экспериментальным способом апробировать его. Практическая работа состояла из серии уроков (продолжительностью 45 минут) с использованием в экспериментальной подгруппе описанных выше приёмов. Успешность овладения навыками чтения на английском языке обеспечивалась не только этими приемами, но и целостным подходом к ученику как индивиду, субъекту познавательной, коммуникативной, игровой активности, личности, индивидуальности, что в настоящее время интерпретируется как антропологический подход к организации обучения иностранному языку в начальной школе.
В начале данного этапа отслеживалось концентрация внимания на поиске буквосочетаний: учащимся предлагался тест, необходимо было выписать буквосочетания. Срез знаний показал, что 5 учащихся в экспериментальной группе, что составило24% и 3 – в контрольной (13%) справились с заданием. Вывод: недостаточный уровень внимания. На протяжении формирующего и проверочного этапа активно велась работа по актуализации внимания к буквосочетаниям. Анализ срезов знаний показал, что уже по завершению формирующего этапа актуализация внимания к буквосочетаниям возрос (смотри диаграмму1). На проверочном этапе в контрольной группе я была вынуждена корректировать знания детей с помощью данной системы игровых приёмов.
Систематически проходили срезы знаний, направленные на определения правильности чтения гласных букв в открытом и закрытом слогах, а также и буквосочетаний. Результаты показали, что средний процент качества выполнения всех срезов знаний в экспериментальной группе резко повышается. (см.диаграмму2).
Третий этап – проверочный. На этом этапе была вновь проведена диагностика исследования умения правильно озвучивать графемы, учащимся обеих подгрупп было предложено задание прочитать слова, взятые из контрольных упражнений, только объём лексических единиц увеличился в полтора раза и составил72 слова с обозначенным промежутком времени в 3 минут. Анализ результатов показал, что 90,6 % детей (19 ребят) справились с заданием (для сравнения, в контрольной группе – 52%, т.е. 11 школьников);
С целью контроля понимания прочитанного учащимся было предложено задание прочитать неозаглавленный текст и выполнить следующие задания:
озаглавить текст;
выделить в тексте смысловые части;
изобразить то, о чем говориться в каждой части.
В экспериментальной группе полностью с заданием справились 60%, в контрольной же группе с правильно выполнили задание лишь 40%, что показано на диаграмме №2.
Повышение степени обученности и качества знаний в 4а классе свидетельствует о положительной динамике отслеживания показателей интеллектуальной самореализации.
( диаграмма4)
В классе, где я проводила эксперимент, снизилось количество обучающихся, работающих на репродуктивном уровне, а количество учащихся, способных выполнять задания творческого, интеллектуального и исследовательского характера, возросло. (диаграмма 5).
Данный подход побудил учащихся из экспериментальной группы (Матяшева Маргарита и Лужецкий Даниил) продолжить работу на уровне исследования. Матяшева Маргарита раскрыла исследование по теме:« Проникновение английского языка в русскую речь» на областном фестивале «Креатив». Лужецкий Даниил работал с темой: « Зачем нужен английский язык?». Учащиеся защищали свои работы в районном конкурсе «Шаг в будущее». Лужецкий Даниил занял первое место.
Таким образом, технология ДП предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают логическое, творческое мышление. Особое значение придается различным формам продуктивной деятельности учащихся и их самоорганизации в процессе обучения. В связи с этим изменяется и позиция учителя, который из преподавателя становится организатором деятельности учащихся и консультантом.
V. Заключение
Основная особенность деятельностного подхода к обучению заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными по сути.
Еще одной особенностью использования деятельностного подхода является то, что в процесс обучения эффективно включаются все компоненты учебной деятельности: учебные задачи, способы действия, операции самоконтроля и самооценки. Одновременно данная технология обучения существенно увеличивает прочность знаний и темп изучения материала без перегрузки учащихся, так как обеспечивает прохождение всех необходимых этапов глубокого и прочного усвоения знаний.
Деятельностный подход к обучению имеет преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного, так и с позиции качества усвоения знаний.
Приложение1
I.Упражнения, направленные на разучивание правил чтения:
1. Приём « Ходьба по болотным кочкам».
Выбираются из состава учащихся так называемые болотные кочки. Каждая «болотная кочка» получает определённое правило чтения, например: буква А в закрытом слоге даёт звук – [] –эй. Количество «кочек» зависит от количества правил. Каждая «болотная кочка» находится на «островке» (газете),которые располагаются на расстоянии друг от друга. Задача остальных учащихся: перебраться с одного края болота на другой с помощью «островков». Когда учащиеся прыгают на «островок» с «кочкой», то «кочка» начинает произносить правило. Ученик, попавший на «островок», быстро машинально повторяет данное правило. Некоторые дети не могут допрыгнуть до «островка» и попадают в болото. Они могут сидеть на корточках или на паласе. Их задача: самостоятельно запомнить все правила «кочек». Как только прошли все ребята по «кочкам», завязшие в болоте учащиеся на глазах у остальных начинают своё движение по «кочкам», вспоминая правила данной «кочки». В том случаи если ученик не может вспомнить данное правило, то он (она) обращаются к учащимся, которые ждут их на другом берегу болота. Они все вместе хором напоминают данное правило. Если ученик обращается к учащимся, то он (она) заново начинает своё движение по «кочкам».
2.Игровой приём «Ручеёк».
Учащимся на грудь помещают карточки (с помощью безопасных булавок) с буквосочетаниями и соответствующими им звуками, которые находятся на груди у других учащихся. Формируются две колоны хаотично, стоящие параллельно друг другу. Стоящие рядом друг с другом учащиеся берутся за руки и подымают их руки вверх. Водящий, который не имеет пары, начинает движение под поднятыми руками. Его задача – выбрать себе пару, вспоминая вслух правило того буквосочетания или звука того ученика, которого он (она) выбирает. Учитель при наблюдении может заметь , что некоторых учащихся не выбирают, то он шепчет сам правило на ушко водящему.
3. Соотнесите буквосочетания с соответствующими звуками. Даны два набора карточек: карточки с буквосочетаниями и карточки со звуками. .(приложение2)
А)Данные наборы перемешаны и помещены на доску.
Задача учащихся: соотнести буквосочетания с соответствующими звуками.
Б) Карточки данных наборов находятся на груди у других учащихся. Задача учащихся: найти пару, соотнося буквосочетания с соответствующими звуками.
В) игровой приём «Надень куклу».
Даны два набора: набор бумажных кукол и набор шапок. Карточки с буквосочетаниями и карточки со звуками находятся на груди у кукол и на шапках. Задача учащихся: соотнести буквосочетания с соответствующими звуками. (Девочки с удовольствием играют в данную игру, а для мальчиков можно предложить игру «Загрузи автомобиль»)
Г) Основываясь на данный принцип игрового приёма можно предложить учащимся игру «Найди шляпки для грибков». Набор грибков и шляпок может быть изготовлен как в плоской поверхности, так и в объёмной. (приложение1)
Д) Игровой приём «Собери грибы».
Если имеются в наличии объёмные грибы (можно попросить сделать учащихся в качестве домашнего задания), то наклейте надписи буквосочетаний на шляпки, а соответствующие звуки на ножки грибов.
Е) Игровой приём «Посади бабочки на цветки».
Карточки с буквосочетаниями и карточки со звуками находятся на цветках и бабочках. Задача учащихся: соотнести буквосочетания с соответствующими звуками. Целесообразно иметь в наличии для каждого ученика набор цветков и бабочек.(приложение3)
Ё) Игровой приём «Разложи грибы в лукошко»
Принцип тот же.
4. Игровой приём «Колоны».
Формируются две колоны хаотично, стоящие параллельно друг другу. Можно построить колоны вдоль парт. Учащиеся поочерёдно направляются друг к другу и рассказывают только что выученное правила чтения или те правила, которые попросит учитель, стоящий рядом. Остальные учащиеся внимательно слушают и запоминают. Целесообразно провести диктант после данного приёма.
5. Игровой приём «Передай правило».
Учитель подходит к любому ученику сообщает правило, к примеру буква А в открытом слоге читается как– [] –эй, а ученик передаёт данное правило любому ученику. Остальные ученики внимательно слушают и проговаривают про себя.
6. Игровой приём «Составь буквосочетание».
Каждая девочка получает карточку с гласной буквой, а мальчики с согласными буквами. Ведущему надо составить буквосочетания и назвать звуки данного буквосочетания
7. Игровой приём «Лото».
Каждому ученику выдаётся карточка с буквосочетаниями.( в приложение2 таб.№4) Бочонки в лототроне сделаны из жёлтой упаковки киндеров-сюрпризов. Ведущий крутит лототрон, вытаскивает бочоночек и произносит звук. Учитель записывает произнесённые звуки. Можно использовать в качестве контроля.
8. Игровой приём «Раскрась правильно картинку» (приложение4)
Учитель записывает на доске коды цветовой гаммы, например зелёный-[ u: ] ( если ученики знают хорошо цвета на английском языке, то можно использовать английское обозначение цветов. Учитель выдаёт учащимся один и тот же рисунок (не забудьте нанести на каждую раскрашиваемую поверхность надписи буквосочетаний, например оо.) Кто раскрасит первым и правильно, тот и побеждает.
9.Игра «Подбери себе пару».
Учащиеся выбирают себе киндер-сюрприз. Задача учащихся: найти пару, соотнося буквосочетания с соответствующими звуками. В наборе существует одно несоответствие между буквосочетанием и звуком. Те учащиеся, которые имеют данное несоответствие получают приз. Но они должны выяснить это раньше, чем образуется последняя пара.
10.Игра «Уступи место в автобусе».
А)Все учащиеся сидят за своими партами. В игре не участвует только тот учащийся, который не имеет пары за партой. Каждый ученик получает карточку с буквосочетанием и соответствующим звуком. Сидя в паре, учащиеся рассказывают правила друг другу. (Можно предложить учащимся только звук или буквосочетание.) Если имеются в наличии карточки у ребят, то они меняются ими. После обмена карточками учащиеся должны восстановить в памяти правило своего соседа. После сообщения учащиеся начинают движение: учащиеся на первом варианте двигаются строго вперёд, а учащиеся на втором варианте - строго назад, учащиеся, сидящие на последней и первой парте, меняются вариантами. Работа в парах заканчивается только тогда, когда ученики возвращаются на свои места. Карточки должны вернуться тоже.
Б) На уроках введение нового правила по обучению техники чтения допускается наклеивание карточек с уже изученными правилами на парты. Учащиеся их просто проговаривают. Место с новым правилом считается королевским, поэтому игру я называю «Посети королевское место».
Целесообразно после данных игр проводить диктанты.
11.Игра «Передай по кругу».
Учащиеся сидят в кругу. Если учащихся больше 20, то лучше образовать два круга. Руки у учащихся лежат на коленках у рядом сидящих учащихся. Задача учащихся: проговорить правило, например: буква А в открытом слове читается как [] эй, и хлопнуть по колено соседнего ученика.
Приложение2
Сказка о классных гласных.
В некотором царстве - в некотором государстве жили - были шесть прекрасных красавец. Их имена были очень странные:A, U, Y, I, O, E. Люди, которые жили в этом государстве, были добрые, открытые и гостеприимные, поэтому двери данного царства всегда были открытыми. Красавицы притягивали к себе внимание не только своей красотой, но и превосходным пением. Правда песня каждой красавицы состояла из одного слова, каждая из них напевала совё имя. В саду около большого куста роз распевалась U –йу,йу,йу,йууу (учитель напевает на свой вкус). В центре государства находилось маленькое озёрце, а над озерцом располагался маленький хрустальный мостик,с которого постоянно доносилось иииииии. Yи I были двоюродными сёстрами,поэтому и песню они пели одну и тоже ай,ай,ай.аййййй. А всегда гуляла около ворот и окрикивала незнакомцев, идущих мимо, приглашая их в своё царство. Государство было окружено дубовым лесом. О постоянно гуляла по лесу и напевала:оу.оууу,оу,ооу.
Вблизи этого царства находилось тёмное царство. Двери этого царства постоянно были закрыты.В нём жили два классных – согласных мальчиша - кибальчиша. Они постоянно захватывали в плен одну из красавиц. Когда красавица попадала в плен, она задыхалась, так как там не было свежего воздуха. Что касается пения, то оно не было столь мелодичным и протяжным. Бедные “певицы” от страха потеряли свой голос, не до песен им стало. Оно было похоже на одиночный звук.
O издавала звук: « О».
А хотела позвать незнакомцев, которые проходили мимо, стала кричать, но получилось: « Э».
Е хотела ей помочь, но тоже получилось только : « Э».
Сёстры Yи I стали икать: « И».
U произнесла странный звук: «А».
Русский стражник их всегда выручал. Он жил неподалёку от тёмного мрачного царства. Злая ведьма его заколдовала, поэтому он был немой. Обрадовались тогда английские гласные, что у них появилась возможность петь и сочинили для вас такой стишок:



Диаграмма1
Анализ срезов знаний по актуализации внимания к буквосочетаниям на формирующем и проверочном этапах.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Диаграмма2
Средний процент качества выполнения всех срезов знаний, направленные на определения правильности чтения гласных букв в открытом и закрытом слогах, а также и буквосочетаний.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Показатели контроля понимания прочитанного. Диаграмма3 13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Таблица 1
Результаты исследования психологического состояния обучающихся 4а на уроках, реализующих деятельностный подход, в сравнении с традиционным уроком.
Виды эмоций
Традиционный урок
( %)
Урок с ДП (%)

Положительные

Радость
41
58

Уверенность
18
46

Удовлетворение
32
64

Любопытство
26
72

Удивление
23
68

Отрицательные

Страх
11
1

Скука
28
7

Беспокойство
16
3









Диаграмма 4
Показатель степени обученности и качества знаний в 4а классе.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

Диаграмма5 Уровень исследования репродуктивной деятельности обучающихся 4а класса.


13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Если будет на конце
Русская немая е,
Нас в словах произносите,
Словно буквы в алфавите.



Root Entry