Программа курса по выбору В царстве смекалки
Пояснительная записка
Программа курса по выбору «В царстве смекалки» составлена на основе учебного пособия «В царстве смекалки» (Игнатьев Е.И.), разработана в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 3 ( рассчитана на 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю).
Курс предназначен для учащихся 6 класса, введен в соответствии с запросом учащихся и их родителей.
Необходимость введения данного курса обусловлена тем, что занятия внеурочной деятельности по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать обучающимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника. В дальнейшем ставятся цели, наиболее актуальные сегодня при переходе к профильному обучению.
Учебный курс направлен на достижение следующей цели: развитие логического мышления, раскрытие творческих способностей ребенка, воспитание твердости в пути достижения цели, привитие интереса к предмету.
Задачи курса: - развивать у обучающихся логические способности; - формировать пространственное воображение и графическую культуру; - прививать интерес к изучению предмета; - расширять и углублять знания по предмету; - выявлять одаренных детей; - способствовать формированию у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культуру личности.
При разработке курса учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня. Программа курса направлена на расширение и углубление знаний по предмету.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7, 8 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний. Программа состоит из девяти разделов, включенные вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия планируется проводить в форме: бесед, лекций, комбинированных уроков в сочетании с играми, уроков-практикумов. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности. На каждом занятии обязательно рассматриваются занимательные задачи и исторический материал по темам. Учащиеся выступают с сообщениями по избранному вопросу, защищают решенные индивидуально задачи, что и является результатом промежуточной аттестации. Итоговая аттестация предусмотрена в виде проверочной работы (пяти бальная шкала оценивания).
На лекционных и практических занятиях используются объяснительно–иллюстративный и репродуктивный, а также частично - поисковый методы обучения. Предполагается применение следующих технологий: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, использование ИКТ.
Прогнозируемые результаты обучения
Учащиеся, посещающие данный курс, в конце учебного года должны уметь: - находить наиболее рациональные способы решения логических задач, используя при решении таблицы и «графы»; - оценивать логическую правильность рассуждений; - распознавать плоские геометрические фигуры, уметь применять их свойства при решении различных задач; - решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов; -уметь составлять занимательные задачи, кроссворды, ребусы, задачи-шутки, математические сказки;
· - применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач; - применять полученные знания при построениях геометрических фигур и использованием линейки и циркуля; - применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.
Учебно-тематический план
п/п
Раздел
Количество часов
всего
теория
практика
1
Некоторые приёмы устных вычислений
4
0,5
3,5
2
Игры с числами и предметами
2
0,5
1,5
3
Числовые множества
6
0,5
5,5
4
Сказки и старинные истории
4
0,5
3,5
5
Логика и смекалка
3
0,5
2,5
6
Геометрические софизмы и парадоксы
2
0,5
1,5
7
Геометрия путешествий
6
0,5
5,5
8
Комбинаторные задачи с квадратами
4
0,5
3,5
9
Лабиринты, числовые ребусы (криптограммы)
3
0,5
2,5
Итого
35
4,5
30,5
Содержание учебного курса
Раздел, тема
Количество
часов
1
Некоторые приёмы устных вычислений.
Признаки делимости натуральных чисел на 2, 3, 5, 9, 10.
Умножение двузначного числа на 11.
Умножение и деление чисел натуральных чисел на 25, 50, 75, 125
4
2.
Игры с числами и предметами Запись натурального числа с помощью нескольких натуральных чисел и знаков арифметических действий. Детская пирамида.
2
3
Числовые множества.
Числовые головоломки. Решение задач с конца. Знаете ли Вы проценты? Арифметическая викторина. В мире чисел (системы счисления).
6
4.
Сказки и старинные истории.
Некоторые старинные задачи. Восстановление записи. Задачи на дележ.
4
5
Логика и смекалка
Проверка внимания. Взвешивания. Переливания. Задачи «на части»
Задачи на «движение».
3
6
Геометрические софизмы и парадоксы.
Задачи с лишним условием. Задачи на нахождение ошибки. Задачи на отрицание.
2
7
Геометрия путешествий.
Задача Эйлера. О фигурах, вычерчиваемых одним росчерком. Разрежьте правильно на части. Задачи на нахождение площади фигуры. Центральная и осевая симметрии.
6
8
Комбинаторные задачи с квадратами.
Задачи на расстановку чисел в квадрате. Шахматный матч.
4
9
Лабиринты, числовые ребусы (криптограммы).
3
Итоговое занятие
1
35ч.
Средства обучения
Технические средства обучения:
1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
2. Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию.
3. Подборка ЦОР.
Информационно-коммуникативные средства:
1.Справочные материалы.
2.Тематические презентации.
Перечень дополнительной литературы
Литература для учителя:
1. Галкин, Е.В. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.2. Депман, И.Я. Виленкин, Н.Я. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1995 г.3. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. – М., «Наука», 1994 г.. 4. Кононов, А.Я. «Математическая мозаика», М., 2004 г.5. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроке математике. М., 1998г.6. Нагибин Ф.Ф. Пособие для учащихся «Математическая шкатулка». М., 1988г.Литература для учащихся:
1. Депман, И.Я. Виленкин, Н.Я. «За страницами учебника математики»: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1995г. 2. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки. – М., «Наука», 1994 г. 3.Нагибин Ф.Ф.Пособие для учащихся «Математическая шкатулка». М., 1988г.4.Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2006г.
Интернет- ресурсы:
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Методики игровой педагогики. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа : [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Заголовок 115