Конспект урока по информатике и ИКТ 8 класс на тему: Программное обеспечение и его виды


ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
«Программное обеспечение и его виды»
1. Ф.И.О. Бекбулатова Ольга Валериевна
2. Место работы ГБОУ ООШ пос.Романовка
3. Должность: учитель информатики и ИКТ
4. Предмет: Информатика и ИКТ
5. Класс: 8
6. Тема и номер урока в учебнике: «Программное обеспечение и его виды» №9
7. Базовый учебник: Босова Л.Л. Информатика: учебник для 8 класса
8. Цель и задачи урока:
Цель урока – Развитие и систематизация представлений учащихся о программном обеспечении персональных компьютеров, организация продуктивной деятельности школьников направленной на достижение ими:
1) предметных результатов:
- понимание понятия программы и «программного обеспечения», структуры программного обеспечения, его виды;
- развитие представлений о развитие достоинств и недостатков программного обеспечения;
- развитие умений анализировать значимость программного обеспечения в различных сферах деятельности;
- формирование у учащихся целостного восприятия учебного материала;
- развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий;
- способствовать развитию моторной и смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать теоретический материал, формированию поисковой самостоятельности и  коммуникативных качеств  учащихся.
2) метопредметных результатов:
рефлексивной
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- оценивание своих учебных достижений.
3) Личностных результатов:
1) иметь собственное мнение;
2) умение учиться самостоятельно;
3) умение хорошо говорить и легко выражать свои мысли;
4) учиться применять полученные знания и навыки к решению новых проблем;
5) воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности,
6) дисциплинированности, усидчивости.
7) формирование информационной грамотности учащихся.
8) развитие творческого потенциала и любознательности.
9) воспитывать ответственное отношение к интеллектуальной собственности с учётом этических и правовых норм;
10) формировать компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением
9. Тип урока: изучение нового материала
10. Формы работы учащихся:
- проверочная самостоятельная работа
- самоконтроль;
- работа в группах;
- индивидуальная
11. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап урока Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) Деятельность ученика Время
(в мин.)
1 2 3 5 6 7
1 Организационная часть урока Мотивация ученик. Постановка целей урока. Совместный выбор плана урока. 1 мин
2 Актуализация знаний учащихся Ресурс
Лаборатория "Взвешивания"
(N 156433)
Вид ЦОР: интерактивное задание
№1 Демонстрация задания Выполнение задания учителя и 1-2 задач заданных в качестве домашнего задания на прошлом уроке.
(оценивание наиболее интересных задач составленные учащимися)
5 мин
3 Изучение
нового материала
Ресурс
Прикладное программное обеспечение
(N 119242)
Вид ЦОР:
презентация
№2
Постановка темы урока
Демонстрация структуры программного обеспечения (общая)
Записывают тему урока в рабочую тетрадь.
Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.
Записывают в тетрадь определение программного обеспечения компьютера. 15 мин
Ресурс Операционная система
(N 119104)
Вид ЦОР:
презентация
№3
Ресурс Прикладное программное обеспечение
(N 119242)
Вид ЦОР: презентация
№4
Ресурс
Системы программирования
(N 119289)
Вид ЦОР: презентация
№5 Учитель объясняет понятие системного ПО.
Учитель объясняет понятие прикладного ПО
Учитель объясняет понятие систем программирования
Во время просмотра структуры программного обеспечения, учащиеся задают вопросы по неизвестным им ранее программам. 4 Закрепление
изученного материала Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система
№6
Учитель делит класс на группы. Каждая группа получает задание.
(используется педагогическая технология «Портфель»)
Анализирует результаты работы выполнения учащимися заданий
Учащиеся знакомятся с заданием, выполняют его используя ФЦИОР.
(учащиеся более подробно рассматривают структуру программного обеспечения)
15 мин
5 Подведение
итогов урока Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система
№7, №8 Определяет ЭОР К-типа, предъявляет его в виде открытой образовательной модульной мультимедийной системы
(вместе с учителем, фронтальная работа) Выполняют задание 3 мин
Домашнее задание Ресурс
Домашнее задание N 7
(N 119281)
Вид ЦОР: Текст/Текст с иллюстрациями
№9, №10
Учитель демонстрирует на экране вопросы домашней работы и поясняет их выполнение (1в. и 5 в. развёрнутый ответ)
Творческое задание по теме: История развития операционных систем используя ФЦИОР
(дифференцированный подход к выполнению домашней работы) Учащиеся записывают их в тетрадь
1 мин
Приложение к плану-конспекту урока
Тема: «Программное обеспечение и его виды»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
1№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Ресурс
Лаборатория "Взвешивания" (N 156433) презентация Лаборатория предназначена для решения двух типов задач на взвешивание http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a5e0c83c-ef4a-463a-a1e2-a2101a54096d/?interface=teacher&class=51&subject=19 2 Ресурс: Прикладное программное обеспечение
(N 119268) презентация Иллюстрация общей структуры программного обеспечения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca600f39-387b-420b-ad91-7ef216b736a2/?from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66& 3 Ресурс Операционная система
(N 119104)
презентация Иллюстрация системного программного обеспечения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/74d4576e-80eb-482e-9c42-c641d850d879/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&4
Ресурс: Прикладное программное обеспечение
(N 119242) презентация Иллюстрация прикладного программного обеспечения http://school-collection.edu.ru/catalog/res/43258ccd-0622-42ea-866b-7274f7ac235a/?from=a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0&5 Ресурс
Системы программирования
(N 119289)
презентация
Иллюстрация системы программирования http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f5500327-3901-46f3-9c62-f26b4eedadf5/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&6 Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Открытая образовательная модульная мультимедийная система
Текст /практика (основные функции операционной системы)
http://fcior.edu.ru/card/28629/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html7 Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Открытая образовательная модульная мультимедийная система Текст/практика (системы программирования) http://fcior.edu.ru/card/23468/sistemy-programmirovaniya.html8 Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Тип ресурса: Открытая образовательная модульная мультимедийная система Текст с иллюстрациями Тестовая работа
(основные функции ОС) http://fcior.edu.ru/card/28601/osnovnye-funkcii-i-sostav-operacionnoy-sistemy.html9 Ресурс
Домашнее задание N 7
(N 119281)
Текст/Текст с иллюстрациями
Бланк-задание. Фрагмент рабочей тетради.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/eade4eb0-5030-4f73-8fff-44eb5cb78383/?from=e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034&10 Ресурс Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Текст Информационный материал по теме «История развития и классификация операционных систем» http://fcior.edu.ru/card/29432/istoriya-razvitiya-i-klassifikaciya-operacionnyh-sistem.html